Урок литературного чтения Л.Н. Толстой "Лев и собачка"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок литературного чтения по теме Л. Н. Толстой "Лев и собачка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit._chteniya_v_3_klasse_l.n._tolstoy_lev_i_sobachka.docx | 22.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе по теме «Л.Н.Толстой «Лев и собачка»
Цели урока: раскрыть трагедийный смысл были «Лев и собачка»; познакомиться с литературным жанром «быль».
Планируемые результаты:
Предметные: развить интерес к писателю и к его произведениям; определять конкретный смысл понятия «быль»; задавать самостоятельно вопросы по произведению; самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части находить необходимую информацию на страницах учебника; осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения.
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Тип урока: урок комплексного использования знаний.
Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова.
Этап урока. Методы и приемы | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Орг. Момент. Словесный: слово учителя; ответы на вопросы. | Встаньте, дети, не ленитесь! Все мне дружно улыбнитесь! | Настраиваться на предстоящую работу. Садиться на места. | Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя. |
Проверка домашнего задания Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. | - Вашим домашним заданием было прочитать биографию Льва Николаевича Толстого. Давайте проверим как хорошо вы выполнили домашнее задание и ответим на вопросы об авторе. - Назовите годы жизни автора. (1828-1910) - Где автор провёл большую часть своей жизни? (В Ясной Поляне) - Что Толстой открыл в своей деревне? (Школу) - Что приносило много радости в жизнь писателя? (Дружба с детьми) - Чему писатель хотел научить детей? (Он хотел научить детей грамоте, а так же любить и уважать труд). - Я вижу вы хорошо подготовились к уроку. | Проверять домашние задание. Отвечать на вопросы учителя. | Регулятивные - постановка учебной задачи. Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения; строить речевые высказывания в устной форме. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. Практический: работа с учебником, со слайдом. Иллюстративный: | - С творчеством Льва Николаевича Толстого вы будете знакомиться всю жизнь. Он создал много произведений для взрослых, написал замечательные повести «Детство», «Отрочество», «Юность», которые вы прочитаете очень скоро. Сейчас мы познакомимся с рассказом Толстого «Лев и собачка». - Прочитайте, что написано под названием произведения. (Быль) - Что такое «быль»? - Давайте обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова. (Быль – 1. То, что было в прошлом. 2. Рассказ о действительном происшествии.) - Посмотрите, кто это? (Лев - иллюстрация на слайде) - Что вы знаете о таком животном, как лев? (Дикое животное, хищник, царь зверей.) - А это кто? (Собака – иллюстрация на слайде) - Что можно сказать о собаке? (Собака – домашнее животное, друг человека) - Могут ли 2 абсолютно разных животных, по темпераменту и среде обитания, найти общий язык? - Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением. - Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии. - Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ - «Лев и собачка». - Сядьте поудобнее, и внимательно послушайте эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком) эта быль? (Учитель читает текст) - Ребята, вам понравился рассказ? - Вы очень внимательно слушали эту историю, а теперь ответьте о чём эта быль? (О дружбе и привязанности между животными) - Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.) - Назовите главных героев были. (Лев и собачка). - Где происходит действие? (В зверинце) - Какой эпизод показался вам самым напряженным? - Было ли вам кого-нибудь жалко? | Слушать учителя. Читать учебник. Отвечать на вопросы учителя. Слушать учителя. Рассматривать иллюстрации на слайде. Участвовать в беседе. Воспринимать речь учителя. Слушать текст. Отвечать на вопросы учителя. Участвовать в беседе. | Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. Познавательные - высказывать предположения; строить речевое высказывание в устной форме. |
Физ. Минутка Практический: выполнение двигательных упражнений. | - Ребята, выполним физминутку. Поднимите руки вверх, потянитесь. Погладьте себя по голове. Обхватите ладонями шею. Слегка похлопайте себя по груди. Почешите себе спину. Погладьте себе живот. Садитесь. | Выполнять двигательные упражнения. | Личностные- установка на здоровый образ жизни. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. Практический: работа с учебником, со слайдом. | - Перед повторным прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов. - Смысл каких слов вам был не понятен? - Обратите внимание, эти трудные для вашего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке. (Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком. Барин – богатый человек, который имеет прислугу. Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать. Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения. Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону. Издохла – умерла. Засовы – большие дверные задвижки.) - А сейчас, давайте прочитаем текст ещё раз, по цепочке. - Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найдите и прочитайте ответ на мой вопрос. (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег , но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце). - Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным. В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.) - Найди в тексте слово «ухватил». Прочитай предложение полностью. Подберите синоним к слову «ухватил». - Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил - значит, действовал необдуманно, взял то, что подвернулось под руку.) -Как лев относился к собачке? (Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.) - Найди и прочитай этот момент в тексте. - Во что переросли чувства собачки и льва? (В дружбу) - Что же происходит с собачкой? (Собачка заболела и умерла) - Найдите и прочитайте отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой). - Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (безысходность, он не знает, как вернуть своего друга) - Прочитайте про себя последние два предложения. Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней). - Какой конец в этой истории? (печальный) - Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас. | Отвечать на вопросы учителя. Словарная работа. Читать значение слов на слайде. Читать текст. Находить ответы на вопросы учителя в тексте. Отвечать на вопросы учителя. Участвовать в беседе. Строить речевые высказывания. Находить доказательство своих слов в тексте. Слушать речь учителя. | Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. Познавательные - высказывать предположения; строить речевое высказывание в устной форме. |
Итог урока. Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение. | - Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок? - Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас? - Так о чем же этот рассказ? (О преданности и любви животных друг к другу) - С каким чувством вы уходите с урока? - Все произведения Л.Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости. На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности. | Отвечать на вопросы учителя. Анализировать проделанную работу. Делать выводы. | Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |
Домашнее задание | - Запишите домашнее задание. Учебник: стр. 52 - 53 читать, пересказывать. | Записывать Д/З | |
Рефлексия Словесный: самоанализ. | - Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу по принципу «трёх карандашей» | Оценивать свои достижения. | Регулятивные - анализировать проделанную работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: Л.Н. Толстой. Лев и собачка. +Презентация.
В этой папке дана разработка и презентация к уроку литературного чтения, Урок успешно проведён и оказывает положительное влияние на воспитание у детей чувства сострадания и любви к беззащитным животны...
урок литературного чтения в зклассе на тему "Л. Н. Толстой "Лев и собачка"
Открытый урок литературного чтения в 3 классе Тема: Л.Н. Толстой «Лев и собачка»Цели урока: продолжить знакомство с произведениями Л. Н. Толстого, обучать выразительному чтению для более гл...
презентация к уроку литературного чтения в 3 классе на тему "Л. Н. Толстой "Лев и собачка"
Презентация состоит из 9 слайдов, сопровождающих весь урок. Содержание слайдов указано в конспекте урока по данной теме....
Урок литературного чтения по теме: Л.Н.Толстой "Лев и собачка" 3 класс.
Урок построен в соответствии требованиям ФГОС. Выдержаны все этапы урока, используются интерактивные формы работы, групповая разноуровневая работа....
Урок литературного чтения по произведению Л.Н.Толстого "Лев и собачка"
Происходит привлечения внимания детей к биографии писателя,понимание особенностей жанра "рассказ-быль". Формирование умения более глубоко и точно передавать мысли и чувства, заложенные автором в произ...
Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка" Л.Н.Толстого.
Презентация к открытому уроку...
урок литературного чтения 3 класс. Лев Толстой "Лев и собачка"
Открытый урок литературного чтения в 3 классе....