конспект урока по теме "А. Гайдар "Тимур и его команда"
план-конспект урока (чтение, 4 класс) на тему
Конспект урока по литературному чтению по программе 2100 в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_chteniya.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по литературному чтению в 4 «В» в рамках проведения декады литературного чтения.
Дата: 11 марта 2010 г.
Тема: А. Гайдар «Тимур и его команда»
Цели:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством Гайдара, его повестью «Тимур и его команда»,
- продолжить работу над совершенствованием качеств полноценного навыка чтения и умения работать с текстом произведения.
- Развивать восприятие, мышление, внимание, воображение, память, устную речь учащихся.
- Воспитывать интерес к творчеству Гайдара и уважение к нему как к человеку.
Тип урока: урок ознакомления с новым произведением с использованием презентации о биографии А. П. Гайдара.
Оборудование: портреты Гайдара, выставка его книг, карточка со словом «команда», учебник, мультимедийный проектор.
План:
- Организационный момент.
Сегодня мы продолжим путешествие по миру литературы, познакомимся с новым автором, его произведением, будем читать главы из этого произведения и рассуждать о прочитанном, будем учиться быть настоящими читателями.
Речевая разминка.
- Прочитайте глазами стихотворение поэта Лунина.
Я однажды видел сам:
Як летел по небесам,
Ястреб плавал в океане,
Ягуар бежал от лани,
Ясень по полю ходил,
Язь в лесу грибы ловил…
Я не вру, поверьте мне,
Я видал это во сне.
- Скажите, что необычного встречается в этом стихотворении? (Ястреб не плавает в океане, Ягуар догоняет лани, Ясень не может ходить, Язь не может в лесу грибы ловить)
- Как вы думаете, где же поэт все это видел? (во сне)
- Давайте прочитаем это стихотворение хором тихо. Сделают это со мной ребята 1-го ряда.
- Со 2-м рядом мы прочитаем стихотворение громко.
- С 3-м рядом мы прочитаем его скороговоркой.
- Кто прочитает нам его серьезно?
- А теперь с радостной интонацией.
- Ну вот теперь наш речевой аппарат готов к работе.
- Проверка домашнего задания.
Выступления учащихся (монтаж, коллективный рассказ о жизни Гайдара).
- Сам Гайдар говорил о себе, что у него «обыкновенная биография в необыкновенное время». А как думаете вы?
- Что особенно интересно было читать (слушать) о Гайдаре?
- Что из прослушанного вам кажется особенно важным для понимания книг писателя?
- Как вы открывали для себя Гайдара: с какими источниками работали, где брали материал для рассказа? Как его обрабатывали?
- Известно, что, когда Гайдар работал над книгой, он долго оттачивал каждую фразу, десятки раз повторял её вслух. А как работали вы? Готовили ли своё выступление? Произносили ли его вслух? Или ограничились лишь поиском и отбором материала? Понятно ли было из рассказов ребят, кто готовился? Кому и какие рекомендации вы бы дали?
Показ презентации.
III. Работа с текстом до чтения.
- Беседа с учащимися.
- Как помогает подготовиться к чтению повести Гайдара рассказ Р. Фраермана? Какого повествования вы ждёте? (А не просто о чём?)
- Что значит слово «команда»? Видели ли мы пример команды в истории, рассказанной Р. Фраерманом?
- Выступления учащихся, прочитавших книгу целиком.
«Почему я советую прочитать эту книгу А. Гайдара?»
IV. Работа с текстом во время чтения.
1) Самостоятельное чтение глав 1 и 2.
- Оправдались ли ваши ожидания в том, каким будет повествование?
- Сумели ли вы получить удовольствие от чтения? Когда? Что рассмотрели в тексте?
- Комментированное чтение.
Первая часть.
- О чём думает и переживает Коля Колокольчиков, стоя рядом с дедом?
- Какую воспитательную беседу ведёт дед с внуком? По какому поводу?
- С какой целью могли сидеть двое на трубе дома молочницы? Догадались ли вы, кто они?
- Что заставило Колю покинуть «пост» возле деда?
- С кем из членов команды мы знакомимся в этой части текста?
Вторая часть.
- Кто такие Ольга и Женя? Похожи ли сёстры?
Какая Ольга? (Обратить внимание на саму форму имени.)
Какая Женя?
- Кто старше? Почему вы так думаете?
- Прочитайте по ролям разговор сестёр.
- Что рассказывает о Жене её поведение на чердаке?
Прочитайте выразительно эту сцену.
- Отчего девочке «стало не по себе?»
- Кто предупреждает Женю об опасности?
- Какая фраза звучит комично? («…Примчатся … люди, и они тебя поколотят»).
- Знакомы ли Тимур и Женя? Как могло получиться, что Тимур знает Женю, а Женя знает о нём, но не его?
Рассказы ребят, прочитавших книгу, о знакомстве Тимура с Женей.
- Как Гайдар выделяет Тимура их его команды?
V. Работа с текстом после чтения.
1). Обобщающая беседа.
- На какой необычный чердак попала Женя?
- Что рассердило ребят из команды Тимура, ведь Женя забралась на чердак в своём саду?
2). Творческий пересказ.
Тему выбирают учащиеся, рассказы от 1-го лица:
Коля Колокольчиков «Фу, пронесло!»,
Женя «Я – капитан» и др.
- Домашнее задание.
Прочитайте 3-ю и 4-ю части текста.
Приложение №1
Гайдар! При этом звонком имени добрая улыбка озаряет лица многих людей. Пожилой человек вспомнит сказку про Горячий камень и расправит морщины: жизнь прожита не напрасно; юный вспомнит романтику тимуровских дел, малыш – веселые проказы славных мальчишек Чука и Гека.
Родился Аркадий Петрович 9 января 1904 года в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детские годы прошли в Арзамасе. Учился в училище, когда началась война его отца забрали в солдаты. Но Аркадий через месяц сбежал с дома, чтобы ехать к отцу на фронт. В девяноста километрах от Арзамаса его задержали и вернули. Когда ему было четырнадцать лет, он встретился с "хорошими людьми - большевиками" и в 1918 ушел "воевать за светлое царство социализма". Он был физически крепким и рослым парнем, и поэтому он смог обмануть комиссию и его приняли на курсы красных командиров.
В четырнадцать с половиной лет он командовал ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитами. В декабре 1924 Гайдар ушел из армии после ранения и контузии. И он начал писать.
Он много ездил по стране, встречался с разными людьми. Аркадий Петрович не умел писать, закрывшись в кабинете, за удобным столом. Он сочинял на ходу, обдумывал свои книги в дороге, твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в простых тетрадках. «Родина его книг – разные города, деревни, даже поезда».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по английскому языку "Новая команда, буква Сс", УМК "Enjoy English -2"
Конспект урока по английскому языку "Новая команда, буква Сс", 2 класс, УМК Биболетовой М.З."Enjoy English -2 ", 4 урок....
конспект урока "Тимур и его команда"
конспект урока...
Конспект урока литературного чтения по теме «А.П. Гайдар «Тимур и его команда». Программа «Начальная школа XXI века», 3 класс
Урок составлен для учащихся 3 класса по программе "Начальная школа XXI века" . По данной программе на уроке изучается отрывок из произведения А.П. Гайдара "Тимур и его команда"...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Дж. Родари «Кто командует?" 2 класс
Конспект урока...
Конспект урока по литературному чтению. А. Гайдар "Тимур и его команда".
Конспект урока по литературному чтению для 4 класса представлен в виде технологической карты....
Конспект урока «А. Гайдар. Тимур и его команда» 3 класс
Цели деятельности учителя:Формирование умения анализировать литературное произведение, читательского навыка.Планируемые результаты:Предметные:Знать содержание произведения.Умет...
Конспект урока «А. Гайдар. Тимур и его команда. Образ главного героя, поступки» 3 класс
Цели деятельности учителя:· Формирователь умение анализировать литературное произведение, формировать читательский навык, воспитывать...