Урок А.П.Гайдар "Тимур и его команда". Новые тимуровцы.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок с применением технологии проблемного обучения и групповой работы. Учитель знакомит учащихся с биографией А.П.Гайдара, учащиеся читают отрывок из ппроизведения, выясняют, кто такие тимуровцы, с помощью публикаций из газет и интернета узнают о Новых тмуровцах. Сравнивают деятельность тимуровцев Гайдара и Новых тимуровцев. Создают сравнительную таблицу и делают вывод.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цель:
- Познакомить учащихся с биографией А.П.Гайдара;
- проанализировать с учащимися отрывок из повести "Тимур и его команда»: выяснить, кто такие тимуровцы
Задачи:
-совершенствовать умения вести диалог, участвовать в обсуждении;
-воспитывать в детях желание отзываться на чужую беду, спешить на помощь человеку;
-воспитывать интерес к возрождению тимуровского движения;
-воспитание любви к прошлому нашей страны
-расширять кругозор учащихся средствами ИКТ, публикациями в инетернете
-формировать устойчивый интерес к чтению
- обучать навыкам проектной деятельности
-развивать мышление, речь, воображение, анализ и синтез, умение оценивать деятельность
Оборудование:
Портрет А.П.Гайдара, выставка книг, мультимедийная доска, картинки обложек книг, карточки-задания для групповой работы.
Здравствуйте, ребята.
Сегодня мы с вами выполним мини-проект по отрывку из повести одного известного детского писателя, фамилию которого, вернее псевдоним, попробуйте угадать с помощью стихотворения С.Михалкова.
(Читаю стихотворение С.Михалкова с пропуском фамилии Гайдар)
………………………………………………………………………………..
Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат.
Ты повесть школьную открой –
Он ее писал:
Правдив той повести герой
И смел, хоть ростом мал.
Прочти его рассказ
И оглянись вокруг:
Жувут сегодня среди нас
Тимур, и Гек, и Чук.
Страницы честных, чистых книг
Стране оставил в дар
Боец, Писатель, Фронтовик
И Гражданин – ……… (Хором: Гайдар!) Вывешиваю портрет писателя.
Молодцы! Какие произведения Гайдара вы знаете?
- «Чук и Гек», «Военная тайна», «Голубая чашка», «Тимур и его команда»
Хорошо! Вот его книги! (Показываю)
Обратите внимание на плакат. Кто изображен?
-Мальчиш Кибальчиш. Он так и не выдал буржуинам военную тайну!
Показ презентации о А.П.Гайдаре
Среди написанных Гайдаром произведений особое место занимает эта повесть «Тимур и его команда». Сегодня мы познакомимся с отрывком из этой повести. Попытаемся понять, в чем секрет ее популярности ?
Кто такой Тимур? Мы вместе должны ответить на такие проблемные вопросы:
- Кто такие тимуровцы? Какими качествами характера они обладали?
- Кто такие Новые тимуровцы? Какие они?
- Могут ли современные дети называться настоящими тимуровцами?
Чтобы самостоятельно найти ответы на эти вопросы мы разделимся на 4 команды-группы.
Первые две команды-группы на голубых листах прочитают отрывок из повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда» и найдут ответ на первые проблемные вопросы:
- Кто такие тимуровцы? Какими качествами характера они обладали?
- Какие добрые дела намечали в своем штабе и совершали? Кому помогали? На карточках-помощниках отметят выявленные качества характера ребят того предвоенного времени.
Вторые две команды группы изучат современные публикации в газетах и интернете о Новых тимуровцах. Ответят на вопросы:
-Кто такие Новые тимуровцы? Какие они?
На карточках-помощниках отметят выявленные качества характера ребят нашего времени.
После заслушивания ответов представителей каждой группы, попробуем ответить на проблемный вопрос:
- Могут ли современные дети называться настоящими тимуровцами?
На самостоятельную работу групп отводится определенное время. По моей просьбе закончить обсуждение, надо будет закончить его и внимательно слушать выступления своих товарищей.
Итак, начинаем ….( дети работают по группам)
Физминутка.
Давайте перенесемся во времена Тимура и выполним маршировку с речевкой, как пионеры того времени.
Слайд
Слово 1 группе.
- Прочитайте по очереди по абзацам отрывок на с.121-122 учебника.
Ответьте на вопросы.
- Кто такие тимуровцы? (Это ребята, пионеры, из команды Тимура)
- Какие дела решались на совещании штаба? (В саду дома №34 обтрясли яблоню, в доме № 54 коза пропала, в доме №22 девчонка плачет)
- Кому помогают ребята? (семьям тех, кто находится в Красной Армии)
- Какое дело самое трудное? (успокоить четырехлетнюю девочку)
- Почему Тимур берет это на себя? ( выбирает себе самое трудное дело)
- Какие тимуровцы? Выбери и подчеркни подходящие качества ребят из команды Тимура? ( Скромные, злые, добрые, внимательные, безразличные, бескорыстные, веселые, дружные, смелые, шустрые, чуткие, добросовестные, медлительные).
- Что важного в их делах? (Ребята готовы прийти на помощь тем, кто попал в беду)
_- Почему именно Тимур стал командиром? (Он мужественный, добродушный, отзывчивый, сильный, честный)
Спасибо, ребята, ваш ответ я записала в таблицу. Молодцы.
Слово 2 группе
Что бы вы хотели дополнить к ответу своих товарищей? С чем вы согласны? А с чем не согласны?
(Выслушивается ответ 2 группы)
Игра «Барабанщики»
(слайд)
Слово 3 и 4 группе.
-Кто такие Новые тимуровцы? Какие они?
- Сохранилось ли Тимуровское движение в нашей стране?
- Кто такие Новые тимуровцы? ( Ребята, которые оказывают помощь ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам и престарелым гражданам)
Какие дела они совершают? (Кому-то помогают справиться с домашними заботами: покрасить забор, помыть окна, помочь убрать урожай на огороде - «Новые тимуровцы» помогают не только добрым делом, но и добрым словом)
Расскажите о них.
Выбери подходящие черты характера Новых тимуровцев? (милосердие, жестокость, доброта, безразличие, сострадание, трудолюбие, лень, внимательность, инициативность, активность)
Спасибо, ребята, ваш ответ я записала в таблицу.
Давайте ответим на последний проблемный вопрос и сделаем вывод:
- Могут ли современные дети называться настоящими тимуровцами?
Надо ли продолжать это движение?
Нужны ли современному обществу люди, обладающие такими качествами?
(выслушиваются ответы ребят)
- Какие добрые дела делали вы всем классом? (собирали макулатуру, поздравляли ветеранов)
Я вам раздам звездочки, подумайте и напишите на них, какое доброе дело вы хотите сделать в ближайшее время. Читать мы не будем, как гласит народная мудрость: «Кто добр поистине, тот творит добро в молчании»
Скоро День Победы нашей страны в Вов. Участников осталось совсем немного, они нуждаются в помощи, порой просто в вашем внимании, окажите ветеранам внимание и помощь.
Итак, подведем итоги. Каждый продолжит фразу…Ну уроке, я узнал…
Оценим работу команд. Ребята, как вы оцените работу команды №1,2,3,4?
Смайлы.
Домашнее задание: взять в библиотеке повесть и прочитать, чтобы рассказать от лица Жени о других добрых делах тимуровской команды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа клуба Юные тимуровцы
Данная работа пригодится для организации работы кружка, связанного с патриотическим воспитанием...
Тема: «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями». По творчеству А. П. Гайдар «Тимур и его команда»
1.На этапе актуализации знаний была проведена проверка повторения прошлого материала урока, тем самым мотивировала детей на деятельность.Результат проверки показал, что у...
Программа "Юные тимуровцы"
Юные тимуровцы...
Социальный проект "Мы-тимуровцы!"
Проект, созданный с целью развития детского и юношеского движения по оказанию помощи ветеранам, престарелым жителям поселения...
Конспект урока по английскому языку "Новая команда, буква Сс", УМК "Enjoy English -2"
Конспект урока по английскому языку "Новая команда, буква Сс", 2 класс, УМК Биболетовой М.З."Enjoy English -2 ", 4 урок....
Программа по внеурочной деятельности « Мы тимуровцы»
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогического воздействия, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, ...
Московское путешествие. "Новые вершины". Конкурс "Чуден град Москов". Команда "Любозначтельные"
Московское путешествие. "Новые врешины". XVII-я социокультурная познавательно-экскурсионная игра. Маршрут команды 3 класса...