Урок: литературного чтения. Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 4 «А» Тема урока: А.И.Куприн « Слон».Система РО Л.В.Занкова
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Работа над рассказом И.Куприна развивает воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание учащихся к описанным событиям;, чувственную сферу личности через суждение о прочитанном на основе авторской позиции и представлений младших школьников, приобщает детей к восприятию решения непростых житейских проблем, учит понимать замысел и творчество взрослого автора, раскрывает композиционно-языковые особенности текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_slon.rar | 10.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: литературного чтения.
Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чураковой Класс: 4 «А»
Тема урока: А.И.Куприн « Слон».
Цели урока:
1) провести литературоведческий и психолого-педагогический анализ текста;
2) развивать воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание учащихся к описанным событиям;
3) развивать чувственную сферу личности через суждение о прочитанном на основе авторской позиции и представлений младших школьников;
4) приобщать детей к восприятию решения непростых житейских проблем, учить понимать замысел и творчество взрослого автора;
5) раскрыть композиционно-языковые особенности текста.
Задачи урока:
- показать красоту человеческих отношений внутри семьи и вне её , красоту мечты и поведенческие изменения при её достижении;
- пробудить желание у учащихся и стремление делать добро;
- помочь ученикам понять глубокие гуманистические идеалы, которые несёт изучаемое произведение.
Оборудование:
- портрет А.И.Куприна, его произведения для детей;
- карточки для характеристики героев рассказа;
- карточки для словарной работы;
- план для краткого пересказа;
- памятка для составления рассказа о герое изучаемого произведения;
- карточки с афоризмами философов и учёных о доброте;
- сочинения учащихся «О чём я мечтаю»;
- рисунки детей по результатам изучаемого произведения.
- Ход урока.
I. Проверка знаний о прочитанном.
У: С каким произведением познакомились?
У: Какое впечатление оно на вас произвело?
У: Чем бы вы хотели поделиться с нами?
Высказывания детей.
II. Сообщение темы урока.
У: Сегодня продолжим работу над произведением А.И. Куприна «Слон».(слайд № 1).
У:Давайте определим его жанр.(художественный рассказ).
(дети доказывают)
У: Нам он даётся в адаптированном варианте, т.е. в сокращении.
Мы прочитали его целиком, так как написал автор. Это поможет нам проникнуть в замысел автора и лучше понять его идейный смысл.
У: В основе содержания лежит – сюжет.
У: Какой он по характеру?
Д: Сюжет – доступный, занимательный, динамичный.
Д: Держит в напряжении на протяжении всего чтения.)
У: Какова композиция сюжета?
Д: Композиция – последовательная, о событиях рассказывается в порядке их естественного хода.
Д: Композиция диалоговая.)
У: Какие элементы сюжета присутствуют?
(Завязка – кульминация – развязка – эпилог.
У: Будем работать над сюжетной линией художественного рассказа и составлять портретные характеристики главных героев.
III. Слово учителя перед чтением.
У :Жизнь людей на земле – и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой и безоблачной. Различные проблемы, болезни подстерегают буквально каждого. Иногда невозможность помочь самым близким и дорогим людям вызывает даже у самого сильного человека отчаяние, у него просто опускаются руки. И поэтому любое участие, любая помощь, которая так необходима в такой критический момент, воспринимается как чудо.
Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой помощи. Очень хочется! И каждый подобный случай, услышанный или рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду.
Каждое произведение литературы всегда «загадка».
А отгадывает её лучше всего тот, кто внимательно читает авторский текст.
Вот сегодня на уроке будем пытаться находить и разгадывать загадки, которые нам преподнесёт рассказ А.И. Куприна «Слон».
Читая его, постараемся ответить на очень важные вопросы:
У: О каком чуде идёт речь в рассказе?
У :В какие чудеса надо верить людям?
У: Работа предстоит непростая.
И ещё об одной проблеме хотела бы с вами поговорить.
У: Здесь даны афоризмы:
Д: Афоризм – краткое выразительное изречение.
У: Давайте прочитаем их:
Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось.
И. Шевелёв (совр. рус. учёный)
Во всех случаях лучше надеться, чем отчаиваться.
И. Гёте (нем. поэт и мыслитель)
Люди вместе могут совершить то, что не в силах сделать в одиночку…
Д. Уэбстер (амер. гос. деятель)
Хорошие поступки облагораживают нас, и мы есть плод наших собственных деяний.
М. Сервантес (испан. писатель)
У: Как вы думаете, какой из них наиболее точно отражает идейный смысл рассказа А.Куприна «Слон».
Д: Это как эпиграф к уроку.
У: Раскроем ли мы смысл произведения, отразив его
IV. Работа над сюжетом.
Чтение завязки – начала развития событий.
( стр. 146-147)
У: Какова историческая эпоха, откуда взят сюжет?
Д: рассказ написан в 1907 году. (слайд № 2).
У: Почему в дом часто приглашают доктора, а иногда и других врачей?
У: Для кого его пригласили?
У: Что испытывают все в семье, где болеет девочка? ( Слайд № 3).
Д :Жизнь семьи показана в момент тяжёлых душевных потрясений.
Д: Все члены семьи испытывают невыносимую тоску, которая охватила их в связи с непонятной болезнью их дочери.
Будем составлять портретную характеристику героев.
У: Может героем рассказа быть Надя?
У: Какая она здесь? ( слайд № 4 ).
Д: Надя больная, грустная.
У: А как сам автор относится к происходящему?
Д: Он сочувствует им – и Наде ,и её родителям.
У: Какой совет даёт доктор родителям?
Д: Прочитаем из полного варианта.
V. Беседа об изменении настроения.
У: Что однажды меняется в поведении девочки?
У: Кто ей приснился?
У: Как отреагировали на её просьбу родители?
Д: Появляется папа.
У: Может он быть героем рассказа? ( слайд № 5).
У: Какой он?
Д: Папа добрый, любящий, решительный.
У: Какое чувство родителей проявляется здесь?
Д: Беззаветная любовь и старание развлечь Надю, которой ничего не надо.
(появляется слон)
У: Может он быть героем рассказа?
Д: Предположим.
У: Какой он здесь?
(чтение стр. 148)
Слон ( слайд №6) игрушечный
У: Смогли ли родители и слон развеселить Надю?
У: Какое желание выразила девочка?
У: В чём состояла трудность исполнения желания?
У: Прочитайте, что испытывает папа?
У: Какой он?
Д: Заботливый)
У: А что испытываете вы?
Д: «Я оказалась в комнате с Надей…»
Д :«Я горжусь за родителей…»
Д :«Я сочувствую Наде…»
VI. Желание увидеть настоящего слона.
У: Итак, игрушечный слон не помог.
У: Желание Нади увидеть настоящего живого слона это каприз или что-то другое?
У: Прочитайте, как об этом пишет автор. (стр. 148)
У: Что же это?
Д :Это её заветное желание, её большая мечта.
VII. Сочинение «О чём я мечтаю».
Мы с вами писали сочинение на эту тему.
У: Расскажите, о чём каждый из вас мечтает?
У: А представьте, что ваша мечта исполнилась, сбылась – что вы бы испытывали? Или чувствовали?
Д : А у Нади была вот такая мечта.
Д: Красивая.
VIII. Знакомство со слоном.
У: Куда направился папа Нади?( слайд №7)
У: Какой он?
Д :решительный.
У: Удалось ли ему уговорить хозяина зверинца привести к ним в дом слона?( слайд №8).
У: В чём состояла трудность этого мероприятия?
IX. Чтение как вели слона.
У: Какие были трудности?(слайд № 8 ).
У: Давайте прочитаем ,как шла подготовка и осуществлялась попытка привести слона. (стр. 152)
У: Возьмите карандаши и отметьте непонятные слова.( Слайд №9 ).
попона – покрывало для лошадей и других животных, закрывающее спину, туловище
настежь – распахнуть до конца.
щеколда – железная пластинка в виде рычажка, для запирания дверей.
чудотворная икона – в религиозных представлениях, производящая чудеса, совершающая нечто поразительное, состояние удивления, необычности.
ломоть – отрезанный ножом плоский кусок хлеба, пирога.
солома – стебли хлебных злаков, остающиеся после обмолота.
X. Кульминация.
У: Какой момент в рассказе на ваш взгляд самый напряженный?
(чтение в лицах)
Даём характеристику слону ( слайд № 10).
Д: добрый
Д: смешной
Д: громадный
У: Почему этот момент самый напряженный?
Д: Да, ситуация непредсказуема.
(чтение в лицах)
Поучимся говорить за героев.
У: Как читать за Надю? (радостно, и немного с испугом).
У: А за хозяина зверинца? – уверенно.
У: Почему Надя сразу поверила, что слон у них в доме?
У: Какое чувство вызвала встреча Нади со слоном? ( слайд № 11).
У: Почему?
У: Какой слон?
Д: заботливый.
Д: Да, встреча со слоном вызвала чувство радости и счастья –
Д: Исполнилась мечта.
Д: Жизнь Нади осмыслена новым содержанием.
У: Какие отношения сложились между Надей и слоном?
Д:Дружба. ( слайд № 12).
(Рисунки детей о слоне, и какой он в рассказе?)
- У: Похожи?
XI. Чтение развязки.
У: Давайте прочитаем, чем закончилась эта история.
Д: Привязанность девочки достигает своей развязки.
XII. Краткий пересказ.
У:Давайте вспомним, как Надя шла к этой развязке.
У: Заметны ли изменения в состоянии девочки?
У: Отчего это произошло?
У: А представьте, что могло бы быть – если бы папе не удалось исполнить желание Нади?
Д : Мечта сбылась – и произошло чудо!
У: Да, желание Нади увидеть слона, придавало ей силы бороться с болезнью и помогло ей выздороветь.
XIII. Герои рассказа.
У: Составим рассказ по плану.
У: Сколько же героев в рассказе?
У: А кто самый главный?
У: Рассказ называется «Слон», можно ли дать другое название?
Рассказ о герое.(слайд № 13 ).
Памятка для составления рассказа о герое: ( слайд № 14)
- Какое впечатление на вас произвёл внешний облик героя?
- Что прежде всего обратило ваше внимание? Как это, по-вашему, его характеризует?
- Обратите внимание на речь: есть ли особенности? О чём они говорят?
- Проследите взаимоотношения героя с другими персонажами произведения: как он ведёт себя с разными людьми?
- Кто о нём говорит и как именно? Как в поступках проявляются его ум и характер, нравственные качества?
- Как вы полагаете, что думает о своём герое автор, и что он хотел сказать, изображая его таким?
- Что вы сами можете сказать о герое после всестороннего знакомства с ним? Каким он вам представляется? На какие мысли о жизни, о человеке он вас навёл?
У: Название имело принципиальное значение для автора?
Д: Оно отвечает замыслу писателя.
Д: Это подчёркивает значительность и бескорыстие этого животного;
Д: Его доброту и попытку помочь семье и её горю. И это удалось.
У: Есть ли в рассказе герои, которые не нравятся автору?
У: А вам?
XIV. Обобщение.
У:Я думаю, настал тот момент, когда мы можем ответить на вопрос.
У: О каком чуде идёт речь в этом рассказе?
Д: О чуде случайной встречи, способной сделать невероятное.
У: В какие чудеса надо верить людям?
Д: Верить в такие чудеса, которые может совершить любой человек с чутким сердцем, Д: О чудодейственной способности человека даже в самых невыносимых условиях стараться оставаться человеком, способным сопротивляться любым мнениям.
У: Смогли ли мы разгадать загадку произведения «Слон»?
Д: Эпиграф раскрывает идейный смысл произведения.
У: Чему учит рассказ?
XV. Творческая работа.
У: Что из сложных признаков отсутствует в рассказе «Слон»? ( нет эпилога – сообщение дальнейшей судьбы героев.)
У: Придумайте эпилог.
(заслушивание вариантов)
У: Давайте прочитаем а как у автора?
XVI. Итог.
У: Какое настроение вызвало произведение?
У: Кому из героев сочувствовал?
У: Как поняли замысел автора?
У: Какие мысли запомнили?
У: Чем обогатил рассказ?
У: Чему научил?
Д :Деятельное сострадание, помощь человеку в трудную минуту может совершить поистине настоящее чудо.
Д: Главное – при первой необходимости протянуть руку тому, кому сейчас хуже, чем вам.
Д: А самое главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами. ( слайд № 15)
XVII. Домашнее задание.
1.Составить рассказ об одном из главных героев по плану.
2. Сделать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.
3. Подготовить отзыв о произведении для литературного бюллетеня.
Слайдовая презентация к уроку А.И.Куприна « Слон».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: литературного чтения. Система РО Л.В.Занкова Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 2 «А» Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост
Работа над произведением развивает речь учащихся, обогащает их словарный запас, формирует оценочное суждение, учит понимать содержание сказки через анализ поступков героев, учит...
Презентация урока математики в 1 классе. Игра-путешествие "Цирковое представление зверей". Тема урока "Закрепление. Решение текстовых задач".
Открытый урок математики игра-путешествие по учебной программе "Школа России" был проведен во время посещения школы детьми подготовительной группы детского сада. Такие уроки помогают понят...
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Урок для дистанционного обучения по русскому языку в 4 классе. Тема урока: Повторение изученного материала по теме: «Местоимение». Склонение личных местоимений
Урок предназначен для дистанционного обучения по русскому языку в 4 классе. Итоговый....
Урок литературного чтения во 2м классе, для детей с ЗПР. Тема урока: Тема: «Эмма Эфроимовна Мошковская «Решительное решение», «Сказка про Твердый и мягкий знаки»
Разработка урока предназначена для проведения урока литературного чтения в начальной школе по программе "Школа России" 2 класс, в т.ч. для детей с ЗПР. Данную работу могут использовать педагоги, студе...
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Повторение изученного по теме «Лексика»: Синонимы, антонимы.
Закрепить и обобщить знания и умения по теме «Лексика". Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, внимание, творческие способности. В работе есть дидактические игры, работа в груп...
Урок учебного курса ОРКСЭ " Основы православной культуры" в 4 классе. Тема урока:«Библия и Евангелие». Базовый учебник: Автор: А.В. Кураев, издательство «Просвещение»
Познакомить учащихся со значением Библии и Евангелие для христиан, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальности. ...