Урок литературного чтения во 2 классе на тему "А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...» Картины природы в стихотворении. Олицетворение
методическая разработка по чтению (2 класс)

На этом уроке обучающиеся будут прослушивать, выразительно читать  и работать с этим стихотворением. Знакомиться с понятием олицетворение, и работают с этим понятием. Обучающиеся готовят рассказ о А.С. Пушкине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок № 31

Тема: А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...» Картины природы в стихотворении. Олицетворение

Тип: изучение нового материала

Задачи:

  • учить читать стихи выразительно;
  • учить находить в стихах олицетворения;
  • учить на основе опорных слов  создавать собственные тексты  

Планируемые результаты

Предметные:

  • читать стихи выразительно, сохраняя интонацию конца предложения,
  • знать, что такое олицетворение;
  • создавать собственные тексты на основе литературного текста

Метапредметные:

  • анализировать текст произведения, находить информацию на заданную тему;
  •  составлять рассказ на основе полученных сведений

Личностные:

  • проявлять интерес к творчеству А. Пушкина;
  • осознавать, что А. Пушкин — великий русский писатель и поэт, гордость России

Межпредметные связи: Окружающий мир, тема «В гости к зиме»; русский язык, тема «Текст: признаки текста, тема и главная мысль текста, части текста, построение текста, воспроизведение текста»

Ресурсы урока: Учебник, ч. 1, с. 88, 89;  рабочая тетрадь, с. 35, 36; аудиоприложение к учебнику

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

  • Предлагает подготовить рассказ  об А. Пушкине на основе опорных слов, написанных на доске: великий, поэт, сказки, стихи,  русский, Москва, «Сказка о царе Салтане...», народные сказки, Арина Родионовна, лицей в Царском селе; друзья-поэты, читал стихи, «Сказка о рыбаке и рыбке», любимое время года.
  • Предлагает представить рассказ в паре, в группе, дополнить свой текст, рассказать в классе, оценить по следующим параметрам: логика текста, интересные факты, достоверная информация
  • Готовят рассказ на основе опорных слов.

  • Рассказывают об А. Пушкине, коллективно оценивают ответы

Мотивация познавательной деятельности

  • Предлагает определить на с. 88 учебника, с каким произведением предстоит знакомство, кто автор, каков его жанр.
  • Организует работу по составлению плана
  • Называют, что сегодня будут читать фрагмент из романа в стихах «Евгений Онегин» А. Пушкина.
  • Составляют план работы: 1) прочитать стихотворение; 2) назвать созданные картины; 3) назвать слова, которые позволяют увидеть эти картины, 4) найти олицетворения;  5) подготовить разметку текста к выразительному чтению, 6) прочитать выразительно

Организация познавательной деятельности

  • Предлагает послушать стихотворение в аудиозаписи, высказать впечатления, объяснить смысл незнакомых слов.
  • Предлагает перечитать стихотворение, назвать картину, которую представили, объяснить, какие картины можно назвать волшебными, сказочными.

  • Знакомит с понятием олицетворение:

  • Предлагает выполнить задание в рабочей тетради на с. 35, 36.
  • Предлагает придумать свои примеры олицетворений.
  • Предлагает сделать разметку текста для выразительного чтения: определить паузы на основе знаков препинания, найти слова, которые интонационно следует выделить при чтении.
  • Организует конкурс выразительного чтения.
  • Предлагает сочинить текст на тему «А вот и зима…»
  • Слушают стихотворение, высказывают свои впечатления, объясняют смысл слова пелена.

  • Читают стихотворения и называют картины, которые видят, называют слова, с помощью которых можно увидеть эти картины, объясняют, являются ли эти картины сказочными, волшебными.
  • Запоминают: Олицетворение — это приписывание свойств, действий одушевлённого предмета неодушевлённому.
  • Выписывают в рабочую тетрадь олицетворения.

  • Придумывают олицетворения.

  • Готовятся к выразительному чтению.

  • Выразительно читают стихотворение, коллективно оценивают, выбирают лучшего чтеца.
  • Выполняют задание

Подведение итогов

  • Предлагает представить получившиеся тексты
  • Выступают с сочинениями, определяют, какой текст является наиболее ярким в художественном отношении

    Дополнительный материал:  Стихи А. Пушкина:

Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.
В домах все тёмно. У ворот
Затворы с тяжкими замками.
Везде покоится народ;
Утих и шум, и крик торговый;
Лишь только лает страж дворовый
Да цепью звонкою гремит.

              В тот год осенняя погода
             Стояла долго на дворе.
             Зимы ждала, ждала природа,
             Снег выпал только в январе,
             На третье в ночь. Проснувшись рано,
             В окне увидела Татьяна
             Поутру побелевший двор,
             Куртины, кровли и забор,
             На стёклах легкие узоры,
            Деревья в зимнем серебре,
            Сорок весёлых на дворе
             И мягко устланные горы
             Зимы блистательным ковром.
             Всё ярко, всё блестит кругом.

Диагностика достижения планируемых результатов: Выполнить задания:

1. Прочитайте фрагменты пушкинских стихотворений, назовите их тему.

2. Опишите зимние картины, которые увидели в стихотворениях.

3. Назовите слова, которые помогают эти картины создать.

4. Назовите олицетворения.

5. Приведите примеры своих олицетворений.

Дополнительные творческие задания: Оформить рукописный сборник «Пушкинские стихи о зиме»

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"

Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...

Лирическое стихотворение А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя». Настроение стихотворения.

Урок познакомит учащихся с биографией и творчеством А.С. Пушкина, поможет продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения, развивать связную речь, воспитывать интерес к чт...

Конспект интергрированного урока литературного чтения и русского языка "Произведения о природе А.С. Пушкин «Вот север тучи нагоняя…». Учимся писать письма"

Тема: Произведения о природе. А.С. Пушкин  «Вот север, тучи нагоняя…». Учимся писать письма.Цель:  создать условия для ознакомления с произведениями А. С. Пушкина; способс...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане …» с 1 частью.Планируемые результатыПредметные: знать произведение А.С. Пушкина &laqu...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» 2 часть. УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане …» со 2 частью.Планируемые результатыПредметные: знать произведение А.С. Пушкина &laq...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» 3 часть. УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане …» с 3 частью; анализ всего отрывка; формирование навыка осознанного и выразительного...

урок литературного чтения 3 класс А.С.Пушкин "Зимний вечер"

Материал можно использовать на уроке литературного чтения в 3 классе по теме "Стихотворение А.Пушкина "Зимнтй вечер"...