1. Приветствие: Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: "Доброе утро!" Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро доверчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, Доброе утро длится до вечера. 2 Вводно – мотивационный. - развивать учебно-познавательную активность детей.
+ Второклассники, определите, о чём идёт речь? + Откройте учебник на стр.54, определите самостоятельно тему урока и подумайте какая цель сегодняшнего урока? сам. работа
3. Постановка темы и цели урока. - Тема урока : М.Ю.Лермонтов. Осень Цель урока: знакомство с произведением Лермонтова, анализирование и сравнение его с произведением А.С.Пушкина + Тема урока определена, цель поставлена. + По каким критериям будете оценивать работу? (выразительность , понимание, сравнение и нахождение общего) 4. Первичное знакомство с произведением. + Предлагаю вам самостоятельно прочитать стихотворение М.Ю. Лермонтова Осень
Словарная работа. + Какие непонятные для вас слова встретились в данном стихотворении? (Поникши – от слова «никнуть», то есть опускаться, пригибаться, становиться вялым, бессильным. Пахарь – человек, который пашет землю, взрыхляет почву (иллюстрация). Поневоле – вопреки желанию, независимо от него. Тусклый – малопрозрачный, мутный, матовый, не блестящий, слабый, неяркий, безжизненный, невыразительный.) Образец чтения учителем. + Это стихотворение было написано Лермонтовым в 14 лет. Сейчас я попробую с помощью голоса, интонации передать всю гамму чувств. Чтение учителем
5. Проверка первичного восприятия + Картины чего рисует Лермонтов в стихотворении «Осень»? (Картины тихо увядающей природы.) + Что, по вашему мнению, хотел показать поэт, создавая это произведение? С каким лирическим героем мы встречаемся здесь? Как вы думаете, какие чувства переживал поэт, создавая эту картину природы? + Люди какой профессии могут помочь нам легче представить картину описываемого при чтении стихотворения? (Художники-иллюстраторы – работники живописи, имеющие художественный вкус.) + Что, на ваш взгляд, можно изобразить на иллюстрации к данному произведению? Какие краски будут преобладать в вашей картине и почему? 6. Анализ произведения Работа в паре + Сейчас вы будете читать это стихотворение по строфам, анализировать слова и выражения. Какие признаки осени здесь показаны? Какие картины природы рисует поэт?
- (Пожелтели листья, летят, кружатся.) Что чему противопоставляется? (Желтый цвет – зеленому, радость листьев – унынию елей.) + Для чего Лермонтов это делает? (Сопоставляются краски времен года и настроение природы.) + Чему рады листья? Что произошло с елями? (Поникли.) Что это значит? Почему они поникли? Как вы думаете, почему зелень показана «мрачной»? (Жалко расставаться с листьями, которые были по соседству, вместе радовались солнышку, умывались дождем и перешептывались под ветром.) + Показан момент расставания между природой, а также человека с летней природой. Найдите и прочитайте вторую строфу. Объясните смысл слов: «порою» (иногда); «полуденные труды» (полдень – середина дня, время высшего стояния солнца над горизонтом, 12 часов). О ком идет речь в данных строках стихотворения? Подумайте и выскажите свои предположения, почему пахарь не любит отдыхать там, где любил отдыхать летом? (Нет той листвы, которая давала прохладу, тень, укрытие, красоту, спокойствие.) Физкультминутка
+ Найдите и прочитайте третью строфу. О ком упоминает Лермонтов в этом четверостишии? Как вы думаете, почему он вспоминает и о животных? (Им тоже приходится нелегко: и полакомиться сложнее и спрятаться негде, так как все становится голым.) Возможно, кто-то заметил, что Лермонтов показывает нам смену суток в данном стихотворении, а каких? (Мы следим за тем, как одно мгновение сменяется другим, как мрачный осенний вечер плавно переходит в ночь, когда тусклый месяц слабо освещает поле, покрытое туманом.) Что наблюдается вокруг – веселая, энергичная жизнь или покой? А каким вы видите покой? (Безлюдье, пустота, безрадостная тишина – вокруг какой-то тревожный покой.) Что происходит с листьями? (Они медленно кружатся.) – Теперь, когда мы так много поняли, заметили, давайте еще раз выразительно прочитаем это стихотворение: неторопливо, негромко, спокойно, напевно, постараемся передать чувства автора и его любование природой. Самостоятельное чтение в паре
+ Стихотворение Лермонтова «Осень» поначалу кажется печальным. Что мы ощущаем при чтении? (Грусть и безнадежность.) А в каких словах мы это ощущаем? (Поникши, мрачная зелень, месяц тускл, скрывается поневоле зверь.) + Но, вчитываясь в стихотворение, вскоре понимаешь, что не грустное чувство удрученности хотел выразить автор, а совсем иное. Да, лето закончилось. Но пришла пора отдыха, а не уныния. Кто нуждается в отдыхе? (В отдыхе нуждаются все: и звери, и люди, и деревья – вся природа. Пусть листья облетают с деревьев, но само кружение их в воздухе прекрасно, а весной будут другие листья. Неуютно зверю. Но автор называет его отважным.) + Что значит «отважный зверь», по вашему мнению? (Он не пропадет, поскольку обо всем позаботился летом и найдет, куда скрыться.) Кто кроме природы и зверей отдыхает? (Пахарь отдыхает от трудов в своем доме. И это не минутный летний отдых под скалой.) + Нет в стихотворении безысходности. Поэт рассказывает о естественных изменениях в природе. Осень не будет длиться вечно. Все пойдет своим чередом. Да и осень не так ужасна. Ночной осенний туман рассеивается днем, и что мы видим? (Мы видим яркие краски осени: желтизну листьев, подобных кусочкам летнего солнышка, зелень елей.) + Осень названа поэтом мрачной. Кажется, что ели недовольны тем, что не преобразились, как другие деревья, и завидуют их ярким краскам. Стихотворение вызывает удивление. Юный поэт пишет обычную картину осенней природы, не погружаясь в безнадежную тоску. Попытайтесь определить, чем восхищался Лермонтов, наблюдая за осенью? (Автор наблюдателен и точен.) – Маша заметила, что М. Лермонтов видит в осени многое из того, о чем писал А. Пушкин. А вы это замечаете? 7. Проверка домашнего задания Прочитайте наизусть отрывок стихотворения А.Пушкина. ( чтение детьми)
+ Что же общего в двух картинах осени? Какое сходство осенних впечатлений вы можете отметить? (Оба поэта говорят о труженике, которого можно было наблюдать летом и которого уже не видно осенью.) – Жирным шрифтом выделены слова: поле, бор, пахарь, зверь, туман. И для А. Пушкина, и для М. Лермонтова важными являются впечатления от леса и поля; оба поэта упоминают туман, в обоих стихотворениях упоминается зверь (волк). У А. Пушкина ничего не говорится о пахаре, но зато говорится о пастухе. Разговор Маши и Миши читает учитель. Стр.55. учебника. 8. Рефлексия. + Что удалось на уроке? + Что не получилось? + Над чем будем работать на следующих уроках? 9. Домашнее задание: выучить наизусть | 1. Приветствие:
2. Вводно – мотивационный. - развивать учебно-познавательную активность детей. + Эдик, прочитай слово про себя и назови, какие ассоциации возникают у тебя. (ОСЕНЬ)
+ На доске две тучки, распредели, пожалуйста, таблички со словами на две группы: сам. работа Имя прилагательное | Имя существительное | Признак предмета Какой ? Какая? Какое? Какие? Второстепенный член предложения | Предмет Кто? Что? Главный член предложения и второстепенный член предложения |
+Эдик, ты распределил карточки на две группы, а теперь постарайся определить тему и цель сегодняшнего урока.
3. Постановка темы и цели урока. - Тема: обобщение пройденного об имени прилагательном и имени существительном Цель урока: определение сходства и различия между именами прилагательными и именами существительными + По каким критериям будешь оценивать свою работу? (точность, аккуратность, правильность) 4. Закрепляющие упражнения. Составление словосочетаний по смыслу. сам. работа +открой страницу учебника 42, найди упр359, упр.360
Проверка правил +Как определить род у прилагательного? + Как изменяется имя прилагательное? Прочитай на стр.43 правило, оно подтверждает твоё высказывание?
+ «Собери пары» антонимы и синонимы Сам. работа. Антонимы: кислый- сладкий, белый -чёрный, высокий –низкий, громкий- тихий. Синонимы: большой - огромный, медленный - тихий, звонкий – громкий, сильный – могучий.
Физкультминутка +Вставь подходящие по смыслу имена прилагательные карточка самостоятельно - На…… небе светило…… солнце. Его…. лучи играли на …… снегу и слепили глаза. Снег сверкал и переливался, точно его посыпали …. порошком. Мы были очарованы красотой …. природы в …. день.
+ карточка – объяснение вслух Прочитай текст, вставь нужные окончания у прилагательных и определи падежи имен прилагательных во множественном числе. Велика и прекрасна наша Родина! Ее границы проходят по высок… горн… хребтам, плоск… равнинам, песчан… пустыням, дремуч… лесам. Сколько у нас больш…рек, глубок… озер. Сколько син… морей, чудесн… лугов, плодородн…полей!
+ Выпиши из стихотворений словосочетания прилагательное + существительное (сам. работа) … Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.
Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят. Под нависшею скалою Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов. Зверь, отважный, поневоле Скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл и поле Сквозь туман лишь серебрит.
8. Рефлексия. + Что удалось на уроке? + Что не получилось? + Над чем будем работать на следующих уроках? 9. Домашнее задание: |