Тема урока: Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...» Отбор средств художественной выразительности для создания картин природы
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Тема урока: Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»
Отбор средств художественной выразительности для создания картин природы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_36.docx | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 36. Тема урока: Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»
Отбор средств художественной выразительности для создания картин природы
Цели: расширить знания о творчестве Ф.И. Тютчева; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника* осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества Ф.И. Тютчева.
Оборудование: портрет и выставка книг Ф.И. Тютчева, видео- или фотоматериалы, репродукции картин по теме урока, аудиоприложение к учебнику.
Ход урока
- Организационный момент
- Речевая разминка
- Прочитайте медленно, а затем как скороговорку.
У чибиса — чудеса:
Чьи леса? Чья лиса?
Чьи вы сами?
Чьи вы сами?
С лисами,
С весной,
С лесами?
С чибисами?
С чудесами?
(После самостоятельной подготовки желающие читают скороговорку вслух. Учитель определяет, кто быстрее всех смог это сделать.)
- Разгадайте шифровку и вы узнаете имя автора этого стихотворения. (Владислав Бахревский.)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
5 | А | Б | В | Г | Д | Е |
4 | Ж | З | И | Й | К | Л |
3 | М | Н | О | П | Р | С |
2 | Т | У | Ф | X | Ц | Ч |
1 | Ш | Щ | Ь | Э | Ю | Я |
3,5; 6,4; 1, 5; 5, 5; 3,4; 6, 3; 6,4; 1, 5; 3, 5 2, 5; 1,5; 4, 2; 5, 3; 6,5; 3,5; 6, 3; 5,4; 3,4; 4,4
- А сейчас запишите имя поэта, чьи стихи будем читать на уроке. (Федор Иванович Тютчев.)
РОДЕФ ЧИВОНАВИ ВЕЧТЮТ
- Работа по теме урока
- Знакомство с жизнью и творчеством Ф.И. Тютчева
- Мы читали стихотворение Владислава Бахревского. Как вы поняли, о чем оно?
- Где мы можем встретить чудеса? (Конечно, в лесу, на природе...) Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника, который называется «Поэтическая тетрадь». Перед нами стихи замечательного поэта Федора Ивановича Тютчева. Что вы помните о нем? (Ответы учеников.)
(Учитель рассказывает о поэте. См. материал к уроку.)
- Работа над стихотворением «Еще земли печален вид...»
(Прослушивание аудиозаписи стихотворения. Чтение стихотворения вслух учащимися. Беседа после чтения.)
- Объясните выражения «а воздух уж весною дышит», «сквозь редеющий сон».
- Подберите синонимы к слову «невольно». (Нечаянно, непроизвольно.)
- Подберите антоним к слову «печален». (Весел.)
- Найдите эпитеты вместе со словами, к которым они относятся. Объясните их значение. (Мертвый стебель, редеющий сон, печальный вид.)
(Работа по вопросам и заданиям на с. 138 учебника. Выразительное чтение стихотворения.)
- Физкультминутка
- Продолжение работы по теме урока
Работа над стихотворением «Как неожиданно и ярко...»
(Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как произведение читает актер, и следят по учебнику. Беседа после чтения.)
- Объясните значение слов.
ВОЗДВИГНУТЬСЯ — (соорудиться, построиться). ИЗНЕМОЧЬ — (потерять силы, ослабеть).
НЕГА — (блаженство).
- Подберите синонимы к словам.
ВЛАЖНЫЙ — (сырой).
МГНОВЕНИЕ - (миг, момент).
- Подберите антоним к слову «побледнел». (Покраснел.)
- Какие еще слова и выражения были непонятны?
(Работа по вопросам и заданиям 1-4 на с. 140 учебника.)
- Придумайте название стихотворению.
Подготовьтесь к выразительному чтению(Выразительное чтение стихотворения на с. 139-140 учебника.)
- Рефлексия
- Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
- Подведение итогов урока
- Какова главная мысль каждого из прочитанных нами сегодня стихотворений Ф.И. Тютчева?
Домашнее задание
Выучить любое стихотворение Ф.И. Тютчева.
Материал для учителя
Краткий обзор биографии Ф.И. Тютчева
Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 г. в усадьбе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье. Первоначальное образование получил дома, учителем русского языка был поэт и переводчик С.Е. Галич.
В 12 лет Тютчев уже свободно переводил оды Горация, влияние которого можно видеть в ранних стихотворениях. В 1818 г. он стал членом Общества любителей русской словесности. В 1819 г. поступил в Московский университет, который окончил за два года.
В 1822 г. был зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел и назначен в русскую дипломатическую миссию в Мюнхене. За границей Тютчев провел более 20 лет. В 1858 г. он занял должность председателя цензурного комитета и
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами… Средства художественной выразительности для создания образа весны (УМК "Перспектива" 4 класс, 2 часть)
Цель: учить детей анализировать лирическое стихотворение, умение видеть средства художественной выразительности....
Знакомство с названием раздела. Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко... 4 класс
Знакомство с названием раздела. Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко......
План-конспект урока по литературному чтению.Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…».
План-конспект урока по литературному чтению.Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…»....
Ф.И. Тютчев. Еще земли печален вид. Как неожиданно и ярко.
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе. УМК "Школа России"...
Конспект урока Литературное чтение по теме: "Ф.И.Тютчев "Еще земли печален вид..."" (УМК "Школа России" , 4 класс)
Цели деятельности учителя: сформировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;Планируемые результатыПредметные:Уметь: делать выв...
Тема урока: Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»
Тема урока: Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»...