Тема урока: Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...» Отбор средств художественной выразительности для создания картин природы
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Зарубина Татьяна Бадмажаповна

Тема урока:  Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»

Отбор средств художественной выразительности для создания картин природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_36.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 36.  Тема урока:  Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»

Отбор средств художественной выразительности для создания картин природы

Цели: расширить знания о творчестве Ф.И. Тютчева; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника* осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества Ф.И. Тютчева.

Оборудование: портрет и выставка книг Ф.И. Тютчева, видео- или фотоматериалы, репродукции картин по теме урока, аудиоприложение к учебнику.

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Речевая разминка
  • Прочитайте медленно, а затем как скороговорку.

У чибиса — чудеса:

Чьи леса? Чья лиса?

Чьи вы сами?

Чьи вы сами?

С лисами,

С весной,

С лесами?

С чибисами?

С чудесами?

(После самостоятельной подготовки желающие читают скороговорку вслух. Учитель определяет, кто быстрее всех смог это сделать.)

  • Разгадайте шифровку и вы узнаете имя автора этого стихотворения. (Владислав Бахревский.)

1

2

3

4

5

6

5

А

Б

В

Г

Д

Е

4

Ж

З

И

Й

К

Л

3

М

Н

О

П

Р

С

2

Т

У

Ф

X

Ц

Ч

1

Ш

Щ

Ь

Э

Ю

Я

3,5; 6,4; 1, 5; 5, 5; 3,4; 6, 3; 6,4; 1, 5; 3, 5 2, 5; 1,5; 4, 2; 5, 3; 6,5; 3,5; 6, 3; 5,4; 3,4; 4,4

  • А сейчас запишите имя поэта, чьи стихи будем читать на уроке. (Федор Иванович Тютчев.)

РОДЕФ ЧИВОНАВИ ВЕЧТЮТ

  1. Работа по теме урока
  1. Знакомство с жизнью и творчеством Ф.И. Тютчева
  • Мы читали стихотворение Владислава Бахревского. Как вы поняли, о чем оно?
  • Где мы можем встретить чудеса? (Конечно, в лесу, на природе...) Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника, который называется «Поэтическая тетрадь». Перед нами стихи замечательного поэта Федора Ивановича Тютчева. Что вы помните о нем? (Ответы учеников.)

(Учитель рассказывает о поэте. См. материал к уроку.)

  1. Работа над стихотворением «Еще земли печален вид...»

(Прослушивание аудиозаписи стихотворения. Чтение стихотворения вслух учащимися. Беседа после чтения.)

  • Объясните выражения «а воздух уж весною дышит», «сквозь редеющий сон».
  • Подберите синонимы к слову «невольно». (Нечаянно, непроизвольно.)
  • Подберите антоним к слову «печален». (Весел.)
  • Найдите эпитеты вместе со словами, к которым они относятся. Объясните их значение. (Мертвый стебель, редеющий сон, печальный вид.)

(Работа по вопросам и заданиям на с. 138 учебника. Выразительное чтение стихотворения.)

  1. Физкультминутка
  1. Продолжение работы по теме урока

Работа над стихотворением «Как неожиданно и ярко...»

(Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как произведение читает актер, и следят по учебнику. Беседа после чтения.)

  • Объясните значение слов.

ВОЗДВИГНУТЬСЯ — (соорудиться, построиться). ИЗНЕМОЧЬ — (потерять силы, ослабеть).

НЕГА — (блаженство).

  • Подберите синонимы к словам.

ВЛАЖНЫЙ — (сырой).

МГНОВЕНИЕ - (миг, момент).

  • Подберите антоним к слову «побледнел». (Покраснел.)
  • Какие еще слова и выражения были непонятны?

(Работа по вопросам и заданиям 1-4 на с. 140 учебника.)

  • Придумайте название стихотворению.

Подготовьтесь к выразительному чтению(Выразительное чтение стихотворения на с. 139-140 учебника.)

  1. Рефлексия
  • Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
  1. Подведение итогов урока
  • Какова главная мысль каждого из прочитанных нами сегодня стихотворений Ф.И. Тютчева?

Домашнее задание

Выучить любое стихотворение Ф.И. Тютчева.

Материал для учителя

Краткий обзор биографии Ф.И. Тютчева

Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 г. в усадьбе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье. Первоначальное образование получил дома, учителем русского языка был поэт и переводчик С.Е. Галич.

В 12 лет Тютчев уже свободно переводил оды Горация, влияние которого можно видеть в ранних стихотворениях. В 1818 г. он стал членом Общества любителей русской словесности. В 1819 г. поступил в Московский университет, который окончил за два года.

В 1822 г. был зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел и назначен в русскую дипломатическую миссию в Мюнхене. За границей Тютчев провел более 20 лет. В 1858 г. он занял должность председателя цензурного комитета и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами… Средства художественной выразительности для создания образа весны (УМК "Перспектива" 4 класс, 2 часть)

Цель: учить детей анализировать лирическое стихотворение, умение видеть средства художественной выразительности....

Знакомство с названием раздела. Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко... 4 класс

Знакомство с названием раздела. Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко......

План-конспект урока по литературному чтению.Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…».

План-конспект урока по литературному чтению.Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…»....

Ф.И. Тютчев. Еще земли печален вид. Как неожиданно и ярко.

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе. УМК "Школа России"...

Конспект урока Литературное чтение по теме: "Ф.И.Тютчев "Еще земли печален вид..."" (УМК "Школа России" , 4 класс)

Цели деятельности учителя: сформировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;Планируемые результатыПредметные:Уметь: делать выв...

Тема урока: Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»

Тема урока:  Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»...