Урок внеклассного чтения по повести А.П. Гайдара "Тимур и его команда"
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Урок внеклассногот чтения в 4 классе по повести А.П. Гайдара "Тимур и его команда"
Презентация разбита на несколько частей, необходимо соединить части перед демонстрацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vn_cht_a.gaydar.docx | 40.76 КБ |
zhizn_i_tvorchestvo_a_gaydara_chast_1.pptx | 1.45 МБ |
zhizn_i_tvorchestvo_a_gaydara_chast_3.pptx | 2.37 МБ |
zhizn_i_tvorchestvo_a_gaydara_chast_2a.pptx | 2.48 МБ |
zhizn_i_tvorchestvo_a_gaydara_chast_2b.pptx | 1.28 МБ |
zhizn_i_tvorchestvo_a_gaydara_chast_4.pptx | 2.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения. "А.П. Гайдар. "Тимур и его команда"
Аркадий Гайдар, сын революции, веселый задушевный друг миллионов ребят, шагает сегодня с нами рядом в строю бойцов за мир, за дружбу, за счастье народов!
Л.Кассиль.
Цели:
Познакомить учащихся с биографией А.П.Гайдара;
способствовать более прочному усвоению содержания повести "Тимур и его команда" через разгадывание кроссворда-логогрифа;
совершенствовать умения вести диалог, участвовать в обсуждении;
учить добру, коллективизму,
воспитывать в детях желание отзываться на чужую беду, спешить на помощь человеку;
воспитывать интерес к возрождению тимуровского движения;
воспитание любви к прошлому нашей страны
расширять кругозор учащихся,
формировать устойчивый интерес к чтению.
Оборудование:
Портрет А.П.Гайдара, выставка книг, детские рисунки, мультимедийный пректор, викторина.
Ход урока
I. Оргмомент.
Объявление темы и цели урока. Слайд 2.
II. Вступительная беседа о писателе.
Слайд 3.
Родился Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) в 1904 году в городе Львове.
Слайд 4.
Отец его - школьный учитель, Петр Исидорович Голиков, был родом из крестьян. Мать - Наталья Аркадьевна Салькова, была дворянкой не слишком знатного рода, (приходилась шестиюродной правнучатой племянницей Лермонтову) , работала сначала учительницей, позже фельдшером.
Слайд 5.
В семье после рождения Аркадия появилось еще трое детей - его младшие сестры.
Слайд 6. Слайд 7.
Когда Аркадию исполнилось восемь лет, Голиковы переехали в город Арзамас. Здесь прошли детство и юность писателя. Этот период его жизни в художественной форме описан в автобиографической повести "Школа".
Слайд 8. Слайд 9.
Детство Аркадия, с его обычными мальчишескими делами - реальным училищем, играми, первыми стихами, "морскими сраженьями" на пруду - совпало с Первой мировой войной и революцией.
Слайд 10.
Четырнадцати лет Гайдар вступил в ряды Красной Армии. Он воевал на многих фронтах, а в промежутках между боями учился на Киевских командных курсах, потом в высшей стрелковой школе и в семнадцать лет командовал полком. Об этом времени, об Октябрьской революции и гражданской войне, о школе жизни, которую проходили дети и юноши его поколения, рассказал Гайдар в повести «Школа», в рассказе «Р. В. С.».
В 1919 году А.Гайдар после окончания курсов получил звание "красного командира", в 15 лет командовал ротой, а в 17 лет - полком. А.Гайдар сражался на многих фронтах гражданской войны, неоднократно был ранен, болел тифом. В 1924 году по состоянию здоровья вынужден был оставить армию. Стал писателем и журналистом.
Слайд 11.
Впервые 7 ноября 1925 года в пермской газете «Звезда». появляется псевдоним «Гайдар». Им Аркадий Петрович подписал рассказ о гражданской войне «Угловой дом».
Слайд 12-18.
Почти все произведения А.Гайдара предназначены для детей, от первой повести "Р.В.С." 1926) до последних произведений: "Тимур и его команда" (1940) и "Горячий камень" (1941).
Слайд 19.
Правда, сначала была не книга о Тимуре, а сценарий к кинофильму. Его (сценарий) в номерах с продолжением печатала “Пионерская правда”. И каждый выпуск газеты обсуждался на диспуте — с участием писателей, профессиональных журналистов и, конечно же, юных читателей.
Слайд 20.
Слайд 21.
С самого начала Великой Отечественной войны А.Гайдар стал настойчиво добиваться возвращения в армию. В 1941 он пошел добровольцем на фронт, корреспондентом "Комсомольской правды".
Слайд 22.
Серьезный, посуровевший, он словно сразу стал старше, в нем не было не растерянности, ни того повышенного воинственного оживления, которое часто можно было видеть тогда у людей, он даже казался еще более спокойным, чем раньше, - словно теперь он уже точно знал своё предназначение, заботило его только: как скорее попасть на фронт, - он не мыслил себя вне рядов армии. Слайд 23.
Слайд 24.
Он остался на Украине, временно захваченной фашистами, сражался в партизанском отряде. В ночь на 26 октября 1941 года группа партизан возвращалась с задания. При переходе через железнодорожные пути наткнулись на немцев. А.Гайдар первый заметил их. «Ребята, немцы!» - успел крикнуть он товарищам и погиб героической смертью в неравном бою с фашистами, спасая товарищей.
Слайд 25.
Аркадий Гайдар погиб в 37 лет. Погиб той смертью, которую, если бы мог выбирать, выбрал бы сам. В бою с врагами был скошен автоматной очередью, защищая то во что верил, без громких слов и торжественных речей, просто отдавая себя всего тому ради чего он жил и во что верил - счастью своего народа.
Слайд 26.
Слайд 27.
Слайд 28.
Посмертно он награжден орденом Отечественной войны I степени. Гайдар начал свою жизнь солдатом и погиб как солдат.
После войны прах писателя был перенесен в г. Канев и захоронен на берегу Днепра.
Слайд 29.
На могиле Гайдара установлен памятник.
Слайд 30.
Вечно живым памятником писателю стали его книги. Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) (1904-1941) один из самых любимых и самых читаемых ребятами писатель, признанный классик детской литературы.
-А теперь решим викторину. И проверим свои знания.
Викторина.
В каком году родился писатель? (1904 году)
В каком городе он родился? (Львов)
Самая известная повесть Гайдара для детей. («Чук и Гек»)
Как звали отца Гайдара? (Петр)
Имя матери писателя. (Наталья)
Настоящая фамилия А.П.Гайдара. (Голиков)
В какой город переезжает с родителями в 1912 году? (Арзамас)
Во сколько лет А. П. Гайдар пошел на фронт? (В 14 лет.)
В каком возрасте А. П. Гайдар командовал полком? (В 17 лет.)
7. Главный герой повести «Тимур и его команда». (Тимур)
Вы все к уроку прочитали повесть А.П.Гайдара, которая называется "Тимур и его команда".
III. Вопросы и задания по тексту.
- В каком году написана повесть «Тимур и его команда»? (В 1940.)
- Назовите фамилию Тимура – главного героя повести «Тимур и его команда». (Гараев.)
-Зачем Женя искала почту?( Ей нужно было отправить телеграмму папе).
- Назовите фамилию Жени и Ольги.(Александровы.)
- Назовите воинское звание и воинскую должность отца Ольги и Жени. (Полковник, командир бронедивизиона.)
- С кем жил Тимур на даче? (Тимур жил на даче с дядей Георгием).
- Назовите кличку собаки Тимура. (Рита.)
- На каком музыкальном инструменте играла Женина сестра Ольга? (На аккордеоне.)
- С кем Тимур собирался починить оборванные Женей провода? (С Колей Колокольчиковым.)
- На какие дома ставили звезды ребята из команды Тимура? (Если на воротах нарисована звезда, значит, из этого дома человек ушел в Красную Армию, и дом находится под охраной и защитой команды Тимура. А если лучи звезды обведены широкой черной каймой, значит красноармеец из этого дома погиб).
- Что обнаружила Женя на чердаке? (Женя обнаружила, что чердак обитаем. На стене висели мотки веревок. Фонарь, два скрещенных сигнальных флага и карта поселка, вся исчерченная непонятными знаками. Тут же стоял перевернутый фанерный ящик. Возле дырявой замшелой крыши торчало большое, похожее на штурвальное, колесо. Над колесом висел самодельный телефон).
- Назовите имя девочки, хозяйки козы (Нюрка)
- Имя мальчика, который рассказал о пропавшей козе (Сима Симаков)
- Назовите имя пожилого джентльмена, который является дедушкой Коли Колокольчикова? (Ф. Колокольчиков)
- Что отправила команда Тимура шайке Квакина? (Ультиматум.)
- Какой игрушкой развеселила Женя маленькую девочку? (Зайцем.)
- Как зовут помощника Квакина Фигуру? (Петр Пятаков.)
- Как проводила время шайка Михаила Квакина? (Шайка Квакина совершала по ночам налеты на сады мирных жителей, а днем гуляла и играла в карты "на тычка", "на щелчка", "на оживи покойника").
- Где шайка Квакина закрыла ребят, пришедших за ответом на ультиматум?(В часовне.)
- Где ребята из команды Тимура закрыли пойманных ребят из шайки Квакина? (В будке на краю базарной площади.)
- На чем и с кем Женя приезжает в Москву встретиться с отцом? (На мотоцикле с Тимуром.)
- Во сколько должен был уезжать отец Жени и Ольги? (В три часа.)
- Кто организовал ребят на проводы Георгия? (Женя.)
- Почему Оля невзлюбила Тимура? С чьей легкой руки это произошло? (Оля невзлюбила Тимура, так как видела его, когда он разговаривал с Квакиным, а молочница сказала, что эти мальчишки грабят сады)
- Дядя сказал, что дела у Тимура темные, а чем же на самом деле занимался Тимур?
Слайд 31.О добрых делах дети рассказывают по рисункам, где дети носят воду и наполняют бочку, мальчишки складывают дрова в поленницу, возвращение домой пропавшей козы Маньки.
IV. Разгадывание кроссворда-логогрифа. Слайд 32.
Начнем работу над повестью с заполнения кроссворда-логогрифа.
1. Фамилия Тимура? (Гараев.)
2. Знак, вышитый на темно-синей безрукавке Тимура? (Звезда.)
3. Командный пункт Тимура? (Чердак.)
4. Учреждение, которое искала Женя, когда сошла с поезда? (Почта.)
5. Фамилия атамана шайки по очистке чужих садов. (Квакин.)
6. Воинское звание Жениного папы? (Полковник.)
7. Договорите слово:
- Гром и стук раздался по площади. Шарахнулись и остановились идущие с поезда прохожие. Стук и вой повторился. Загорелись огни в окнах соседних дач. Кто - то включил свет над ларьком, и столпившиеся люди увидели над палаткой такой…(Плакат.)
8. Какое слово пропущено?
"Спрашивать позволения было не у кого, дядя ночевал в Москве. Тимур зажёг фонарь, взял топор, крикнул собаку Риту и вышел в сад. Он перевёл взгляд с топора на замок. Да! Он знал - так делать было нельзя, но другого : не было. (Выхода.)
V. Словарная работа Слайд 33.
- Какое слово получилось?( Характер).
- Объясните значение слова характер.
Выслушиваются ответы детей.
Характер - совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. О характере часто говорят: сильный, волевой, твердый, смирный.
- Где в повести встречается слово характер? (В начале повести Женя, глядя на своё отражение в зеркале думала: "Хорошо! Пусть Ольга старше и пока её нужно слушаться. Но зато у неё, у Жени, такие же, как у отца, нос, рот, брови. И, вероятно, такой же, как у него, будет характер.
- Оля, - вставая, сказал отец, - я не знаю, я не верю, чтобы Женька могла попасть в плохую компанию, чтобы её испортили, чтобы ею командовали. Нет! Не такой у неё характер.(чтение всего диалога, где ещё идёт речь о характере Жени.)
(Если дети обратят внимание на разговор о козе с характером, можно сказать, что и козы бывают с характером.)
- На страницах повести встречается слово благородство. Как вы понимаете значение этого слова?
Благородство - высокая нравственность, самоотверженность, честность.
- Почему доктор Колокольчиков считал, что его внуку не хватает благородства? (Он съел 4 порции мороженного и не поделился с младшей сестрой).
- Какие слова часто говорил доктор Колокольчиков? (Труд облагораживает человека).
- Как Гайдар А.П. называет Гейку и Колю, которые принесли ультиматум Мишке Квакину и его компании? (Парламентеры).
-Как поступила компания Мишки Квакина с парламентерами? (Парламентеров заперли в часовне).
- Объясните значение слова парламентер? (Парламентер - официальное лицо посланное от одной из воюющих сторон для переговоров с неприятелем).
- Знаете ли вы значение слова ультиматум?
Выслушиваются ответы детей.
Ультиматум - это решительное требование с угрозой применения мер воздействия в случае отказа.
- А как объяснил значение этого слова Квакину бритоголовый Алёшка? ("Ультиматум - это такое международное слово. Бить будут").
- Найдите в повести и выразительно прочитайте содержание ультиматума? Слайд 34.
Атаману шайки по очистке чужих садов Михаилу Квакину и его гнусно прославленному помощнику Петру Пятакову, иначе именуемому просто Фигурой, а также ко всем членам этой позорной компании ультиматум.
Ввиду того, что вы по ночам совершаете налеты на сады мирных жителей, не щадя и тех, на которых стоит звезда с траурной каймою вам трусливым негодяям, мы приказываем: не позже чем завтра утром Михаилу Квакину и гнусно подобной личности Фигуре явится на место, которое им гонцами будет показано, имея на руках список всех членов вашей позорной шайки.
А в случае отказа мы оставляем за собой полную свободу действий.
VI. Вопросы для самых внимательных читателей.
Слайд 35.
Украли! А какая была коза!
Ну, ______, а не коза!
- У _______ рогов не бывает.
- Какое слово я пропустила? (Голубь).
-Кто и кому с обидой сказал слова: "Я тебе не грузовик, не конь и не трактор!" ? (Женя Оле, когда она послала ее за водой).
- Кому принадлежат слова и по какому поводу они были сказаны? Взялся сделать - сделай хорошо! (Так сказал Тимур Коле Колокольчикову, когда тот некрасиво нарисовал звезду, на доме молочницы под №25).
-Что и когда сказал Коля Колокольчиков о солдатской службе? (Когда Тимур поднял его ночью и послал к Жене охранять спящую девочку, Коля Колокольчиков сказал: "Эх, и тяжела ты, солдатская служба! Нет тебе покоя днем, нет и ночью!")
-Что говорится в повести об эхе? (Письма и телеграммы были теплые и ласковые. Они звучали издалека, как лесное эхо, которое никуда путника не зовет, ничего не обещает и все же подбадривает и подсказывает ему, что люди близко и в темном лесу он не одинок).
VII. Персонажи повести.
В сетку по горизонтали, по вертикали и по диагонали вписаны четырнадцать действующих лиц повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда". Кто из вас найдёт больше персонажей?
м | а | т | и | р | у | м | и | т |
к | о | ж | е | н | я | у | а | л |
в | с | л | а | л | е | ш | к | а |
а | и | к | о | з | а | ч | й | д |
к | м | к | н | ч | у | и | е | ы |
и | а | ц | ю | р | н | д | г | г |
н | к | а | р | у | г | и | ф | и |
ш | о | е | к | г | я | р | ц | н |
э | в | с | а | о | л | ь | г | а |
Ответы: Тимур, Женя, Ольга, Нюрка, Квакин, Ладыгин, Рита, коза, молочница, Гейка, Алёшка, Коля, Фигура, Симаков.
VIII. Итог урока.
- Ребята, чем вам понравилась повесть Аркадия Петровича Гайдара "Тимур и его команда"? (Главные герои книги такие же дети как мы)
- Какие слова сказала Оля Тимуру в конце повести? ("Будь спокоен! Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же").
Герой книги Тимур придумал чудесную форму помощи нашей армии. Он со сверстниками окружал большой заботой тех кого должны были оставить отцы и братья ушедшие в армию. Смелый, отзывчивый, решительный, благородный в побуждениях, неугомонный и хитроумный в достижении задуманного, обаятельный мальчуган. Тимур стал образцом, по которому хотели равняться, которому решили подражать миллионы ребят, как только познакомились с повестью "Тимур и его команда". Мне очень хочется ребята, чтобы вы росли такими же добрыми и отзывчивыми как Тимур и его друзья.
Вскоре после выхода повести "Тимур и его команда" появилось новое слово тимуровцы. Оно осталось в языке нашего народа и хранится как пример чудесного выражения любви к Родине и деятельной заботе о ней молодых патриотов.
Заключение. Слайд 36.
Эти слова сказал А. Гайдар в своей поэтической сказке «Горячий камень»: «Надо суметь одну свою жизнь прожить как надо: жить ясно и честно, достойным своей страны»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аркадий Гайдар (Голиков) 1904 - 1941
Родился Аркадий Гайдар (настоящая фамилия - Голиков) 22 января 1904 года, в небольшом городке Льгов Курской области.
Отец его - школьный учитель, Петр Исидорович Голиков, был родом из крестьян. Мать - Наталья Аркадьевна, была дворянкой не слишком знатного рода,(приходилась шестиюродной правнучатой племянницей Лермонтову) , работала сначала учительницей, позже фельдшером.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Детство Аркадия, с его обычными мальчишескими делами - реальным училищем, играми, первыми стихами, "морскими сраженьями" на пруду - совпало с Первой мировой войной и революцией.
Арзамас. Реальное училище, в котором с 1914 по 1918 год учился А . Голиков (Гайдар). 3
1919 год В 16 лет Гайдар командовал полком, но это лишь одна из страниц в его интересной и насыщенной жизни. В армию Аркадий Гайдар попал в 14 лет, а уже в 20 был демобилизован.
Впервые 7 ноября 1925 года в пермской газете «Звезда». появляется псевдоним «Гайдар». Им Аркадий Петрович подписал рассказ о гражданской войне «Угловой дом».
Обложка первого издания – повести «Р.В.С.»
«Дальние страны»
Первое иллюстрированное издание повести «Школа» «Школа» - самое крупное произведение Гайдара. Эта книга, теперь уже «историческая» - будущие поколения, которые захотят знать об Октябрьской Революции и Гражданской войне, не минуют «Школы» Гайдара
Иллюстрации к повести «Школа»
«Чук и Гек»
В 30-х начале 40-х годы выходят самые известные произведения Гайдара: «Школа», «Дальние страны», «Военная тайна», «Дым в лесу», « Голубая чашка», «Чук и Гек», «Судьба барабанщика», в 1940 году- «Тимур и его команда».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А. Гайдар с сыном Тимуром. 1939 г. 2
Корреспондентское удостоверение, выданное «Комсомольской Правдой» Аркадию Гайдару 19 июля 1941 года
Гайдар на фронте Серьезный, посуровевший, он словно сразу стал старше, в нем не было не растерянности, ни того повышенного воинственного оживления, которое часто можно было видеть тогда у людей, он даже казался еще более спокойным, чем раньше, - словно теперь он уже точно знал своё предназначение, заботило его только: как скорее попасть на фронт, - он не мыслил себя вне рядов армии.
КОРРЕСПОНДЕНИЯ А.ГАЙДАРА С ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА В « КОМСОМОЛЬСКУЮ ПРАВДУ »
Гибель А.Гайдара В ночь на 26 октября 1941 года группа партизан возвращалась с задания. При переходе через железнодорожные пути наткнулись на немцев. А.Гайдар первый заметил их. «Ребята, немцы!» - успел крикнуть он товарищам. А.Гайдар, защищавший Родину, погиб, чтобы ценой своей жизни спасти товарищей. Село Леплява Каневского района под Киевом, возле которого погиб А.Гайдар.
Аркадий Гайдар погиб в 37 лет. Погиб той смертью, которую, если бы мог выбирать, выбрал бы сам. В бою с врагами был скошен автоматной очередью, защищая то во что верил, без громких слов и торжественных речей, просто отдавая себя всего тому ради чего он жил и во что верил - счастью своего народа.
Место гибели Аркадия Гайдара
Эта доска установлена первоначально на могиле Гайдара
«Гайдар» в переводе на русский значит «всадник, скачущий впереди». Обелиск на месте гибели А.П. Гайдара. 10
Памятник А. Гайдару в Каневе
Жизнь Аркадия Гайдара продолжается в его книгах. Памятники А.Гайдару В городе Арзамасе. В городе Льгове . Скульптурная группа «Гайдар с детьми» В городе Каневе на могиле писсателя. Скульптура Мальчиша-Кибальчиша в Москве на Ленинских горах.
Кроссворд 8 5 1 7 6 4 2 3 Г а р а е в з в е з д а ч е р д а к п о ч т а К в а к и н п о л к о в н и к п л а к а т в ы х о д
Словарная работа. Хара́ктер Благоро́дство Парламентёр Ультима́тум
Ультиматум Атаману шайки по очистке чужих садов Михаилу Квакину и его гнусно прославленному помощнику Петру Пятакову, иначе именуемому просто Фигурой, а также ко всем членам этой позорной компании ультиматум. Ввиду того, что вы по ночам совершаете налеты на сады мирных жителей, не щадя и тех, на которых стоит звезда с траурной каймою вам трусливым негодяям, мы приказываем: не позже чем завтра утром Михаилу Квакину и гнусно подобной личности Фигуре явится на место, которое им гонцами будет показано, имея на руках список всех членов вашей позорной шайки. А в случае отказа мы оставляем за собой полную свободу действий.
Какое слово пропущено? Украли! А какая была коза! Ну, _________, а не коза! - У _________ рогов не бывает. голубь голубей
Эти слова сказал А.Гайдар в мудрой и поэтической сказке «Горячий камень». «Надо суметь одну свою жизнь прожить так как надо: жить ясно и честно, достойным своей страны».
Использованы материалы: Презентация Евгении Викторовны Герланд Презентация Пегушиной Юлии Владимировны Презентация С. А. Залата
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по повести В.Губарева «Королевство кривых зеркал»
Урок - викторина по внеклассному чтению по повести В.Губарева "Королевство кривых зеркал"...
Урок внеклассного чтения по повести-сказке Дж. Родари "Приключения Чиполлино"
Урок внеклассного чтения по повести-сказке Дж.Родари "Приключения Чиполлино". Форма урока: литературная игра -викторина. Части презентации перед демонстрацией следует соединить....
Урок внеклассного чтения по повести Кира Булычёва «Лиловый шар»
Урок внеклассного чтения по повести Кира Булычёва «Лиловый шар». Презентация разделена на 2 части. Перед показом необходимо части соединить....
Презентация к уроку внеклассного чтения по произведению Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке" 4 класс
В презентацию можно включить отрывок из кинофильма....
Урок внеклассного чтения по повести А. П. Гайдара "Тимур и его команда"
Урок был разработан для городского семинара библиотекарей по теме "От успешного чтения через творчество к успешной личности"....
Внеклассное чтение по повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"
Цель: . Расширение литературного кругозора учащихся.Задачи: .-Вызвать интерес к содержанию произведения и творчеству писателя, желание прочитать другие произведения автора;-Развивать внимание к авторс...
Урок внеклассного чтения по повести-сказке Е. Габовой "Гришуня на планете Лохматиков"
Разработка внеклассного занятия по произведению коми писательницы Е. В. Габовой «Гришуня на планете Лохматиков»включает в себя рассказ об авторе, обсуждение прочита...