Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс.М.Ю.Лермонтов « Дары Терека». Картины природы в стихотворении.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Зезюлина Надежда Анатольевна

Урок литературного чтения, 4класс, " Школа России".  Тема урока: "М.Ю.Лермонтов « Дары Терека». Картины природы в стихотворении".Раздел " Чудесный мир классики".Учебник  Литературное чтение 4 класс для образовательных учреждений (Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 

Цель урока:познакомиться с творчеством М. Ю. Лермонтова и его произведением «Дары Терека».

Планируемые результаты:

предметные: познакомить с произведением М.Ю. Лермонтова «Дары Терека»; развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; развивать артикуляционный аппарат; развивать умение анализировать, обобщать.

 -личностные: осознание ответственности за общее дело; самооценка; следование в поведении моральным и этическим требованиям;                                                          

-познавательные:  умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение на основе анализа объектов делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Литературное чтение, 4а класс

Базовый учебник

Учебник  Литературное чтение 4 класс для образовательных учреждений (Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2014г).

Дата проведения

11.10.20г

Тип урока

Открытие новых знаний

Раздел

Чудесный мир классики.

Тема урока

М.Ю.Лермонтов « Дары Терека». Картины природы в стихотворении.

Цели

познакомиться с творчеством М. Ю. Лермонтова и его произведением «Дары Терека»

Планируемые результаты

предметные: познакомить с произведением М.Ю. Лермонтова «Дары Терека»; развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; развивать артикуляционный аппарат; развивать умение анализировать, обобщать.

 -личностные: осознание ответственности за общее дело; самооценка; следование в поведении моральным и этическим требованиям;                                                          

-познавательные:  умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение на основе анализа объектов делать выводы.

Форма урока

Фронтальная, индивидуальная

Оборудование

Мультимедио, презентация, словари ,портрет Юрия Лермонтова.

Место и время проведения урока

МКОУ СОШ № 17 р.п. Юрты, 40 мин.

Учитель

Зезюлина Надежда Анатольевна

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Мотивационный

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста,  друг на друга, улыбнитесь друг другу, посмотрите на меня, улыбнитесь мне. Замечательно, а теперь сначала тихо сядут девочки, еще тише сядут мальчики. Не забывайте о правильной посадке, ребята!

Приветствуют друг друга, учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Мотивационный

Друзья мои, я очень рада

Быть вместе с вами

Для меня уже награда

Сияние ваших умных глаз,

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестим же шпаги наших мнений!

И вместе проведём урок!

Ребята, сегодняшний наш урок пройдет под девизом: «Знаешь – говори, а не знаешь, слушай и запоминай!!!

Проговаривают  девиз урока

Р: самоопределение,

мобилизация эмоциональной устойчивости

II.Постановка учебной задачи и её решение

III.Актуализация знаний

Практический: литературная викторина

Решение частных задач

Ребята, сегодня на уроке мы с вами узнаем много нового и интересного.

 Назовите последний раздел, который вы изучили  («А.С. Пушкин»)

Ребята, мы проведем с вами небольшую викторину.

На то чтобы ответить у вас будет 30 секунд.

Итак, начинаем.

Викторина

1.Как называлось село, где поэтом была написана эта сказка «О мертвой царевне и о семи богатырях»? (Болдино)

2.В какой праздник царица родила дочь? (Сочельник. Это ночь перед рождеством. Зима.)

3.В какое время дня «издалече, наконец, воротился царь-отец»? (рано утром)

4.Что в этот момент случилось с царицей? (восхищенья не снесла и к обедне умерла)

5.Через какое время царь женился на другой? (год)

6.Что за приданое было у молодой царицы? (волшебное зеркальце)

7.С чем сравнивает Пушкин царевну? (С цветком).

8.Назовите имя её жениха? (королевич Елисей)

9.Какое приданое дал царь своей дочери? (7 торговых городов да 140 теремов)

10.Как звали сенную девушку царицы? (Чернавка)

11.Найдите в тексте, что приказала царица Чернавке.

12.Кто встретил молодую царевну в тереме богатырей? Как его звали? (пёс Соколко)

13.Чем занимались 7 богатырей каждый день?

14.Чем угостила она царевну? (яблоком)

15.Что случилось с царевной, когда она откусила кусочек? Зачитайте.

16.Как погиб Соколко? (съел отравленное яблоко)

17.Из какого материала был изготовлен гроб царевны? (хрусталь)

18.Кто помогал Елисею искать царевну? (солнышко, месяц, ветер)

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд (2 -4слайд)

Кого вы видите на слайде? (М.Ю. Лермонтов)

- Ребята, на прошлом уроке вы знакомились с творчеством великого русского писателя А. С. Пушкина. Но в январе 1837 года, в дни трагической гибели А. С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать его преемником в русской литературе. Это был двадцатидвухлетний офицер Михаил Юрьевич Лермонтов.

Откройте учебник, и скажите, с каким по жанру произведением мы будем знакомиться?

-Кто автор?

Кто может сформулировать тему нашего урока?

Давайте поставим цели нашего урока

Слушают учителя

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на вопросы учителя

Дают определения

Высказывают свои предположения в группе

Высказывают свое мнение и предположение

Выражают свои мысли,

формулируют тему урока,

ставят цель.

К: участвуют в учебном диалоге;

формулируют ответы и выводы ; обмениваются мнениями ; строят речевые  высказывания.

П: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации.

                                   

П: обобщают изученное

                                                       

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают  оценку учителя

Р: применяют и сохраняют учебную .задачу при выполнении заданий; действуют с учётом  выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия

IV. Работа по теме урока.

Словесно-наглядный: работа с презентацией

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока.

Практический : работа с учебником

Словесный ответы на вопросы

Практический: знакомство с текстом

Слово об авторе

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 - 1841) – русский поэт. Родился М.Ю.Лермонтов в семье офицера, воспитывался бабушкой. ( 5 слайд)

В биографии Лермонтова Михаила Юрьевича после домашнего образование началась учеба в университетском пансионе Москвы. Там были написаны первые стихотворения Лермонтова. Затем в жизни Лермонтова проходило обучение в Московском университете, школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга.

В детстве любил рисовать акварелью. Любил лепить фигуры из воска. Любил танцевать. Не любил драк и ссор.

(В Пятигорске, возвращаясь со второй ссылки, Лермонтов встретил старого товарища Мартынова. Тот, оскорбившись на злую шутку поэта, вызывает Лермонтова на дуэль. На этой дуэли настигла Лермонтова смерть.

Ребята, откройте стр 94, давайте с вами прочитаем отрывок из воспоминаний брата поэта А.П.  Шан-Гирея  о детских годах поэта. Читаем внимательно по тексту будут вопросы.

Слушаем меня внимательно, затем вы читаете с первого ряда по цепочке. По одному предложению.( слайд 6)

Какие открытия вы сделали? Что вы узнали о М.Ю. Лермонтове из этого теста?

А теперь давайте с вами отдохнем.

Физкультминутка

Сегодня мы познакомимся с произведением М.Ю. Лермонтова« Дары Терека» ( слайд 8-9)

Вы уже знаете, что М. Ю. Лермонтов специально для детей не писал. Но со временем  некоторые из его произведений вошли в круг детского чтения. 

- Прочитайте название стихотворения.

- Как вы думаете, что такое Терек?

Терек- это река на Северном Кавказе, которая берёт свое начало на склоне Кавказского хребта и впадает в Каспийское море.( быстрая река)

Первоначальное знакомство с текстом

Послушайте стихотворение в исполнение мастера.

(15 слайд)

Проверка восприятия

1.Какую картину вы представили , прослушав стихотворение?

2. Что необычного в изображении Терека?

3. Что означает « утесистые громады?»

Что вы чувствовали, слушая это стихотворение?

Повторное чтение

Прочитайте  текст про себя и  попробуйте себе представить скорость течения воды в Тереке, когда она спускается с горы Казбек. Представьте силу и мощь этой реки.

Узнают новую информацию, анализируют.

Читают по цепочке

Выполняют упражнения

Отвечают на вопросы

Высказывают свои мысли

Р: выполнение пробного учебного действия

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

К: уметь выражать свои

мысли. Уметь включаться в диалог с участниками образовательного процесса;  строить связное высказывание  по теме;

Практический: толкование лексического значения слов

Практический: чтение текста

Практический: анализ содержания текста

Словесный: разбор стихотворения по частям , ответы на вопросы

Практический,: чтение стихотворения

Практический: анализ содержания текста

Практический: выразительное  чтение текста

Словарная работа( слайд 10-11)

Какие слова были не поняты? (Терек, Казбек, Дарьял, валун)

В группах в словарях найдите и дайте определением этим словам.

Анализ  текста. 1 часть стихотворения( слайд 12-13)

- Как понимаете выражение «Терек воет, дик и злобен…»? (Шумный, быстрый)

- Какие художественные средства использует автор в этом стихотворении?

(Олицетворения, эпитеты, сравнения, Метафора – скрытое сравнение.)

Пример: Утесистые громады- метафора

Терек воет, дик и злобен…- олицетворение

Буре плач его подобен, слезы брызгами летят…- сравнение

Море- стрик, облака - женщина- сравнение и олицетворение

- С кем автор сравнивает реку?( с диким, злым зверем, олицетворяет ее.)

- Какие эпитеты?( дикий,злобный)

Что такое утесистые громады?( Горы, скалы.)

- Как понимаете выражение «Буре плач его подобен, слезы брызгами летят…»( Грохот падающей воды как буря, капли, которые разлетаются в разные стороны – как слезы.)

- Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения?

 ( Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная.)

2 часть стихотворения

- Как меняется характер реки на равнине? ( Река на равнине становится спокойной, ласковой.)

- Какие слова и выражения указывают на это?( Лукавый принял вид, приветливо ласкаясь, журчит.)

- Что означает слово «лукавый»?(хитрый)

- Можно ли верить Тереку, что он действительно стал спокойным и ласковым?(нет)

- О чем же журчит Терек старому Каспию?

Прочитаем следующие 4 строки.

Спрашивает, как учащиеся поняли эти строки?( Терек впадает в Каспийское море. Здесь он просит. Чтоб море расступилось и приняло его в свои объятья С кем сравнивается море? (Море сравнивается со стариком )

 это олицетворение.

3 часть стихотворения

- Где Терек берет свое начало?( у горы Казбек.)

- С кем сравниваются облака?( С женщиной, которая кормит ребенка грудью – это олицетворение.)

- Чем является выражение «разорил Дарьял»?( Олицетворением. Терек здесь в образе завоевателя, который разоряет и грабит.)

- В стихотворении очень часто употребляется один звук. Какой? Для чего?( Звук [р]. Для того, чтобы ярче показать суровый характер реки, которая рычит как дикий зверь.)

- Какой вывод можем сделать о характере реки.( Терек то дикий и злобный, то спокойный и ласковый, что говорит о непостоянстве его характера.)

Прочитайте отрывок из стихотворения «Дары Терека» следующим образом:

- Прочитайте первые 4строчки громко.

Прочитайте шепотом, хитро.

- Прочитайте громко.

- Прочитайте выразительно.

Читают, разбирают значение слов

Читают текст с установкой на выразительность

Языковой анализ.

Читают текст

Языковой анализ.

Читают текст

К:построение речевых высказываний

П: Логические анализ синтез

обобщение

К:построение речевых высказываний

П: Логические анализ синтез

обобщение

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Р:Контроль

Коррекция

Логические

анализ

синтез ,обобщение

VII.Итог урока.

VIII.Рефлексия

- Какова тема стихотворения? ( слайд 17)

- Какова основная мысль?

-Как человек должен относиться к такой реке?

- Познакомившись со стихотворениями Лермонтова, что можем сказать о нем, как о человеке?

Закончите предложения.

Сегодня на уроке я   познакомился…

Я понял…

У меня получилось…

Ребята если вам понравилась ваша работа на уроке нарисуйте - солнышко, если вам не совсем понравилась своя работа на уроке – нарисуйте - ёлочку, а если вам совсем не понравилась своя работа на уроке– нарисуйте- тучку.

Отметки

Отвечают на вопросы

Оценивать свою работу на уроке

Р:Контроль

Коррекция

Оценка

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения ( слайд 18)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению, 3 класс по теме "Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой»"

Предмет: литературное чтениеТема урока: Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой»Цели урока: развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнени...

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе (ПНШ) "Анализ стихотворений Ю.Мориц"Хвостики", "Букет".Поход в "Музейный дом"

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа" 4 четверть.План урока составлен в соответствиис требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока по Литературному чтению "Стихотворения Н.Матвеевой"

Задачи урока: Обучать детей приёмам работы с текстом до чтения во время и после чтения.Совершенствование техники чтения; развитие устной речи, мышления, памяти, внимания; пополнять словарный запас; со...

Технологическая карта урока по литературному чтению "М. Ю. Лермонтов. Лирические стихотворения"

Педагогические задачи: расширять представления о передаче эмоций через художественный текст; развивать умение анализировать лирическое произведение, строить монологические аргументированные высказыван...

Технологическая карта урока по литературному чтению "А. С. Пушкин. Лирические стихотворения "

Педагогические задачи: создать условия для обучения формулировке темы урока на основе ключевых слов, составления плана урока, проведения рефлексии на основе данного плана, наблюдения за словом в текст...

Технологическая карта урока по литературному чтению Тема урока Картины родной природы. Б. Заходер «Что такое стихи». УМК "Перспектива"

.Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомство с новым разделом и процессе чтения и анализа стихотворения Б. Захо...