Комплект конспектов по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Предлагаю Вашему вниманию сборник конспектов по литературному чтению по УМК "Школа России" (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
astafev_kapaluha.doc | 60.5 КБ |
bianki_-_myshonok_pik.doc | 59 КБ |
dragunskiy_-_on_zhivoy_i_svetitsya.doc | 40 КБ |
zhitkov_-_pro_obezyanku_-_rabota_s_tekstom.docx | 28.07 КБ |
zhitkov_-_pro_obezyanku_-_sostavlenie_plana.docx | 22.13 КБ |
mikitov_-_listopadnichek.doc | 61.5 КБ |
prishvin_-_moya_rodina.doc | 66.5 КБ |
s_ya_marshak.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 «е»
Тема урока: В. П. Астафьев «Капалуха»
Цели урока: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;
- учить видеть и понимать поступки героев;
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомятся с жизнью и творчеством В. П. Астафьева
- научатся понимать поступки героев;
Личностные:
- проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов;
- ценить любовь, заботу друг о друге, доброту, уважение и мужество.
Тип урока: закрепление и обобщение пройденного
Оборудование: презентация, учебник Литературное чтение (3 класс 2 часть; УМК «Школа России»), рабочая тетрадь.
№ | Этапы, методы и приёмы | Хро-номе-траж | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Мотивационный Словесн.: слово учителя Практич.: хоровое чтение речевая разминка | 1 мин 3 мин | - Здравствуйте, ребята! Вот звенит для нас звонок – Начинается урок. Ровно встали, потянулись И друг другу улыбнулись. Тихо сели и настроились на урок. -Ребята, а чтобы хорошо работать на уроке, читать, мы проведём небольшую речевую разминку. "Я сорвал цветок - и он завял. Я поймал жука - и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку - и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем". (А.Барто) - Давайте прочитаем хором - Ребята, что значит, по-вашему "прикоснуться к красоте сердцем"? (Радоваться всему живому, любоваться заходом и восходом солнца, улыбаться бабочкам, цветам, разговаривать с животными, знать, что это нужно беречь и любить). | Приветствовать учителя; Настраиваться эмоционально на урок; Читать хором; | Р: положительный настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке. П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; |
2. | Проверка домашнего задания Словесн.: пересказ | 5 мин | Учитель спрашивает учащихся пересказ по плану: Б.С.Житков. «Про обезьянку» План: 1.Знакомство с обезьянкой 2. Жизнь и проказы Яшки 3. Царь двора 4. Расставание | Пересказ произведения Б.С. Житкова «Про обезьянку» по плану | К: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; |
3. | Постановка учебной задачи Видеометод: просмотр | 2 мин | Просмотр видеофрагмента «Глухарка». - Как вы думаете, сегодня о ком будет идти речь в произведении? Выслушивает мнения учащихся. - Сегодня на уроке познакомимся ещё с одним автором и его произведением. На слайде: - Прочитайте его имя, фамилию и отчество (Виктор Петрович Астафьев). | Просматривать видеофрагмент Высказывать свои предположения Понимать учебную задачу | Р: Формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока |
3. | Решение частных задач. Сл.: монолог учителя, слово об авторе Физминутка Практич.: чтение учителем Практич.: чтение по цепочке Словесн: ответы на вопросы; | 2 мин | - Родился В.П.Астафьев 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края, село стоит на берегу Енисея. Мальчиком Астафьев много времени проводил в лесу, на реке и навсегда полюбил их. В семь лет мальчик потерял мать. Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка Екатерина Петровна. Так сложились обстоятельства, что детство и юность писателя прошли за Полярным кругом - в детском доме посёлка Игарка. Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Рождественский заметил в Викторе склонность к литературе и развивает её. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернётся позднее в рассказ "Васюткино озеро". После школы Астафьев учился в железнодорожной школе, работал составителем поездов. Осенью 1942 года - в 18 лет - ушёл на фронт добровольцем. На войне был тяжело ранен. Фронтовая биография писателя отмечена орденами и медалями. После войны Виктор Петрович работал слесарем, грузчиком, плотником. В 1959 году поступил на Высшие литературные курсы. Виктор Астафьев писал о том, что отлично знал. Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны. Он писал об Урале, Сибири, их природе, о людях. У него внимательный и зоркий глаз, отзывчивое сердце. - Большинство произведений посвящено отношениям между человеком и природой. - Прочитайте название рассказа. («Капалуха») - Можно ли по названию рассказа предположить о ком или о чём пойдёт речь? (Нет). - Почему? (Непонятно слово). - Капалуха - так сибирские охотники называют глухарку. Сообщение о глухаре: Глухарь – это большая чёрная птица, краснобровая и бородатая. Самка меньше самца. Живут в сосновых лесах. Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц. Глухарят за собой водит мать. Зимой птицы кормятся хвоей сосен, пихт, кедров. Ночуют в снегу. Часто гибнут под ледяной коркой. Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять. Большую часть года глухари ведут наземно-древесный образ жизни, т.к. кормятся на деревьях и только в период гнездования становится полностью наземной птицей. Насиживает глухарка яйца 24 дня, придерживаясь строгого распорядка: отлучается от гнезда в сутки три раза - ранним утром, днём и вечером. К концу насиживания привязанность её к гнезду возрастает, вылупившиеся птенцы едва обсохнув, свободно могут следовать за матерью. - Посмотрите на картину. Что такое тайга? (трудно проходимый лес) - В тексте встретятся трудные слова. Научимся читать и понимать их. Словарная работа. На слайде: - Читаем хором. Тайга – трудно проходимый лес Просека – очищенное от деревьев место Пастьба – место, где пасут скот Валежник – сухие сучья, деревья Папоротник – растения с крупными листьями Черничник – заросли черники Покоробленные – кривые Редколапых Пошевеливали Зарождающимися Напружены – напряжены Альпийским – высокогорные - Я начну читать рассказ, вы продолжаете. - Работа над текстом по плану: 1У черничного бугорка на просеке. 2Гнездо! Гнездо! 3Тревога капалухи. 4(Снова в гнезде) Вопросы по тексту рассказа - Где происходило действие? - Что делали дети в тайге? - Где поднялся шум? - Почему сердце автора забилось от испуга? - Как выглядело гнездо? - Почему дети не взяли яйца? - Какой матерью была капалуха? - Кого она вам напоминает? Почему? - Что испытала птица? - Как об этом сказал автор? - Что испытывали ребята? - А глухарка? - Какие чувства испытали вы? Работа с иллюстрацией. - Расскажите, какой момент изображён? - Какой жанр этого произведения? - Тема? - Главное действующее лицо этого произведения? - Какая главная мысль? - Какой вывод вы сделали для себя? - Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека. Как связать пословицу: “Добра мать до своих детей, а земля до всех людей” с содержанием текста? - Главное назначение человека – творить добро. Беречь землю, всё живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам. | Слушать слово учителя о писателе Отвечать на вопросы Слушать учителя Читать; Слушать и следить; Отвечать на вопросы; Анализировать рассказ; | Р: Читать в соответствии с целью чтения: выразительно; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; Р: саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии. |
Информация о домашнем задании | 1 мин | Пересказ по плану с.98-100. | Записывать д/з | Регулятивные, коммуникативные | |
4. | Рефлексия. Подведение итогов | 3 мин | - Как называется рассказ, который мы с вами сегодня прочитали? - Чему научил вас этот рассказ? - Что нового узнали о жизни животных, их повадках? - Написав этот рассказ, Астафьев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую? ( Надо любить, беречь, охранять, заботиться о братьях наших меньших). - На слайде слова Пришвина. - За что вы сегодня можете себя похвалить? | Подводить итог урока; Анализировать свою деятельность на уроке | Р: понимание причин успеха в учёбе; Р: осуществлять итоговый контроль по результату; |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 «е»
Тема: В.В.Бианки «Мышонок Пик», составление плана к рассказу.
Цели урока: познакомить с творчеством и произведениями В. В. Бианки; способствовать развитию навыков беглого, осознанного, без искажений, выразительного чтения, нахождения ответов на вопросы в тексте.
Планируемые результаты:
-предметные: познакомятся с произведением В. В. Бианки. «Мышонок Пик»;
учатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; учатся задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; осуществляют переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли.
-личностные: Учатся пользоваться элементарными приемами убеждения: мимикой и жестикуляцией; проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента;
Тип урока: открытие нового знания;
Оборудование: Учебник «Литературное чтение» (УМК «Школа России»), презентация.
Этап урока, методы и приемы | Время | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивационный Словесный: Эмоциональный настрой на работу. | 1 мин. | -Здравствуйте, ребята, присаживайтесь Повернитесь к соседу лицом и улыбнитесь ему, пожелав хорошей работы. | Приветствовать учителя; Настраиваться на работу | Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших. |
Актуализация знаний Словесный: Слово учителя. Практический: Артикуляционное упражнение | 9 мин. | Во Вселенной находится множество планет, но есть среди них самая близкая для нас, самая прекрасная. Это планета – Земля! Природа планеты Земля богата всевозможными красками и ароматами. Глоток родниковой воды и дарующего жизнь воздуха, живительный солнечный луч и чарующий аромат растений, пение птиц и капли дождя - вот нити связывающие человека с природой. Красоту природы некоторые писатели описывают в своих произведениях. Как называют таких писателей? (Писатели-натуралисты) - А каких писателей-натуралистов вы знаете? (М. Пришвин, Н. Сладков, И.С.Соколов-Микитов, Э. Шим, Ю. Дмитриев, К. Паустовский.) Послушайте строки из произведения великого писателя-натуралиста. «Зимний лес. Тихо-тихо вокруг. Мороз щиплет лицо, но, если хочешь увидеть, как торопится домой зайчишка или выходит на прогулку барсук, терпи. Вот снег зашевелился. Дрогнула ветка. Ближе…ближе…» - Ребята, как вы думаете, кто автор этих строк? Автор этих замечательных строк о зимнем лесе В.В.Бианки. - Сегодня мы познакомимся с творчеством В.Бианки. - Но прежде давайте сделаем речевую разминку.
Шли сорок мышей, Несли сорок грошей, Две мыши поплоше Несли по два гроша. - Грош – это старинная русская монета в 2 копейки. -Прочитайте скороговорку медленно. -Прочитайте, разделяя слова на слоги. -Прочитайте грустно. -Прочитайте весело. -Как вы думаете, ребята, о каком животном мы сегодня будем с вами говорить? (Мышонок) -Правильно, ребята, тема нашего урока : В.Бианки «Мышонок Пик». | Слушать рассказ учителя; отвечать на вопросы; Читать, правильно артикулируя. Определять цели и пути их достижения. | Р: принимать и сохранять уч. задачу П: осуществлять подвед. под понятие П: строить речевое высказывание Р: принимают и сохраняют уч. задачу |
Решение частных задач Практический: Комбинированное чтение; Практический: Беседа по тексту; | 12 мин. | - Ребята, сейчас мы с вами прочитаем этот рассказ. Он большой по объему. Я начну, а вы следите и внимательно слушаете. Я могу спросить любого. Откройте учебники на стр. 79 Начинаем читать. Прочитайте название I главы. («Как мышонок Пик попал в мореплаватели») -Первую главу мы будем читать по ролям. (Автор,сестра,брат). (Чтение рассказа хорошо читающими учениками) -Каким мышонка Пика увидели ребята? -Как мышонок Пик оказался на корабле? -Как можно озаглавить первую часть? (слушает высказывания детей) Читаем вторую главу. Мы оказались на 2-ой станции и должны ответить на вопросы II главы. Читаем по абзацам, я начинаю. – Умел ли мышонок защищаться от врагов? (нет, ему было две недели) - Кто хотел погубить Пика? (чайки, щука) - Какая птица спасла мышонка? (рыболов-скопа) - Удалось ли Пику выбраться из воды? -Как можно озаглавить вторую главу? (ответы детей) | Отвечать на вопросы. Читать бегло, правильно и выразительно . Анализировать рассказ. | П: строят речевое высказывания Р: Оценивание характера героя, его поступки и их мотивы, сравнение своих ответов с ответами одноклассников К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; |
Физминутка Пр.: физические упражнения | 1-2 мин | - Повторяйте за мной движения … - Садитесь | Выполнять упражнения | Л: ориентировка на ЗОЖ |
Решение частных задач Словесный: Ответы на вопросы Практический: Комбинированное чтение Словесный: Ответы на вопросы Практический: Работа над характеристикой героя | 12 мин. | III часть и IV часть – Продолжаем путешествие с нашим героем. Следующая часть “Страшная ночь”. Читаем по цепочке по предложению, что же было дальше… -Как же мы можем озаглавить эту часть? (предположения детей) Итак, продолжаем чтение. Читаем по абзацам. -Чего боялся Пик? – Кто чуть было не лишил Пика жизни? -Что помогало Пику выжить в путешествии? – Путешествие нашего героя заканчивается в нашем учебнике этим сюжетом «соловей-разбойник».Я начинаю читать, а вы продолжаете по абзацам. -Что разбудило ранним утром Пика? -Почему «соловей-разбойник» не дождался Пика? _Давайте озаглавим последнюю 5 часть. – Как вы думаете, чем окончилось это путешествие? Если хотите об этом узнать, возьмите этот сборник и прочтите. Очень интересно! -Ребята, давайте вспомним каким был Пик вначале путешествия? (Трусливый, неуверенный, слабый) - Изменился ли Пик? – Каким стал Пик? (Осторожный, неутомимый, настойчивый, умный, сообразительный, ловкий) – А зачем Виталий Бианки сочинил эту сказку? (Показать на примере этого героя – маленького мышонка, что можно выйти победителем из сложной ситуации, только не нужно теряться, впадать в панику, суетиться. | Отвечать на вопросы. Читать бегло, правильно и выразительно. Анализировать рассказ. Характеризовать героев Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор. определять свою позицию по отношению к героям произведения. | П:слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием; П: работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; П:строят речевое высказывание |
Рефлексия Словесный: ответы на вопросы, самоанализ | 5 мин. | - Что вам особенно понравилось в рассказе? - Справились ли мы с поставленными задачами? - За что вы сегодня можете себя похвалить? -Итак, ребята, вы молодцы, спасибо за работу! | Делать нравственный выбор. Оценивать свои достижения. | П: строят речевое высказывание П: осуществляют синтез П: строят рассуждения Р: осуществляют итоговый контроль. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3
Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».
Цели урока: познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится»;учить понимать ценность человеческих отношений; осознавать любовь к матери; учить объяснять смысл названия рассказа.
Планируемые результаты:
-предметные: объяснять смысл названия рассказа; понимать смысл поступков героя произведения.
-личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов; понимать ценность человеческих отношений, осознавать любовь к матери.
Тип урока: изучение нового материала;
Оборудование: Учебник «Литературное чтение» (УМК «Школа России»), презентация, вопросы.
Этап урока, методы и приемы | Время | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивационный Словесный: Эмоциональный настрой на работу. | 1 мин. | Приготовьтесь к уроку,садитесь. Повернитесь к соседу лицом и улыбнитесь ему, пожелав хорошей работы. | Приветствовать учителя; Настраиваться на работу | Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших. |
Актуализация знаний Словесный: Слово учителя. Практический: Артикуляционное упражнение | 9 мин. | 1) Начинаем урок чтения. Вспомните название раздела, над которым мы работаем. (“Люби живое"). – О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? (О животных, о дружеских взаимоотношениях людей и животных, о бережном отношении к живой природе.) – Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? (“Капалуха”). - Кто его автор? (Виктор Петрович Астафьев). -Кто может вспомнить о чём это произведение? ( О ребятах которые нашли гнездо ). 2) Ребята сейчас на слайде вы увидите буквы, из этих букв нужно составить фамилию писателя, с которым мы сегодня познакомимся. -Кто догадается, поднимет руку и скажет мне на ушко. Учитель проходит по ученикам, выслушивая их варианты. -Прочитаем хором, что получилось. Дети читают «Драгунский» -Молодцы! Сегодня мы познакомимся с произведением Виктора Юзефовича Драгунского. На слайде открывается запись Драгунский Виктор Юзефович, 1913 – 1972гг. -Но прежде давайте послушаем не большой рассказ. Один человек, увидев светлячка, погнался за ним в надежде обладать ярким его светом. Однако чем быстрее он бежал, тем дальше становился от него светлячок. Наконец он поймал его, но светлячок погас. А человек оказался во тьме, которая ,словно тяжелое бремя, раздавила и сокрушила его. И он , словно слепой, лежал на черной земле и не знал куда податься. Другой человек, имея яркого светлячка , хотел понять причину его света. И для этого он произвел множество разысканий и исследований. А про светлячка забыл. Когда он стал искать его на том месте, где он его уже много лет назад оставил, светлячка не было. Светлячок ушел, оставив человека , а человек остался без света навсегда. Был еще один , у которого ничего не было . Даже ума. И все смеялись над ним . И указывали пальцами. И он , зная о своем абсолютном незнании, был сокрушен и раздавлен . И когда ему было особенно страшно и грустно и мрачно , маленький светлячок тихо и незримо осиял его сердце невыразимым сиянием. И ему вдруг стало весело и безмятежно. Наслаждаясь невидимым присутствием светлячка , он сам уже светился радостным и добрым светом, и , разливаясь вокруг , раздаривал себя налево и направо, совершенно безвозмездно , ликующе, без всякого основания. - Как вы думаете, ребята, о каком животном мы сегодня будем с вами говорить? ( светлячке ). - Правильно, ребята, тема нашего урока: «Он живой и светится» . | Слушать учителя; отвечать на вопросы; Вопросы; Смотрят на доску; выполнять задание учителя; Слушать учителя; Определять цели и пути их достижения. Отвечать на вопросы; | Р: принимать и сохранять уч. задачу П: осуществлять подвед. под понятие П: строить речевое высказывание Р: принимают и сохраняют уч. задачу |
Решение частных задач Практический: Комбинированное чтение; Практический: Беседа по тексту; | 12 мин. | - Ребята, сейчас мы с вами прочитаем этот рассказ. Он большой по объему. Я начну, а вы следите и внимательно слушаете. Я могу спросить любого. Откройте учебники на стр.102 Начинаем читать. (Чтение рассказа хорошо читающими учениками) -Можно ли назвать Дениску и Мишку друзьями? (да). -Возможны ли между ними дружеские отношения? ( да или нет). -Каким был святлечек? -Как светлячок оказался у Дениски? -Чем этот светлячок понравился Дениске? -Как Дениска объяснил маме, что светлячок лучше, чем самосвал? -Как Мишка уговаривал друга, чтоб он отдал самосвал? | Отвечать на вопросы. Читать бегло, правильно и выразительно . Анализировать рассказ. | П: строят речевое высказывания Р: Оценивание характера героя, его поступки и их мотивы, сравнение своих ответов с ответами одноклассников; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; |
Физминутка | 1-2 мин. | Выполняйте за мной движения. | Повторять упражнения | Л: ориентировка на ЗОЖ |
Решение частных задач Словесный: Ответы на вопросы Практический: Комбинированное чтение Словесный: Ответы на вопросы Практический: Работа над характеристикой героя | 12 мин. | -Ребята кому из вас встретились не знакомые слова в тексте? -Ребята давайте разделим текст на части. Сейчас поработаем в группах. Делимся 1-ый ряд, 2-ой ряд, 3-ий ряд. 1-ый ряд слушает своё задание. У вас на столе лежат вопросы, на которые нужно ответить и выбрать отвечающего. -Как чувствовал себя Дениска? Как относился к опозданию мамы? -Какое чувство испытывали, когда читали эту часть? Что узнали о Дениске? -Как можно озаглавить эту часть? Что в ней главное? 2-ой ряд слушает своё задание. На столе лежат вопросы, на которые нужно ответить и выбрать 2-ух отвечающих. -О чём рассказывается в этой части? -Почему Дениска не хотел меняться? Он жадный? -Найти описание душевного состояние Дениски. -Какой характер у Мишки? -Озаглавьте эту часть. 3-ий ряд слушает своё задание. На столе лежат вопросы, на которые нужно ответить и выбрать отвечающих. -Почему Дениска согласился отдать ценный папин подарок за светлячка? -Равноценен ли обмен? -Найти описание чувств Дениски, когда он получил подарок. -Почему автор рассказывает историю от имени героя? -Озаглавьте эту часть. Ребята у нас с вами осталась ещё одна часть, давайте вместе ответим на вопросы. Смотрим на слайд и читаем вопросы. -Почему мама не стала ругать Дениску за самосвал? Как это характеризует маму? -Считала ли мама этот обмен равноценным? Найдите в тексте. -Как теперь можно объяснить смысл заглавия рассказала? Давайте запишем план рассказа в тетрадь. Итак, все молодцы все справились с заданием. Можно поставить 5. – А зачем Виктор Юзефович сочинил этот рассказ? (Показать на примере этого героя – что живой предмет гораздо важней не живого.) | Отвечать на вопросы. Делить текст на части; доказывать свою точку зрения. Работать в группах; Отвечать на вопросы и анализировать свой ответ. Анализировать рассказ. Работа в группах; | П:слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием; П: работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; П:строят речевое высказывание |
Рефлексия Словесный: ответы на вопросы, самоанализ | 5 мин. | - Что вам особенно понравилось в рассказе? - За что вы сегодня можете себя похвалить? -Возможна ли дружба между такими ребятами? -Итак, ребята, вы молодцы, спасибо за работу! | Делать нравственный выбор. Оценивать свои достижения. | П: строят речевое высказывание,осуществляют синтез П: строят рассуждения Р: осуществляют итоговый контроль. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 «е»
Тема урока: Б. Житков «Про обезьянку». Работа с текстом.
Цели урока: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством Б. Житкова;
- учить видеть и понимать поступки героев;
- развивать умения работать с текстом.
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомятся с жизнью и творчеством Б.С.Житкова
- научатся понимать поступки героев;
- будут развивать умения работать с текстом;
- отвечать на вопросы, выполнять задания по пройденному материалу.
Личностные:
- проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов;
- ценить любовь, заботу друг о друге, доброту, уважение и мужество.
Тип урока: закрепление и обобщение пройденного
Оборудование: учебник Литературное чтение (3 класс 2 часть; УМК «Школа России»), рабочая тетрадь.
№ | Этапы, методы и приёмы | Хро-номе-траж | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Мотивационный Словесн.: слово учителя Практич.: хоровое чтение речевая разминка | 1 мин 3 мин | - Здравствуйте, ребята! Вот звенит для нас звонок – Начинается урок. Ровно встали, потянулись И друг другу улыбнулись. Тихо сели и настроились на урок. -Ребята, а чтобы хорошо работать на уроке, читать, мы проведём небольшую речевую разминку. Апельсины и бананы очень любят обезьяны. Любят детки, любят мамы. Могут съесть их килограммы Любят папы-обезьяны апельсины и бананы. - Прочитайте с веселой интонацией. - А сейчас прочитайте скороговоркой. - Прочитайте с вопросительной интонацией. Молодцы. | Приветствовать учителя; Настраиваться эмоционально на урок; Читать с разной интонацией и темпом; | Р: положительный настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке. П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; |
2. | Постановка учебных задач Словесн.: составление слов | 2 мин | -Ребята, а сейчас посмотрите на слайд. Там вы видите неправильные слова, составьте их правильно. Бьназоеяк (обезьянка) Алчмьки (мальчик) Оатврищ (товарищ) Какие слова получились? - Можете рассмотреть иллюстрации. (мальчик с обезьянкой, хулиганство) - Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать? (про обезьянку). - Какие задачи поставим на урок? (познакомиться с произведением про обезьянку; узнать об авторе;) - Хорошо. | Составлять слова; Определять тему урока; Определять задачи урока; | К: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; Р: Формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока |
3. | Решение частных задач. Пр.: письм. и уст. упражнения Физминутка Сл.: монолог учителя, слово об авторе Практич.: чтение учителем Практич.: чтение по цепочке Словесн: ответы на вопросы; | 10 мин 1 мин 3 мин 10 мин | - У вас на столах есть листочки с заданиями. Положите их перед собой. …Очень хорош и красив чистый сосновый бор…(см. приложение) - определите тему текста. (сосновый бор) - Определите тип текста. Как определите? (описание – что-то описывают, повествование- о чем – то рассказывают, а рассуждение- делятся со своими мыслями) - Какой заголовок можно к этому тесту подобрать? Запишите. - с чем сравнивает автор стволы старых деревьев? - Посмотрите на 5 задание. Найдите предложение, где говорится о листьях брусники. С каких слов записано предложение? Как просят записать вас? Как будет звучать предложение? (1 ученик читает, что получится) - Озаглавьте каждую часть текста вопросительным предложением. О чем говорится в первой части? (Хорош и красив сосновый бор?) О чем говорится во второй части? (Что делают в сосновом бору?) О чем говорится в третьей части? (Хорош молодой лес?) - вставьте пропущенные буквы, определите границы предложений. Выделите корень в однокоренных словах. (сосновый, сосен, сосновом) - Что такое грамматическая основа? (ГЧП- подлежащее и сказуемое) - Выпишите словосочетание, укажите падеж. (Т.п.) - запишите антонимы к словам. Что такое антонимы? (слова, противоположные по смыслу) - Ребята, но прежде чем познакомиться с писателем и приступить к чтению рассказа давайте немного отдохнём. - Сегодня мы с вами познакомимся с новым писателем Борисом Степановичем Житковым. Слово об авторе: Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в Новгороде. Его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, Мать — пианистка. Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К. И. Чуковским. Ему не было и десяти лет, а он уже великолепно плавал, нырял, один уходил на лодке далеко в море, вызывая зависть соседских мальчишек. Никто из одноклассников не мог лучше и быстрее его вязать морские узлы, грести, предсказывать погоду, распознавать насекомых и птиц. Ему всегда нравились простые и мужественные люди, которые не боятся никаких трудностей и опасностей. Воля и настойчивость помогли ему овладеть многими профессиями. Житков работал химиком, кораблестроителем и даже штурманом дальнего плавания. Он осуществил свою мечту: побывал во многих городах и странах земного шара, в кругосветном плавании и в научных экспедициях. А вот стать писателем Борис Житков не собирался. Просто он славился среди знакомых как чудесный рассказчик. Однажды по просьбе К. И. Чуковского Житков записал один из своих рассказов. Это решило его судьбу. Вскоре в журналах появились веселые истории Житкова для детей: «Про слона», «Про обезьяну», «Мангуста», «Компас», «Гривенник» и др. Борис Степанович писал о настоящей храбрости, о товариществе, о массе интереснейших на свете вещей. И дети сразу полюбили его книги. Все, о чем писал Житков, ему довелось увидеть в жизни своими глазами или сделать своими руками. Поэтому так увлекательны его рассказы. О правдивых историй о милосердии человека к «братьям нашим меньшим» — животным Борис Житков рассказал нам много. (выставка книг) - Ребята, сейчас мы с вами прочитаем рассказ «Про обезьянку». Он большой по объему. Я начну, а вы следите и внимательно слушаете. Продолжите. - Понравился ли вам рассказ? - Кто главный герой рассказа? (обезьянка и мальчик) - Чем интересен этот рассказ? - От чьего имени ведется рассказ? - Как попала обезьянка к мальчику? Зачитайте отрывок из рассказа. - Как произошло первое знакомство мальчика с Яшкой? Найдите отрывок из произведения и прочитаем по ролям. - Почему мальчик так сказал: «Я глазам своим не верил?» - Как встретили обезьянку в семье мальчика? - Как решили оставить Яшку на ночь? - Где переночевал Яшка? - Что мальчик сделал, когда пошёл в школу? - А почему он это сделал, как вы думаете? - Хорошо. | Выполнять задания с листочка Определять тему текста Определять тип текста Записывать заголовок к тексту Записывать продолжение предложения Озаглавливать текст вопросительным предложением Определять границы предложений, вставить пропущенные буквы Выписать словосочетание, определить падеж ИС Выполнять движения Слушать слово учителя о писателе Слушать учителя Читать; Слушать и следить; Отвечать на вопросы; Анализировать рассказ; | Р: Читать в соответствии с целью чтения: выразительно; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; Р: саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии. |
Информация о домашнем задании | 1 мин | Прочитать рассказ с.83-96. | Записывать д/з | Регулятивные, коммуникативные | |
4. | Рефлексия. Подведение итогов | - Что вам особенно понравилось в рассказе? - Хотелось бы вам иметь дома такую обезьянку? - Как вы думаете, справились бы вы с ней? - Справились ли мы с поставленными задачами? - За что вы сегодня можете себя похвалить? - Домашнее задание: читать рассказ. | Подводить итог урока; Записывать домашнее задание; | Р: понимание причин успеха в учёбе; Р: осуществлять итоговый контроль по результату; |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3
Тема урока: Б.С. Житков «Про обезьянку»
Цели:
- продолжать знакомство учащихся с творчеством Б. С. Житкова и его произведением «Про обезьянку»
- учить детей гуманному отношению к животным;
Планируемые результаты:
-предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать произведение на слух; определять жанр произведения; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая слова-определения его поступков и характера;
-личностные: прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных; использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное;
Оборудование: Литературное чтение 3 кл. 2 ч., презентация
№ | Этапы, методы и приёмы | Хро- Номе-траж | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 | Мотивационный Наглядн.: цитата на доске Пракчтич.: чтениеи объяснение значения | 11.35- 11.37 | - Приведите рабочие места в порядок. - Посмотрите на цитату, которую вы видите на доске: «Чтение –окно в мир» - Как вы понимаете это высказывание? (мнения детей). - Сегодня мы будем с вами продолжать читать. Я желаю вам хорошего настроения и ясных мыслей. | Приветствовать; Читать цитату; Объяснять её значение; | К: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; |
2 | Постановка учебной задачи Практич.: Речевая разминка хоровое чтение Словесн.: ответы на вопросы; | 11.37- 11.38 11.38-11.40 11.40-11.42 | -Ребята, а чтобы хорошо работать на уроке, читать, мы проведём небольшую речевую разминку. На доске вы видите стихотворение: Берегите эти воды, эти земли. Даже малую былинку любя. Берегите всех зверят внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. - О каких зверях внутри себя говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень...) - К чему призывает автор? (Автор призывает нас беречь и любить природу, всё то, что нас окружает) - Прочитайте медленно - Прочитайте быстро, - Прочитайте с радостью, гордостью. - Прочитайте выразительно. - Ребята, давайте вспомним, с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? («Про обезьянку»). -Кто автор этого произведения? (Б. Житков). - Мы с вами прочитали произведение, но еще его не анализировали. Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? (продолжать знакомиться с творчеством Бориса Житкова. - Какие цели поставим на урок? (прочитать рассказ, проанализировать его). - Мы сегодня проанализируем рассказ, разберем незнакомые слова, разделим его на части, подготовимся к пересказу. | Читать с разной интонацией и темпом; Отвечать на вопросы; Опредлять тему урока; Ставить цели урока; | П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Р: самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке; |
3 | Решение частных задач Словесн.: ответы на вопросы | 11.42-11.43 | - Ребята, а кто может рассказать об авторе? Что вы запомнили? - Ребята, а кто является главным героем рассказа? (Мальчик Юхименко и обезьянка Яшка). - Вы читали этот рассказ дома. Встретились ли вам незнакомые слова? | Отвечать на вопросы; Находить незнакомые слова | П: расширение общего кругозора учащихся; К: слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; |
Словарная работа Наглядн.: значение слов | 11.43-11.48 | - Ребята, какие сложные слова встретились вам в этом тексте? Давайте объясним их значение. Работа со словами: Чмокал – кушать, издавая неприличные звуки. - Как нужно кушать, вести себя за столом? Глядел, прищурясь... - покажите как это? Когда человек щурится? ( Когда устают глаза) Перо и чернила - раньше не было ручек и писали перьями , чернила( как краски) брали из баночки.( Показ картинки). Вавилоны - кривые линии. Обвисшая морда - (показ на картинке мордочки макаки) За пазуху - под рубаху Набрюшник под курткой – брюхо - это живот. Заскреб (показ детьми). Сконфузился - застеснялся. Сатана - ругательное слово, в речи употреблять не надо. | Разбирать незнакомые сова; Объяснять значение слов; | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; Р: умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание; | |
Работа с книгой Практич.: чтение | 11.48-11.55. | Какие победы одержал Яшка во дворе? - Перескажите. Учитель выслушивает несколько учащихся | Читать диалог по ролям | Р: Читать в соответствии с целью чтения: выразительно; | |
Словесн.: ответы на вопросы | 11.55-12.03 | - Итак, ребята давайте проанализируем прочитанный рассказ. - От чьего имени ведётся рассказ? - Как обезьянка оказалась у мальчика? - Как звали обезьянку? - Какие неприятности она приносила домочадцам? - Как хозяева решили приручить обезьянку? - Почему она так себя вела? - Что произошло во время чаепития? - Что мальчик сделал с Яшкой, когда ушел в школу? - Как себя вел Яшка, когда мальчик делал уроки? - Как чувствовал себя Яшка в зимнее время? Почему? - Как разыгрывал мальчик своих друзей? - Как Яшка вел себя при гостях? - Почему невозможно стало держать Яшку в доме? - На какие части разделим с вами рассказ? 1.Первое знакомство 2. Яшка дома 3. Первая ночь Яшки 4. Проказы Яшки. 5. Победы во дворе. 6. товарищ | Отвечать на вопросы; Анализировать содержание рассказа; | К: участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы П: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков | |
Информация о домашнем задании | 12.12-12.13 | Запишите д/з: Подготовить краткий пересказ с.83-96 | Записывать д/з | Регулятивные, коммуникативные | |
4 | Рефлексия. Подведение итогов. | 12.13-12.15 | С каким произведением мы продолжили знакомиться? Кто его автор? -Чем вам понравилось это произведение? - Чему учит это произведение? - Хотелось бы вам иметь такую обезьянку?- Как вы думаете, справитесь ли вы с ней? | Подводить итог урока; | Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе; Р: Осуществлять итоговый контроль |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 «е»
Тема: И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»
Цели урока: познакомить с творчеством и произведением «Листопадничек» И.С. Соколова-Микитова ; развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять план.
Планируемые результаты:
-предметные: познакомятся с произведением; учатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; учатся находить ответы на вопросы в тексте;
-личностные:
Тип урока: открытие нового знания;
Оборудование: Учебник «Литературное чтение» (УМК «Школа России»), презентация, рабочая тетрадь.
Этап урока, методы и приемы | Время | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивационный Словесный: Эмоциональный настрой на работу. | 1 мин | Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. | Приветствовать учителя; Настраиваться на работу | Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших. |
Актуализация знаний Словесный: Слово учителя. Сл.: ответы на вопросы Практический: Артикуляционное упражнение | 9 мин. | - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым произведением одного известного писателя. Но сначала мы свами послушаем стихотворение. Вы мысленно нарисуйте картинку. (Стихотворение «Осень»). Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце только грустнее. Стаи птиц улетают, Прочь за синее море, Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснётся И заплачет спросонья - Какая картина предстала перед вами во время прослушивания стихотворения? (О каком времени года говорится в стихотворении?) - Назовите признаки осени. - Какие животные и как готовятся к зиме? Речевая разминка (на слайде): Бобры добры идут в боры; Бобры для бобрят добры. - Прочитайте медленно. - Подготовьтесь читать скороговорку: • с вопросительной интонацией; • с восклицательной интонацией; • с ускорением; • быстро. - Ребята, а что вы знаете о бобрах? Расскажите - Сегодня на уроке вы узнаете больше о жизни бобров, прочитав произведение И.С. Соколова-Микитова. | Р: принимать и сохранять уч. задачу Р: адекватно воспринимать оценку учителя П: осуществлять подвед. под понятие П: строить речевое высказывание Р: принимают и сохраняют уч. задачу | |
Решение частных задач Сл.: монолог Сл: ответы на вопросы Работа с книгой: прогнозирование текста Сл.: диалог Практический: Комбинированное чтение; | 12 мин. | - Найдите в учебнике имя писателя. Как полностью звучит его имя? Слово об авторе: Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины. Детство он прожил в деревни. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создан цикл рассказов о родной природе. С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним. Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки! - Ребята, посмотрите на экран, прочитайте название произведения. - Как вы думаете, о ком или о чём будет произведение с таким названием? (предположения детей о том кого могут звать Листопадничком) - Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события в этом произведении? Почему? - Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем? - Предположите, каков жанр этого произведения: рассказ или сказка? Вывод: мы попытались предположить, о ком пойдет речь, и что будет происходить в произведении, опираясь только на его название. - Теперь проверим наши предположения и прочтём произведение. Я начну читать, а вы продолжите. | Слушать монолог учителя об авторе Открыть учебники Отвечать на вопросы Читать произведение | П: строят речевое высказывания Р: Оценивание характера героя, его поступки и их мотивы, сравнение своих ответов с ответами одноклассников К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; |
Физминутка Пр.: физические упражнения | 1-2 мин | - Повторяйте за мной движения … - Садитесь | Выполнять упражнения | Л: ориентировка на ЗОЖ |
Решение частных задач Сл.: Беседа по тексту; учебный диалог Словесный: Ответы на вопросы Практический: Комбинированное чтение Словесный: Ответы на вопросы Практический: Работа над характеристикой героя Пр.: чтение по ролям; поиск части | 12 мин. | - Понравилось ли вам произведение? Чем? - К какому литературному жанру это произведение относится? (Сказка о животных) - Докажите (животные разговаривают, события нереальные) - Назовите основных героев произведения. (Мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли) - Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась? - Кого встретил зайчонок во время путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался? - Каких страхов натерпелся Листопадничек? - Расскажите, как зайчонок попал на болото. Что стали с тех пор говорить в лесу о Листопадничке? - С кем познакомился Листопадничек у глухой лесной речки? - Прочитайте по ролям разговор зайчика с бобрами. - Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой? - Найдите иллюстрации в книге, подберите к ним часть из текста. | Отвечать на вопросы Доказывать свою точку зрения Называть героев произведения Анализировать поступок героя Читать по ролям Подбирать к иллюстрация слова из текста | П:слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием; П: работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; П:строят речевое высказывание |
Информация о домашнем задании | 1 мин | Представьте, что путешествие Листопадничка продолжилось .Какие ещё приключения могли бы с ним произойти ? Придумать свой рассказ. Проиллюстрируйте любой эпизод сказки. | Записывать домашнее задание | Р: самоконтроль |
Итог урока Сл.: ответы на вопросы Рефлексия Словесный: ответы на вопросы, самоанализ | 5 мин. | - Какую мысль хотел донести этим произведением до нас Соколов-Микитов? -Чему вас научило это произведение? (-Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.) - Какова основная мысль сказки? (нет ничего лучше, чем родной дом) Закончите предложения: Я узнал…. Мне было интересно… | Делать нравственный выбор. Оценивать свои достижения. | П: строят речевое высказывание П: осуществляют синтез П: строят рассуждения Р: осуществляют итоговый контроль. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 «е»
Тема: М.М. Пришвин «Моя Родина»
Цели урока: познакомить с творчеством и произведением М.М.Пришвина; развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять план.
Планируемые результаты:
-предметные: познакомятся с произведением М.М. Пришвина «Моя Родина»;
учатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; учатся находить ответы на вопросы в тексте; осуществляют переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли.
-личностные: Учатся пользоваться элементарными приемами убеждения: мимикой и жестикуляцией; проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента;
Тип урока: открытие нового знания;
Оборудование: Учебник «Литературное чтение» (УМК «Школа России»), презентация, рабочая тетрадь.
Этап урока, методы и приемы | Время | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивационный Словесный: Эмоциональный настрой на работу. | 1 мин | - Приготовьтесь к уроку литературного чтения, садитесь. Долгожданный дан звонок, начинается урок. Ум и сердце в работу вложи, Каждой минуткой своей дорожи! Тихо сели девочки, тихо сели мальчики. Повернитесь к соседу лицом и улыбнитесь ему, пожелав хорошей работы. | Приветствовать учителя; Настраиваться на работу | Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших. |
Актуализация знаний Словесный: Слово учителя. Сл.: ответы на вопросы Практический: Артикуляционное упражнение | 9 мин. | Давайте вспомним, что было задано домой. (Выучить стихотворение С.А. Есенина «Черемуха») - Кто желает рассказать? Учитель выслушивает подготовившихся учеников. оценивает их по критериям:
- Ребята, какой раздел вы закончили изучать? (Поэтич. тетрадь № 4) - Какие произведения вы изучали? (стихи) - Какие стихотворения запомнились? - Посмотрите слайды. Что их объединяет? Каким словом можно назвать то, что вы видите? (природа) - Как называется новый раздел учебника? (Люби живое) - Как вы понимаете это название? - О чём вы узнаете из этого раздела? Прочитайте на с. 58. - Послушайте стихотворение Александра Яшина «Люби живое». Не верю, что звери не говорят, что думать не могут певчие птицы, Что только инстинкты у хитрой лисицы, и пчёлы не знают, чего творят. Себя самого узнать не могу, осинки в лесу зазря не рублю, В корнях родничок, что клад берегу, люблю всё живое, животных люблю. - Как вы поняли, о чем это стихотворение? - На уроке вы познакомитесь с творчеством писателя. Чтобы фамилию его узнать, нужно шифр разгадать. (е ж п р и з ш в н код 3457859 1 2 3 4 5 6 7 8 9) - Посмотрите наэкране портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке? (Учитель выслушивает мнения учащихся) - Да, вы правы в своих высказываниях. Вы познакомитесь с творчеством Михаила Михайловича Пришвина и прочтёте его рассказ «Моя Родина», будете делить текст на части и составлять план. | Рассказывать стихотворение наизусть Отвечать на вопросы Прочитать название раздела, произведения и авторов Слушать стихотворение А. Яшина Анализировать стихотворение Разгадывать шифр Рассматривать портрет | Р: принимать и сохранять уч. задачу Р: адекватно воспринимать оценку учителя П: осуществлять подвед. под понятие П: строить речевое высказывание Р: принимают и сохраняют уч. задачу |
Решение частных задач Сл.: монолог Сл: ответы на вопросы Работа с книгой: прогнозирование текста Сл.: диалог Практический: Комбинированное чтение; | 12 мин. | Слово об авторе: Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Орловской губернии. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал и побывал в разных краях. М.М. Пришвин - замечательный писатель! Он написал много книг о природе, и каждая из них несёт новые открытия. Вся жизнь Пришвина была посвящена природе и связана с ней. Он любил родину: леса и поля, реки озёра, зверей и птиц. Любил всё живое. Будучи пожилым человеком, он всё равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера, то с корзиной для грибов, то со своей собакой и уж непременно со своей записной книжкой для заметок. Поэтому, когда читаешь рассказы Пришвина, кажется, что писатель взял тебя за руку и повёл за собой. И тогда ты лучше научишься любить и понимать родную природу. Она станет твоим другом. А когда у человека есть такой друг, то человек становится мудрее и добрее. У Михаила Пришвина было очень ценное качество: каждый раз он открывал для себя что-то новое в природе и умел передать свои чувства читателям, поделиться открытиями. - Как называют писателей, которые пишут о природе? (писатели - натуралисты) - Значит, как мы можем назвать Михаила Михайловича? (писатель-натуралист) - Откройте учебник на стр. 59. Прочитайте название рассказа. (« Моя Родина») - Как вы думаете, о чем будет говориться в тексте? - Обратите внимание, с какой буквы написано слово Родина. - О какой Родине говорится? (о России) В текстах может встречаться слово родина с маленькой буквы - это малая родина. - В рассказе встретятся трудные слова, прочитаем их хором. (сокровища, кладовая, пробуждается, покрывалось, кипятилось) - Я начну читать произведение, дальше вы продолжите по одному предложению по цепочке. | Слушать монолог учителя об авторе Ответить на вопрос Открыть учебники на с. 59 Прочитать название раздела Отвечать на вопросы Читать трудные слова на слайде | П: строят речевое высказывания Р: Оценивание характера героя, его поступки и их мотивы, сравнение своих ответов с ответами одноклассников К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; |
Физминутка Пр.: физические упражнения | 1-2 мин | - Повторяйте за мной движения … - Садитесь | Выполнять упражнения | Л: ориентировка на ЗОЖ |
Решение частных задач Практический: Беседа по тексту; учебный диалог Словесный: Ответы на вопросы Практический: Комбинированное чтение Словесный: Ответы на вопросы Практический: Работа над характеристикой героя | 12 мин. | - Ребята, вам понравился рассказ? Чем? Как рано вставала мама Пришвина? Когда Пришвин был ребёнком, мать угостила его чаем с молоком. Найдите в тексте и зачитайте воспоминания о чае. - Почему писатель говорит, что это угощение решило его жизнь в хорошую сторону? (стал рано вставать, гулять в лесу, изучать природу) - Почему автор писал о природе рано утром? ( всё просыпается) -Зачитайте слова - обращение к нам, в которых Пришвин советует раньше вставать, для чего? (для работы вставать вместе с солнцем, это даёт много силы, здоровья) - О какой охоте он говорит? Что ему нужно найти? Что такое кладовая солнца? Какие сокровища нужно охранять и показывать? К чему он призывает молодых читателей? - Для писателя слова природа и Родина неразделимы. С каким призывом он обращается к нам, зачитаем из текста. - Поднимите руку те, кому понравились эти слова? - Вы хотели бы знать их наизусть? Давайте выучим их дома. -Вы немного отдохнули, а теперь давайте поработаем над текстом, разделим его на части и каждую озаглавим. - О чём говорится в 1 части? Как её можно озаглавить? (по этому типу остальные части) (план дети записывают в рабочую тетрадь) План. 1.Вкусный чай. 3.Охота за наблюдениями. 2. Вставать до солнца. 4. Призыв к молодым друзьям. | Беседовать по содержанию текста Отвечать на вопросы Находить и читать слова–обращения Пришвина Находить в тексте часть Составлять план для пересказа | П:слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием; П: работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; П:строят речевое высказывание |
Информация о домашнем задании | 1 мин | - Запишите домашнее задание: выучить слова- обращения со слов «Мои молодые друзья…»; пересказ по плану. | Записывать домашнее задание | Р: самоконтроль |
Рефлексия Словесный: ответы на вопросы, самоанализ | 5 мин. | - С чего начинается Родина для Пришвина? - Как вы понимаете слова: «Охранять природу - значит охранять Родину»? - У каждой былинки на земле есть место, откуда она берёт жизненную силу. Так и человек имеет свои корни, свою малую Родину. Поэтому при слове Родина перед мысленным взором возникает самое дорогое и родное. - С чего начинается Родина для вас? - Справились ли мы с поставленными задачами? - За что вы сегодня можете себя похвалить? -Итак, ребята, вы молодцы, спасибо за работу! | Делать нравственный выбор. Оценивать свои достижения. | П: строят речевое высказывание П: осуществляют синтез П: строят рассуждения Р: осуществляют итоговый контроль. |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
Литературное чтение
Выполнила студентка: 41 группы
Ковалева Татьяна
Проверила: Титова О.В.
Отметка:
Дата:
Челябинск, 2017
Тема урока: С.Я Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной..»
Цели деятельности учителя: познакомить с биографией и произведениями С.ЯМаршака, учить анализировать лирические стихотворения.
Планируемые результаты:
- Личностные: проявлять интерес к чтению лирических стихотворений русских поэтов ХХ века; читать, передавая своё и авторское отношение к изображаемому.
- Предметные: представляют картины, изображённые в стихотворении; анализируют особенности языка; читают выразительно, выражая настроение стихотворения.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник: Литературное чтение 3 класс 2 часть, презентация
Этап урока Метод и приемы | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
Орг. момент | 1 мин | Здравствуйте, ребята. Проверили свою готовность к уроку, у кого всё на месте присаживайтесь. | Приветствовать, слушать учителя. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу. |
Мотивационный Словесно-наглядный: Викторина(отрывки из произведений) | 7 мин | Ребята, на предыдущих уроках вы познакомились с интересными рассказами разных писателей, давайте проверим ваши знания, а для этого сыграем в игру «Угадай рассказ». Сейчас я вам буду зачитывать отрывки произведений, а ваша задача – вспомнить, из какого рассказа эти строки и кем он написан. При ответе не забываем, что мы не выкрикиваем с места, а отвечаем по поднятой руке. 1….Лидия ругала Мальку 2 дня, а на третий сказала: -Ладно, пускай живут… («Малька провинилась» В.Белов) 2…Да какой же он маленький!- удивилась сестрёнка. -И желторотый! Разве такие бывают? -Это дикий мышонок, - объяснил брат, полевой. У каждой породы своё имя, только я не знаю, как этого зовут… («Мышонок Пик» В.Бианки) 3..Вот увидишь, не бойся, она маленькая. Действительно, оказалась маленькая. Если на лапки встанет, то не больше полуаршинна. Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие.. («Про обезьянку» Б. Житков) | Ориентироваться в содержании прочитанных произведений, называть имена авторов. | Р: принимают и сохраняют уч. задачу П: строят речевое высказывание |
Постановка учебной задачи и ее решение Практический: работа с оглавлением Словесный: ответы на вопросы Словесный: ответы на вопросы; фронтальный опрос. | 7 мин | Ребята, сегодня мы с вами начинаем новый раздел. Найдите его в оглавлении и скажите мне, как он называется?(«Поэтическая тетрадь 2»). -Скажите, с чем мы познакомимся в этом разделе? (С творчеством С.Маршака, А.Барто, С.Михалкова, Е.Благининой, выучим наизусть понравившиеся стихотворения) -Скажите, чему вы научитесь, изучая это раздел? (соотносить название произведения и его содержание; читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение). -Чему вы будите учиться при изучении этого раздела? (самостоятельно сочинять стихи, выполнять творческие проекты). -Ребята, для того чтобы узнать, какая тема нашего урока, мы должны помочь фее. Злая волшебница, разбросала все буквы и теперь фея не может собрать фамилию и имя одного из её любимых поэтов. Давайте же ей поможем. На доске вы видите буквы, соберите из них фамилию и имя детского поэта. (И Л С У А М М Ш К А А Р)Кто будет готов ответить, поднимите руку.(Самуил Маршак) -Ребята, кто может ответить, какая же тема нашего урока? (С.Маршак «гроза днём» , «В лесу над росистой поляной..») -Ребята, какие цели мы с вами поставим на урок? (1.Познакомиться с биографией С.Маршака 2.Познакомиться со стихами С.Маршака «Гроза днём» , « В лесу над росистой поляной..».) | Выбирать необходимую информацию, определять темы по оглавлению. Собрать имя и фамилию поэта. Предполагать тему урока. Определять цели и пути их достижения. | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. Р: принимают и сохраняют учебную задачу |
Решение частных задач Словесный:ответы на вопросы Наглядный: рассматривание портрета Словесный: слово учителя об авторе Практический: работа с выставкой книг Практический: индивидуально чтение;выборочное чтение;языковой анализ текста. Практический: выразительное чтение(работа в парах) Словесный: беседа, определение задачи выраз.чтения Практический:выразительное чтение, анализ чтения Словесный:беседа Практический: выборочное чтение, языковой анализ Практический: выразительное чтение, анализ чтения. | 20 мин | -Ребята, у меня есть портрет Самуила Яковлевича Маршака, давайте рассмотрим его? -Ребята, что можно сказать об этом человеке, глядя на портрет? (Добрый, спокойный, дружелюбный). -Ребята, какой взгляд у Самуила Яковлевича? (Целеустремлённый, умный, серьёзный). -Как вы думаете, когда он жил, сейчас или раньше? (Раньше) -На основании чего вы пришли к такому выводу? -Ребята, а теперь, я вам немного расскажу об этом замечательном человеке. Самуил Маршак родился 22 октября 1887 года в Воронеже, в еврейской семье, отец его, Яков Миронович, работал мастером на мыловаренном заводе. Мать — Евгения Борисовна — была домохозяйкой. Раннее детство и школьные годы Самуил провёл в городке Острогожске под Воронежем. Когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы. -Ребята, сейчас я вам покажу некоторые книги Самуила Яковлевича. Все книги содержат поучительный материал. Произведения С.Маршака как и произведения других писателей, учат быть хорошими и добрыми людьми, читая его произведения, мы получаем самый настоящий урок морали. ФИЗМИНУТКА -Ребята, сего мы с вами познакомимся с некоторыми его стихотворениями. Откройте свой учебник на стр.110 -Прочитайте «жужжащим» чтением стихотворение «Гроза днём» и определите будет ли изменяться темп при чтении этого стихотворения?(Да, от среднего к более быстрому). -Сейчас прочитаем стихотворение вслух изменяя темп. -Найдите в стихотворении слова, которыми автор передаёт звуки грома? Произнесите их. (Проехал, громко, грома) -Ребята, какой звук в этих словах повторяется? (Повторяется звук [р]). -Сейчас вы поработаете в парах. Прочитайте стихотворение друг другу выразительно. Попытайтесь голосом передать гром и шум дождя. (Дети работают в парах) -Ребята, как нужно читать стихотворение? (3 строчки медленно и громко, выделяя звук [р], затем с ускорением, показывая, как идёт дождь.) -Кто готов и хочет прочитать выразительно? -Проанализируй своё чтение. -Кто хочет сказать о том, как, прочитал он? Первоначальное чтение стихотворения «В лесу над росистой поляной..» -Ребята, от чьего имени написано стихотворение? (От имени мальчика) Повторное чтение и анализ. Какие воспоминания о лете хочет увезти в город мальчик? (как кукушка встречает рассвет.) Припомню я лагерь, палатки На самой опушке лесной И птицу, игравшую в прятки, В рассветном тумане со мной). -Почему голос кукушки назван стеклянным и «звучит, как вопрос и ответ?» Что вы представляете, когда читаете 2 последние строчки? -Как бы вы озаглавили это стихотворение? Почему? -Ребята, как мы должны читать это стихотворение? (Как читаешь для себя) -У кого есть желание прочитать это стихотворение выразительно? -Проанализируй своё чтение. -Кто хочет сказать, о том как прочитал,? | Рассматривать портрет, предполагать черты характера автора по его внешности. Слушать учителя. Рассматривать книги. Выполнять двигательные упражнения Читать про себя. Читать и искать слова соответствуя заданию учителя. Читать выразительно, участвовать в парной работе. Отвечать на вопросы Проводить анализ чтения. Читать выразительно вслух. Анализировать чтение. Отвечать на вопросы. Понимать смысл метафоры. Представлять картины нарисованные словом. Проводить анализ чтения. Читать выразительно, анализировать. | П: анализируют объекты с выделением существенных признаков; П:Строят речевое высказывание. П:извлекать необходимую информацию из рассказа учителя Р:рассматривают уч.материал;действуют с учётом выделенных учителем ориентиров;адекватно воспринимают оценку учителя. П: осмысленно читают текст. К: контролируют действия партнёра Р: выполнения задания в парах Р: планируют своё действие в соответствии с задачей К: ориентируются на партнёра во взаимодействии. Р: планируют своё действие в соответствии с задачей. |
Итог урока. Рефлексия (предметная). Словесный: ответы на вопросы (фронтальный опрос) САМОАНАЛИЗ | 5 мин | -Ребята, кто скажет мне, какие цели мы с вами поставили в начале урока? Достигли ли мы их? -Что вы запомнили из биографии С.Маршака? -Что вы можете сказать о стихотворениях С.Маршака? Ребята, откройте свои дневники и запишите д/з(На слайде: Выучить стихотворение наизусть) -Посмотрите на доску и, воспользовавшись следующими фразами, подведите итог нашего урока. Рефлексия содержание учебного материала. -Сегодня на уроке я научился.. -Своей работой на уроке я… -Урок заставил меня задуматься о.. -А особенно мне удалось.. -Мне было интересно, потому что.. -Для меня стало открытием, что… | Повторять материал Оценивать свои достижения | П:строят речевое высказывание П: осуществляют синтез Р: осуществляют итоговый контроль. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока в классе комплекте 2-4 Литературное чтение/Русский язык
2класс программа ПНШ литературное чтение :Лермонтов. Осень; 4 класс программа Школа Росси русский язык :Обобщение об именах существительных и именах прилагательных...
Учебно-методический комплект к уроку литературного чтения «Белая акация» М. Бородицкая, «Синичья скороговорка». с.118-119
«Белая акация» М. Бородицкая, «Синичья скороговорка». с.118-119...
Учебно-методический комплект к уроку литературного чтения А. Блок. Ветхая избушка. с.120
А. Блок. Ветхая избушка. с.120...
Учебно-методический комплект к уроку литературного чтения Б. Заходер. «Песня игрушек».
Б. Заходер. «Песня игрушек»....
Учебно-методический комплект к уроку литературного чтения "Законы докучной сказки"
Законы докучной сказки...
Учебно-методический комплект к уроку литературного чтения "Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники."
Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники....
Учебно-методический комплект к уроку литературного чтения "Ю. Мориц. «Попрыгать-поиграть» с.122-123"
Ю. Мориц. «Попрыгать-поиграть» с.122-123...