Конспект урока литературного чтения "Рассказ Л.Н.Толстого "Акула"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока литературного чтения в 4 классе УМК "!Навчальная школа 21 векка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
14.12.17g_otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya.docx | 39.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет | Литературное чтение |
Класс | 4А |
Учитель | Хуснутдинова Гульфина Салимджановна |
Программа | «Начальная школа XXI века» |
Учебник | Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. Литературное чтение. 4 класс: учебник, 2 часть. – М.: Вентана-Граф |
Тема урока | Рассказ Л. Н. Толстого «Акула» |
Тип урока | Открытие нового знания |
Цель | Познакомить с новым произведением, его сюжетом; формировать умение вычитывать смысловую информацию со сплошного литературного текста и не сплошных текстов разных видов |
Задачи | 1.Учить работать с разными видами текста, с разными источниками информации. 2.Развивать творческое воображение, память, внимание. 3.Формировать потребность в чтении, как средстве познания мира, воспитывать интерес к чтению книги и воспитывать любовь к ближнему. |
Проблема | Какой урок нам всем дает Л.Н. Толстой, написав это произведение? |
Формируемые УУД | Предметные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую из иллюстраций, текста Отвечать на вопросы по тексту, иллюстрации, делать соответствующие выводы Предугадывать содержание текста по его заглавию, фамилии автора, иллюстрации Видеть отношение автора к героям через их характеристики. Участвовать в диалоге, учитывая разные мнения, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. Личностные: Эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений; основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение контролировать и оценивать свои действия; самостоятельно работать с текстом; осуществлять рефлексию. Строить устное высказывание с учетом учебной задачи; поиск необходимой информации; переработка и преобразование информации из одного вида в другой; анализировать, сравнивать, делать выводы. Выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией; участвовать в учебном диалоге; проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе. |
Оборудование | Мультимедийный проектор; экран; компьютер; слайд-презентация; |
Формы работы | Фронтальная, работа в парах, работа в группах |
Методы | Решение задач в учебном диалоге, технология продуктивного чтения; приёмы критического мышления, практические методы, использование ИКТ |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Самоопределение к учебной деятельности | – Сейчас урок литературного чтения. – Ребята, а чего вы ждете от сегодняшнего урока? Начните со слов: «Сегодня на уроке мне хотелось бы...» – Что необходимо сделать, чтобы у нас все на уроке получилось? – Мы настроили себя на деловой лад, серьёзную работу. Пусть все у нас получится! - Девизом нашего урока будет: «Каждый день жизни – прибавляет частицу мудрости» - Как понимаете смысл этого высказывания? - К концу урока нам предстоит выяснить, какая связь между произведением и девизом нашего урока. | Эмоциональное слушание и ведение диалога
| Личностные результаты: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | - Каждый урок литературного чтения – это новая встреча. А с кем или с чем можно встретиться на уроке? - Сегодняшний урок не исключение. -Вы узнаете, кто это? ( Л. Н. Толстой) -Действительно, Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель. Он писал много произведений для взрослых и для вас, детей. - Вспомнить о его творчестве нам помогут числа и слова. Объясните, что они означают. 5 , 23, 82, Спорт, Азбука, Ясная поляна, 2018 Связь семьи писателя с Казанью и 190-летие со дня его рождения, поэтому 2018 – объявлен Годом Л. Н. Толстого в РТ. С казанским краем род Толстых связывает многовековая история. Прадед писателя служил воеводой в Свияжске. Дед Илья Андреевич был губернатором города. Сам Лев Толстой провел в Казани юность (1841—1847 годы), здесь формировалась личность будущего писателя. - Предположите, почему мы снова говорим о Л. Н. Толстом? - Прочитайте название его произведения. - Как думаете, что мог рассказать нам автор в произведении с таким названием? Сделайте предположение, о чём текст? - Что вы испытываете, когда слышите слово акула? (тревогу, страх) - А что вам известно об акулах? - Прочитайте текст об акулах. Какой это текст? (научно-познавательный) - Как вы думаете, что можно узнать об акуле из художественного произведения с таким же названием? (Какая она) - Давайте мы с вами посмотрим на иллюстрацию к данному произведению. Что можно уточнить? - Какие чувства она у вас вызывает? - Мы выяснили, кто же будет героем произведения? - Какие события с ними могут произойти? – Где можно проверить Ваши предположения? | Осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности. Дети объясняют: 5 – В семье Л.Н. Толстого было 5 детей 23 - в 23 года Л.Н. Толстой отправился на войну 82 – Л.Н. Толстой прожил 82 года Спорт – писатель всю свою жизнь занимался спортом, до глубокой старости. Азбука – Л.Н. Толстой написал азбуку для крестьянских детей, которых сам обучал в созданной им школе. Ясная поляна-место жительства Л. Н. Толстого Ребята отвечают на вопросы и высказывают свои предположения | Личностные: потребность в общении, самоопределение (мотивация учения), проявлять учебно – познавательный интерес к предмету, готовность к обучению и сотрудничеству Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; дополняют и расширяют имеющиеся знания Регулятивные: умение контролировать процесс и результат своей деятельности Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Постановка учебной задачи | - Какова же тема и цель нашего урока? –Ребята, мы будем вести диалог с автором, задавать ему вопросы, сами искать на них ответы и проверять их по ходу чтения; определять основную мысль произведения. Нам необходимо составить план. | Обучающие называют тему и цели урока Совместно с учителем составляют план | Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность действий на уроке |
Построение проекта выхода из затруднения Словарная работа | -Лев Николаевич Толстой жил и творил давно, более 100 лет тому назад. В тексте вам могут встретиться такие слова, значение которых нам с вами нужно уточнить. - А где мы можем уточнить значение слова? Палуба – часть судна. Купальня – строение для купания Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания на месте судна, бакена, плавучего маяка. Артиллерист – человек, стреляющий из пушки. Полотно - белая льняная ткань Хобот - задняя часть орудия Фитиль – шнур для поджигания пороха. Ропот - негромкая речь - Мы теперь готовы прочитать наш рассказ и вести диалог с автором. Чтение 1 отрывка учителем - Как Толстой описывает погоду в этот день? - С чем автор сравнивает погоду? -Какие литературные приёмы использует автор в произведении? – Где и почему моряки устроили купальню? – Какое настроение было на корабле? – Что значит, слово «вздумали»? - Кем приходится старый артиллерист одному из мальчиков? -- Как вы думаете, какие чувства испытал артиллерист? Чтение 2 отрывка хорошо читающим учеником -С помощью какого слова автор передает неожиданность, внезапность появления акулы? - А теперь что испытывает артиллерист? Докажите. - Когда матросы и артиллерист увидели акулу, что бы вы предложили им сделать? -Давайте узнаем, что же произошло дальше? Чтение 3 отрывка хорошо читающим учеником -Что сделали мальчики, когда увидели акулу? - В каком состоянии человек пронзительно кричит? - Акула находится на расстоянии двадцати шагов от мальчиков, лодка с матросами еще дальше. Что бы вы предложили сделать в этой ситуации? Давайте узнаем, что же произошло дальше? Чтение 4 отрывка хорошо читающим учеником - Что автор хотел передать словами “сорвался с места”? - А что в это время делали все остальные? - Как автор говорит об их бездействии? - Что автор хотел показать этими словами? - Какой из этого можно сделать вывод? - Почему артиллерист упал и закрыл лицо руками? - Что он чувствовал? Чтение 5 отрывка хорошо читающим учеником - Что можете в этот момент сказать об артиллеристе? - Что он в это время чувствовал? | В словаре, Интернете, спросить у взрослых Обучающиеся отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения Обучающиеся читают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения | Познавательные: извлечение необходимой информации из сообщения, преобразование информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания . Познавательные: извлекают информацию из сплошного текста Коммуникативные: строят высказывания, участвуют в учебном диалоге. Личностные: проявляют терпение, преодолевают трудности |
Физминутка | А сейчас отдохнем | Дети двигаются | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - История закончилась, но наша работа продолжается. Сейчас я предлагаю поработать в группе. Вам необходимо составить «Толстые и тонкие вопросы» по содержанию произведения и определиться, какой из групп вы их зададите. Время работы 2 минуты. Прием «Толстые и тонкие вопросы» (работа в группах) - Ребята, мы с вами очень часто говорим об ответственности. Как порой бывает трудно выбрать правильное решение, от которого может быть зависит и жизнь человека. - Чему же учит Л.Н. Толстой этим рассказом? -Давайте, попробуем сформулировать урок, данный Л. Н. Толстым, начиная со слов, как ты будешь…. - Вот всё, что вы сейчас сказали – это ведь вы прочитали между строк. Л.Н. Толстой нам прямо ничего не сказал. Нужно было догадаться самим. И вы догадались, молодцы! «Невнимательный художник» - Мы прочитали произведение, а вместе с нами читал произведение и художник. -Посмотрите на иллюстрацию, которую я показала вам вначале урока. - Что художник пропустил в этой иллюстрации? - А что бы вы дорисовали? - А сейчас я предлагаю поработать в паре. Вам необходимо найти в тексте и подчеркнуть слова, словосочетания, которые характеризуют артиллериста. Дайте характеристику артиллеристу. Приём 6 шляп (групповая работа) Красная шляпа – Вам необходимо определить, что вы чувствуете по отношению к героям и их поступкам. Жёлтая шляпа – Для кого и как закончилась эта история? Найти положительные стороны для героев Зелёная шляпа – Дайте свои советы героям и читателям Синяя шляпа – Чему научило вас это произведение? Белая шляпа – Что произошло в рассказе? Почему все произошло так, а не иначе? Сообщить факты из текста Чёрная шляпа – Найдите отрицательное в поступках героев рассказа | Работают в группе, составляют вопросы Ребята высказывают свою точку зрения, свое понимание смысла произведения 1 идея текста - урок получили дети 2 идея текста – урок получил отец 3 идея текста – урок получили мы Обучающие словесно дорисовывают иллюстрацию к произведению Ребята работают в паре, находят в тексте слова и словосочетания, которые характеризуют артиллериста Ребята работают в группе. Выполняют определенное задание. | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Познавательные: умеют ориентироваться в материале, определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала; определять круг своего незнания, отвечают на простые и сложные вопросы; устанавливают причинно – следственные связи, самостоятельно выполняют задания |
Рефлексия | –Мы прочитали рассказ и поняли о героях и их поступках, а о себе вы что-нибудь поняли? - Продолжите фразу: Сегодня я понял, что… я почувствовал… мне захотелось… я буду стараться… урок дал мне для жизни… Вернемся к нашему девизу. «Каждый день жизни – прибавляет частицу мудрости» - Какова же связь между произведением «Акула» и девизом? - Оцените работу своих товарищей. | Дают самооценку своей деятельности и деятельности своих товарищей | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека Коммуникативные: выполняют построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные: выполняют оценку результатов своей работы на уроке |
Домашнее задание. | - Прочитайте и выберите один вариант, который вам по силам. 1) Отработать чтение текста. Составить план. 2) Отработать чтение текста. Написать письмо - совет мальчикам. 3) Пересказать текст, придумать обложку 4) Пересказать текст от имени старого артиллериста или от имени мальчика (сына – артиллериста) | Записывают домашнее задание | Личностные: проявляют интерес к теме. Регулятивные: принимают учебную задачу |
Акула – страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют "белая смерть”. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбешкой.
«Тонкие вопросы» | «Толстые вопросы» |
| • дайте объяснение, почему... • почему вы думаете... • почему вы считаете... • в чем разница... • предположите, что будет, если... • что, если... • почему |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...