И.З. Суриков "Зима. Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении "
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок литературного чтения по теме И.З. Суриков "Зима. Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении " изучается в 3 классе по программе "Школа России". Урок изучения нового материала. На уроке дети самостоятельно определяют тему и цель урока. Знакомство с биографическими сведениями, творчеством писателя происходит с помощью сообщения подготовленного ученика. Во время работы над стихотворением дети учились находить литературные приёмы (олицетворение, сравнение, эпитет), рассказывать о своих впечатлениях от прочитанного произведения. На уроке совершенствовались навыки правильного, сознательного, выразительного чтения. Дети , работая в группах, самостоятельно исследовали каждое четверостишие с последующей проверкой, затем читали выразительно вслух. Расширялся словарный запас детей при знакомстве с новыми словами. В конце урока происходит рефлексия по самооценке полученных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 39.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема раздела: «Поэтическая тетрадь»
Тема: " И. Сурикова "Зима. Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении "
Цели: познакомить учащихся со стихотворением И. Сурикова "Зима".
Задача:
Образовательные:
• Учить анализировать поэтическое произведение;
• Пополнять словарный запас учащихся через словарную работу;
• Учить рассуждать, делать выводы.
Развивающие:
• Развивать навыки выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз;
• Развивать коммуникативные умения в процессе совместной деятельности;
• Формировать у детей навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
• Развивать коммуникативность, умения работать над текстом в парах.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к родине, к семье, к родным
• Воспитывать любовь к русской поэзии
Формирование УУД:
Личностные:
- обладать мотивационной основой учебной деятельности;
- использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.
Познавательные:
- использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- осуществлять анализ слов с выделение существенных признаков.
Коммуникативные:
- строить понятные для партнёра высказывания;
- вступать в диалог, задавать вопросы, сотрудничать;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные:
- уметь давать характеристику выполненной деятельности;
- научиться читать осознанно.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Урок исследование.
Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, репродуктивный, эвристическая беседа, элементы метода исследовательского обучения.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная.
Оборудование: Презентация под названием И. Суриков "Зима", аудиозапись, распечатанные тексты со стихотворением.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Организационный момент | ||
- Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы все здоровы, к работе готовы! | Дети приводят в порядок рабочее место. | Регулятивные: обеспечение обучающимися организации учебной деятельности, эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха. Коммуникативные (согласованность действий с партнером) |
II Актуализация знаний | ||
1. Речевая разминка - Проведём речевую разминку, чтобы домашнее стихотворение прозвучало выразительно. Всё бело, бело, бело, - Найдите однокоренные слова? - Какое слово нельзя отнести к группе слов с корнем бел? - Почему? - Для чего мы выполняли это задание? - На каком уроке мы работали с этими словами? - Какую картину вы представили ? 2. Домашнее задание по стихотворению И. Сурикова "Детство" было предложено выучить одну понравившуюся часть и нарисовать к иней рисунок. | Чтение скороговорки жужжащим способом, с ускорением, вполголоса (хором, индивидуально.) Белый-бел-бело Ответы детей. Белка - Имеет другое лексическое значение. Чтобы вспомнить однокоренные слова На уроке русского языка Зима, много снега....... Чтение наизусть стихотворения по частям Выставка рисунков. | Коммуникативные УУД Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. |
III Постановка цели урока | ||
- Мы продолжаем работать над разделом «Поэтическая тетрадь». - Прочитайте название произведения. - Рассмотрите иллюстрации к нему. -Ребята, отталкиваясь от темы сформулируйте цель нашего урока. На экране Познакомиться........ Совершенствовать..... Развивать умения........ | Зима –Мы продолжим знакомиться с творчеством И. З Сурикова и его стихотворением « Зима». - Будем совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения. работать над текстом в парах, понимать настроение и мысли поэта | Регулятивные УУД (целеполагание) (прогнозирование) |
VI Открытие нового | ||
1. Сегодня на уроке продолжим зимнюю тему. Прочитаем ещё одно произведение Ивана Захаровича Сурикова “Зима ”. А для начала посетим виртуальную экскурсию. Наши юные исследователи напомнят нам интересные факты из жизни поэта. Биографию поэта (презентация). 2. Работа до чтения - Давайте откроем учебник на странице 76 и прочитаем заголовок произведения. - В каком жанре написано это произведение? -А как вы думаете, можно ли определить настроение этого стихотворения? - Какое настроение у стихотворения «Зима»? 3. Первичное чтение. Прослушивание аудиозаписи стихотворения "Зима". 1. Послушайте стих и представьте себе картину, которую автор описывает. - Понравилось ли вам стихотворение? Чем? – Какие чувства испытывали вы, когда слушали стихотворение? Используйте словарь настроения. Хорошее, веселое, праздничное, приподнятое, бодрое, игривое, задорное, приятное, легкое, спокойствие, мирное, мечтательное, созерцательное, нежное, возвышенное, лирическое, поэтическое. – Как вы думаете, что чувствовал поэт, когда писал? О чем думал? - Взволновало ли вас это стихотворение? - Какую музыку вы бы подобрали к этому стихотворению? | Два ученика заранее подготовили сообщение про И.Сурикова. Иван Захарович Суриков- поэт- самоучка. Родился в 1841 году в селе Новоселово. Он жил в деревне с матерью. Отец имел небольшую лавку в Москве. Семья жила бедно, еле сводила концы с концами. Зима Это стихотворение. перед нами небольшое произведение, написанное в поэтической форме, с рифмой. Можно - Чувство покоя, радости, лирическое. - С нежностью вспоминал свою деревенскую жизнь, простую необычную красоту своей родной земли. Скучает, тоскует по тишине, покою зимней природы. Да - Спокойную, плавную, медленную. | Познавательные УУД Общеучебные познавательные УУД: Умение работать с текстом Умение выделять существенное Личностные УУД: Обмениваться впечатлениями Коммуникативные УУД: умение слушать ответы других детей |
Физкультминутка | ||
Мы устали чуточку, Отдохнем минуточку Поворот, наклон, прыжок, Приседание, хлопок. Прямо спину ты держи, На соседа посмотри, Руки вверх и сразу вниз И за парту вновь садись. | Коммуникативные УУД (лидерство и согласованность действий с партнерами) | |
2) Исследование произведения Повторное чтение стихотворения учащимися про себя а) Словарная работа - Какие незнакомые слова вам встретились? - Зачитайте лексическое толкование этого слова. б) Деление стихотворения на логически законченные смысловые части - Ребята, на сколько смысловых частей мы разделим стихотворение? 3) Чтение по частям и беседа по содержанию. а) Чтение первой части – О чем говорится в первой части? - Что произошло с природой с приходом зимы? Перечислите признаки. –Как описывает снег и лес? - С чем поэт сравнивает поле и лес? – Какие поэтические приемы использует поэт для создания образов? - Напомню вам, для того чтобы передать свои чувства, авторы используют различные приемы:. На слайде б) Чтение второй части – О ком эта часть? – Как он называет крестьянина? – Что несет зима крестьянину – труженику? – Как он готовится к приходу зимы? - А зачем крестьянин накрыл избу соломой? Прочитайте в тексте. - Какое настроение стало у крестьянина? Найдите ответ в тексте. – Как вы думаете, что хотел сказать вам поэт этим стихотворением? 4. Работа в парах: чтение строфами. - Посмотрите на стихотворение ещё раз, что вы заметили в записи? - Как называются эти части? - Из скольких строф состоит стихотворение? - Прочитайте друг другу это стихотворение с соответствующей интонацией строфами. | работа со словарем - Толковый словарь русского языка Ожегова Точно пеленою, покоен, изба. Пелена – это чистое, белое, лёгкое, пушистое покрывало. Нет ни одного тёмного пятна. Покоен -находится в состоянии покоя. Изба- деревянный крестьянский дом. На две Дети зачитываю смысловые части о красоте зимней природы Снег падает, дни коротки, солнце светит мало, морозы первый снег – белый, пушистый; поле – точно пелена, лес – шапкой чудной Поле забелело, Тёмный лес, что шапкой Принакрылся чудной… Эпитет , олицетворение, метафора Олицетворение (олицетворить) — выразить, представить в образе живого существа. Метафора — оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения. Эпитет - образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри). О крестьянине Труженик заботы, радость Крестьянин свою избу укрыл соломой. Чтобы в избу ветер Не проник сквозь щели............. Ответы зачитывают отрывками произведения Чтобы мы любили свою землю как и он Разделены на части Строфы На слайде Строфа- группа стихов, объединенных одной мыслью, интонацией, способом рифмовки? - Из восьми Ученики читают друг другу стихотворение И.Сурикова «Зима» - Суриков был добрым, отзывчивым человеком, который интересовался жизнью простых людей. Поэт даёт возможность понять, как сложно и тяжело жили простые люди в то время. Ещё Суриков очень красиво описывает природу. | Общеучебные УУД ( умение работать с текстом) Общеучебные УУД (работа со словарем) |
V Первичное закрепление | ||
Прочитайте три группы выражений.( на слайде) - Исследуя стихотворение , подумайте и скажите, где здесь олицетворение, сравнение, эпитеты. На столах лежат карточки с заданиями 1. Найдите и зачитайте в тексте олицетворение , метафоры ,эпитеты. 2. Выразительное чтение. -Давай вспомним эти поэтические приёмы?
Проверка самостоятельной работы учащихся.
| Дети работают в группе - Каждая группа находит в стихотворении свой поэтический прием . Дети зачитывают определения ещё раз на карточках. Эпитет – это красочное определение предмета, явления. ( например: синее море, златые кудри) Снег пушистый, лес тёмный, шапкой чудной. Олицетворение – выразить , представить в образе живого существа. Лес заснул, морозы пришли. Сравнение – это употребление слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения. Тёмный лес, что шапкой Принакрылся чудной… Поле забелело, Дети зачитывают | Коммуникативные УУД |
VI Рефлексия | ||
- Ребята, у вас на столах лежат лучики трёх цветов. - Ваша задача приклеить лучик . Жёлтый - мне всё удалось Красный- мне не всё удалось Синий- у меня ничего не получилось - Интересно , какое солнышко у нас загорит ярче ? -От него у нас в классе станет тепло и светло. | Ученики берут свой лучик и наклеивают на круг. | Регулятивные УУД (самооценка) |
Итог урока | ||
Какую цель мы ставили в начале урока? На слайде Познакомиться........ Совершенствовать..... Развивать умения........ - Достигли мы этой цели? - Если вы заинтересовались творчеством И.Сурикова, то вы можете в библиотеке найти другие его произведения. | - с произведением И. З. Сурикова « Зима». - умение выразительно читать стихотворные произведения. - работать над текстом в парах, понимать настроение и мысли поэта. | Коммуникативные УУД |
Домашнее задание | ||
Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зима» |
Иван Суриков
I группа
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
II группа
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы -
И зима настала.
III группа
Труженик-крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки.
Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.
IV группа
Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели,
Не надули б снега
Вьюги и метели.
Он теперь покоен -
Всё кругом укрыто,
И ему не страшен
Злой мороз, сердитый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературному чтению."Картины зимней природы в лирическом стихотворении А.С.Пушкина "
Урок по литературному чтению. Тема: "Картины зимней природы в лирическом стихотворении А.С.Пушкина" Стихотворение "Опрятней модного паркета", уч. Свиридовой ОС Л.В. Занкова...
Лирическое стихотворение А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя». Настроение стихотворения.
Урок познакомит учащихся с биографией и творчеством А.С. Пушкина, поможет продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения, развивать связную речь, воспитывать интерес к чт...
Урок литературного чтения во 2 классе на тему "А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...» Картины природы в стихотворении. Олицетворение
На этом уроке обучающиеся будут прослушивать, выразительно читать и работать с этим стихотворением. Знакомиться с понятием олицетворение, и работают с этим понятием. Обучающиеся готовят рассказ ...
Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс.М.Ю.Лермонтов « Дары Терека». Картины природы в стихотворении.
Урок литературного чтения, 4класс, " Школа России". Тема урока: "М.Ю.Лермонтов « Дары Терека». Картины природы в стихотворении".Раздел " Чудесный мир классик...
Урок литературного чтения. Тема: Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта «Светло-пушистая…». Настроение стихотворения. «Светло-пушистая…». На
В материале дана подробная разработка открытого урока литературного чтения во 2 классе по теме Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта Лири...
план-конспект Картины природы в лирических произведениях А.С. Пушкина « Няне» (наизусть № 3) 4 класс
Познакомить детей со стихотворениямим А.С. Пушкина , учить выразительному чтению лирического стихотворения, способствовать пониманию учащимися текста лирического произведения;развивать образное мышлен...
Тема урока: Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...» Отбор средств художественной выразительности для создания картин природы
Тема урока: Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»Отбор средств художественной выразительности для создания картин природы...