Урок литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100" 3 класс Лия Гераскина "В стране невыученных уроков"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Урок закрепления знаний. Построен в соответствии с новыми ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_klass_liya_geraskina_v_strane_nevyuchennyh_urokov.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе.

                    Тема урока:  Лия Гераскина «В Стране невыученных уроков».

Цели урока:

развивать умения самостоятельно прогнозировать содержание текста, находить в тексте материал для характеристики героя, высказывать своё отношение к прочитанному, видеть в художественном произведении средства выражения чувств и внутреннего состояния героев;

развивать общеучебные навыки: сотрудничество при работе в группах, работа в паре, работа с учебником;

воспитывать эмоционально-положительное отношение к познавательной деятельности;

Ход урока.

  1. Индивидуальная работа.

Расположить события по порядку.(1 ученик за доску)

  1. Дыхательная гимнастика(стоя).

                                                                   (Глубоко вдохнём и выдыхать будем постепенно,   себе считая)

                                          3)        Скороговорка.

Кошка-крошка на окошке кашку кушала по крошке.(Читаем глазами, вслух, чётко проговаривая звук /ш/.

                                     4)  Над каким произведением работаем?

     

     ----Как думаете, какова тема урока?

     ---А цель нашего урока?(Должны попытаться ответить на проблемный урок, который мы ставили вначале произведения).

      ---Давайте перечитаем наш проблемный вопрос.

           Наказали Витю учебники или спасли?

                       --- Какие цели поставит себе каждый на урок?

     ---Чему каждый хочет научиться на уроке?

 (Научиться выразительно читать, составить характеристику героя, голосом буду передавать интонацию внутреннего переживания героя).

   

----Чтобы нам попасть в эту сказочную страну, давайте проговорим заклинание:       (глазами, хором)

Ты лети, футбольный мяч, /

    Не вприпрыжку и не вскачь,//

                                                    Не сбивайся на пути, /

         Прямо в ту страну лети,                 

                                                                Где живут ошибки Вити, /

Чтобы он среди событий,

Полных страха и тревог, /

 Сам себе помочь бы смог! //

                          5) Проверим инд. работу за доской.

Давайте вспомним краткое содержание прочитанных частей.

 а) Из прочитанных глав сказочной повести «В Стране невыученных уроков» я узнал о мальчике Вите Перестукине, который был ленивым, не хотел учить уроки, не слушал учителя, плохо относился к своим учебникам. Учебники ожили, как в сказке, и решили его наказать. Они решили отправить Виктора в «Страну невыученных уроков».

Сопровождать его туда вызвался кот Кузя, который вдруг заговорил человеческим голосом, как в сказке.

        б) Чтобы попасть в сказочную страну, Витя и Кузя следуют за футбольным мячом. В этой стране Витя должен был встретиться со своими ошибками и помочь самому себе исправиться.

        в) И вот они уже у ворот волшебной страны. Но попасть туда нелегко: нужно выполнить задания Вопросительного и Восклицательного знаков: правильно написать суффиксы в словах замок и ключик.

Виктор впервые в жизни напряг свои мозги, подумал и вспомнил правило: если в Родительном падеже гласная выпадает, то пишем суффикс - чек, а если не выпадает – чик. Так Вите и Кузе удалось попасть в замок.

        г) Витю и Кузю встречают Глагол Повелительного Наклонения и сгорбленная старушка Запятая. Запятая потребовала документы и в зал внесли тетрадь Вити по русскому языку в плачевном состоянии. В ней было много ошибок и клякс. Тетрадь жалобно стонала. Вите стало стыдно. Уши и щёки его горели.

       д) Витя попросил Глагола разрешения идти дальше, но Запятая потребовала доказать, что он знает правописание безударных гласных. Она предложила ему вставить пропущенную букву в слове «собака». Витя быстро вписал туда букву «а». Запятая расхохоталась, Глагол хмурил седые брови. Восклицательный заохал и заахал. Собака оскалилась и зарычала на него. Витя догадался, что неправильно вставил букву; вернулся к доске, стёр «а» и написал «о».

        е) Тогда Запятая предложила вставить пропущенную букву в слове «солнце». Виктор сказал: «Зачем же вставлять лишние буквы, когда здесь все буквы на месте?»

Запятая расхохоталась как сумасшедшая. Восклицательный знак плакал и ломал ручки. Глагол хмурился всё больше и больше. Солнце скрылось, стало темно.

«Мальчишка рассердил солнце!»,- гневно гремел Глагол. И тут Витя вспомнил, как учительница советовала изменять слова, чтобы все сомнительные и скрытые согласные вылезли наружу. Изменив слово, он понял, что в нём пропущена буква «а». Солнце снова вернулось.

       ж) После этого Глагол сурово сказал, что: «прибывший ученик 4 класса Виктор Перестукин обнаружил редкое безобразное невежество. Проявил презрение и нелюбовь к родному языку. За это он будет сурово наказан»,- и приказал заключить Виктора Перестукина в квадратные скобки.

       з) У арестованного Виктора Вопросительный знак поинтересовался: «Нет ли у него какой-нибудь просьбы?»,- и объяснил, что он получит всё, если правильно напишет своё желание. Для начала Виктор написал слово «хлеб» через «п».

«Написано неправильно», - закричали знаки и хлеба не принесли. Тогда Виктор написал слово «кал-ба-са». «Неправильно»,- завопили Знаки. Витя стёр и написал «кал-бо-са» и ещё раз Витя написал «кол-бо-са». Знаки заорали.

Тогда Витя вспомнил слово, которое мог написать правильно «лук». Точки внесли на блюде очищенный лук. Очень хотелось есть и они с Кузей стали жевать лук. Из глаз потекли слёзы.

      к) Восклицательный и Вопросительный знаки стали успокаивать Витю, сказав, что есть ещё надежда.

Вопросительный спросил: «Как Витя относится к запятой?». Виктор сказал, что она ему вовсе не нужна. Читать можно и без неё.

Тогда Вопросительный сказал: «Запятая может решить судьбу человека!». Но Перестукин с Кузей в это не поверили.

      л) В зал вошли Запятая и несколько Точек. Они внесли приговор по делу невежды Виктора Перестукина.

На листке бумаги было написано 3 слова «Казнить нельзя помиловать».

Запятая сказала, что Виктора Перестукина за невежество, лень и незнание родного языка надо казнить! Знакам было жаль мальчика и они стали упрашивать Запятую хоть чем-нибудь помочь несчастному. Запятая сказала, что он сам может себе помочь, если правильно поставят запятую. И пусть он, наконец, поймёт, какое значение имеет запятая, что она может даже спасти человеку жизнь!

 

6). Итак, сейчас жизнь Виктора Перестукина в его собственных руках. Он сам должен будет себе вынести приговор: быть казнённым или остаться помилованным.

                         __Предположите, сможет себя спасти Витя или его казнят?

   __Прочитайте 11 ч. про себя и узнайте, подтвердятся ли ваши предположения и   составьте вопросы друг другу.

   __Подготовьтесь задать вопросы друг другу.

Вопросы:

    – Для чего появились огромные часы?

    – Почему Вите казалось, что часы стучат слишком громко и быстро?

    – Как вёл себя Кузя?

__Что значит «обомлел» и «сдрейфил»?(перечитайте из тетради)

  __Что помогло Вите избежать смерти?

 __В какой момент у вас появилось чувство уважения к нему? Найдите этот момент в тексте. ( Я зажмурил глаза и стал быстро- быстро рассуждать  - с. 165).

  __ Очень напряжённой была 11 часть. Решалась судьба героя.

В литературе такой самый напряжённый момент развития действия художественного произведения называется ---кульминацией произведения.

  __Повторите это слово с доски с правильной интонацией.

                    __Давайте перечитаем этот напряжённый момент.

 __ Какие чувства мы должны передать интонацией голоса (напряжение, страх, волнение, переживание). Смотр. стр. 163-164.

.

7).Сейчас поработаем в группах.

  __Найдите в прочитанном отрывке глаголы, которые передают внутреннее состояние героев и напишите их на листке. Из них мы составим фонтан эмоций наших героев.

  1 группа—глаголы, характеризующие состояние Знаков препинания; (Заплакал, завизжал). Почему?

   2 группа __глаголы, характеризующие состояние кота Кузи (умолял, завопил). Почему?

 3 группа  __глаголы, характеризующие душевное состояние Вити Перестукина (обрадовался, обомлел- оцепенел от страха).

(Дети выставляют свои слова на фонтане).

    ___ У нас получился фонтан эмоций наших героев.

    ___А сейчас мы ещё раз переживём эти события вместе с героями повести и перечитаем 11 ч. по ролям, передавая голосом внутреннее состояние героев. (Читают подготовленные дети по ролям).

   ___Читая, подумайте: получил ли Виктор Перестукин урок? Если получил, то какой?

___Кому особенно удалось передать чувства героев? Дайте оценку.

___Возвращаемся к вопросу: получил ли Витя Перестукин урок? Какой? (Каждый должен презирать опасность, не бояться трудностей, а стремиться её преодолеть).

 ___Как мы назовём такой урок? (Урок жизни!)

___Почему это урок жизни? Чему он учит?

___Что вы почувствовали, когда часы пробили 12 ч. и вы закончили читать 11 ч.?

___В народе говорят: «Гора с плеч свалилась!».

___Как понимаете это выражение?

                                                                8). Физкультминутка.

                                        Руки вперёд, вверх, потянулись, в стороны, вниз(2 раза).

Руки за спинку, головки назад.

(закрыть глаза, расслабиться)

     Глазки пускай в потолок поглядят

       (открыть глаза, посмотреть вверх)

      Головки опустим, на парту глядим.

        И снова наверх - где там муха летит.

Глазами повертим, поищем её

И снова читаем немного ещё.

9) А как дальше могут развиваться события? Как поведут себя наши герои?

А сам Витя?(Узнаете, прочитав до конца 12 ч. дома)

 Чтение 1 и 2 абзаца 12 ч.

 ___Оправдались ли ваши предположения?

 ___ Как вы поняли слова Запятой? ( Ты обязательно найдёшь правильное решение, если будешь рассуждать, давать голове своей работу).

___ Прочитай последние 2 предложения на с. 165.

___ Какое обещание дал Витя?

___ Выполнит ли он свое обещание?

10). Работа в парах.

 ___ Мы прочитали как Витя поступил в очень ответственные моменты своей жизни.

 ___А сейчас мы посмотрим как вы, используя свой жизненный опыт, выйдите из сложной ситуации и выполните задание:

из слов, лежащих на парте, составьте предложение.

завтра    поучусь  а   сегодня  погуляю

___Что получилось?

___ Как думаете, какую из этих фраз наиболее часто употреблял Витя, когда мы с ним познакомились?

___Каким жизненным правилом будет пользоваться Витя теперь?

Прочитаем хором.

___А мы воспользуемся этим правилом?

Это жизненно необходимо, это еще один урок жизни!

10) Обобщение.

 ___Перечитаем наш проблемный вопрос, который мы ставили вначале урока.

 ___Почему Вите удалось преодолеть трудности и испытания?

 ___Интересно ли было вам читать повесть? Почему?

 ___Как автор относится к своему герою?(верит, что его герой непременно возьмется за ум и исправиться. Автору хотелось донести до читателя огромную пользу школьных занятий).

  ___ А вот удастся ли Вите Перестукину закалить свою волю, воспитать характер, вы сможете узнать, если прочтёте всю книгу Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков».

   

11). Релаксация.(треугольник с магнитиками)

     Активно работал, развивал умения прогнозировать, выразительно читал, сумел ответить   на         проблемный вопрос, вынес урок жизни.

    Доволен работой на уроке, научился видеть главное в произведении, ставить вопросы по           прочитанному.

     Научился выразительно читать, активно работал в паре и группе.

     С удовольствием читал повесть, активно работал на уроке.

     Испытал удовольствие от чтения повести. Старался отвечать на вопросы учителя.

Я рада, что состоялся сегодня ваш успех. Всех поздравляю. Всем спасибо.

12). Оценки за урок. Урок окончен.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100", 3 класс I четверть

Презентация фотографий поэтов и писателей , их сборников произведений, дополнительные сведения в помощь учителю начальных классов для уроков литературного чтения по образовательной систем...

Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100", 3 класс II четверть

В презентации представлены фотографии поэтов и писателей, дополнительные сведения в помощь учителю начальных классов для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100" для 3 класс...

Технологическая карта урока ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ по теме "Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»", 2 класс, УМК ШР

Технологическая карта урока ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  по теме "Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»", 2 класс, УМК ШР...

Технологическая карта урока литературного чтения УМК "Школа России" 2 класс "Литература зарубежных стран"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока Литература зарубежных странТип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с новым разделом; формирование п...

Технологическая карта урока литературного чтения УМК "Школа России" 2 класс Тема "Литература зарубежных стран"

Цель урока: создание условий для знакомства обучающихся с творчеством зарубежных писателейДидактические:1. познакомить с творчеством зарубежных стран;2. научить прогнозировать содержание разделаРазвив...

Урок литературного чтения. Сказка "Рукавичка". 1-й класс УМК « Школа России» Тип урока: открытие новых знаний.

конспект открытого урока по литературному чтению 1 класс.  По программе "Школа России"...