- Речевая разминка
-Подготовим наш речевой аппарат к работе. Проведем речевую разминку -Прочитайте глазами стихотворение (Слайд №1) Любимых детских книг творец И верный друг ребят, Он жил, как должен жить боец, И умер, как солдат. -Давайте прочитаем это четверостишие хором тихо -Со 2 рядом прочитаем эту строфу громко -С 3 рядом прочитаем ритмично (скороговоркой) -Вот теперь наш речевой аппарат готов к работе
2.Беседа о А. Гайдаре - О ком идет речь в этом четверостишье? Узнали вы этого человека? (Слайд №2) -Это настоящая фамилия автора? -Что такое псевдоним? -Что означает слово «гайдар»? -Назовите настоящую фамилию автора -Где вы об этом узнали? -Что вы еще знаете о нём?
-Каким человеком он был? Большой, весёлый, ясноглазый, Присев к ребячьему костру, Он сочинял свои рассказы Как бесконечную игру. Он никогда не будет стар, В глаза читателям с портрета Глядит смеющийся Гайдар В шинель походную одетый. (Слайд №3-Портрет на доску!)
|
-Читают ребята 1 ряда -Читают ребята 2 ряда -Читают ребята 3 ряда
-о А. Гайдаре
- Нет, это псевдоним. - Это вымышленное литературное имя, которым подписывал автор свои произведения. -«всадник, скачущий впереди войска» -А. П. Голиков. - Из рассказа учителя, одноклассников, в статье учебника - Гайдар в своих произведениях учит нас быть бесстрашными, сильными и благородными, способными ответить за свои поступки, а главное – любить свою Родину. -Он был человеком, смело идущим вперед, «всадник, скачущий впереди войска»
|
- Создание проблемной ситуации
- Посмотрите на доску. (На доске записаны слова с качествами человека) -Прочитайте. Попробуйте назвать эти понятия одним словом . -Назовите «лишнее» слово -Почему вы так решили? Докажите - Объясните, как вы понимаете смысл слов: * доброта * отзывчивость * честность - Эти слова характеризуют качества хорошего человека. - А вы обладаете такими качествами? -С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке, в котором встречались все эти замечательные качества
2. Постановка цели на урок -Попробуйте сформулировать тему нашего урока -Зная тему, давайте поставим цель урока. Определим, в чем предстоит разобраться нам сегодня на уроке. -Чтобы определить главную мысль произведения, надо хорошо знать содержание. Тогда мы сможем ответить на главный вопрос: Для чего А.П. Гайдар написал это произведение ? На полях своих рукописей, писем к друзьям и дневников Гайдар рисовал пятиконечную звездочку. Она была как сигнал: Я в строю! Мои книги в строю! Она была словно маяк, как присяга: с винтовкой ли, с пером ли, я – твой боец, Родина. Свет звездочки освещал всю жизнь Гайдара и его героев
Давайте поработаем над этой повестью – сделаем для себя еще одно маленькое открытие
3.Работа с листом самооценки Перед вами «Лист самооценки». Рассмотрим критерии, по которым вы сегодня будете себя оценивать. Если вы считаете, что справились с учебной задачей на «отлично»-закрашиваете красную звезду, на «хорошо»-синюю, если «я могу лучше»-зеленую звезду -По какому критерию вы уже можете себя оценить?
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
№ | Критерии |
|
|
| Отлично | Хорошо | Я могу лучше | 1 | Я участвовал в формулировании, темы, цели урока |
|
|
| 2 | Я помогал своей паре в выборе правильных ответов |
|
|
| 3 | Я вдумчиво отвечал на вопросы по теме урока, с уважением выслушивал своих одноклассников |
|
|
| 4 | Я принимал активное участие в работе своей команды |
|
|
| 5 | Я помогал делать вводы и заключения по главному вопросу урока |
|
|
|
4.Открытие нового знания. Анализ произведения 1Работа над жанром произведения -Продолжаем нашу работу. Какое домашнее задание вы должны были выполнить?
- Дома вы подготовили модели обложек. Покажите, что у вас получилось? -К какому жанру относиться это произведение? - Почему это рассказ? - Почему выбрали именно этот цвет? 2)Разгадывание кроссворда «Дети – герои повести А.П. Гайдара Работа в парах -Проверим, насколько внимательно вы читали произведение -Откройте ТПО с 84 №4, разгадайте кроссворд Работать будете в паре. -Проверяем. С какими героями еще познакомились? -Молодцы! Хорошо справились с заданием. А это значит. Что вы внимательно читали произведение. -Положите перед собой «Лист самооценки» Оцените свою работу по следующему критерию 3)Исследовательская деятельность -Герои этого произведения – дети. -Кто главный герой этого произведения? -Свое произведение автор называет «Тимур и его команда». Подберите родственное слово к первому слову -Тимур -Какой смысл вкладывает автор в это понятие? -Давайте посмотрим, какое толкование этого слова дается в словаре Ожегова Тимуровцы – в советское время: участник детского общественного движения по оказанию помощи семьям воинов, инвалидам, больным (по имени Тимура из «Тимура и его команды»). - В каком значении употреблено слово «тимуровцы» в нашем произведении? -Повесть Гайдара началась печататься в газете «Пионерская правда» в 1940 году, и в том же году Тимуровское движение стало массовым. Миллионы мальчишек и девчонок начали подражать Тимуру. Они организовывали отряды, и помощь приходила ко всем, кто нуждался в ней. Движение оставалось мощным и в течение всех военных лет и несколько десятков лет после войны. 4)Работа с текстом отрывка из повести А.П. Гайдара 1.Знакомство с детьми -Подробно познакомимся с героями – тимуровцами - Где происходили действия? -На какой необычный чердак забралась Женя? Как автор описал штаб Тимура и его команды? Прочитайте… -Что рассердило ребят из команды Тимура, ведь Женя забралась на чердак в своём саду? -Что рассказывает о Жене её поведение на чердаке? 2.Творческий пересказ -Попробуйте рассказать эту сцену от первого лица. Женя: «Я –капитан» 3.Чтение по ролям -Отчего девочке « стало не по себе»? -Кто предупреждает Женю об опасности? -Какая фраза звучит комично? -Знакомы ли Тимур и Женя? Как могло получиться, что Тимур знает Женю, а Женя знает о нём, но не его? -Прочитаем диалог «Тимур и Женя».
4.Выборочное чтение :Хорошие дела тимуровцев -Как Гайдар выделяет Тимура из его команды? Понравился вам Тимур?
-Какие хорошие дела совершили тимуровцы? Расскажите о них -На какие дома ставили звёзды ребята из команды Тимура?
|
-доброта, отзывчивость, лживость, честность
-Качества человека
-«лживость» -Лживость - это отрицательное качество человек, а все остальные - положительные - Доброта – стремление делать добро другим; - Отзывчивость – готовый помочь человек; - Честность - человек, который держит слово…
- Мы читали произведение А.П. Гайдара «Тимур и его команда».
-А. Гайдар «Тимур и его команда» (Записать на доске!) -Определить главную мысль произведения
- Учащиеся высказывают предположения
-Прочитать произведение, сделать модель обложки
-Дети показывают модели обложек -Рассказ (повесть) - Это рассказ, потому что, события следуют последовательно друг за другом, и они могли произойти в реальной жизни, из рассказа мы можем узнать переживания героя. - Это рассказ о детях
1.Женя 2.Нюра 3.Тимур 4.Мишка 5.Сима Гейка, Коля Колокольчиков, «Фигура»
-Тимур
-тимуровцы
-Дети предлагают свои варианты ответов
-Придумывают помощь в виде такой игры, чтобы было интересно, потому что они любят романтику, представляли себя волшебниками. Они скромны, потому что не говорят о своей помощи, не хвастаются. Эта игра была потребностью
В саду, на чердаке. -Это был штаб -Дети читают
-Женя очень смелая, отважная, фантазерка
-Тимур («…Примчатся… люди, и они тебя поколотят»). -Лично друг друга не видели
-Все обернулись и расступились…, вокруг Тимура расположились ребята…,совещание неизвестного штаба…говорил Тимур…, давайте к делу. приказал Тимур (отдает команды, приказы, критикует) -Охраняли дом красноармейца Крюкова от Мишки Квакина и «Фигуры», которые обворовывали чужие сады -брали под свою охрану и защиту дома, у кого родные уходили в Красную армию -организовали помощь в поиске козы, которую потеряла Нюрка-дочь красноармейца Павла Гурьева
|
- Работа в группах
Создание проекта - рассказ по аналогии -Понравились ли вам ребята их игра? Почему люди должны помогать друг другу? -Поднимите руку, кто из вас хотел бы поучаствовать в таком же тимуровском движении? -Как вы думаете, нужна ли кому–нибудь помощь тимуровцев сейчас? -А реально ли это? Как вы думаете, могли бы мы с вами чем-то помочь нуждающимся в нашей помощи? -Давайте сейчас и начнем. Работать будем в командах. -Команды займите свои места: 1-Егор С, 2-Софья В., 3-Алина Б.,4-Макар А., 5-Даша К. -Я вам предлагаю выполнить небольшой проект – составить текст по аналогии с произведением «Тимур и его команда»
- Каждой команде предлагается ситуация (сюжетная иллюстрация) ,на основе которой необходимо составить рассказ) Я вам предлагаю творческую модель текста. - Однажды или как-то раз
- Где
- Когда (время года, суток)
- Кто
- Что делал и зачем
- Что было дальше
- Чем всё закончилось
-Время выполнения - 5 минут. -Вы - люди творческие, отличные фантазеры, у вас получаться замечательные рассказы!
Защита проекта Каждая группа зачитывает составленный рассказ -Пожмите друг другу руки, если вы считаете, что ваш проект удался. Вы стали настоящими тимуровцами -Ребята, в произведении «Тимур и его команда» люди знали, кто им помогает? -Значит, добрые дела можно делать тайно, и от этого они не перестают быть добрыми. -Обязательно ли собираться в группы, чтобы делать добрые дела, или вы можете проявлять заботу и доброту самостоятельно?
|
1 ситуация: Тетя Вера возвращалась с дачи. У нее были ……… 2 ситуация: Однажды мой дедушка… |
1.Подведение итога урока 1)Разрешение проблемной ситуации - Так, какова главная мысль этого произведения? - Давайте ответим на главный вопрос: Для чего писатель написал этот рассказ? - Написав это произведение, Гайдар хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь: В жизни каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе замечательные качества: доброту, отзывчивость, честность 2)Работа с «Листом самооценки» -Положите перед собой «Лист самооценки». По каким критериям вы себя еще не оценили? Оцените свои умения Посчитайте количество красных звезд…Кто доволен своей работой?
2.Объяснение домашнего задания: -Помните, я вам рассказала про звезду… Она горит, не потухая, на страницах его книг и светит нам, читателям, и зовет вперед, Пусть светит всегда! У тимуровцев тоже были звезды…. Я хочу , чтобы и у вас появилась такая звезда… Наденьте ее друг на друга. Вот теперь вы точно настоящие тимуровцы Домашнее задание: Составьте список добрых дел, которые вы смогли бы совершить… и ваши желания обязательно сбудутся!
3.Окончание урока Я призываю вас «Спешите делать добрые дела». Как гласит народная мудрость «Добрый человек в добре проживёт век» Пусть эти слова станут вашим девизом на протяжении всей жизни.
|
Чтобы мы были добрыми, отзывчивыми, честными по отношению друг к другу, Этот рассказ помогает воспитывать в себе стойкость и мужество, честность .
|