Урок литературного чтения "Л.Н. Толстой. Лев и собачка"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Игнатьева Тамара Павловна
учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 32» г. Смоленск
Проект
урока литературного чтения в 3 классе по теме «Л.Н.Толстой «Лев и собачка»
(по курсу «Литературное чтение», авторы: Горецкий, Климанова, Голованова)
Тип урока: урок чтения и анализа художественного текста.
Цели урока: совершенствовать умения детей читать и анализировать художественный текст, совершенствовать навык правильного и беглого чтения текста вслух и про себя. формировать знания о литературоведческом понятии «быль»; развивать умение анализировать образ главного героя произведения, развивать умения определять жанр и главную мысль художественного произведения, развивать умение сравнивать поступки разных героев произведения, развивать умение определять позицию автора произведения, развивать умения обобщать и делать выводы, высказывать свою точку зрения о прочитанном; воспитывать уважение и любовь к животным, воспитывать дружелюбие и ответственность.
Оборудование урока: Литературное чтение: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений
Ход урока
- этап урока. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
- Ребята, сейчас урок литературного чтения. Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку? Молодцы!
- Улыбнемся друг другу, пожелаем удачи и начнем нашу работу.
- этап урока. Сообщение темы и целей урока.
- Давайте с вами вспомним название раздела,который мы изучаем? («Великие русские писатели»)
- Назовите имена и фамилии наших великих писателей. (А. С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А.Крылов, Л.Н.Толстой)
- Творчество, какого писателя мы изучали на предыдущем уроке? (Л.Н.Толстой)
- Назовите произведения этого писателя. («Акула», «Детство», «Прыжок»)
- О ком или о чем были эти произведения? (О людях, животных, о воспоминаниях).
- Какие произведения вам больше всего запомнились? Почему?
- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством писателя Л.Н.Толстого. В ходе нашей беседы постарайтесь догадаться, о каком произведении пойдет речь на нашем уроке?
Прыгуч, силён,
Пышный мех на нём,
Хищник опасный,
Царь зверей прекрасный! (лев)
Во дворе поставлен дом -
На цепи хозяин в нём.(Собака)
- Кто догадался, как называется новое для нас произведение Л. Н. Толстого?(Ответы детей)
- Давайте откроем учебник на странице 160 и прочитаем название произведения (название рассказа записываю на доске).
- Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке?(О животных)
- Но прежде чем продолжить работу мы должны поставить перед собой цели нашего урока?
- Какие цели мы поставим перед собой? (ответы детей)Все правильно вы сказали, но я выбрала самые важные (прочитать произведение правильно и красиво, ответить на вопросы, научиться выражать свое отношение, определить главную мысль прочитанного произведения)
- этап урока. Подготовка к первичному восприятию текста
- Ребята,это рассказ-быль.
- Что такое быль? (ответы детей)
- «История, о которой рассказывает Л.Н.Толстой, произошла очень давно, в далеком от берегов России городе. Может быть об этой истории писателю рассказал кто-либо из моряков, который побывал в Лондонском порту и посещал зверинец».
- Ребята, кто такой лев? Что вы знаетео таком животном, как лев? Опишите внешность и характер этого животного. (Ученики высказываются по теме: дикое животное,хищник,царь зверей)
- Да, ребята, страх и сильное смятение овладевают всеми, когда они видят это животное и слышат могучее рычание.
- А как назвал автор другое животное? (Собачка, ласково)
- Что вы можете рассказать о собаке? (домашнее животное, друг человека и т.д.)
- Как вы думаете, почему именно собачка? (Маленькая)
- Давайте посмотрим на иллюстрацию в учебнике и сравним нарисованных животных с нашим описанием. (Дети видят огромного и мужественного льва и маленькую беззащитную собачку)
- Как вы думаете, что связывает между собой этих двоих героев? (Предположения детей)
-Могут ли два абсолютно разных животных по темпераменту, среде обитания найти общий язык? (ответы детей)
- Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведение.
- этап урока. Первичное восприятие художественного текста.
- Ребята, послушайте это произведение и подумайте, какое из слов, записанных на доске, лучше подойдет к описанию отношений между львом и собачкой. (На доске слова – ненависть, вражда, дружба, отзывчивость, обман). Учитель (или аудиозапись) читает текст вслух, дети слушают произведение, книги закрыты.
- Итак, услышав историю, как вы думаете, какое слово из предложенных вы выберете для описания отношений? (Предположения детей).
- Давайте, после прочтения произведения, возвратимся к иллюстрации в учебнике и подумаем, как можно подписать ее? (Предположения детей).
- этап урока.Оценка качества первичного восприятия текста.
- Какой это рассказ, грустный или веселый?
- Что вас растрогало в этом рассказе?
- Какие чувства он у вас вызвал? Было ли вам кого-нибудь жалко?
- Что понравилось? Что запомнилось?
- этап урока. Физкультминутка.
- этап урока. Вторичное восприятие текста.
- Перед прочтением текста, вами, поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение данных слов.
Словарная работа:
- Прочитайте правильно слова. Объясните их значение.
подле – около, близко, совсем рядом.
барин – господин, человек из привилегированного класса (помещик).
зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа.
ощетинился – поднял дыбом шерсть, щетину (когда сердится, недоволен).
- Внимательно перечитайте рассказ про себя и обратите внимание на поступки льва и ответьте на следующие вопросы.
- Как лев вел себя с собачкой в начале рассказа?(1 ряд) Каклев вел себя конце рассказа? (2 ряд) Как вы думаете, почему он себя так вел? (3 ряд)
(Самостоятельное чтение текста учащимися. Ответы на вопросы)
- этап урока. Анализ художественного текста
Задание 1: Анализ образа главных героев.
- Скажите, кто является главным героем произведения? Почему вы так решили?
- Как вы думаете, как автор относится к собачке? Почему? Страшно было оказаться собачке в клетке со львом?
- Как автор относится ко льву? Почему? С кем сравнивает автор самого льва и его чувства? (с человеком)
Задание 2: Определение главной мысли произведения.
- В любом произведении автор хочет выразить свою основную мысль – идею произведения. Ребята, какова главная мысль рассказа? (Дружба животных, сострадание)
Задание 3. Определение позиции автора произведения.
- Прочитайте два последних предложения в произведении.
- Что вы почувствовали, читая это строки? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясенный гибелью собачки, он пережил ее несколько дней.)
- Как вы думаете, что хотел сказать нам автор?
- Чему Лев Николаевич хотел нас научить?
- Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? (У Л. Н. Толстого чуткое сердце)
Задание 4: Работа с пословицами (работа в парах)
- Как вы думаете, только ли в рассказахмы можем узнать о преданности, о дружбе и заботе?
- Эту тему затрагивают и другие жанры литературы. Каждая группа получила несколько пословиц с разным смыслом. Вам нужно посовещаться и выбрать такую, которая бы подходила к прочитанному произведению и объяснить свой выбор.
(Старый друг лучше новых двух.
Труд кормит, лень портит.
В здоровом теле здоровый дух.
При солнышке тепло — при матери добро.)
- Какую пословицу вы выбрали? (Старый друг лучше новых двух.) Почему? (Рассказ о дружбе и преданности. Нужно ценить своих друзей.)
Задание 5: Анализ развития событий
- Давайте еще раз обратимся к тексту и найдем отрывок о том, как собачка попала в клетку? Перечитайте? Расскажите.
- Как вела себя собачка? Перечитайте?
- Как вел себя лев при встрече с собачкой? Перечитайте?
- Ребята, скажите встретилось нам, в произведении описание внешности животных ( нет).
- В своем произведении Л.Н. не описал внешность собачки и льва. Но он много написал о поведении, чувствах этих двух животных.
- Расскажите, почему лев и собачка дружили?
- Сколько прожили вместе животные?
- Найдите отрывок о том, как собачка умерла? Прочитайте.
- Что делал лев? Какие чувства испытывает лев от потери собачки? Расскажите. (Безысходность, он не знает как вернуть друга)
- Чем закончился рассказ? (ответы детей)
- Какой конец этой истории (печальный)
- этап урока.
Творческая работа с художественным текстом
Задание:Ребята, а могла ли эта история закончиться не так грустно? Давайте подумаем, как можно было бы изменить конец рассказа, чтобы он получился хорошим и веселым? Работать будем в парах. Обсудите и выскажите свое мнение.
(После парной работы следует заслушать и оценить творческую работу учащихся).
- этап урока. Оценивание работы учащихся на уроке
Учитель аргументированно оценивает работу учеников.
- этап урока. Итог урока
- Ребята, с каким текстом мы работали сегодня на уроке?
- Какие цели мы ставили перед собой?
-Что мы делали для достижения поставленных целей?
- С каким новым литературоведческим понятием познакомились сегодня на уроке?
- Какова главная мысль рассказа?
- К какимидругими литературными жанрами мы работали сегодня на уроке? Зачем?
- Какой вывод можно сделать сегодня на уроке?
- этап урока. Домашнее задание
По выбору:
1. Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Лев и собачка»
2. Если бы герои рассказа умели разговаривать, какой бы диалог между ними мог состояться при встрече?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения. Л.Толстой "Филипок".
Знакомство с рассказом....
урок литературного чтения Алексей Толстой "Весна"
Урок литературного чтения проводится в 4 классе по теме "Путешествие в мир звуков и красок". Это урок на котором дети наблюдают, анализируют, делают выводы. Небольшое по объёму произведение, а с...
Методическая разработка урока литературного чтения Л. Толстой "Прыжок"
Урок проведен в рамках недели литературного чтения. Показан опыт работы учителя по развитию умения учащихся работать в группах и в парах....
Презентация к уроку литературного чтения Л. Толстой "Прыжок"
Презентация содержит сведения об авторе, слайды к рассказу....
урок литературного чтения "Л.Толстой. Какая бывает роса на траве"
В данном уроке представлены три стратегии смыслового чтения....
Конспект урока литературного чтения Л.Толстой "Пожарные собаки". 1 класс. перспектива.
Конспект урока литернатурное чтение по произведению ЛТолстого "Пожарные собаки".1 класс. перспектива....
Презентация к уроку литературного чтения Л. Толстой
Данная презентация разработана для урока литературного чтения во 2 классе Л.Толстой "Филипок".(закрепление)...