Урок внеклассного чтения. Отважные ребята из произведения А.П. Гайдара « Тимур и его команда».
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Урок внеклассного чтения по программе "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury.docx | 22.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Приобская начальная общеобразовательная школа»
Тема: Урок внеклассного чтения. Отважные ребята из произведения А.П. Гайдара « Тимур и его команда».
Цель: Показать нравственный смысл поступков героев Гайдара, совершенствовать навыки пересказа и анализа текста, обобщить впечатления от произведения Гайдара, развивать творческие способности учащихся.
Ход урока.
1.Организационный момент:
Ребята, сегодня я хочу поздравить вас с праздником. Ведь встреча с книгой, из которой мы узнаем что-то новое, интересное – это всегда праздник.
2.Актуализация знаний.
Начнем урок с эпиграфа:
Ты всегда помнил о людях, и они отплатят тебе тем же.
А.Гайдар.
- Как вы думаете, почему я начала урок с этих слов?
Давайте поиграем.
- Встаньте те, у кого сегодня есть книги А.Гайдара?
- У кого хорошее настроение?
- Кто в рубашке?
- У кого светлые волосы?
- У кого есть младшая сестра?
- Старший брат?
- Кто съел весь завтрак в столовой?
- Кто занимается спортом?
- Музыкой?
Ни для кого не секрет, что все люди разные. Каждый человек - это це лый мир, познавать который - одна из целей жизни. Но в то же время всех людей можно объединить по различным признакам. Например, мужчины и женщины, взрослые и дети, грамотные и неграмотные, образованные и не образованные, предпочитающие спорт компьютеру и наоборот.
Итак, мы видим, что всегда можно найти общее между разными, каза лось бы, людьми. Если вы заметили, одно из оснований для объединения людей - это возраст: взрослые - дети. К какой группе вы отнесете себя?
- Получается, что вы уже не дети, но еще и не взрос лые. Вашему возрасту есть отдельное определение, объединяющее людей примерно от 10 до 15 лет - отрочество.
- Ваш возраст еще называют переходным. Это действительно пере ход из детства к взрослой жизни, и у каждого он очень труден, как любое изменение, любое новое состояние.
3.Проблемные вопросы и комментарии учителя
- Как вы считаете, имеет ли значение время, в которое живет человек?
- Отличаются ли дети, жившие 50-60 лет назад от сегодняшних? Есть ли меж ду ними общее?
- Что же изменилось? Стали люди умнее, добрее, сильнее, образован нее, красивее?
- Литература позволяет нам не только совершать подобные путешествия в пространстве и во времени, но и перевоплощаться в героев книг, ставить себя на их место, примерять на себя их жизнь.
- Понятно, что героем литературного произведения может стать человек любого возраста. Нас интересует сейчас герой - ваш ровесник. Подростковый возраст - пожалуй, самый ответственный в жизни человека: он во многом определяет, как и зачем будет жить человек даль ше, каким он будет взрослым.
- Сегодня мы будем говорить с вами о писателе, который в памяти читателей всегда остается молодым, потому что его герои, юные, отважные мальчишки и девчонки со своими жизненными проблемами, убеждениями, верой, искренностью. Мы будем говорить о произведении Аркадия Петровича Гайдара.
- У нас замечательная возможность услышать голос писателя. Прослушивание обращения.
- А какие произведения А.Гайдара вы читали?
- Я вам предлагаю более подробно остановиться на произведении «Тимур и его команда».
- Можете ли вы найти сходство вашей жизни и жизни героев?
- Повесть «Тимур и его команда»- уникальная книга, в мировой литературе трудно найти произведение, которое бы дало начало массовому детскому движению, каким стали тимуровские команды. Литературный герой шагнул в жизнь. Миллионы мальчишек стали подражать Тимуру, миллионы девочек – Жене. С сентября 1940 года повесть начала печататься в газете «Пионерская правда» и сразу же приобрела огромную популярность, а главный герой повести Тимур стал образцом для подражания многих мальчишек и девчонок.
На полях своих рукописей, писем к друзьям и дневников Гайдар рисовал пятиконечную звездочку. Она была как сигнал: Я в строю! Мои книги в строю! Она была словно маяк, как присяга: с винтовкой ли, с пером ли, я – твой боец, Родина. Свет звездочки освещал всю жизнь Гайдара и его героев. Он горит, не потухая на страницах его книг и светит нам, читателям, и зовет вперед, Пусть светит всегда!
Анализ – характеристика главных героев.
Работа в группах:
Найди героя:
В сетку по горизонтали, по вертикали и по диагонали вписаны четырнадцать действующих лиц повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда". Кто из вас найдёт больше персонажей?
м | а | т | и | р | у | м | и | т |
к | о | ж | е | н | я | у | а | л |
в | с | л | а | л | е | ш | к | а |
а | и | к | о | з | а | ч | й | д |
к | м | к | н | ч | у | и | е | ы |
и | а | ц | ю | р | н | д | г | г |
н | к | а | р | у | г | и | ф | и |
ш | о | е | к | г | я | р | ц | н |
э | в | с | а | о | л | ь | г | а |
Ответы: Тимур, Женя, Ольга, Нюрка, Квакин, Ладыгин, Рита, коза, молочница, Гейка, Алёшка, Коля, Фигура, Симаков.
- Как вы думаете, кто главный герой произведения? Почему?
- Почему Тимур решил помогать семьям военных, как вы думаете?
- Ребята с радостью выполняли поручения? Почему? Приведите примеры из текста.
- Чем отличается Тимур от всех остальных?
К тому же Тимур не по- детски серьезен.
уважение к военным, к пожилым людям, маленьким детям и даже к врагам и сострадание – вот что делает человека личностью.)
- Как вы думаете, легко ли быть участником добрых дел друзей Тимура?
Члены команды - такие же дети, как и они, для которых помощь нуждающимся – важный элемент жизни, это их служение Родине. А дела Тимура и его команды благородны и достойны подражания)
- Как сами герои относятся к своим заданиям? Приведите примеры из текста.
- А вы бы согласились быть членами команды Тимура? Почему?
Рассмотрим иллюстрации к рассказу в ваших книгах.
- Какие иллюстрации вам нравятся и почему?
- Совпадают ли ваши представления о героях с изображенным на рисунках? - Выберите эпизод, который вас заинтересовал больше всего.
Чтение и пересказ.
Давайте посмотрим эпизод из фильма «Тимур и его команда».
7. Заключительное слово.
Сегодня на уроке мы говорили о подростках, как о вас, так и о литературных героях и выяснили, что в какое время человек ни жил бы, проблемы, чаянья, тревоги будут схожи. С той лишь разницей, как человек (подросток) реагирует на происходящее.
Гайдар в своих произведениях учит нас быть бесстрашными, сильными и благородными, способными ответить за свои поступки, а главное – любить свою Родину.
Итог урока.
Ребята, чем вам понравилась повесть Аркадия Петровича Гайдара "Тимур и его команда"?
Какие слова сказала Оля Тимуру в конце повести?
"Будь спокоен! Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же".
Герой книги Тимур придумал чудесную форму помощи нашей армии. Он со сверстниками окружал большой заботой тех кого должны были оставить отцы и братья ушедшие в армию. Смелый, отзывчивый, решительный, благородный в побуждениях, неугомонный и хитроумный в достижении задуманного, обаятельный мальчуган. Тимур стал образцом, по которому хотели равняться, которому решили подражать миллионы ребят, как только познакомились с повестью "Тимур и его команда". Мне очень хочется ребята, чтобы вы росли такими же добрыми и отзывчивыми как Тимур и его друзья.
Вскоре после выхода повести "Тимур и его команда" появилось новое слово тимуровцы. Оно осталось в языке нашего народа и хранится как пример чудесного выражения любви к Родине и деятельной заботе о ней молодых патриотов.
Домашнее задание (по выбору учащегося)
Вспомните произведения, в которых героями являются подростки. Со ставьте небольшую викторину по этим произведениям.
Или
Напишите сочинение-эссе на тему: «Чему учат нас произведения А.П.Гайдара».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инсценировка отрывка из произведения А. П. Гайдара "Тимур и его команда"
Инсценировку можно использовать на литературном празднике в начальной школе....
Урок внеклассного чтения по повести А.П. Гайдара "Тимур и его команда"
Урок внеклассногот чтения в 4 классе по повести А.П. Гайдара "Тимур и его команда"Презентация разбита на несколько частей, необходимо соединить части перед демонстрацией....
Внеклассное чтение по книге А.П. Гайдара «Тимур и его команда»
Внеклассное чтение по книге А.П. Гайдара «Тимур и его команда»...
Тест по произведению А. Гайдара "Тимур и его команда"
Данный материал поможет определить степень понимания текста произведения...
Урок внеклассного чтения по повести А. П. Гайдара "Тимур и его команда"
Урок был разработан для городского семинара библиотекарей по теме "От успешного чтения через творчество к успешной личности"....
Тест по произведению А.П.Гайдара «Тимур и его команда»
Тест по произведению А.П.Гайдара «Тимур и его команда»...
Тест по произведению А. Гайдара «Тимур и его команда»
Тест представлен в однов варианте. Содержит в себе 44 вопроса, где необходимо выбрать не только правильный вариант ответ, но и записать ответ самостоятельно...