Урок А.П.Гайдар "Тимур и его команда". Новые тимуровцы.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок с применением технологии проблемного обучения и групповой работы. Учитель знакомит учащихся с биографией А.П.Гайдара, учащиеся читают отрывок из ппроизведения, выясняют, кто такие тимуровцы, с помощью публикаций из газет и интернета узнают о Новых тмуровцах. Сравнивают деятельность тимуровцев Гайдара и Новых тимуровцев. Создают сравнительную таблицу и делают вывод.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цель:
- Познакомить учащихся с биографией А.П.Гайдара;
- проанализировать с учащимися отрывок из повести "Тимур и его команда»: выяснить, кто такие тимуровцы
Задачи:
-совершенствовать умения вести диалог, участвовать в обсуждении;
-воспитывать в детях желание отзываться на чужую беду, спешить на помощь человеку;
-воспитывать интерес к возрождению тимуровского движения;
-воспитание любви к прошлому нашей страны
-расширять кругозор учащихся средствами ИКТ, публикациями в инетернете
-формировать устойчивый интерес к чтению
- обучать навыкам проектной деятельности
-развивать мышление, речь, воображение, анализ и синтез, умение оценивать деятельность
Оборудование:
Портрет А.П.Гайдара, выставка книг, мультимедийная доска, картинки обложек книг, карточки-задания для групповой работы.
Здравствуйте, ребята.
Сегодня мы с вами выполним мини-проект по отрывку из повести одного известного детского писателя, фамилию которого, вернее псевдоним, попробуйте угадать с помощью стихотворения С.Михалкова.
(Читаю стихотворение С.Михалкова с пропуском фамилии Гайдар)
………………………………………………………………………………..
Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат.
Ты повесть школьную открой –
Он ее писал:
Правдив той повести герой
И смел, хоть ростом мал.
Прочти его рассказ
И оглянись вокруг:
Жувут сегодня среди нас
Тимур, и Гек, и Чук.
Страницы честных, чистых книг
Стране оставил в дар
Боец, Писатель, Фронтовик
И Гражданин – ……… (Хором: Гайдар!) Вывешиваю портрет писателя.
Молодцы! Какие произведения Гайдара вы знаете?
- «Чук и Гек», «Военная тайна», «Голубая чашка», «Тимур и его команда»
Хорошо! Вот его книги! (Показываю)
Обратите внимание на плакат. Кто изображен?
-Мальчиш Кибальчиш. Он так и не выдал буржуинам военную тайну!
Показ презентации о А.П.Гайдаре
Среди написанных Гайдаром произведений особое место занимает эта повесть «Тимур и его команда». Сегодня мы познакомимся с отрывком из этой повести. Попытаемся понять, в чем секрет ее популярности ?
Кто такой Тимур? Мы вместе должны ответить на такие проблемные вопросы:
- Кто такие тимуровцы? Какими качествами характера они обладали?
- Кто такие Новые тимуровцы? Какие они?
- Могут ли современные дети называться настоящими тимуровцами?
Чтобы самостоятельно найти ответы на эти вопросы мы разделимся на 4 команды-группы.
Первые две команды-группы на голубых листах прочитают отрывок из повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда» и найдут ответ на первые проблемные вопросы:
- Кто такие тимуровцы? Какими качествами характера они обладали?
- Какие добрые дела намечали в своем штабе и совершали? Кому помогали? На карточках-помощниках отметят выявленные качества характера ребят того предвоенного времени.
Вторые две команды группы изучат современные публикации в газетах и интернете о Новых тимуровцах. Ответят на вопросы:
-Кто такие Новые тимуровцы? Какие они?
На карточках-помощниках отметят выявленные качества характера ребят нашего времени.
После заслушивания ответов представителей каждой группы, попробуем ответить на проблемный вопрос:
- Могут ли современные дети называться настоящими тимуровцами?
На самостоятельную работу групп отводится определенное время. По моей просьбе закончить обсуждение, надо будет закончить его и внимательно слушать выступления своих товарищей.
Итак, начинаем ….( дети работают по группам)
Физминутка.
Давайте перенесемся во времена Тимура и выполним маршировку с речевкой, как пионеры того времени.
Слайд
Слово 1 группе.
- Прочитайте по очереди по абзацам отрывок на с.121-122 учебника.
Ответьте на вопросы.
- Кто такие тимуровцы? (Это ребята, пионеры, из команды Тимура)
- Какие дела решались на совещании штаба? (В саду дома №34 обтрясли яблоню, в доме № 54 коза пропала, в доме №22 девчонка плачет)
- Кому помогают ребята? (семьям тех, кто находится в Красной Армии)
- Какое дело самое трудное? (успокоить четырехлетнюю девочку)
- Почему Тимур берет это на себя? ( выбирает себе самое трудное дело)
- Какие тимуровцы? Выбери и подчеркни подходящие качества ребят из команды Тимура? ( Скромные, злые, добрые, внимательные, безразличные, бескорыстные, веселые, дружные, смелые, шустрые, чуткие, добросовестные, медлительные).
- Что важного в их делах? (Ребята готовы прийти на помощь тем, кто попал в беду)
_- Почему именно Тимур стал командиром? (Он мужественный, добродушный, отзывчивый, сильный, честный)
Спасибо, ребята, ваш ответ я записала в таблицу. Молодцы.
Слово 2 группе
Что бы вы хотели дополнить к ответу своих товарищей? С чем вы согласны? А с чем не согласны?
(Выслушивается ответ 2 группы)
Игра «Барабанщики»
(слайд)
Слово 3 и 4 группе.
-Кто такие Новые тимуровцы? Какие они?
- Сохранилось ли Тимуровское движение в нашей стране?
- Кто такие Новые тимуровцы? ( Ребята, которые оказывают помощь ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам и престарелым гражданам)
Какие дела они совершают? (Кому-то помогают справиться с домашними заботами: покрасить забор, помыть окна, помочь убрать урожай на огороде - «Новые тимуровцы» помогают не только добрым делом, но и добрым словом)
Расскажите о них.
Выбери подходящие черты характера Новых тимуровцев? (милосердие, жестокость, доброта, безразличие, сострадание, трудолюбие, лень, внимательность, инициативность, активность)
Спасибо, ребята, ваш ответ я записала в таблицу.
Давайте ответим на последний проблемный вопрос и сделаем вывод:
- Могут ли современные дети называться настоящими тимуровцами?
Надо ли продолжать это движение?
Нужны ли современному обществу люди, обладающие такими качествами?
(выслушиваются ответы ребят)
- Какие добрые дела делали вы всем классом? (собирали макулатуру, поздравляли ветеранов)
Я вам раздам звездочки, подумайте и напишите на них, какое доброе дело вы хотите сделать в ближайшее время. Читать мы не будем, как гласит народная мудрость: «Кто добр поистине, тот творит добро в молчании»
Скоро День Победы нашей страны в Вов. Участников осталось совсем немного, они нуждаются в помощи, порой просто в вашем внимании, окажите ветеранам внимание и помощь.
Итак, подведем итоги. Каждый продолжит фразу…Ну уроке, я узнал…
Оценим работу команд. Ребята, как вы оцените работу команды №1,2,3,4?
Смайлы.
Домашнее задание: взять в библиотеке повесть и прочитать, чтобы рассказать от лица Жени о других добрых делах тимуровской команды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа клуба Юные тимуровцы
Данная работа пригодится для организации работы кружка, связанного с патриотическим воспитанием...

Тема: «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями». По творчеству А. П. Гайдар «Тимур и его команда»
1.На этапе актуализации знаний была проведена проверка повторения прошлого материала урока, тем самым мотивировала детей на деятельность.Результат проверки показал, что у...

Социальный проект "Мы-тимуровцы!"
Проект, созданный с целью развития детского и юношеского движения по оказанию помощи ветеранам, престарелым жителям поселения...

Конспект урока по английскому языку "Новая команда, буква Сс", УМК "Enjoy English -2"
Конспект урока по английскому языку "Новая команда, буква Сс", 2 класс, УМК Биболетовой М.З."Enjoy English -2 ", 4 урок....

Московское путешествие. "Новые вершины". Конкурс "Чуден град Москов". Команда "Любозначтельные"
Московское путешествие. "Новые врешины". XVII-я социокультурная познавательно-экскурсионная игра. Маршрут команды 3 класса...

Технологическая карта внеклассного чтения по теме: "А.П.Гайдар. "Тимур и его команда". Тимуровцы ХХ-ХХI века"
Подробный конспект внеклассного мероприятия...