Урок литературного чтения по теме "Л.Н.Толстой "Лев и собачка" (3 класс)
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Пухтеева Юлия Александровна

Тема урока:  Л.Н.Толстой «Лев и собачка».

Цели урока:    Создать условия для:

  • ознакомления учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка»
  • совершенствования навыков чтения
  • формирования глубокого понимания смысла текста, умения логически его перерабатывать, давать характеристику героев, оценку их поступкам
  • развития умения оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат работы группы и собственные достижения;
  • воспитания  чувства любви  и бережного отношения к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока.91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Л.Н.Толстой «Лев и собачка».

Цели урока:    Создать условия для:

  • ознакомления учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка»
  • совершенствования навыков чтения
  • формирования глубокого понимания смысла текста, умения логически его перерабатывать, давать характеристику героев, оценку их поступкам
  • развития умения оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат работы группы и собственные достижения;
  • воспитания  чувства любви  и бережного отношения к животным.

Универсальные учебные действия:

Личностные:  воспитывать нравственно-этические чувства, проявление сопереживания другим (в данном случае животным).

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Познавательные: осмысление текста, умение выделить главное, умение обобщать, сравнивать, проводить анализ и синтез, умение находить ответы на вопросы, используя учебник.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, работать в группах.                    

Ход урока:

  1. Организационный момент.

(слайд №1)

- Кроме нас сегодня в классе присутствуют гости, давайте их поприветствуем.

- С каким настроением вы пришли на урок? (Показывают жестом).

- Пусть хорошее настроение сохранится у вас в течение всего урока.

А девизом станет фраза: (слайд №2) «У нас всё получится!»

 !_Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись! Тихо сели.

- Что необходимо для успешной работы? (Внимание, ум, память, желание узнать что-то новое, умение помогать друг другу).

- Сегодня на уроке мы будем открывать новые знания. Давайте составим план работы. Найдите лишнее, расставьте в нужном порядке:

1. Вспоминаем то, что знаем.

3. Объясняем значение непонятных слов;

    Рисуем портрет автора; (лишняя задача)

2. Отрабатываем навык сознательного чтения;

5. Даём характеристику героям;

6. Определяем тему и главную мысль произведения;

7. Оцениваем результат;

2. Проверка домашнего задания.

- Прочтите афоризм на слайде (слайд №3).

«ДОБРО, КОТОРОЕ ТЫ ДЕЛАЕШЬ ОТ СЕРДЦА, ТЫ ДЕЛАЕШЬ ВСЕГДА СЕБЕ» Л.Н. Толстой

-Как понимаете эти слова?  (Если добро искреннее, то ты сам получишь от него удовлетворение).

- Всё, что мы делаем, всегда возвращается нам как бумеранг. Помните об этом! 

Кто автор этих строк? (Л.Н.Толстой)

!_-Посмотрите, пожалуйста, внимательно на слайд и скажите, что вы можете рассказать об этом человеке? Всмотритесь в лицо и глаза этого человека, ведь они могут рассказать о многом? Постарайтесь вспомнить, чем прославился Л.Н. Толстой?

Ученик 1

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна. Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни.

Ученик 2

         Детей в семье было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и  дочка Машенька. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич умер через 7 лет.  Лев Толстой отличался от многих детей тем, что  ему хотелось знать больше и лучше. Он увлекался изучением иностранных языков. Лев Николаевич был простым человеком, жил скромно. Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал.

Ученик 3

Л.Н.Толстой  очень любил детей и в своём имении открыл на школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.

Ученик 4

Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Им было  написано много рассказов - для самых маленьких, для детей постарше, и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Мы уже успели познакомиться с такими произведениями как: Филиппок, Акула, Прыжок, Детство.

Ученик 5

Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. 20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни (воспаление легких) Лев Николаевич скончался и был похоронен в Ясной Поляне. Лев Николаевич был очень добрым, щедрым человеком и умел чувствовать чужие беды и страдания. И эти качества он сохранил в себе до конца жизни.

(слайд №4 чёрный фон).

- С каким произведением Л.Н. Толстого мы познакомились на предыдущем уроке?  («Прыжок»)

- Перечислите главных героев этого рассказа? (мальчик 12 лет - сын капитана корабля, обезьяна, капитан и матросы)

- Когда вам стало страшно за мальчика? Перескажите этот отрывок?

- Перескажите ту часть текста, героем которой является капитан.

- Давайте выделим качества, которыми должен обладать капитан.

(Мужественным, смелым, предусмотрительным, заботливым, ответственным, в совершенстве знающим морское дело и т.п.)

- Почему рассказ называется «Прыжок»? (Прыжок мальчика – это храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти.)

- Какова же идея рассказа? Для чего автор рассказывает эту историю нам? (Этот рассказ учит, что страх преодолеть нелегко, что иногда важные решения нужно принимать очень быстро, ведь от этого может зависеть чья–та жизнь)

- Какой пункт плана мы сейчас выполняли? (Вспомнили то, что знали)

3. Разминка.

-Осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание.

Сядьте правильно, плечи расправьте.

(слайд №5). Прочитайте стихотворение шёпотом.

Бедная собака – бросили её
Старая собака – где её жильё?
Злой хозяин, вредный,
Выгнал за порог!
Перед ней, бедной,
Нет уже дорог.

Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? (Грустно, печально.) Почему?

- Найдём в стихотворении имена прилагательные. Прочитайте, выделяя их голосом.

- Какие прилагательные характеризуют собаку? (бедная, старая)

- Какие прилагательные характеризуют хозяина? (злой, вредный)

- Почему собака «бедная»?

- Кто прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.

- Какой пункт плана мы сейчас выполняли? (Отрабатывали навык сознательного чтения;)

(слайд №6 чёрный фон).

4. Актуализация знаний.

- Сейчас, предлагаю, поработать в парах. Посоветуйтесь и нарисуйте на листе КЛЕТКУ, 2 минуты.

- Обсудите в парах, что вы нарисовали (обсуждают);        

- Время на обсуждения закончилось, какие варианты у вас получились, повторяться не будем. (каждая пара предлагает свои варианты ответов, выставляет неповторяющиеся рисунки, на доске появляются рисунки)

  • клетка для птиц или зверей.
  • шахматная клетка.
  • ткань в клетку.
  • клетка (тетрадная).

- Я могу тоже дополняет своими рисунками:

  • лестничная клетка.
  • грудная клетка.
  • клетка живого организма.

- Что можете сказать о слове КЛЕТКА? Какое оно?  (Многозначное)

– Как вы думаете, когда клетка имеет положительное, а когда отрицательное значение?

Положительные характеристики

  • Без клетки не мог бы существовать организм.
  • Злых зверей держать (хищников), чтобы не покусали.
  • Перевозить кошек.
  • Чтобы не падать на лестнице.
  • Скатерть в клетку красивее.
  • Не смогли бы играть в шашки/шахматы без клетки.
  • Грудная клетка защищает внутренние органы.

Отрицательные характеристики

  • Браконьеры ловят зверей в клетках.
  • Жестоко в клетках держать животных.
  • Птица разучится летать в клетке.
  • Животным лучше на воле, чем в клетке.

- Клетку придумал человек. Она может стать как украшением, так и средством защиты, в том числе и от диких животных.

(слайд №7).

- В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки.

Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть собаки?

- Как вы заботитесь о них? (рассказы детей)

- Собака это первое прирученное животное. А сколько профессий освоили собаки:  

1.        Охотники

2.        Охранники и сторожи

3.        Пастухи

4.        Ездовые собаки

5.        Спасатели

6.        Поводыри

7.        Ищейки

8.        Космонавты

(слайд №8).

- Сейчас вы слышите голос животного, принадлежит ли он собаке? (нет)

- А какому животному принадлежит? (звучит рычание льва)

!_- Да вы правы, это голос льва. Кто из вас был в зоопарке?

- Кто видел льва?

- Что вы о нём можете рассказать?

!_Лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает до 2 м, вес более 200 кг.

Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке львы доживают до 50 лет.

- Ребята, а кто догадался, почему мы вспомнили этих животных? (будем о них читать)

(слайд №9).

- О чём сегодня на уроке будем говорить. Прочитайте, как называется рассказ,  с которым сегодня познакомимся? (Л.Н. Толстого  «Лев и собачка»)

5. Целеполагание.

– О чём нам может рассказать заголовок? (О хищном льве и маленькой собачке.)

- Сегодня мы будем читать рассказ Л.Н. Толстого  «Лев и собачка». Какую главную учебную задачу мы ставим перед собой?  

!_- Вы всё правильно сказали, но я выбрала самые важные задачи:

1. Познакомимся с былью Л.Н.Толстого «Лев и собачка»

2. Будем учиться выражать личное отношение к прочитанному и услышанному.

- Можем ли по названию произведения предположить, о чём оно. (Возможно, о дружбе двух таких разных зверей.) 

- Могут ли два абсолютно разных животных: по темпераменту и среде обитания,

найти общий язык? (да – нет)

- К этому вопросу мы ещё вернёмся, посмотрим, кто был прав.

Откройте текст произведения на стр.160.

Л.Н. Толстой назвал рассказ былью. А что такое быль?

 Быль - это рассказ о том, что произошло в реальной жизни, на самом деле.

6. Работа по теме урока.

- История, о которой рассказывает Лев Толстой, на самом деле произошла в далёком городе Лондоне, а узнал он о ней из рассказов моряков.

Будем слушать аудиозапись с карандашиком, все непонятные слова подчёркивайте.

(слайд №10).

Звучит аудиозапись.

- Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.) 
- Назовите главных героев были. (Лев и собачка). 
- Где происходит действие? (в зверинце) 
- Какой эпизод показался вам самым напряженным? 
- Было ли вам кого – ни будь жалко? Почему?

- Смысл каких слов вам был не понятен? 

(слайд №11).

!_Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

!_Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

!_Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

!_Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.

!_Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.

!_Издохла – умерла.

!_Засовы – большие дверные задвижки.

- Какую работу мы выполнили? (Объяснили значение непонятных слов)

- Что дальше будем делать? (Будем определять тему и главную мысль произведения.

А также Давать характеристику героям)

(слайд №12).

Физкультминутка.

Во дворе щенок играл

Прыгал, бегал и считал:

Раз- прыжок и три кивка,

Два- направо голова,

Три- налево поворот

И помчался до ворот.

А потом вздохнул и сел

Он устал и присмирел!

(слайд №13 чёрный фон).

7. Закрепление. Беседа по содержанию в целом. Анализ произведения. 

- Вернёмся к учебнику стр. 160. Вчитаемся внимательно в текст, а потом поделимся своими впечатлениями.

чтение текста – хорошо читающие ученики на оценку. (3 ученика)

- Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найди и прочитай ответ на мой вопрос. (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям. У этого человека не было денег, но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце). 
- Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным: кошки, собаки и деньги уравниваются

В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных. 
Прочитайте, как лев повел себя ? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…) 
-Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило? 
Найди и прочитай это место. (Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.) 

- Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте, если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?

Собачка: Не тронь меня, я добрая. Давай дружить! Как я тебя боюсь! Ты такой большой.

Лев: Какая ты интересная собачка! Не бойся меня, собачка, я огромный, но добрый.

-Как лев относился к собачке? (Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.) 
- Найди и прочитай этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней). 
- Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? (Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст). 
-Во что переросли чувства собачки и льва? (В дружбу)
(слайд №14).

- Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится? (Когда животные подружились, и лев не хотел никому отдавать собачку)

- Как выглядят животные? (Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится,  лев её защитит.)

- А что бы вы подписали под этой иллюстрацией? (Дружба животных. Нам вместе очень весело)

- Как бы вы сказали, какая у них была жизнь вместе? (Счастливая)

(слайд №15 чёрный фон).

- Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год. Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке в не воле не весела, и не особо богата событиями.) 
-Что же происходит с собачкой? (Собачка заболела и умерла) 

- Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой). 
-Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (безысходность, он не знает, как вернуть своего друга) 
-С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих). 
- Почему лев стал грызть засовы и пол? (Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать). 
- Хозяин попытался изменить ситуацию? Как?
(дал новую собачку) 
- Почему он убил другую собачку? (не остыла боль утраты, остался верен своей подруге) 
-Почему лев не принимает новую собачку? (друзей не меняют, был ей предан) 
- С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства? (изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.) 

- Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней). 
- Скажите, так могут ли совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу? (да) 
- Так о чем же этот рассказ? (О преданности и любви животных друг к другу) 

(слайд №16).

Вывод: Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они всё понимают, чувствуют, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу.

Л. Н. Толстой учит нас преданности в дружбе. Одно из самых важных в жизни - оставаться верным другу. Так, лев остался верен собачке: он полюбил ее, дружил с ней и умер после ее смерти.

- Какие пункты плана мы сейчас выполняли? (Далии характеристику героям; Определили тему и главную мысль произведения)

8. Рефлексия.

Игра «Да-нет» отвечаем хором: да или нет.

1. Л.Н. Толстой  всю жизнь был военным? (нет)

2. В своём имении он открыл школу для крестьянских детей? (да)

3. Л. Н. Толстой писал рассказы только для детей? (нет)

4. Собака – это дикое животное? (нет)

5. Собаки освоили множество профессий? (да)

6. Лев – это хищное животное? (да)

7. В рассказе «Лев и собачка» лев изображён добрым и заботливым? (да)

8. Л. Н. Толстой рассказал нам эту историю чтобы мы были добрее к животным и заботились о них? (да)

- Тогда прикоснитесь каждый к своему сердцу ладошкой. Вы слышите его? (да)                                         - Всегда ли вы можете заметить боль, радость, как людей, так и животных? (да)                                      - Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.                                                У вас на партах лежат сердечки, напишите, какие чувства возникли в ваших сердцах.   - Зачитайте их.

(слайд №17).

9. Итог урока.

- Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок? (да)
- Чем особенно вам запомнился этот рассказ?
- Так о чем же этот рассказ? (О преданности и любви животных друг к другу) 
- Читая рассказы Л. Н. Толстого, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти.

На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Спасибо Л. Н. Толстому за его добрые рассказы, они учат добру и состраданию, верности, преданности.

Спасибо, и вам ребята, что вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.

(слайд №18).

Кто доволен своей работой на уроке? Закончите фразы.

Сегодня на уроке:

  • Я узнал (а)…
  • Я научился…
  • Новыми знаниями я смогу поделиться…
  • Мне захотелось …

Оцените свою работу на уроке:

+  Ура! У меня всё получилось!!!Я доволен уроком!

-   Я не всё понял, мне нужно ещё поработать над темой.

(слайд №19).

10. Домашнее задание: (на выбор)

1. Перечитать рассказ и подготовить его пересказ.

2. Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

Выписать пословицы и поговорки о доброте.

(слайд №20).

Желаю мира и добра!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения . Тема: С. Михалков " Новогодняя быль" 3 класс

Конспект урока литературного чтения в 3 классе ( Учебник " Родная речь" под ред. Головановой.)...

Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.

Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...

Урок: литературного чтения. Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 4 «А» Тема урока: А.И.Куприн « Слон».Система РО Л.В.Занкова

Работа над рассказом И.Куприна   развивает  воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание  учащихся  к описанным событиям;, чувственную сферу личности через сужде...

Урок литературного чтения в малокомплектной школе по теме : 4 класс: «С. А. Клычков. «Весна в лесу» 2 класс: «Стихи Ф.И.Тютчева о весне».

Технологическая карта  однотемного урока по литературному чтению во 2 и 4 классах малокомплектной школы  по теме "Стихи о весне". УМК "Школа России" в соответствие с треб...

Урок литературного чтения Л.Н. Толстой "Лев и собачка"

Урок литературного чтения по теме Л. Н. Толстой "Лев и собачка"...

Урок литературного чтения "Л.Н. Толстой. Лев и собачка"

Представлен проект урока для 3 класса...