Урок по литературному чтению."Картины зимней природы в лирическом стихотворении А.С.Пушкина "
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Бережная Светлана Александровна

 Урок по литературному чтению. Тема: "Картины зимней природы в лирическом стихотворении   А.С.Пушкина"  Стихотворение "Опрятней модного паркета", уч. Свиридовой ОС Л.В. Занкова

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        Урок по литературному чтению

                                                             

Тема: Картины зимней природы в лирическом стихотворении   А.С.Пушкина

  Цель:

Формировать полноценное восприятие художественного текста младшими школьниками в соответствии с возрастом.

Задачи:

  1. образовательные -  умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нем ответы на вопросы находить слова, которые поэт использует для передачи звуков природы.
  2.  развивающие -  умение работать в группах.
  3. воспитывающие- эмоциональная отзывчивость на произведение, его

художественные особенности.

                                                            Ход урока.

   Организационный этап.

Проверка готовности учащихся к уроку.

         Основной этап.

1. Актуализация знаний.

У.Прочитайте тему урока:

 «Картины зимней природы в лирическом стихотворении А.С.Пушкина»

Объясните смысл каждого слова.

Учитель обобщает и уточняет сказанное учащимися, если нужно, обращается к словарю:

«Лирическое стихотворение – это стихотворение, в котором воспроизводится личное чувство или настроение автора».

У. Сегодня на уроке мы будем изучать стихотворение А.С. Пушкина.

Давайте немного познакомимся с эти писателем. А.С Пушкин жил в 19 веке. Какие произведения этого писателя вы знаете? (Демонстрация портрета писателя, изображения сюжетов его произведений.)

Д. Сказка о Рыбаке и Рыбке и т. д.

2. Изучение нового материала.

У.Давайте прочитаем стихотворение (читает учитель)

Как вы понимаете значение слов опрятней, паркет, блистает, по лону, бережно, брег? ( если учащиеся не знаю значение слов, то объяснить) Правильно ли я сделала ударение при чтении слова «Звездами»? ( Объяснение значения ударения)

В то время 200 лет назад паркет настилался в домах очень богатых людей, такой пол считался модным, полотёры натирали его воском. Он сиял, как зеркало, и был очень скользким. Поэтому его сравнивают со льдом, как в стихотворении Пушкина. ( Наглядная демонстрация паркета)

 Анализ стихотворения

У. Давайте исследуем данное стихотворение. Найдите слова, которые помогут нам представить речку, почему поэт называет мальчишек «радостным народом»? Как поэт описывает гуся?

Д. у гуся красные лапы, он тяжёлый, раскормленный. Ступает бережно, т.е. осторожно, неуверенно

У. Какими звуками наполнена эта картина? Или она полна тишины?Прочитайте, что пишет Пушкин о первом снеге? Почему снег назван весёлым? Сделайте вывод, с каким  же чувством надо читать это стихотворение?

Д. ответы на вопросы.

3. Работа в группах.

У. Понравилась вам стихотворение?  

 Хочется узнать, как вы его запомнили? Попробуйте вписать недостающие слова в текст стихотворения, проверьте свои знания:

…Опрятней модного   ________________

Блистает речка, льдом  ______________.

Мальчишек радостный  ________________

Коньками звучно режет  ____________

На красных лапках  ________ тяжелый,

Задумав  ___________ по лону вод,

Ступает  _____________ на лёд,

Скользит и  _____________; весёлый

Мелькает, вьётся первый  ___________,

Звездами падая на  _____________…

Дети ещё раз самостоятельно работают со  стихотворением. Для этого они делятся на группы.

  1. Чтение стихотворения вслух.( 1 представитель в группе, затем все учащиеся закрывают книги)

  1. Работа в группах по восстановлению текста стиха.

  1. Предъявление или уточнение в группах

  1. Чтение стихотворения вслух. Оценка работы учащихся.

        Заключительный этап.

Давайте ответим на вопросы, которые записаны на доске.

На все мы сможем ответить?

На основе данных вопросов учащиеся смогут сделать вывод о том, что они узнали на уроке.

Домашнее задание – учитель предлагает ученикам выучить данное стихотворение.



Предварительный просмотр:

…Опрятней модного   ________________

Блистает речка, льдом  ______________.

Мальчишек радостный  ________________

Коньками звучно режет  ____________

На красных лапках  ________ тяжелый,

Задумав  ___________ по лону вод,

Ступает  _____________ на лёд,

Скользит и  _____________; весёлый

Мелькает, вьётся первый  ___________,

Звездами падая на  _____________…

…Опрятней модного   ________________

Блистает речка, льдом  ______________.

Мальчишек радостный  ________________

Коньками звучно режет  ____________

На красных лапках  ________ тяжелый,

Задумав  ___________ по лону вод,

Ступает  _____________ на лёд,

Скользит и  _____________; весёлый

Мелькает, вьётся первый  ___________,

Звездами падая на  _____________…

  1. В каком веке жил поэт?
  2. Какие картины рисует поэт в своём стихотворении?
  3. Что значат слова опрятный, паркет, лоно?
  4. Как эти слова связаны с нашей темой?
  5. Какие ещё зимние стихи А.Пушкина вы знаете?
  6. А для чего же мы изучаем данное стихотворение?

  1. В каком веке жил поэт?
  2. Какие картины рисует поэт в своём стихотворении?
  3. Что значат слова опрятный, паркет, лоно?
  4. Как эти слова связаны с нашей темой?
  5. Какие ещё зимние стихи А.Пушкина вы знаете?
  6. А для чего же мы изучаем данное стихотворение?

  1. В каком веке жил поэт?
  2. Какие картины рисует поэт в своём стихотворении?
  3. Что значат слова опрятный, паркет, лоно?
  4. Как эти слова связаны с нашей темой?
  5. Какие ещё зимние стихи А.Пушкина вы знаете?
  6. А для чего же мы изучаем данное стихотворение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему "Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова о весне; учить анализировать произведения, восприн...

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе (ПНШ) "Анализ стихотворений Ю.Мориц"Хвостики", "Букет".Поход в "Музейный дом"

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа" 4 четверть.План урока составлен в соответствиис требованиями ФГОС....

«Виды работ учителя и обучающихся на уроках литературного чтения» «Обучение младших школьников восприятию лирических стихотворений»

laquo;Обучение младших школьников восприятию лирических стихотворений о природе» На этапе проверки первичного восприятия лирического стихотворения учителю важно выявить ,что почувствовали ...

Презентация к уроку литературное чтение во 2 классе на тему "Стихотворение А.С. Пушкина "Зима..Крестьянин, торжествуя"

Данный материал предназначен для интерактивной работы со стихотворением А.С.Пушкина  "Зима..Крестьянин, торжествуя", с определением лексического значения неизвестных, устаревших слов....

Урок литературного чтения "Картины зимней природы в поэзии, живописи, музыке."

Тип урока:  урок открытия новых знанийЦель:  создание  условия для проведения анализа  произведения живописи  и поэтического произведения.Задачи:  Обучающие: формиро...

Технологическая карта урока литературного чтения "Картины родной природы. Что такое творчество?" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тема: "Картины родной природы. Что такое творчество?"Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока:  формирование читательской компетентности младших школьников...

Технологическая карта урока Литературного чтения "Картины родной природы. Что такое творчество?" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства со стихом «Что такое стихи?»; ознакомление учащихся с творчеством Б. Заходера; р...