Лирическое стихотворение А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя». Настроение стихотворения.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок познакомит учащихся с биографией и творчеством А.С. Пушкина, поможет продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения, развивать связную речь, воспитывать интерес к чтению, любовь к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.s.pushkin_vot_severtuchi_nagonyaya.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе.
Теме: Лирическое стихотворение А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя». Настроение стихотворения.
Цель: Познакомить учащихся с биографией и творчеством А. С. Пушкина, продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения, развивать связную речь, воспитывать интерес к чтению, любовь к природе.
Тип урока: открытие нового знания.
Планируемые результаты:
1. Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- учиться определять степень успешности своей работы;
2. Познавательные УУД:
- учить работать с информацией, самостоятельно находить, осмысливать и использовать ее.
3. Коммуникативные УУД:
- развивать умение работать в паре и умение слушать своих товарищей
4. Личностные УУД:
- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, книги писателя,музыкальная физминутка.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок.
Начинаем наш урок.
- Как тихо, неслышно падает снег, так же тихо сядем и мы.
II.Актуализация знаний.
- Посмотрите на выставку книг. На перемене вы их брали, рассматривали. Что сейчас можете о них рассказать? (Автор всех этих книг А. С. Пушкин. На выставке представлены сказки и стихи этого поэта. )
- Какие сказки Александра Сергеевича Пушкина вы уже читали?
- Когда впервые каждый из нас услышал это имя? Сказать трудно. Может быть, в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки? Или лёжа в кроватке, когда слушали дивные сказки мамы? Пушкин приходит к нам в раннем детстве.
- Где родился поэт? (Поэт родился в Москве. )
- Как звали няню поэта? (Арина Родионовна)
- Каким был Саша в детстве? (В детстве мальчик был шалуном и проказником, непоседливым и озорным. Мать часто его наказывала. )
- О чём писал поэт? (О свободе, о дружбе, о народе)
- Каким человеком был Пушкин? (В детстве у него было много друзей. Был любознательным, честным. )
- Проходят годы. Докажите, что время не властно над памятью поэта. (В городах открываются памятники, улицы носят имя поэта. Одна из школ Москвы названа в его честь. )
III. Целеполагание.
- Как вы думаете , о ком мы будем разговаривать на уроке, с чьим творчеством продолжим знакомство?
lV. Работа по теме урока.
1. Беседа по вопросам учителя.
- Давайте. Ребята, совершим путешествие в далёкое, далёкое прошлое. В то время, когда жил А. С. Пушкин…
- Никогда ещё зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые (тёмно - красные) кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил. Он предчувствовал её скорую гибель… Вечером он долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Где - то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звёзд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег. Приводит с собой зиму. Учитель читает стихотворение.
2. Чтение стихотворения учителем.
Учитель выразительно читает стихотворение, по возможности наизусть. Дети слушают при закрытых книгах.
3.Словарная работа.
-Какие слова были непонятны?
клок – пучок, кусок,
брега – берега (старая форма слова),
пелена – покров,
недвижная река – неподвижная река.
3. Работа над содержанием стихотворения.
В литературных произведениях зима является к нам и доброй матушкой – зимой, и юной девочкой – снегурочкой, а то и седой колдуньей.
- А как Пушкин называет зиму? (Волшебница зима)
- Почему поэт называет её волшебницей? (Зима неживая, а здесь она устраивает чудеса. )
- Найдите в тексте, какие чудеса творит волшебница зима? (Зима пришла, рассыпалась, повисла на суках, легла коврами, брега сравняла с рекой)
- Зима совершает действия как человек, она в стихотворении живое существо. В литературе такой приём называется «Олицетворение», оживление персонажа.
- Кто ещё в стихотворении действует как живое существо? Почему? (Север. Он вздохнул, завыл. )
4. Повторное чтение стихотворения учащимися самостоятельно (вполголоса)
Как, по-вашему, нет ли элементов сказки в стихотворении? (Есть.)
- Что помогает нам перенестись в сказочный мир? (Описание зимы как живого образа, который устраивает чудеса, колдовство. Зима – волшебница.)
- Найдите те места в стихотворении, где поэт рассказывает о зиме сказочно красиво и при этом правдиво.
- Каким словом поэт называет колдовство зимы? (Проказы.)
V. Физминутка
VI. Исследовательская работа
Класс работает по вариантам.
- Первый вариант – подчеркните слова, которые обозначают действия предмета.
- Второй вариант – подчеркните слова, которые обозначают признаки предметов.
Проводится самостоятельная работа с последующей коллективной
проверкой.
VII. Продолжение работы по теме урока.
1. Работа над выразительным чтением.
- Посмотрите и подумайте, сколько частей в стихотворении?
- Прочитайте первую часть. О чём говорится в этой части?
- Вслушайтесь в строчки: «Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл…»
Какие слова и даже звуки передают нам шум ветра?
- После слова «завыл» надо остановиться, сделать паузу, так как дальше говорится не о севере, а о зиме. В конце строфы - более длительная пауза, так как заканчивается первая часть стихотворения.
- Прочитайте первые две строчки второй части стихотворения: «…Пришла, рассыпалась, клоками повисла на суках дубов…»
- Где необходимо сделать паузу? Почему? Прочитайте.
(Паузу надо сделать после слова «рассыпалась», потому что зима «клоками повисла на суках дубов»)
- Как вы это понимаете? (На деревьях клочья снега лежат.
Он не всех ветках задержался)
- Читаем дальше и называем слова, которые должны выделяться, произноситься с большей силой?
(Читают по две строки и называют слова, которые должны выделяться).
2. Чтение хором.
Сейчас поучимся выразительно читать стихотворение хором.
-Каким же словом называет поэт чудеса зимы?
- А вы любите зиму? Почему?
- Все рады проказам матушки-зимы. Кто-то любит её за морозы: он румянит щёки, пощипывает нос, кто-то за первый снег, кто-то за необыкновенный красивый наряд, а кто-то за метели и вьюги.
3. Индивидуальное чтение
(на листочках, соблюдая интонацию. I- пауза, II –более длительная пауза)
VIII. Рефлексия.
-Какие открытия вы сделали на уроке?
- За что вы похвалили бы себя?
-Что у вас особенно получилось?
IX. Итог урока.
- Какова основная мысль стихотворения? (Любовь поэта к зимним картинам волшебницы зимы).
- Как поэту удалось отразить свое восхищение и радость от картин зимы, ее настроения? (Тон торжественный, выражения использует: идет волшебница зима. Говорит: пришла, рассыпалась, и как бы, подведя итог всему, говорит в конце стихотворения: И рады мы проказам матушки-зимы, как своей родной маме).
X. Домашнее задание:
выучить стихотворение наизусть и нарисовать картину к стихотворению, по желанию -написать сказку о зиме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»
Создать в воображении детей картину зимней природы, поэтический образ волшебной зимы, вызвать у них чувство радости, показать те художественные средства, с помощью которых изображен приход зимы....
А.С.Пушкин "Вот север, тучи нагоняя..."
Урок литературного чтения проводится по учебнику З.И.Романовской "Живое слово". На уроке учащиеся знакомятся с творчеством А.С.Пушкина. Ставится цель - формировать навыки эмоционально-выразительного ч...
А.С.Пушкин."Вот север, тучи нагоняя..."
Урок о многообразии поэзии Пушкина....
А.С.Пушкин."Вот север, тучи нагоняя..."
Презентация к уроку А.С.Пушкина "Вот север, тучи нагоняя..."...
Электронная презентация к стихотворению А.С.Пушкина "Вот север тучи нагоняя..."
Данная презентация содержит фотографии зимней природы, иллюстрирующие картины, описанные А.С.Пушкиным...
Урок литературного чтения во 2 классе на тему "А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...» Картины природы в стихотворении. Олицетворение
На этом уроке обучающиеся будут прослушивать, выразительно читать и работать с этим стихотворением. Знакомиться с понятием олицетворение, и работают с этим понятием. Обучающиеся готовят рассказ ...
Краткий конспект урока по знакомству с лирическим произведением. А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»
Представлен конспект урока по знакомству с лирическим произведением А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…». Цели и планируемые результаты реализовались через аспекты: словесно...
- Мне нравится (1)