Учебно-методический комплект к уроку литературного чтения "Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники."
учебно-методический материал по чтению (1 класс) по теме
Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nachalo_puti_volshebnye_predmety.doc | 86 КБ |
chtenieuchebnik.ppt | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа: филиал 148 Учитель: Кожемякина. О.С
Класс:1 «В» Студентка Лустова Анастасия 43 группа
Время: 9:00-9:45
Кабинет: 212 Методист: Кондратьева И.И
Дата: ________________________
Конспект урока литературного чтения
Тема урока: Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.
Цель деятельности учителя:
создать условия для ознакомления учащихся с новой учебной книгой, логикой ее построения, соотнесения новой информации с прошлым опытом общения с книгой; способствовать совершенствованию навыков беглого выразительного чтения, развития речи учащихся, пополнения словарного запаса.
Планируемые результаты:
Личностные:
- демонстрировать навыки культурного поведения при общении;
-формировать элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;
Предметные:
- выявить отношение автора к герою;
-жанровую принадлежность текста;
-прививать любовь к чтению;
Оборудование: презентация, учебник литературного чтения 1класс, Н.А. Чуракова. Страницы: (учебник) 17–19; (тетрадь) 11–12, № 1–4.
Тип урока: открытие нового знания
Этапы, методы и приёмы. | Хронометраж | Содержание урока и деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент | 5 мин. | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Дмитриевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у Вас я. Вдоль картинок вы шагали, По ступенькам-строчкам шли. Очень много вы узнали! Очень много вы прочли! Был ваш путь не очень долгим, Незаметно дни бегут. И теперь на книжной полке Вас другие книжки ждут. | Приветствовать учителя. Настраивать на работу на уроке. | Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности; |
2. Мотивационный этап Метод: словесный. Прием: беседа.) Артикуляционная разминка. | 5 мин. | – Прочитайте название учебника. (Литературное чтение.) – Что такое литература, как вы понимаете? (Свободные высказывания детей.) – Обратимся к толковому словарю. Чтение статьи словаря хорошо читающим учеником. Литература – произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение (научная литература, художественная литература, древнерусская литература); письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма); совокупность произведений какой-нибудь отрасли знания, по какому-нибудь специальному вопросу (политическая литература, техническая литература). – Вы живете в очень интересное время, когда без хорошего умения читать просто не обойтись. – Рассмотрите обложку. Что заметили? (Маша и Миша читают.) | Слушать учителя. Отвечать на вопросы учителя. Тренировать дикцию и произношение. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; |
3. Постановка и решение учебной задачи. (Метод: словесный. Прием: беседа.) (Метод: наглядный. Прием: анализ текста и деления на части.) | 15 мин. | – Ребята, давайте вспомним правила обращения с книгой. Брать книгу только чистыми руками. Книга любит одежду – обложку и закладку. Переворачивать странички за верхний правый угол. Не делать в книге пометок, не загибать страниц. Если книга порвалась – ее обязательно надо «вылечить». – Почему надо беречь книги? (Ответы детей.) – Объясните смысл пословиц и поговорок: С книгой жить – век не тужить. Кто много читает, тот много знает. Хорошая книга – лучший друг. Задание (по желанию): к следующему уроку подберите свои пословицы о книге. Образец условных обозначений – на доске. – Обратите внимание: у нашего нового учебника есть помощники – рабочая тетрадь и хрестоматия. – Какие виды работ, предлагаемые автором учебника, вам знакомы? Особенно нравятся? (Свободные высказывания детей.) 1. Знакомство с героями путешествия. – Сегодня мы начитаем путешествие с Машей и Мишей. Кот ученый будет нас сопровождать По лесам дремучим, По рекам кипучим, По сказкам интересным, По дорогам заповедным. – Знакомьтесь, ребята, вот он (показ иллюстрации). – Что вы знаете о нем? (Ответы детей.) Кот ученый – мастер рассказывать сказки. В сказке может все случиться, Наша сказка впереди... Сказка в двери к нам стучится. Скажем сказке: «Заходи!» Однажды Машенька говорит: – Смотри, братец, В комнате светло! Какой денек хороший: Солнечно, тепло! Берем с тобою по лукошку – И скорее в путь-дорожку. 2. Работа по учебнику (с. 3). – Куда держат путь Маша и Миша? (В Волшебный лес.) – Какие препятствия надо преодолеть? Перечислите их. – Давайте поможем Маше и Мише. Кот ученый протянул детям шапку-невидимку и сапоги-скороходы. Что это за волшебные предметы? (Сапоги-скороходы – это сапоги, с помощью которых герои сказки могут сделать всего шаг и оказаться в другом городе, сделать два шага – и оказаться в другой стране. Шапка-невидимка – это головной убор, надев который, его владелец становится невидимым.) – Подумайте, что выберет Маша, а что Миша? Почему? (Шапка-невидимка поможет любознательному заглянуть во все потаенные уголочки волшебной страны, разгадать все тайны; сапоги-скороходы помогут преодолеть трудный путь. Варианты ответов: Я думаю, что сапоги-скороходы выберет Маша, потому что ей надо быстрее преодолеть огороды Бабы-яги, а Миша в это время незаметно, с помощью шапки-невидимки, обойдет препятствия, ведь мальчик сильный и смелый, хотя и маленький; А я думаю, что Маша – старшая и смелая девочка – выберет шапку-невидимку и осторожно пройдет через огород, а Миша – младший – возьмет сапоги-скороходы и в один шаг пробежит путь, даже не устав.) – Какие еще волшебные предметы могут быть в хранилище кота ученого? (Предположения детей.) 3. Работа по тетради. а) Отработка навыка чтения (задания № 1, 2). б) Работа по группам (задание № 3). (Дюймовочка – ласточка, дед и баба – курочка Ряба, Буратино – золотой ключик, Емеля – щука, печка.) – Какие из этих сказок вам знакомы? Какие вы уже читали самостоятельно? | Слушать учителя. Определять тему урока. Ставить цели и задачи к уроку. Слушать учителя. Отвечать на вопросы учителя. Отвечать на вопросы учителя. Работать с учебником. Выбрать непонятные слова. Объяснять непонятные моменты в произведении. | П: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений. К: - умение отвечать на поставленный вопрос; - умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; Р: принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Л: -положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; -желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; -осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; |
Физ. минутка. | 3 мин. | Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны пошире, развернули на «четыре». С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам тихо сесть – это «шесть». | Участвовать в физ.минутке. | |
Решение частных учебных задач Практический, ответы на вопросы по тексту, выборочное чтение, деление текста на части, работа с вопросами по учебнику, ответы на вопросы по содержанию частей, деятельностный метод | 10мин. | Хорошо читающие дети получают карточки с отрывками из сказок, готовятся зачитать их классу. Карточка 1 «Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванью Сизый Нос. Однажды ему попалось под руку полено, обыкновенное, для топки очага в зимнее время. – Неплохая вещь, – сказал сам себе Джузеппе, – можно смастерить из него что-нибудь вроде ножки для стола... Джузеппе надел очки, обмотанные бечевкой, – так как очки были тоже старые, – повертел в руке полено и начал его тесать топориком. Но только он начал тесать, чей-то необыкновенный тоненький голосок пропищал: – Ой-ой, потише, пожалуйста!» («Буратино, или Золотой ключик».) Карточка 2 «Жили себе дед да баба, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое: дед бил, бил – не разбил; баба била, била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось». («Курочка Ряба».) Карточка 3 «Хорошенькая лакированная ореховая скорлупка была колыбелью Дюймовочки, синие лепестки фиалки служили ей перинкой, а лепесток розы – одеялом. Здесь она спала ночью, днем же играла на столе. Женщина ставила на стол тарелку с водой, окружая ее венком из цветов, стебельки которых лежали на воде, в тарелке плавал большой тюльпановый лист, и на нем Дюймовочка могла кататься с одного края тарелки на другой, причем веслами ей служили два конских волоса. Это было прелестно!» («Дюймовочка».) Карточка 4 «Потом зачерпнул в ведра воды и поставил их на льду, а сам стоял подле проруби и смотрел в воду. В то самое время увидел дурак, что плавала в той проруби пребольшая щука; а Емеля, сколько ни был глуп, однако ж пожелал ту щуку поймать, и для того стал понемножку подходить; подошел к ней близко, ухватил вдруг ее рукою, вытащил из воды и, положив за пазуху, хотел идти домой». («По щучьему велению».) 5. Работа над стихотворением А. Пчельникова «Репей» (тетрадь, задание № 4). – Прочтите стихотворение А. Пчельникова «Репей» сначала медленно по слогам, а потом целыми словами, постепенно увеличивая темп чтения. – Какое настроение вызвало это стихотворение? – Можно ли действительно назвать репей несчастным? Рассмотрите карту нашего пути. Нелегким будет путь в Волшебный лес. Мы в волшебство нырнем с тобой, Не покидая парту. Страну Чудес своей рукой Мы нанесем на карту. Лежит на севере тот лес, А может, на востоке? Он страшный иль красивый, Жестокий или добрый? Не можем знать мы – ты и я – Все о Волшебном лесе. Но из него придут друзья, И станет интересней! – Ой, а это кто? Сказочный я элемент, У меня есть документ. На метле своей летаю И детишек я пугаю. – Кто это? (Баба-яга.) Привела нас тропинка к огородам Бабы-яги. Огороды Бабы-яги засажены репейниками, ромашками, одуванчиками, подсолнухами, крапивой. Зачем Баба-яга их выращивает? (Варить колдовское зелье, чтобы был труден путь в Волшебный лес и т. д.) – Кто у нас самый внимательный? Скажите, если мы выполним даже самые трудные задания на огородах Бабы-яги, мы попадем в Волшебный лес? (Нет, на карте есть еще пещера Эхо.) 8. Работа по тетради. – Сколько интересного ждет нас впереди! Ой, а это кто? Учитель читает стихотворение Е. Серовой «Репейник» (тетрадь, задание № 5). 9. Работа по учебнику. выполнение задания, ориентирующего оказать помощь сквозному герою Маше, которая в этом нуждается при решении задачи: объяснение значения слова «докучать», выбор правильного ответа. логические – формирование понятия «докучная сказка» через анализ контекстных словоупотреблений глагола «докучать». – Найдите и прочитайте в учебнике (с. 4–5), какое задание просит нас выполнить репейник. (Рассказать докучную сказку.) – Маша и Миша пообещали рассказать, но они не знают, что такое «докучная сказка», а вы, ребята, знаете? (Предположения детей.) – Что значит скучать? (Бездельничать, грустить, не с кем играть, говорить.) В нашем случае: «Миша докучал мне и мешал (!) делать уроки». Можно ли сказать, что он бездельничал, грустил, ему не с кем было общаться? (Нет, он мешал делать уроки.) – Какое же слово поможет нам объяснить значение слова «докучать»? (Надоедать.) Замените слова «докучал» и «докучай» в тексте словом «надоедать». Прочитайте предложения. – Что изменилось? А что осталось прежним? (Мы заменили слова, а смысл предложений остался прежним.) Из предложенных слов выберите то, которое близко по смыслу слову «надоедать». (Приставать.) Замените слова «докучал» и «докучай» словом «приставать». Прочитайте предложения. («Миша приставал ко мне и мешал делать уроки. Не приставай, Миша!») Примечание. Во время составления предложений учитель обращает внимание детей на правильное построение. Чтение статьи учебника (с. 5). 10. Обобщение. – Ребята, Кот ученый предлагает Маше и Мише вернуться домой. Они решили найти в словаре определение «докучная сказка». А что вам хочется сделать дома? О чем вы расскажете дома родителям? | Участвовать в обсуждении. Отвечать на вопросы учителя. Работать с карточками. Работать с иллюстрацией. Работать самостоятельно Отвечать на вопросы учителя. Анализировать произведение. Работать с иллюстрацией. Отгадывать загадки. Работать с тетрадью. Формулировать итоги. | Л: -положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; -желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; -осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; -осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; -осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Р: принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем П: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений. |
Рефлексивный Словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение | 10 мин. | Итак, ребята, давайте посмотрим на задачи, которые мы ставили в начале урока. Как вы думаете, мы достигли их? С чем мы сегодня познакомились? А сейчас, ребята, вам понадобится красный, зеленый и желтый карандаш. Зелёный означает, что всё было понятно, со всем справился; жёлтый не полностью понял, были затруднения; красный ничего не понял, нужна помощь. Поднимите карандаш того цвета, который соответствует вам. Замечательно! Урок окончен. | Анализируют проделанную работу, оценивают её. Прощаются с учителем. | Коммуникативные: - аргументировать свои высказывания; - четко выражать свои мысли. Регулятивные: оценка и самооценка собственной работы. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Литература – произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение (научная литература, художественная литература, древнерусская литература); письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма); совокупность произведений какой-нибудь отрасли знания, по какому-нибудь специальному вопросу (политическая литература, техническая литература).
Правила обращения с книгой. Брать книгу только чистыми руками. Книга любит одежду – обложку и закладку. Переворачивать странички за верхний правый угол. Не делать в книге пометок, не загибать страниц. Если книга порвалась – ее обязательно надо «вылечить».
С книгой жить – век не тужить. Кто много читает, тот много знает. Хорошая книга – лучший друг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературного чтения в 1 классе по теме: «Начало пути: волшебные предметы и помощники». ПНШ
Эта презентация предназначена для использования на уроке литературного чтения в 1 классе по программе ПНШ. Тема урока : "Начало пути: волшебные предметы и помощники"...
Учебно-методический комплект к уроку литературного чтения "Законы докучной сказки"
Законы докучной сказки...
Конспект урока литературного чтения на тему «Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.»
Урок литературного чтения на тему «Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.» (ПНШ)...
конспект урока по литературному чтению 1 класс по программе пнш: «НАЧАЛО ПУТИ: ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ И ПОМОЩНИКИ.»
в помощь учителям начальных классов...
Урок литературного чтения на тему "Сочиняем вместе волшебную сказку"
Комбинированный урок-игра с элементами литературного творчества. УМК "Перспектива", 3 класс...
Урок литературного чтения в 3 классе. "Чудеса волшебной сказки. Аладдин и волшебная лампа".
Урок литературного чтения в 3 классе. "Чудеса волшебной сказки. Аладдин и волшебная лампа"....
Учебно-методический интерактивный материал для урока литературного чтения "Книга будущего"
В данной разработке Вы сможете ознакомиться с интерактивным пособием по русским народным сказкам. Оно создана с применением QR-кодов, что сделает процесс изучения более живым, интересным и увлекательн...