Урок литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100" 3 класс Лия Гераскина "В стране невыученных уроков"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок закрепления знаний. Построен в соответствии с новыми ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_liya_geraskina_v_strane_nevyuchennyh_urokov.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе.
Тема урока: Лия Гераскина «В Стране невыученных уроков».
Цели урока:
развивать умения самостоятельно прогнозировать содержание текста, находить в тексте материал для характеристики героя, высказывать своё отношение к прочитанному, видеть в художественном произведении средства выражения чувств и внутреннего состояния героев;
развивать общеучебные навыки: сотрудничество при работе в группах, работа в паре, работа с учебником;
воспитывать эмоционально-положительное отношение к познавательной деятельности;
Ход урока.
- Индивидуальная работа.
Расположить события по порядку.(1 ученик за доску)
- Дыхательная гимнастика(стоя).
(Глубоко вдохнём и выдыхать будем постепенно, себе считая)
3) Скороговорка.
Кошка-крошка на окошке кашку кушала по крошке.(Читаем глазами, вслух, чётко проговаривая звук /ш/.
4) Над каким произведением работаем?
----Как думаете, какова тема урока?
---А цель нашего урока?(Должны попытаться ответить на проблемный урок, который мы ставили вначале произведения).
---Давайте перечитаем наш проблемный вопрос.
Наказали Витю учебники или спасли?
--- Какие цели поставит себе каждый на урок?
---Чему каждый хочет научиться на уроке?
(Научиться выразительно читать, составить характеристику героя, голосом буду передавать интонацию внутреннего переживания героя).
----Чтобы нам попасть в эту сказочную страну, давайте проговорим заклинание: (глазами, хором)
Ты лети, футбольный мяч, /
Не вприпрыжку и не вскачь,//
Не сбивайся на пути, /
Прямо в ту страну лети,
Где живут ошибки Вити, /
Чтобы он среди событий,
Полных страха и тревог, /
Сам себе помочь бы смог! //
5) Проверим инд. работу за доской.
Давайте вспомним краткое содержание прочитанных частей.
а) Из прочитанных глав сказочной повести «В Стране невыученных уроков» я узнал о мальчике Вите Перестукине, который был ленивым, не хотел учить уроки, не слушал учителя, плохо относился к своим учебникам. Учебники ожили, как в сказке, и решили его наказать. Они решили отправить Виктора в «Страну невыученных уроков».
Сопровождать его туда вызвался кот Кузя, который вдруг заговорил человеческим голосом, как в сказке.
б) Чтобы попасть в сказочную страну, Витя и Кузя следуют за футбольным мячом. В этой стране Витя должен был встретиться со своими ошибками и помочь самому себе исправиться.
в) И вот они уже у ворот волшебной страны. Но попасть туда нелегко: нужно выполнить задания Вопросительного и Восклицательного знаков: правильно написать суффиксы в словах замок и ключик.
Виктор впервые в жизни напряг свои мозги, подумал и вспомнил правило: если в Родительном падеже гласная выпадает, то пишем суффикс - чек, а если не выпадает – чик. Так Вите и Кузе удалось попасть в замок.
г) Витю и Кузю встречают Глагол Повелительного Наклонения и сгорбленная старушка Запятая. Запятая потребовала документы и в зал внесли тетрадь Вити по русскому языку в плачевном состоянии. В ней было много ошибок и клякс. Тетрадь жалобно стонала. Вите стало стыдно. Уши и щёки его горели.
д) Витя попросил Глагола разрешения идти дальше, но Запятая потребовала доказать, что он знает правописание безударных гласных. Она предложила ему вставить пропущенную букву в слове «собака». Витя быстро вписал туда букву «а». Запятая расхохоталась, Глагол хмурил седые брови. Восклицательный заохал и заахал. Собака оскалилась и зарычала на него. Витя догадался, что неправильно вставил букву; вернулся к доске, стёр «а» и написал «о».
е) Тогда Запятая предложила вставить пропущенную букву в слове «солнце». Виктор сказал: «Зачем же вставлять лишние буквы, когда здесь все буквы на месте?»
Запятая расхохоталась как сумасшедшая. Восклицательный знак плакал и ломал ручки. Глагол хмурился всё больше и больше. Солнце скрылось, стало темно.
«Мальчишка рассердил солнце!»,- гневно гремел Глагол. И тут Витя вспомнил, как учительница советовала изменять слова, чтобы все сомнительные и скрытые согласные вылезли наружу. Изменив слово, он понял, что в нём пропущена буква «а». Солнце снова вернулось.
ж) После этого Глагол сурово сказал, что: «прибывший ученик 4 класса Виктор Перестукин обнаружил редкое безобразное невежество. Проявил презрение и нелюбовь к родному языку. За это он будет сурово наказан»,- и приказал заключить Виктора Перестукина в квадратные скобки.
з) У арестованного Виктора Вопросительный знак поинтересовался: «Нет ли у него какой-нибудь просьбы?»,- и объяснил, что он получит всё, если правильно напишет своё желание. Для начала Виктор написал слово «хлеб» через «п».
«Написано неправильно», - закричали знаки и хлеба не принесли. Тогда Виктор написал слово «кал-ба-са». «Неправильно»,- завопили Знаки. Витя стёр и написал «кал-бо-са» и ещё раз Витя написал «кол-бо-са». Знаки заорали.
Тогда Витя вспомнил слово, которое мог написать правильно «лук». Точки внесли на блюде очищенный лук. Очень хотелось есть и они с Кузей стали жевать лук. Из глаз потекли слёзы.
к) Восклицательный и Вопросительный знаки стали успокаивать Витю, сказав, что есть ещё надежда.
Вопросительный спросил: «Как Витя относится к запятой?». Виктор сказал, что она ему вовсе не нужна. Читать можно и без неё.
Тогда Вопросительный сказал: «Запятая может решить судьбу человека!». Но Перестукин с Кузей в это не поверили.
л) В зал вошли Запятая и несколько Точек. Они внесли приговор по делу невежды Виктора Перестукина.
На листке бумаги было написано 3 слова «Казнить нельзя помиловать».
Запятая сказала, что Виктора Перестукина за невежество, лень и незнание родного языка надо казнить! Знакам было жаль мальчика и они стали упрашивать Запятую хоть чем-нибудь помочь несчастному. Запятая сказала, что он сам может себе помочь, если правильно поставят запятую. И пусть он, наконец, поймёт, какое значение имеет запятая, что она может даже спасти человеку жизнь!
6). Итак, сейчас жизнь Виктора Перестукина в его собственных руках. Он сам должен будет себе вынести приговор: быть казнённым или остаться помилованным.
__Предположите, сможет себя спасти Витя или его казнят?
__Прочитайте 11 ч. про себя и узнайте, подтвердятся ли ваши предположения и составьте вопросы друг другу.
__Подготовьтесь задать вопросы друг другу.
Вопросы:
– Для чего появились огромные часы?
– Почему Вите казалось, что часы стучат слишком громко и быстро?
– Как вёл себя Кузя?
__Что значит «обомлел» и «сдрейфил»?(перечитайте из тетради)
__Что помогло Вите избежать смерти?
__В какой момент у вас появилось чувство уважения к нему? Найдите этот момент в тексте. ( Я зажмурил глаза и стал быстро- быстро рассуждать - с. 165).
__ Очень напряжённой была 11 часть. Решалась судьба героя.
В литературе такой самый напряжённый момент развития действия художественного произведения называется ---кульминацией произведения.
__Повторите это слово с доски с правильной интонацией.
__Давайте перечитаем этот напряжённый момент.
__ Какие чувства мы должны передать интонацией голоса (напряжение, страх, волнение, переживание). Смотр. стр. 163-164.
.
7).Сейчас поработаем в группах.
__Найдите в прочитанном отрывке глаголы, которые передают внутреннее состояние героев и напишите их на листке. Из них мы составим фонтан эмоций наших героев.
1 группа—глаголы, характеризующие состояние Знаков препинания; (Заплакал, завизжал). Почему?
2 группа __глаголы, характеризующие состояние кота Кузи (умолял, завопил). Почему?
3 группа __глаголы, характеризующие душевное состояние Вити Перестукина (обрадовался, обомлел- оцепенел от страха).
(Дети выставляют свои слова на фонтане).
___ У нас получился фонтан эмоций наших героев.
___А сейчас мы ещё раз переживём эти события вместе с героями повести и перечитаем 11 ч. по ролям, передавая голосом внутреннее состояние героев. (Читают подготовленные дети по ролям).
___Читая, подумайте: получил ли Виктор Перестукин урок? Если получил, то какой?
___Кому особенно удалось передать чувства героев? Дайте оценку.
___Возвращаемся к вопросу: получил ли Витя Перестукин урок? Какой? (Каждый должен презирать опасность, не бояться трудностей, а стремиться её преодолеть).
___Как мы назовём такой урок? (Урок жизни!)
___Почему это урок жизни? Чему он учит?
___Что вы почувствовали, когда часы пробили 12 ч. и вы закончили читать 11 ч.?
___В народе говорят: «Гора с плеч свалилась!».
___Как понимаете это выражение?
8). Физкультминутка.
Руки вперёд, вверх, потянулись, в стороны, вниз(2 раза).
Руки за спинку, головки назад.
(закрыть глаза, расслабиться)
Глазки пускай в потолок поглядят
(открыть глаза, посмотреть вверх)
Головки опустим, на парту глядим.
И снова наверх - где там муха летит.
Глазами повертим, поищем её
И снова читаем немного ещё.
9) А как дальше могут развиваться события? Как поведут себя наши герои?
А сам Витя?(Узнаете, прочитав до конца 12 ч. дома)
Чтение 1 и 2 абзаца 12 ч.
___Оправдались ли ваши предположения?
___ Как вы поняли слова Запятой? ( Ты обязательно найдёшь правильное решение, если будешь рассуждать, давать голове своей работу).
___ Прочитай последние 2 предложения на с. 165.
___ Какое обещание дал Витя?
___ Выполнит ли он свое обещание?
10). Работа в парах.
___ Мы прочитали как Витя поступил в очень ответственные моменты своей жизни.
___А сейчас мы посмотрим как вы, используя свой жизненный опыт, выйдите из сложной ситуации и выполните задание:
из слов, лежащих на парте, составьте предложение.
завтра поучусь а сегодня погуляю
___Что получилось?
___ Как думаете, какую из этих фраз наиболее часто употреблял Витя, когда мы с ним познакомились?
___Каким жизненным правилом будет пользоваться Витя теперь?
Прочитаем хором.
___А мы воспользуемся этим правилом?
Это жизненно необходимо, это еще один урок жизни!
10) Обобщение.
___Перечитаем наш проблемный вопрос, который мы ставили вначале урока.
___Почему Вите удалось преодолеть трудности и испытания?
___Интересно ли было вам читать повесть? Почему?
___Как автор относится к своему герою?(верит, что его герой непременно возьмется за ум и исправиться. Автору хотелось донести до читателя огромную пользу школьных занятий).
___ А вот удастся ли Вите Перестукину закалить свою волю, воспитать характер, вы сможете узнать, если прочтёте всю книгу Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков».
11). Релаксация.(треугольник с магнитиками)
Активно работал, развивал умения прогнозировать, выразительно читал, сумел ответить на проблемный вопрос, вынес урок жизни. |
Доволен работой на уроке, научился видеть главное в произведении, ставить вопросы по прочитанному. |
Научился выразительно читать, активно работал в паре и группе. |
С удовольствием читал повесть, активно работал на уроке. |
Испытал удовольствие от чтения повести. Старался отвечать на вопросы учителя. |
Я рада, что состоялся сегодня ваш успех. Всех поздравляю. Всем спасибо.
12). Оценки за урок. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100", 3 класс I четверть
Презентация фотографий поэтов и писателей , их сборников произведений, дополнительные сведения в помощь учителю начальных классов для уроков литературного чтения по образовательной систем...
Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100", 3 класс II четверть
В презентации представлены фотографии поэтов и писателей, дополнительные сведения в помощь учителю начальных классов для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100" для 3 класс...
Урок литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100" 3 класс Г. Х. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"
Урок разработан в соответствии с новыми ФГОС....
Технологическая карта урока ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ по теме "Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»", 2 класс, УМК ШР
Технологическая карта урока ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ по теме "Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»", 2 класс, УМК ШР...
Технологическая карта урока литературного чтения УМК "Школа России" 2 класс "Литература зарубежных стран"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока Литература зарубежных странТип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с новым разделом; формирование п...
Технологическая карта урока литературного чтения УМК "Школа России" 2 класс Тема "Литература зарубежных стран"
Цель урока: создание условий для знакомства обучающихся с творчеством зарубежных писателейДидактические:1. познакомить с творчеством зарубежных стран;2. научить прогнозировать содержание разделаРазвив...
Урок литературного чтения. Сказка "Рукавичка". 1-й класс УМК « Школа России» Тип урока: открытие новых знаний.
конспект открытого урока по литературному чтению 1 класс. По программе "Школа России"...