УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: Э. ШИМ «ЧЕМ ПАХНЕТ ВЕСНА»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
Э. ШИМ «ЧЕМ ПАХНЕТ ВЕСНА»
Предметные цели урока:
- подвести учащихся к пониманию содержания рассказа Э. Шима «Чем пахнет весна»;
- развивать навыки осознанного чтения, устную и письменную речь;
-воспитывать любовь к родной природе.
Метапредметные цели урока:
Познавательные - формировать умение отыскивать причины явлений, умение моделировать, умение находить необходимую информацию для выполнения задания;
Регулятивные - формировать умение оценивать правильность выполнения заданий, развивать рефлексивное мышление;
Коммуникативные - формировать умение работать в группах, умение строить речевое высказывание.
Личностные цели урока: формирование у учащихся эстетического чувства – умение видеть красоту весенней природы, осознавать взаимосвязь и закономерности явлений природы.
Средства обучения:
– Л.А. Ефросинина. Учебник «Литературное чтение» 2 кл.
Л.А.Ефросинина. Литературное чтение: рабочая тетрадь для учащихся 2 кл.
Дополнительные источники (биография автора, исследовательские бланки, карточки-задания, ИКТ)
– Компьютерная презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
e.shim_chem_pahnet_vesna.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
Э. ШИМ «ЧЕМ ПАХНЕТ ВЕСНА»
Учитель начальных классов
Некипелова Светлана Павловна
Предметные цели урока:
- подвести учащихся к пониманию содержания рассказа Э. Шима «Чем пахнет весна»;
- развивать навыки осознанного чтения, устную и письменную речь;
-воспитывать любовь к родной природе.
Метапредметные цели урока:
Познавательные - формировать умение отыскивать причины явлений, умение моделировать, умение находить необходимую информацию для выполнения задания;
Регулятивные - формировать умение оценивать правильность выполнения заданий, развивать рефлексивное мышление;
Коммуникативные - формировать умение работать в группах, умение строить речевое высказывание.
Личностные цели урока: формирование у учащихся эстетического чувства – умение видеть красоту весенней природы, осознавать взаимосвязь и закономерности явлений природы.
Средства обучения:
- Л.А. Ефросинина. Учебник «Литературное чтение» 2 кл.
Л.А.Ефросинина. Литературное чтение: рабочая тетрадь для учащихся 2 кл.
Дополнительные источники (биография автора, исследовательские бланки, карточки-задания, ИКТ) - Компьютерная презентация.
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их, они учат вас! (слайд1)
-Как вы понимаете эти строки?
- Пусть этот урок принесёт вам радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами.
- Сегодня мы работаем в группе.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- Отгадайте загадку и тогда вы узнаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнёт –
В лесу подснежник
Расцветёт.
(Весна)(слайд2)
- Совершенно верно. А как вы думаете, почему именно весне посвящен урок литературного чтения? (Потому что мы изучаем произведения о весне.)
- Вспомним изученные произведения о весне. Назовите произведения, которые соответствуют следующим моделям:
(слайд3)
К 1 модели –А Пушкин «Гонимы вешними лучами
Ко 2 модели – А. Чехов «Весной»
К 3 модели – Н. Сладков «Снег и Ветер», Н. Сладков «Проталина»
-А с какими произведениями мы познакомились на прошлом уроке?
-Каждая группа работала над своим творческим домашним заданием. Сейчас мы посмотрим, как справились с заданием ребята 1 группы.
(1 группа представляет рисунки к произведению С. Маршака «Весенняя песенка» и читает стихотворение наизусть.)
- Смогли дети своими рисунками и чтением стихотворения передать весеннее настроение стихотворения С. Маршака?
- А сейчас свою творческую работу представят ребята 2 группы. ( 2 группа инсценирует произведение «Снег и ветер»)
-Удалось ли детям передать образы тающего снега и радостного весеннего ветерка?
III. Выявление места и причины затруднения.
- Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями о весне.
- Какие цвета в природе весной мы наблюдаем? А какие самые приметные?
(Самые приметные цвета весной – ярко-голубой и зелёный.)
- Полюбуйтесь красками весны. (слайд4)
- Какие звуки в природе весной мы слышим?
(Пение птиц, журчание ручейков, жужжание насекомых.)
- Послушаем звуки ранней весны.
- А чем пахнет весна? Какие запахи в природе весной мы чувствуем? (Запах свежести, запах цветов.)
- А вот как ответил на этот вопрос Э. Шим, мы узнаем, если прочитаем его произведение «Чем пахнет весна?».
IV. Построение проекта выхода из затруднения
- Посмотрите на экран. (слайд5)
Эдуард Юрьевич Шим (настоящая фамилия — Шмидт) (1930—2006) — русский писатель, драматург. Родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Во время войны эвакуирован, вырос в детском доме. С 16 лет работал, переменив множество занятий.
Шим — хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов.
- Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?
(познакомиться новым произведением, понять, о чем нам хотел рассказать автор, узнать много красивых слов, узнать о чувствах автора,)
- Я прочитаю произведение, а вы постарайтесь представить картину, описанную автором, и ответить на вопрос: Почему Шим так озаглавил своё произведение?
V. Реализация построенного проекта.
- Какое чувство вызывает произведение? (Радости, счастья)
- Какие образы представились?
- Какие звуки вы услышали?
- Чем пахнет весна, по мнению автора? (запах цветов- подснежников)
Моделирование обложки в группе
Учитель. Откройте учебники на стр.105. Найдите и прочитайте фамилию автора и заголовок.
- Обсудите в группе и смоделируйте обложку данного произведения ( на каждом столе лежит альбомный лист и цветные карандаши).
(Учащиеся выполняют модель обложки)
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Охарактеризуйте свою обложку.
( Это рассказ, о природе, автор Э. Шим, название «Чем пахнет весна».)
- Почему вы считаете, что это рассказ?
(По форме записи - это не стихотворение.
Все это могло произойти на самом деле, значит это рассказ.)
-Молодцы, все правильно сделали. Ребята, сравните вашу обложку с предлагаемой. Исправьте ошибки, если они есть. (слайд6)
Физминутка(Дыхательная гимнастика перед чтением стоя)
- Представьте себя апрельским ветерком. А теперь подуйте сильно, чтобы разогнать весь снег. А теперь рывками, чтобы сдуть последние снежинки.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Прочитайте рассказ про себя. Сделайте для себя пометки, где Шим описывает признаки весны.
- Назовите признаки весны, описанные в этом произведении.
- А вот ребята 3 группы проводили исследование. Они наблюдали за весенними изменениями в апреле. Поделитесь своими наблюдениями.
- Какая главная мысль рассказа? Что хотел рассказать вам Э. Шим? (О том, что настоящей весной пахнет тогда, когда появляются первые подснежники.)
-Ребята, я предполагала, что вы можете ответить по-разному. Какой из моих вариантов совпадает с вашим выводом?(слайд7)
• чтобы сообщить, что пришла весна;
•чтобы привлечь внимание читающего к приметам и краскам весны;
•чтобы узнать, чем пахнет весна.
.VIII. Включение в систему знаний и повторение.
-Идёт Весна-Красна и одаривает нас первыми цветами. Самый храбрый из них – подснежник. Творческое задание о цветах-первоцветах выполнили ребята 4 группы.
Ученик 1. Цветок весны, идущий к нам по снегу, -
Простой цветок, но сколько он несёт
Добра и радости, и счастья человеку!( В. Иванов)
Ученик 2. Русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиту у солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.
Ученик 3.
На поля дохнуло ветром вешним,
Ивы распушились за прудом.
У тропинки маленький подснежник
Загорелся синим огоньком.
Закачался, слабенький и гибкий,
Удивлённо радуясь всему.
И в ответ с приветливой улыбкой
Солнце улыбается ему.
С. Красиков
Ученик 4
Первые весенние цветы-первоцветы: пролеска голубая, мать-и-мачеха, медуница, чистяк весенний (слайд9-12)
Многие из них занесены в Красную книгу. Не забывайте об этом, не рвите цветы, не топчите их, а наслаждайтесь красотой, просто созерцая их.
Физкультминутка
- А сейчас мы отдохнем. Представьте, что мы в весеннем лесу. Поднимите руки вверх, потянитесь – это солнышко взошло. А теперь покачайте руками – это весёлый ветерок пробежался среди деревьев. Пошевелите пальчиками – это листочки на деревьях радуются теплу. Сели на свои места. Послушали весеннюю музыку.
Деление текста на смысловые части, составление плана.
(работа в группе)
- Как вы думаете, на сколько частей можно поделить это произведение?
- Проверьте, пожалуйста, правильно ли составлен план?
- С помощью цифр укажите последовательность событий в соответствии с описанием в тексте.
1. Разговор с мамой.
2. Улыбка весны.
3. Голос весны.
4. Первые подснежники.
- Прочитаем отрывки из произведения, которые соответствуют плану. Обратите внимание, в тексте есть вопросительные и восклицательные предложения.
- Существует множество пословиц о весне. Ребята 5 группы тоже выполняли творческое задание. Расскажите, какие интересные пословицы и приметы о весне вы нашли.
-А я вам тоже приготовила задание. «Собери пословицы»
Как в марте зима не злится, снегогон, водолей, соковик.
Апрель – а весне покорится.
Апрель с водою – лето в гости ожидает.
Май леса наряжает – май с травою.
-Прочитаем получившиеся пословицы.
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
- С каким произведением мы познакомились?
- Какая главная мысль рассказа? О чём главном хотел рассказать вам Э. Шим?
( О том, что настоящей весной пахнет тогда, когда появляются первые подснежники.)
-Смогли ли мы научится чему-либо у этого произведения?
- Ребята, а сейчас я вам предлагаю оценить работу своей группы. Если вы узнали для себя что-то новое и хорошо поработали на уроке, то прикрепите на лесную полянку подснежник, который расцвел, а если вы мало поработали – то подснежник, который ещё бутон. Комментируйте, почему вы взяли именно этот подснежник.
Домашнее задание
(показ слайда13)
-Выберите для себя домашнее задание:
Задания в тетради с.60
подготовить выразительный пересказ текста;
нарисовать весну
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....
технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)
материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»» УМК Школа России"
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»»...
Урок литературного чтения 2 класс по теме : «Весна в прозаических произведениях» (на основе рассказа Н.Сладкова «Весенние ручьи»)
Цели и задачи урока : 1. Познакомить учащихся с произведением Н.Сладкова «Весенние ручьи» расширяя читательский кругозор и обогащая сло...
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....
План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"
В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....