Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»» УМК Школа России"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_3.docx | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОСПЕКТ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»»
Цель деятельности учителя: расширять представления учащихся о творчестве поэтов: С.А.Клычкова и Б.Л.Пастернака; ознакомить со стихотворениями «золотая осень» и «Весна в лесу»; формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление; развивать поэтический слух детей; накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности; воспитывать художественный вкус.
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомиться с биографией С.А.Клычкова и Б.Л.Пастернака
- познакомиться со стихотворениями Б.Л.Пастернака «Золотая осень» и С.А. Клычкова «Весна в лесу»
Личностные:
- развивать творческое и воссоздающее воображение.
Оборудование: учебник «Школа России» 4кл. 2ч., презентация.
Тип урока: открытие нового знания
Этап урока Методы и приёмы | Хроно-метраж | Содержание урока | УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный метод: приветствие класса; организация работы со словами Толстого | 1 мин. | - Здравствуйте, ребята. - Улыбнулись друг другу, и продолжаем урок с хорошим настроением. А настроение хорошее ещё и потому, что за окном наступила весна. - Прочитайте слова А. Толстого и предположите тему сегодняшнего урока: «Всё весны дыханием согрето, Всё кругом и любит и поёт» А. Толстой. – Какие чувства и какое настроение вызывает у вас это время года? - Почему возникают именно такие чувства и такое настроение? Чему мы радуемся весной? - Сегодня мы будем говорить о весне и познакомимся с новым стихотворением. | -Приветствовать учителя. -Читать, анализировать -Отвечать на вопросы | Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками |
II. Актуализация знаний и мотивация Практический метод: работ с головоломкой | 2 мин. | - Прочитайте только буквы и вы узнаете название раздела, который мы начнём изучать на уроках литературного чтения. 1П2О3Э1Т3И1Ч54Е79С9К0А7Я4 Т7Е3Т5Р2А4Д6Ь7 -Правильно. Это поэтическая тетрадь. - Сегодня мы начнём изучать новый раздел «Поэтическая тетрадь», ознакомимся с творчеством таких авторов как: Б.Л. Пастернака и С.А.Клычкова, с их стихотворениями «Золотая осень» и «Весна в лесу» и попробуем увидеть краски, которые рисуют поэты с помощью слов, и услышать звуки живой природы. | - Слушать задание -Определять тему урока. | Р.: принимают и сохраняют учебную задачу. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания. |
III.Постановка учебной задачи Словесный метод: беседа | 2 мин. | - Красота природы во все времена годы была источником вдохновения для поэтов, музыкантов и художников. -Прочитайте первое стихотворение на слайде: Листьям - время опадать, Птицам - время улетать, Грибникам – блуждать в тумане, Ветру- в трубах завывать, Солнцу- стынуть, Тучам- злиться, Нам с тобой- идти учиться. - О каком времени года говориться? (Об осени) - Хорошо. Прослушайте текст и скажите, о каком времени года здесь говорится. - В это время в небе сияет солнышко, его ласковые лучи посылают на землю тепло. Природа веселеет. Снег тает, бегут весёлые ручьи, на реках- ледоход. Прилетают первые птицы. Скоро оживут леса, поля. Деревья наденут новый зелёный наряд. А птицы начнут вить гнёзда. - О каком времени года здесь говорится? (О весне) -Кто теперь скажет, с какими двумя временами года мы сегодня познакомимся? (С осенью и весной) | Слушать -отвечать на вопросы | Р.: осмысляют учебный материал; К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. |
IV. Открытие нового знания Словесный метод: слово учителя Практический метод: работа со стихотворением | 5 мин. | - Откройте ваши учебники на странице 114. -С каким автором мы познакомимся? -Правильно. Мы познакомимся с биографией Бориса Леонидовича Пастернака. Поэт, мастер слова, также не мог равнодушно относиться к осени. Он глубоко понимал мир природы, умел донести до читателя звуки и краски осеннего леса, которые сам увидел и услышал. С красками и музыкой он был знаком с детства, ведь его отец был художником, а мама – пианисткой. Сам поэт был очень разносторонним человеком: писал музыку, в совершенстве владел несколькими языками. А за свою писательскую деятельность Пастернак получил почётную Нобелевскую премию. - Прослушайте стихотворение. - Какие картины вы представили себе, слушая стихотворение? -Что можно сказать о чувствах поэта к своей Родине? -Прочитайте стихотворение самостоятельно. -Какие слова вам непонятны из стихотворения? 1) Чертог (уст.)- великолепное убранство 2) Просека- дорога, узкая полоска в лесу 3) Флигель- постройка сбоку главного здания, или дом во дворе большого задания. - Давайте разберём содержание стихотворения поподробней. - Куда попадает читатель? (В залы) -Почему автор сравнивает осень с залами? -Куда переносит нас поэт после залов? (В осенний двор) | -Работать с учебником -Знакомство с биографией -Слушать стихотворение. -Отвечать на вопросы -Работать с незнакомыми словами | Р.: контроль, коррекция выводов |
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный метод: рассказ учителя Практический метод: работа со стихотворением | 5 мин. | - Хорошо. Сегодня на уроке мы также познакомимся с биографией Сергея Антоновича Клычкова. Сергей Антонович Клычков (настоящая фамилия Лешенков) – русский поэт, прозаик и переводчик, родился в деревне Дубровки. Родители поэта были выходцы из крестьян-старообрядцев, отец занимался сапожным ремеслом. Клычков учился на филологическом факультете в Московском университете, затем на юридическом факультете. Но образование не окончил по причине финансовых затруднений. Принимал участие в революции, был знаком с Максимом Горьким, писал стихи на революционные темы. Заметной публикацией стала первая подборка стихов в журнале "Антология", которая вышла в 1911 году. Весной 1913 года он совершил паломничество в монастырь около города Дмитров и в тот же год в монастырь на озеро Светлояр. Затем отправился на фронт Первой мировой войны, закончил войну в звании прапорщика. - Давайте прочитаем его стихотворение на странице 116-117. -Понравилось вам стихотворение? -Какие картины изображает поэт? | -Знакомство с биографией -Слушать стихотворение | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
VI.Включение в систему знаний Практический метод: самостоятельная работа с непонятными словами | 5 мин. | - Сейчас вам нужно прочитать стихотворение самостоятельно и выполнить задание. Подчеркните карандашом слова, значение которых вы не знаете. - Справились с заданием? -Давайте разберём непонятные слова: 1) Утренник- утренняя заря 2)Опушка- начало или конец леса 3) Рудный ствол- растущий на сухих местах 4) Яр- обрывистый берег реки 5) Никнет- опускается, пригибается 6)Истома-чувство приятной расслабленности 7)Сои- сойки. -Хорошо. Давайте посмотрим, как вы поняли стихотворение. -Как поэту удаётся показать, что наступает вена и природа оживает? -Какие чувства передаёт автор? -Кого мы встречаем в лесу? -Какая весна у Клычкова? -Какое самое красивое образное выражение из стихотворения вам запомнилось? | - Читать стихотворение -Объяснять непонятные слова -отвечать на вопросы | Р.: осмысляют учебный материал; К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
VII. Рефлексия деятельности (по продукту) Словесный метод: подведение итогов, объяснение домашнего задания | 1 мин. | - Скоро прозвенит звонок и закончится урок. -Оцените свою работу на уроке. -Запишите домашнее задание: выучить на выбор одно стихотворение из изученных на уроке, нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений. | -Подводить итог урока - Записывать домашнее задание | Л: самооценка; П.: рефлексия способов и условий действий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Борис Пастернак.Золотая осень"
Урок литературного чтения направлен на развитие у учащихся ИКТ компетентности....
Конспект по литературному чтению Класс: 3 Тема урока: поэтическая басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица».УМК Система Занкова
Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить с поэтической басней.Задачи :Познакомить с поэтической басней, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находит...
Конспект урока в 4 классе по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах" (УМК "Школа России")
Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах"...
Конспект урока литературного чтения "С.А. Клычков "Весна в лесу" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством С.А Клычкова; умение видеть в природе прекрасное с помощью поэзии и изобразительного искусства.Планируемые результаты:Предметные: ...
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему Борис Пастернак "Золотая осень"
Данном конспекте урока литературного чтения 4 класса по теме "Б. Л. Пастернак "Золотая осень"" написаны все этапы урока, в соответствие с требованиями ФГОС НОО (организационный мом...
Конспект урока литературного чтения А.П. Платонов «Ещё мама». Выборочный пересказ эпизодов, замена диалогов косвенной речью. (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: совершенствование навыков чтения по произведению А.П. Платонова «Ещё мама»; навыков работы с текстом.Планируемые результаты:Предметные:...
Конспект урока литературного чтения «С.Чёрный. «Живая азбука». Ф.Кривин. «Почему «А» поётся, а «Б» – нет.» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением «Живая азбука», «Почему «А» поётся, а «Б» – нет.»...