Конспект урока литературного чтения "Рассказ Л.Н.Толстого "Акула"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Хуснутдинова  Гульфина  Салимджановна

Конспект урока литературного чтения в 4 классе УМК "!Навчальная школа 21 векка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 14.12.17g_otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya.docx39.41 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

Литературное чтение

Класс

Учитель

Хуснутдинова Гульфина Салимджановна

Программа

«Начальная школа XXI века»

Учебник

Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова.  Литературное чтение. 4 класс: учебник, 2 часть. – М.: Вентана-Граф

Тема урока

 Рассказ Л. Н. Толстого «Акула»

Тип урока

Открытие  нового знания

Цель

Познакомить с новым произведением, его сюжетом; формировать умение вычитывать смысловую информацию со сплошного литературного текста и не сплошных текстов разных видов

Задачи

1.Учить работать с разными видами текста, с разными источниками информации.

2.Развивать творческое воображение, память, внимание.

3.Формировать потребность в чтении, как средстве познания мира, воспитывать интерес к чтению книги и воспитывать любовь к ближнему.

Проблема

Какой урок нам всем дает Л.Н. Толстой, написав это произведение?

Формируемые УУД

Предметные:

Преобразовывать информацию из одной формы в другую из иллюстраций, текста

Отвечать на вопросы по тексту, иллюстрации, делать соответствующие выводы

Предугадывать содержание текста по его заглавию, фамилии автора, иллюстрации

Видеть отношение автора к героям через их характеристики.

Участвовать в диалоге, учитывая разные мнения,  давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Личностные:

Эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений; основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.
Регулятивные: 

Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение контролировать и оценивать свои действия; самостоятельно работать с текстом; осуществлять рефлексию.
Познавательные:

Строить устное высказывание с учетом учебной задачи; поиск необходимой информации; переработка и преобразование информации из одного вида в другой; анализировать, сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные:

Выражать свои мысли в оценочном суждении,  используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией; участвовать в учебном диалоге; проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе.

Оборудование

Мультимедийный проектор; экран; компьютер; слайд-презентация;

Формы работы

Фронтальная, работа в парах, работа в группах

Методы

Решение задач в учебном диалоге, технология продуктивного чтения;  приёмы критического мышления, практические методы, использование ИКТ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Самоопределение к  учебной деятельности

– Сейчас урок литературного чтения.

– Ребята, а чего вы ждете от сегодняшнего урока? Начните со слов: «Сегодня на уроке мне хотелось бы...»

– Что необходимо сделать, чтобы у нас все на уроке  получилось?

– Мы настроили себя на деловой лад, серьёзную работу. Пусть все у нас получится!

- Девизом нашего урока будет:

«Каждый день жизни – прибавляет частицу мудрости»

- Как понимаете смысл этого высказывания?

- К концу урока нам предстоит выяснить, какая связь между произведением и девизом нашего урока.

Эмоциональное слушание и ведение диалога

 

Личностные результаты:

проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- Каждый урок литературного чтения – это новая встреча. А с кем или с чем можно встретиться на уроке?

- Сегодняшний урок не исключение.

-Вы узнаете,  кто это? ( Л. Н. Толстой)

-Действительно, Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель. Он писал много произведений для взрослых и для вас, детей.

- Вспомнить о его творчестве нам помогут числа и слова.  Объясните, что они означают.

5 , 23, 82,  Спорт, Азбука, Ясная поляна, 2018

Связь семьи писателя с Казанью и 190-летие со дня его рождения, поэтому 2018 – объявлен Годом Л. Н. Толстого в РТ. С казанским краем род Толстых связывает многовековая история. Прадед писателя служил воеводой в Свияжске. Дед Илья Андреевич был губернатором города. Сам Лев Толстой провел в Казани юность (1841—1847 годы), здесь формировалась личность будущего писателя.

- Предположите, почему мы снова говорим о Л. Н. Толстом?

- Прочитайте  название его произведения.

- Как думаете, что мог рассказать нам автор в произведении с таким названием? Сделайте предположение, о чём текст?

- Что вы испытываете, когда слышите слово акула? (тревогу, страх)

- А что вам известно об акулах?

- Прочитайте текст об акулах. Какой это текст? (научно-познавательный)

- Как вы думаете, что можно узнать об акуле из художественного произведения с таким же названием? (Какая она)

- Давайте мы с вами посмотрим на иллюстрацию к данному произведению. Что можно уточнить?

- Какие чувства она у вас вызывает?

- Мы выяснили, кто же будет героем произведения?

- Какие события с ними могут произойти?

– Где можно проверить Ваши предположения?

Осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности.

Дети объясняют:

5 – В семье Л.Н. Толстого было 5 детей

23  - в 23 года Л.Н. Толстой отправился на войну

82 – Л.Н. Толстой прожил 82 года

Спорт – писатель всю свою жизнь занимался спортом, до глубокой старости.

Азбука – Л.Н. Толстой написал азбуку для крестьянских детей, которых сам обучал в созданной им школе.

Ясная поляна-место жительства Л. Н. Толстого

Ребята отвечают на вопросы и высказывают свои предположения

Личностные: потребность в общении, самоопределение (мотивация учения), проявлять учебно – познавательный интерес к предмету, готовность к обучению и сотрудничеству

Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; дополняют и расширяют имеющиеся знания

Регулятивные:

умение контролировать процесс и результат своей деятельности

Коммуникативные:

умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Постановка учебной задачи

- Какова же тема  и цель нашего урока?

–Ребята, мы будем вести диалог с автором, задавать ему вопросы, сами искать на них ответы и проверять их по ходу чтения; определять основную мысль произведения.

Нам необходимо составить план.

Обучающие называют тему и цели урока

Совместно с учителем составляют план

Личностные:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности на уроке;

под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

определять последовательность

действий на уроке

Построение проекта выхода из затруднения

Словарная работа

-Лев Николаевич Толстой жил и творил давно, более 100 лет тому назад. В тексте вам могут встретиться такие слова, значение которых нам с вами нужно уточнить.

- А где мы можем уточнить значение слова?

Палуба – часть судна.

Купальня – строение для купания

Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания на месте судна, бакена, плавучего маяка.

Артиллерист – человек, стреляющий из пушки.

Полотно - белая льняная ткань

Хобот - задняя часть орудия

Фитиль – шнур для поджигания пороха.

Ропот - негромкая речь     

- Мы теперь готовы прочитать наш рассказ и вести диалог с автором.

Чтение 1 отрывка учителем

- Как Толстой описывает погоду в этот день?

- С чем автор сравнивает погоду?

-Какие литературные приёмы использует автор в произведении?

– Где и почему моряки устроили купальню?

– Какое настроение было на корабле?

– Что значит, слово «вздумали»?

- Кем приходится старый артиллерист одному из мальчиков?

-- Как вы думаете, какие чувства испытал артиллерист?

Чтение 2 отрывка хорошо читающим учеником

-С помощью какого слова автор передает неожиданность, внезапность появления акулы?

- А теперь что испытывает артиллерист? Докажите.

- Когда матросы и артиллерист  увидели акулу, что бы вы предложили им сделать?

-Давайте узнаем, что же произошло дальше?

Чтение 3 отрывка хорошо читающим учеником

-Что сделали мальчики, когда увидели акулу?

- В каком состоянии человек пронзительно кричит?

- Акула находится на расстоянии двадцати шагов от мальчиков, лодка с матросами еще дальше. Что бы  вы предложили сделать в этой ситуации?

Давайте узнаем, что же произошло дальше?

Чтение 4 отрывка хорошо читающим учеником

- Что автор хотел передать словами “сорвался с места”?

- А что в это время делали все остальные?

-  Как автор говорит об их бездействии?

- Что автор хотел показать этими словами?

- Какой из этого можно сделать вывод?

- Почему артиллерист упал и закрыл лицо руками?

- Что он чувствовал?

Чтение 5 отрывка хорошо читающим учеником

- Что можете в этот момент сказать об артиллеристе?

- Что он в это время чувствовал?

В словаре, Интернете, спросить

у взрослых

Обучающиеся отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения

Обучающиеся читают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения

Познавательные:

извлечение необходимой информации из сообщения, преобразование информации,

осознанное и произвольное построение речевого высказывания .

Познавательные: извлекают информацию из сплошного текста

Коммуникативные: строят высказывания, участвуют в учебном диалоге.

Личностные: проявляют терпение, преодолевают трудности

Физминутка

А сейчас отдохнем

Дети двигаются

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- История закончилась, но наша работа продолжается. Сейчас я предлагаю поработать в группе. Вам необходимо составить «Толстые и тонкие вопросы» по содержанию произведения  и  определиться,  какой из групп вы их зададите.

Время работы 2 минуты.

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

(работа в группах)

- Ребята, мы с вами очень часто говорим об ответственности. Как порой бывает трудно выбрать правильное решение, от которого может быть зависит и жизнь человека.

 - Чему же учит Л.Н. Толстой этим рассказом?
- Для чего он написал свое произведение? Что автор хотел донести до читателя?

-Давайте, попробуем сформулировать урок, данный Л. Н. Толстым, начиная со слов, как ты будешь….

- Вот всё, что вы сейчас сказали – это ведь вы прочитали между строк. Л.Н. Толстой нам прямо ничего  не сказал. Нужно было догадаться самим. И вы догадались, молодцы!

«Невнимательный художник»

- Мы прочитали произведение, а вместе с нами читал произведение и художник.

-Посмотрите на иллюстрацию, которую я показала вам вначале урока.

- Что художник пропустил в этой иллюстрации?

- А что бы вы дорисовали?

- А сейчас я предлагаю поработать в паре.

Вам необходимо найти в тексте и подчеркнуть слова, словосочетания, которые  характеризуют артиллериста. Дайте характеристику артиллеристу.

Приём 6 шляп (групповая работа)

Красная шляпа – Вам необходимо определить, что вы чувствуете по отношению к героям и их поступкам.

Жёлтая шляпа – Для кого и как закончилась эта история? Найти положительные  стороны для героев

Зелёная шляпа – Дайте свои советы героям и читателям

Синяя шляпа – Чему научило вас это произведение?

Белая шляпа – Что произошло в рассказе? Почему все произошло так, а не иначе? Сообщить факты из текста

Чёрная шляпа – Найдите отрицательное в поступках героев рассказа

Работают в группе, составляют вопросы

Ребята  высказывают свою точку зрения, свое понимание смысла произведения

1 идея текста - урок получили дети

2 идея текста – урок получил отец

3 идея текста – урок получили мы

Обучающие  словесно дорисовывают иллюстрацию

 к произведению

Ребята работают в паре, находят в тексте слова и словосочетания, которые характеризуют артиллериста

Ребята работают в группе.

Выполняют определенное задание.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Познавательные:

умеют ориентироваться в  материале, определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала; определять круг своего незнания, отвечают на простые и сложные вопросы; устанавливают причинно – следственные связи, самостоятельно выполняют задания

Рефлексия

–Мы прочитали рассказ и поняли о героях и их поступках, а о себе вы  что-нибудь поняли?

- Продолжите фразу:

Сегодня я понял, что…                          

я почувствовал…

мне захотелось…                   

я буду стараться…

урок дал мне для жизни…      

Вернемся к нашему девизу.

«Каждый день жизни – прибавляет частицу мудрости»

- Какова же связь  между произведением «Акула» и

девизом?

- Оцените работу своих товарищей.

Дают самооценку своей деятельности и деятельности своих товарищей

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека

Коммуникативные: выполняют построение речевого высказывания в устной форме

Регулятивные: выполняют оценку результатов своей работы на уроке

Домашнее задание.

- Прочитайте и выберите один вариант, который вам  по силам.

1) Отработать чтение текста. Составить план.

2) Отработать чтение текста. Написать письмо - совет мальчикам.

3) Пересказать текст, придумать обложку

4) Пересказать текст от имени старого артиллериста или от имени мальчика (сына – артиллериста)

Записывают домашнее задание

Личностные:

проявляют интерес к теме.

Регулятивные:

принимают учебную задачу

Акула – страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют "белая смерть”. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбешкой. 

«Тонкие вопросы»

«Толстые вопросы»

  • кто...
  • что...
  • когда...
  • может...
  • будет...
  • мог ли...
  • как звали...
  • было ли...
  • согласны ли вы...
  • верно...

•        дайте объяснение, почему...

•        почему вы думаете...

•        почему вы считаете...

•        в чем разница...

•        предположите, что будет, если...

•        что, если...

•        почему


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...