Урок А.П.Гайдар "Тимур и его команда". Новые тимуровцы.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Олейникова Елена Анатольевна

Урок с применением технологии проблемного обучения и групповой работы. Учитель знакомит учащихся с биографией А.П.Гайдара, учащиеся читают отрывок из ппроизведения, выясняют, кто такие тимуровцы, с помощью публикаций из газет и интернета узнают о Новых тмуровцах. Сравнивают деятельность тимуровцев Гайдара и Новых тимуровцев. Создают сравнительную таблицу и делают вывод.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель:

  1. Познакомить учащихся с биографией А.П.Гайдара;
  2. проанализировать с учащимися отрывок  из повести "Тимур и его команда»: выяснить, кто такие тимуровцы

Задачи:

-совершенствовать умения вести диалог, участвовать в обсуждении;

-воспитывать в детях желание отзываться на чужую беду, спешить на помощь человеку;

-воспитывать интерес к возрождению тимуровского движения;

-воспитание любви к прошлому нашей страны

-расширять кругозор учащихся средствами ИКТ, публикациями в инетернете

-формировать устойчивый интерес к чтению

- обучать навыкам проектной деятельности

-развивать мышление, речь, воображение, анализ и синтез, умение оценивать деятельность

Оборудование:

Портрет А.П.Гайдара, выставка книг, мультимедийная доска,  картинки обложек книг, карточки-задания для групповой работы.

          Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы с вами выполним мини-проект по отрывку из повести одного известного детского писателя, фамилию которого, вернее псевдоним, попробуйте угадать с помощью стихотворения С.Михалкова.

  (Читаю стихотворение С.Михалкова с пропуском фамилии Гайдар)

………………………………………………………………………………..

Любимых детских книг творец

И верный друг ребят,

Он жил, как должен жить боец,

И умер, как солдат.

Ты повесть школьную открой –

Он ее писал:

Правдив той повести герой

И смел, хоть ростом мал.

Прочти его рассказ

И оглянись вокруг:

Жувут сегодня среди нас

Тимур, и Гек, и Чук.

Страницы честных, чистых книг

Стране оставил в дар

Боец, Писатель, Фронтовик

И Гражданин – ……… (Хором: Гайдар!)  Вывешиваю портрет писателя.

Молодцы! Какие произведения Гайдара вы знаете?

- «Чук и Гек», «Военная тайна», «Голубая чашка», «Тимур и его команда»

Хорошо! Вот его книги! (Показываю)

Обратите внимание на плакат. Кто изображен?

-Мальчиш Кибальчиш. Он так и не выдал буржуинам военную тайну!

 

Показ презентации о А.П.Гайдаре

        Среди написанных Гайдаром произведений особое место занимает эта повесть «Тимур и его команда».  Сегодня мы познакомимся с отрывком из этой повести. Попытаемся понять, в чем секрет ее популярности ?

Кто такой Тимур? Мы вместе должны ответить на такие проблемные вопросы:

 - Кто такие тимуровцы? Какими качествами характера они обладали?

 -  Кто такие Новые тимуровцы? Какие они?

 -  Могут ли современные дети называться настоящими тимуровцами?

Чтобы самостоятельно найти ответы на эти вопросы мы разделимся на 4 команды-группы.

Первые две команды-группы на голубых листах прочитают отрывок из повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда» и найдут ответ на первые проблемные вопросы:

- Кто такие тимуровцы? Какими качествами характера они обладали?

- Какие добрые дела намечали в своем штабе и совершали? Кому помогали? На карточках-помощниках отметят выявленные качества характера ребят того предвоенного времени.

Вторые две команды группы изучат современные публикации в газетах и интернете о Новых тимуровцах. Ответят на вопросы:

 -Кто такие Новые тимуровцы? Какие они?

На карточках-помощниках отметят выявленные качества характера ребят нашего времени.

После заслушивания ответов представителей каждой группы, попробуем ответить на проблемный вопрос:

- Могут ли современные дети называться настоящими тимуровцами?

 

На самостоятельную работу групп отводится определенное время. По моей просьбе закончить обсуждение, надо будет закончить его и внимательно слушать выступления своих товарищей.

Итак, начинаем ….( дети работают по группам)

Физминутка.

Давайте перенесемся во времена Тимура и выполним маршировку с речевкой, как пионеры того времени.

Слайд

Слово 1 группе.

- Прочитайте  по очереди по абзацам отрывок на с.121-122 учебника.

Ответьте на вопросы.

- Кто такие тимуровцы? (Это ребята, пионеры,  из команды Тимура)

- Какие дела решались на совещании штаба? (В саду дома №34 обтрясли яблоню, в доме № 54 коза пропала, в доме №22 девчонка плачет)

- Кому помогают ребята? (семьям тех, кто находится в Красной Армии)

- Какое дело самое трудное? (успокоить четырехлетнюю девочку)

- Почему Тимур берет это  на себя? ( выбирает себе самое трудное дело)

- Какие тимуровцы? Выбери и подчеркни подходящие качества ребят из команды Тимура? ( Скромные, злые, добрые, внимательные, безразличные, бескорыстные, веселые, дружные, смелые, шустрые, чуткие, добросовестные, медлительные).

- Что важного в их делах? (Ребята готовы прийти на помощь тем, кто попал в беду)

_- Почему именно Тимур стал командиром? (Он мужественный, добродушный, отзывчивый, сильный, честный)

     Спасибо, ребята, ваш ответ я записала в таблицу. Молодцы.

     

Слово 2 группе

Что бы вы хотели дополнить к ответу своих товарищей? С чем вы согласны? А с чем не согласны?

(Выслушивается ответ 2 группы)

 Игра «Барабанщики»

(слайд)

Слово 3 и 4 группе.

 -Кто такие Новые тимуровцы? Какие они?

- Сохранилось ли Тимуровское движение в нашей стране?

- Кто такие Новые тимуровцы? ( Ребята, которые оказывают помощь ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам и престарелым гражданам)

 Какие дела  они совершают? (Кому-то помогают справиться с домашними заботами: покрасить забор, помыть окна, помочь убрать урожай на огороде - «Новые тимуровцы» помогают не только добрым делом, но и добрым словом)

Расскажите о них.

Выбери подходящие черты характера Новых тимуровцев? (милосердие, жестокость, доброта, безразличие, сострадание, трудолюбие, лень, внимательность, инициативность, активность)

Спасибо, ребята, ваш ответ я записала в таблицу.

Давайте ответим на последний проблемный вопрос и сделаем вывод:

- Могут ли современные дети называться настоящими тимуровцами?

Надо ли продолжать это движение?

 Нужны ли современному обществу люди, обладающие такими качествами?

(выслушиваются ответы ребят)

- Какие добрые дела делали вы всем классом? (собирали макулатуру, поздравляли ветеранов)

       Я вам раздам звездочки, подумайте и напишите на них, какое доброе дело вы хотите сделать в ближайшее время. Читать мы не будем, как гласит народная мудрость: «Кто добр поистине, тот творит добро в молчании»

      Скоро День Победы нашей страны в Вов. Участников осталось совсем немного, они нуждаются в помощи, порой просто в вашем внимании, окажите ветеранам внимание и помощь.

     Итак, подведем итоги. Каждый продолжит фразу…Ну уроке, я узнал…

     Оценим работу команд. Ребята, как вы оцените работу команды №1,2,3,4?

     Смайлы.

     Домашнее задание: взять в библиотеке повесть и прочитать, чтобы рассказать от лица Жени о других добрых делах тимуровской команды.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа клуба Юные тимуровцы

Данная работа пригодится для организации работы кружка, связанного с патриотическим воспитанием...

Тема: «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями». По творчеству А. П. Гайдар «Тимур и его команда»

1.На этапе актуализации знаний была проведена проверка повторения прошлого материала урока, тем самым  мотивировала  детей на деятельность.Результат проверки  показал, что у...

Социальный проект "Мы-тимуровцы!"

Проект, созданный с целью развития детского и юношеского движения по оказанию помощи ветеранам, престарелым жителям поселения...

Конспект урока по английскому языку "Новая команда, буква Сс", УМК "Enjoy English -2"

Конспект урока по английскому языку "Новая команда, буква Сс", 2 класс, УМК Биболетовой М.З."Enjoy English -2 ", 4 урок....

Программа по внеурочной деятельности « Мы тимуровцы»

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогического воздействия, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, ...

Московское путешествие. "Новые вершины". Конкурс "Чуден град Москов". Команда "Любозначтельные"

Московское путешествие. "Новые врешины". XVII-я социокультурная познавательно-экскурсионная  игра. Маршрут команды 3 класса...