Урок литературного чтения Л.Н. Толстой "Лев и собачка"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Рязанова Ирина Станиславна

Урок литературного чтения по теме Л. Н. Толстой "Лев и собачка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе  по теме «Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

Цели урока: раскрыть трагедийный смысл были «Лев и собачка»; познакомиться с литературным жанром «быль».

Планируемые результаты:

Предметные: развить интерес к писателю и к его произведениям; определять конкретный смысл понятия «быль»; задавать самостоятельно вопросы по произведению; самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части находить необходимую информацию на страницах учебника; осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения.

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Тип урока: урок комплексного использования знаний.

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова.

Этап урока. Методы и приемы

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг. Момент.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

Встаньте, дети, не ленитесь!

Все мне дружно улыбнитесь!

Настраиваться на предстоящую работу.

Садиться на места.

Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя.

Проверка домашнего задания 

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

- Вашим домашним заданием было прочитать биографию Льва Николаевича Толстого. Давайте проверим как хорошо вы выполнили домашнее задание и ответим на  вопросы об авторе.

- Назовите годы жизни автора. (1828-1910)

- Где автор провёл большую часть своей жизни? (В Ясной Поляне)

- Что Толстой открыл в своей деревне? (Школу)

- Что приносило много радости в жизнь писателя? (Дружба с детьми)

- Чему писатель хотел научить детей? (Он хотел научить детей грамоте, а так же любить и уважать труд).

-  Я вижу вы хорошо подготовились к уроку.

Проверять домашние задание.

Отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные -

постановка учебной задачи.

Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с учебником, со слайдом.

Иллюстративный:

- С творчеством Льва Николаевича Толстого вы будете знакомиться всю жизнь. Он создал много произведений для взрослых, написал замечательные повести «Детство», «Отрочество», «Юность», которые вы прочитаете очень скоро. Сейчас мы познакомимся с рассказом Толстого «Лев и собачка».

 - Прочитайте, что написано под названием произведения. (Быль)

- Что такое «быль»?

- Давайте обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова. (Быль – 1. То, что было в прошлом. 2. Рассказ о действительном происшествии.)

- Посмотрите,  кто это? (Лев - иллюстрация на слайде)

- Что вы знаете о таком животном, как лев? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)

 - А это кто? (Собака – иллюстрация на слайде)

 - Что можно сказать о собаке? (Собака – домашнее животное, друг человека)

- Могут ли 2 абсолютно разных животных, по темпераменту и среде обитания, найти общий язык?

- Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

- Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая  произошла очень  давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии.

- Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно,  эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ - «Лев и собачка».

- Сядьте поудобнее, и внимательно послушайте  эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком) эта быль?

(Учитель читает текст) 

- Ребята, вам понравился рассказ?

- Вы очень внимательно слушали эту историю, а теперь ответьте о чём эта быль? (О дружбе и привязанности между животными)

- Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)

- Назовите главных героев были.  (Лев и собачка). 

- Где происходит действие? (В зверинце)

- Какой эпизод показался вам самым напряженным?

- Было ли вам кого-нибудь жалко?

Слушать учителя.

Читать учебник.

Отвечать на вопросы учителя.

Слушать учителя.

Рассматривать иллюстрации на слайде.

Участвовать в беседе.

Воспринимать речь учителя.

Слушать текст.

Отвечать на вопросы учителя.

Участвовать в беседе.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения;

строить речевое высказывание в устной форме.

Физ. Минутка

 Практический: выполнение двигательных упражнений.

- Ребята,  выполним физминутку.

Поднимите руки вверх, потянитесь.

Погладьте себя по голове.

Обхватите ладонями шею.

Слегка похлопайте себя по груди.

Почешите себе спину.

Погладьте себе живот. Садитесь.

Выполнять двигательные упражнения.

Личностные- установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с учебником, со слайдом.

- Перед повторным прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

- Смысл каких слов вам был не понятен?

- Обратите внимание, эти трудные для вашего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке.

(Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.)

- А сейчас, давайте прочитаем текст ещё раз, по цепочке.

- Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найдите и прочитайте ответ на мой вопрос. (За смотренье  диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм  зверям, У этого человека не было денег , но ему  захотелось поглядеть на зверей в зверинце).

- Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным. В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)

- Найди в тексте слово «ухватил». Прочитай предложение полностью. Подберите синоним к слову «ухватил».

- Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил - значит, действовал необдуманно, взял то, что подвернулось под руку.)

-Как лев относился к собачке? (Она понравилась льву.  Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.)

- Найди и прочитай этот момент в тексте.

- Во что переросли чувства собачки и льва? (В дружбу)

- Что же происходит с собачкой? (Собачка заболела  и умерла)

- Найдите и прочитайте отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).

- Какие чувства испытывает лев от потери собачки?  (безысходность, он не знает, как вернуть своего друга)

- Прочитайте про себя последние два предложения.

Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).

- Какой конец в этой истории? (печальный)

- Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают,  чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее  нас.

Отвечать на вопросы учителя.

Словарная работа.

Читать значение слов на слайде.

Читать текст.

Находить ответы на вопросы учителя в тексте.

Отвечать на вопросы учителя.

Участвовать в беседе.

Строить речевые высказывания.

Находить доказательство своих слов в тексте.

Слушать речь учителя.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения;

строить речевое высказывание в устной форме.

Итог урока.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение.

- Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?

- Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо  поразило вас?

- Так о чем же этот рассказ? (О преданности и любви животных друг к другу)

- С каким чувством вы уходите с урока?

- Все произведения  Л.Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.        

Отвечать на вопросы учителя.

Анализировать проделанную работу.

Делать выводы.

Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Домашнее задание

- Запишите домашнее задание.

Учебник: стр. 52 - 53 читать, пересказывать.

Записывать Д/З

Рефлексия

Словесный: самоанализ.

- Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу по принципу «трёх карандашей»

Оценивать свои достижения.

Регулятивные - анализировать проделанную  работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: Л.Н. Толстой. Лев и собачка. +Презентация.

В этой папке дана разработка и презентация к уроку литературного чтения, Урок успешно проведён и оказывает положительное влияние на воспитание у детей чувства сострадания и любви к беззащитным животны...

урок литературного чтения в зклассе на тему "Л. Н. Толстой "Лев и собачка"

Открытый урок литературного чтения в 3 классе Тема: Л.Н. Толстой «Лев и собачка»Цели урока: продолжить знакомство с произведениями Л. Н. Толстого, обучать выразительному чтению для более гл...

презентация к уроку литературного чтения в 3 классе на тему "Л. Н. Толстой "Лев и собачка"

Презентация состоит из 9 слайдов, сопровождающих весь урок. Содержание слайдов указано в конспекте урока по данной теме....

Урок литературного чтения по теме: Л.Н.Толстой "Лев и собачка" 3 класс.

Урок построен в соответствии требованиям ФГОС. Выдержаны все этапы урока, используются интерактивные формы работы, групповая разноуровневая работа....

Урок литературного чтения по произведению Л.Н.Толстого "Лев и собачка"

Происходит привлечения внимания детей к биографии писателя,понимание особенностей жанра "рассказ-быль". Формирование умения более глубоко и точно передавать мысли и чувства, заложенные автором в произ...

урок литературного чтения 3 класс. Лев Толстой "Лев и собачка"

Открытый урок литературного чтения в 3 классе....