план-конспект Картины природы в лирических произведениях А.С. Пушкина « Няне» (наизусть № 3) 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Познакомить детей со стихотворениямим А.С. Пушкина , учить выразительному чтению лирического стихотворения, способствовать пониманию учащимися текста лирического произведения;развивать образное мышление, воссоздающее творческое воображение, умение анализировать, обобщать, сопоставлять;воспитывать любовь к природе в различных её проявлениях, интерес к литературному чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literat_.docx | 37.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 23
Предмет: Литературное чтение
Класс: 4-Б.
Учитель Крук И.В.
Тема: Картины природы в лирических произведениях А.С. Пушкина « Няне» (наизусть № 3)
Цели: познакомить детей со стихотворениямим А.С. Пушкина , учить выразительному чтению лирического стихотворения, способствовать пониманию учащимися текста лирического произведения;развивать образное мышление, воссоздающее творческое воображение, умение анализировать, обобщать, сопоставлять;воспитывать любовь к природе в различных её проявлениях, интерес к литературному чтению.
Планируемые результаты: актуализируют знания о биографии А.С. Пушкина, познакомятся с новыми стихотворениями
Метапредметные:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
Личностные: проявление интереса к чтению
Воспитательные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни)
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: учебник «Литературное чтение», экран, ноутбук презентация
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания Бештыева и Междитова
Стих наизусть
II. Сообщение темы урока
Учитель: Я хочу пригласить вас в одно царство.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая,
С замираньем летит на звезду.
И в душе, и в долине прохлада
Синий сумрак – как стадо овец
За калиткою смокшего сада
Прозвенит и замрёт бубенец.
(С.А. Есенин)
Отгадайте какое?
– Как вы думаете, о чём мы будем читать? Кто скажет тему нашего урока?
- Осени посвящали свои работы и художники( На доске репродукции картин), и музыканты .
Прослушивание аудиозаписи П.И. Чайковского “Октябрь” (Осенняя песня) из цикла “Времена года”.
- Какие чувства возникли при прослушивании?
- Что услышали?
- Какую картину увидели?
- Какая музыка, какое настроение она у вас вызвала?
- Некоторые из вас были близки к точке зрения автора, потому что П.И. Чайковский своей музыкой нарисовал осенний месяц октябрь. Музыка осени звучит у нас на уроке неслучайно. Сегодня мы будем говорить о неповторимой красоте этого времени года, познакомимся со стихотворением А.С. Пушкина, будем учиться выразительно читать стихи.
- Мы знаем, прочитать художественное произведение выразительно трудно. Для этого мало выучить его наизусть, нужно понять картину из жизни, рисуемую автором, определить ритм стихотворения, рассмотреть рифму и узнать закон “конца строки”. Да, закон “конца строки” помогает чтецу понять, где делать паузы; рифмы подчёркивают эти паузы – их тоже нужно немного выделять голосом. Но много и других авторских “секретов” знают профессиональные чтецы, актёры. Мы тоже их открываем один за другим. Попробуем сегодня открыть для себя новые “секреты”, которые помогут нам выразительно читать стихотворение А.С. Пушкина.
III. Подготовка к первичному восприятию стихотворения
- Ребята, давайте, совершим небольшое путешествие в далёкое прошлое, в то время, когда жил А.С. Пушкин (обращение к портрету ) слайд1
- Посмотрите на портрет А.С. Пушкина. Задумчивым и сосредоточенным изобразил его современник поэта художник Тропинин. Этот портрет знают все. Как хорошо, что Тропинин запечатлел для нас облик дорогого для всех человека. Этот портрет бережно хранят в Третьяковской галерее. Вы уже узнали много нового о жизни и творчестве поэта, услышали новые для вас стихи, сказки. А, сегодня, в осенний день, поговорим о том, как любил это время года Александр Сергеевич. Он сам об этом говорил так: “Осень… любимое моё время… пора моих литературных трудов”.
Но была в жизни А.С. Пушкина особенная осень, - осень, которую он провёл в деревне Болдино: все три месяца.
Пушкин 1 сентября выехал в Болдино, чтобы продать имение, подаренное ему отцом. В эти дни свирепствовала страшная болезнь – холера. На многие города был наложен карантин, в том числе на Москву, Московскую, Владимирскую области, и Александр Сергеевич не мог выехать из Болдино три месяца.
Пушкин это время работал с невиданной творческой энергией, много и плодотворно. В Болдино написано им множество стихотворений, закончено величайшее произведение “Евгений Онегин”.
Давайте пофантазируем немного, представим осень, которая так вдохновила поэта на творчество.
(слайд2).
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружный гор…
… Уж осени холодною рукою
Главы берёз и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых;
Там день и ночь кружится жёлтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист…
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
- Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
- Да, поздняя осень вызывает у человека чувство торжественного и величавого. Природа вечно жива, а её увядание – тоже часть постоянной жизни, необходимый строгий обряд изменения, не нарушающий, а придающий природе особенную красоту.
Осень в Болдино подарила миру множество прекрасных произведений. Послушайте ещё одно из них.
IV. Первичное восприятие стихотворения
Послушайте такие стихотворные строчки:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник
не тщеславный,
Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной…
V. Проверка качества первичного восприятия
-Поделитесь своими впечатлениями?
- Какое чувство, настроение возникло, когда вы его слушали? ( обратимся к словарику)
- Захотелось ли перечитать?
VI. Вторичное восприятие стихотворения
- Давайте перечитаем стихотворение ещё раз и поразмыслим, как поэту удалось передать картину поздней осени.
- Какие слова и выражения вам не понятны?
VII. Анализ произведения
-Как Пушкин относился к осени? Зачитайте.
Пушкин писал, что «Дни поздней осени бранят обыкновенно», подберите синоним к слову бранят ( ругают) А антоним? ( хвалить, восхищаться, любить)
- Почему осень «бранят обыкновенно»?
- А за что поэт её любит?
-Как вы понимаете выражение «красою тихою, блистающей смиренно..»?
- Какими литературными приёмами пользуется поэт? (олицетворение, эпитеты)
- С кем он сравнивает осень? Почему?
- Найдите эпитеты.
VIII. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
1). Настроение стихотворения.
- Какое по настроению это стихотворение ? ( словарь настроений и чувств)
- Какие слова в этом стихотворении самые важные, определяющее его настроение? Такие слова мы называем ключевыми. ( мне она мила)
Обратите внимание на то, что это стихотворение представляет собой большое предложение.
- Какой знак стоит в конце предложения? Как следует прочитать это стихотворение?
- Как будем читать стихотворение – быстро или медленно, неторопливо? (Неторопливо.)
При чтении очень важно делать паузы в нужном месте.
Паузы бывают разной длительности. Самая большая пауза – после объявления названия стихотворения. Объявив название, надо сосчитать про себя до пяти. В данном случае названием будет являться первая строка стихотворения. Если в тексте есть красная строка, то про себя надо считать до четырёх. Необходимы паузы при знаках препинания:
- там, где запятая, пауза на счёт РАЗ;
- точка, тире, двоеточие – на счёт РАЗ, ДВА;
- вопросительный и восклицательный знаки требуют паузы на счёт РАЗ, ДВА, ТРИ.
1. ПАУЗЫ | |||
№ п/п | Знаки препинания | Счёт | Обозначение |
1 | , | Раз | I |
2 | . ― : | Раз, два | II |
3 | ? ! | Раз, два, три | III |
4 | Красная строка | Раз, два, три, четыре | IIII |
5 | После прочтения заглавия | Раз, два, три, четыре, пять | IIIII |
- При чтении голосом выделяют наиболее значимое слово.
Знакомство с таблицей 2.
3) Графическая работа
- Прослушайте стихотворение А.С. Пушкина “ Дни поздней осени» в исполнении детей
- Смог (ла) ли в своём чтении передать слушателям чувства и настроение рассказчика?
X. Слушание стихотворения «Октябрь уж наступил» в исполнении артиста аудиозапись
- Поделитесь своими впечатлениями
- Какие картины вы представили?
XI. Повторное восприятие
Прочтите отрывок из стихотворения
словарная работа
- Какие непонятные слова и выражения вам встретились?
. –Как изменилась жизнь с наступлением осени? Зачитайте
#1054;тметьте паузы и логические ударения.
4. выразительное чтение.
- Смог (ла) ли в своём чтении передать слушателям чувства и настроение рассказчика?
5 Итог урока.
- С какими произведениями познакомились?
- Какому времени года посвящены произведения?
- Что нового узнали?
Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение "Произведения А.С.Пушкина", 1-4 классы
Продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина; учить понимать образные выражения, использованные ...
Урок литературного чтения "Чувства лирического героя и способы их передачи в стихотворении А.С.Пушкина "Няне", 3 класс
Публикация на Образовательном портале города Мурманска http://www.edu.murmansk.ru/www/no/ped_master/tkachenko1.htm...
Урок по литературному чтению."Картины зимней природы в лирическом стихотворении А.С.Пушкина "
Урок по литературному чтению. Тема: "Картины зимней природы в лирическом стихотворении А.С.Пушкина" Стихотворение "Опрятней модного паркета", уч. Свиридовой ОС Л.В. Занкова...
И.З. Суриков "Зима. Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении "
Урок литературного чтения по теме И.З. Суриков "Зима. Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении " изучается в 3 классе по программе "Школа Рос...
Технологическая карта урока А.С.Пушкин "Няне" 4 класс
Технологическая карта урока А.С.Пушкин "Няне" 4 класс...
Конспект урока по чтению Стихотворение А.С. Пушкина «Няне» 4 класс
Цель: познакомить учащихся со стихотворениями А.С.Пушкина «Няне», Задачи: обучающая: познакомить учащихся с биографией А.С.Пушкина, совершенствовать умения работать над выразительным чтени...
Краткий конспект урока по знакомству с лирическим произведением. А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»
Представлен конспект урока по знакомству с лирическим произведением А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…». Цели и планируемые результаты реализовались через аспекты: словесно...
- Мне нравится (1)