конспект урока чтения в 3 классе школы 8 вида по теме : " Обобщение по теме - Народные сказки"
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему
В этом конспекте представена разработка открытого урока по чтению и развитию речи для обучающихся коррекционных школ 8 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_chteniyu_v_3_kasse.docx | 40.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по чтению и развитию речи в 3-м классе
коррекционной школы VIII вида
Тема: " Обобщение по теме « Народные сказки."
Визгалова Светлана Александровна,
учитель начальных классов
Цель: обобщение и систематизация знаний по данной теме.
Задачи:
1.Образовательные:
- углубить, закрепить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Народные сказки»;
- формировать умение оперировать полученными знаниями на уроке;
- формировать навык правильного, плавного, выразительного, осознанного чтения и пересказа.
2.Коррекционно - развивающие:
- развивать способности учащихся анализировать поступки героев;
- расширять кругозор учащихся;
- развивать и корригировать речь, внимание фантазию, воображение, творческие способности;
- учить сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, классифицировать, давать полный ответ;
- корректировать эмоционально-волевую сферу учащихся.
3.Воспитательные:
- воспитывать чувства доброты, благодарности, отзывчивости и трудолюбия, умение сопереживать, смелость и храбрость;
- прививать интерес к чтению и любви к народной сказке;
- формировать навыки коллективной работы.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая и индивидуальная.
Оборудование:
- мультимедийный проектор
- интерактивная доска
- учебник
- таблички с названиями сказок
- таблички с названиями народностей
- таблички с выводами по сказкам
- карточки с текстом с пропущенными окончаниями
- выставка книг
- тарелка
- кувшин
- картинки к сказке
- шкатулка
План урока:
- Организация начала урока
- Речевая разминка.
- Подготовка к основному этапу.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Физкультминутка.
- Продолжение обобщения и систематизации знаний.
- Подведение итога урока.
8. Домашнее задание.
9. Рефлексия.
Ход урока:
( Слайд 1 - титульный)
1.Оргмомент:
- Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок. Сегодня у нас с вами, ребята, необычный урок чтения и развития речи. Проведу его вам я – Светлана Александровна.
Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
- К нам на урок пришли гости и я хочу поздороваться с вами и нашими гостями. Мне очень приятно видеть блеск в ваших глазах. Пусть это радостное настроение не покидает вас в течение всего урока и всей вашей школьной жизни. Улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи.
2. Речевая разминка:
- Что мы делаем на уроке чтения?
- Прочитаем хором:
(Слайд 2 – со шторкой)
Читаем
Думаем
Рассуждаем
Отвечаем
- А как мы читаем?
- Громко, правильно, выразительно.
- А как отвечаем?
- Чётко, полными ответами.
- Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать,
Так правильно и внятно,
Чтоб было все понятно. ( Учащиеся проговаривают вместе с учителем)
- А для этого мы должны провести речевую разминку.
( Слайд 3).
Скороговорка: «кукушка кукушонку купила капюшон» чтение по доске хором, медленно, с постепенным убыстрением темпа, чтение по одному, в парах.
3. Подготовка к основному этапу:
а) введение в тему (звучит музыка с видео из программы « В гостях у сказки», учитель под музыку читает стихи)
- Вот вижу я добрые лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По классу ходят… сказки
- А почему сегодня к нам в класс пришли сказки?
- Потому что мы закончили изучение раздела « Народные сказки».
- А что такое сказки? (ответы детей)
( Слайд 4).
- Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.
- А что такое народные сказки?
- Это сказки, которые сочинил народ.
б) сообщение темы и целей урока
- У каждого народа есть свои сказки. Сегодня на уроке мы вспомним те сказки, которые прочитали в разделе «Народные сказки», отправимся в путешествие по сказкам и я посмотрю, что вы запомнили и знаете об этих сказках.
- А сказки каких народов вы читали из этого раздела?
- Русского, мордовского, ненецкого. ( Таблички с названиями на столе, учащиеся прикрепляют их на доску.)
4. Обобщение и систематизация знаний:
- Я хочу для начала проверить, а знаете ли вы названия сказок, которые читали на уроках?
а) «Восстанови сказку»
(Слайды 5 - 10).
- «Лиса и цапля»
- «Заяц – врун»
- «Как волк мужика спас»
- «Ласточка»
- «Про серую мышку и мишку – вертушку»
- «Сиротинушка»
( на слайде появляются по одному неправильные названия сказок, дети дают правильное название, находят его на карточке на столе учителя и прикрепляют на доску в соответствии с табличками – какого народа данная сказка)
б) работа по сказке «Лиса и журавль»
( вниманию учащихся предлагаются предметы: кувшин и тарелка, они должны угадать из какой сказки эти предметы)
- Какой фразой начинается сказка? Прочитайте.
- «Лиса с журавлём подружились».
- Можно ли назвать лису и журавля друзьями?
- Нет.
- Почему?
- Лиса позвала журавля в гости, но оставила его голодным, и журавль отплатил лисе тем же.
- Скупость хитрой лисы превратилась в глупость. Она надеялась обмануть журавля, но просчиталась. Журавль преподал хороший урок кумушке лисе.
- Что нужно было сделать лисе, чтобы журавль не обиделся?
- Угостить его из кувшина.
- А как журавль должен был угостить лису?
- Угостить её из тарелки.
- Подберите к началу пословицы её конец, прочитайте получившиеся пословицы и скажите, которая подходит к нашей сказке?
( Слайд 11).
Работай до поту, так и поешь в охоту.
Как аукнется, так т откликнется.
- Как вы её понимаете? (ответы детей)
- Чему учит нас эта сказка? (ответы детей)
- Уметь дружить: не делать плохо другу, а только хорошее.
( на доске вывешиваются таблички со словосочетаниями:
- не делать плохо другу
- делать хорошее)
б) работа по сказке « Заяц – хвастун»
- Отгадайте загадку, о ком в ней едёт речь?
Говорят, что я трусливый,
В сказках якобы хвастливый.
Всё не так, мои друзья,
Просто осторожный я! (Заяц)
- Героем какой сказки является заяц?
- « Заяц- хвастун».
- Почему его так назвали?
- Потому что он всё время хвастался.
- Прочитайте, как он хвастался. (Выборочное чтение с. – 112.)
- Каким заяц стал в конце сказки?
- В конце сказки заяц оказался храбрецом.
- Почему? (ответы детей)
( Слайд 12).
( учащиеся пересказывают сказку по картинкам на слайде )
- Что доказал заяц своим поступком?
- Не надо хвастаться, надо быть смелым и храбрым.
(на доске вывешиваются таблички со словосочетаниями:
- не хвастаться
- смелым и храбрым)
5. Физкультминутка. ( Музыкальная физминутка с зайчиком)
6. Продолжение обобщения и систематизации знаний.
а) работа по сказке « Как мужик волка спас».
( Слайд 13).
- Угадайте из какой сказки эти строчки? (учащиеся читают с экрана)
« Другой раз не будь дуррнем, не спасай разбойника и вора! – крикнула ворона и улетела.»
- Кто герои этой сказки?
- Мужик, корова, лошадь, ворона и волк.
( Слайд 14).
- Как мужик волка спас?
- Посадил в пустой мешок и верёвкой завязал.
- А как волк вёл себя после своего спасения?
- Хотел съесть мужика.
- У кого они спрашивали совета о том, можно ли волку съесть мужика?
- У коровы, лошади и вороны.
- А почему корова и лошадь не дали правдивого совета?
- Испугались.
- Какой совет мужику дала ворона? - (распределение ролей, чтение по ролям с соответствующей интонацией и характера каждого героя - с. 116 со слов « Пошли…»)
( Слайд 13 – слайд со шторкой).
« Другой раз не будь дуррнем, не спасай разбойника и вора! – крикнула ворона и улетела.»
- За что волк был наказан в сказке?
- За то, что на добро хотел ответить злом.
- Так чему же научила нас эта сказка?
- Быть добрым и благодарным.
( на доске вывешиваются словосочетания:
- добрым
- благодарным)
б) работа по сказке « Кукушка»
- Я предлагаю вашему вниманию волшебную шкатулку, в которой находятся карточки со словами, встретившимися в этой сказке. Давайте их прочитаем и объясним их значение.
- Чум – это переносное жилище народов севера, которое покрывалось оленьими шкурами, берестой или корой.
- Малица – это одежда из оленьих шкур с капюшоном.
- Пимы – это высокие сапоги из оленьей шкуры шерстью наружу.
(Слайд 16 - 18)
- Какую мудрую мысль содержит эта сказка?
- Заботиться о матери, помогать ей.
- В каких строчках она выражена?
- « Так и бежали за матерью дети….» с. 120
( учащиеся читают отрывок с пропущенными окончаниями)
в) работа по сказке « Про бурого мишку и мышку – вертушку».
- Расставьте картинки по сказке в определённой последовательности. ( Картинки вывешены на доску)
- Чему научила нас эта сказка?
- Помогать другу.
( на доску вывешивается словосочетание:
помогать другу)
г) работа по сказке « Хаврошечка» (тест – опрос )
(Слайд 19 - 22).
- Сколько дочерей было у хозяйки?
- Одна
- Две
- Три
- Как их звали?
- Одноглазка
- Четырёхглазка
- Триглазка
- Двуглазка
- Кто помогал Хаврошечке?
- Собака
- Корова
- Лошадь
- Что выросло из косточек коровушки?
- Груша
- Яблоня
- Вишня
- А эта сказка чему нас научила?
- Доброте и трудолюбию.
( на доску вывешивается табличка:
трудолюбию)
7.Подведение итогов.
-Ну, вот и закончилось наше сказочное путешествие.
- Чему вас научила эти сказки? (учащиеся читают с доски карточки с выводами по каждой сказке).
8.Домашнее задание.
Детям предлагается выставка книг со сказками, для дальнейшего их прочтения.
9. Рефлексия.
- Интересно, ребята, вам было на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения в 3 классе СКШИ 8 вида на тему: русская народная сказка «Два Мороза»
Цель: Познакомить с новой сказкой.Задачи: 1. Учить правильному, выразительному чтению. Умению отвечать на...
Конспект урока для 2 класса. Школа России. Тема: Урок-обобщение к разделу "Писатели-детям"
Предмет: Литературное чтениеКласс: 2 «А»Тема урока: Урок-обобщение к разделу «Писатели - детям».Цели урока: помочь детям повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание,...
Литературное чтение 2 класс Школа России "Добро и зло в русской народной сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка""
Изучая русскую народную сказку "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" перед читателем возникает проблема борьбы добра и зла. Рассматривая черты характера героев и давая оценку их поступкам, учащиеся ра...
Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме "Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям"
Цели урока:- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;- учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;- учить устана...
Урок чтения для учащихся 3 класса по теме "Обобщение по теме "Весёлые истории"
Урок чтения для учащихся 3 класса по теме "Обобщение по теме "Весёлые истории"...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему "Обобщение по теме «Русские писатели»"
Конспект разработан так. чтобы можно было:-обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Русские писатели”;-совершенствовать умения соотносить произведения с их автором,-разв...
Урок литературного чтения, 4 класс (Школа России) по теме: Обобщение по теме: «Природа и мы»
Цель урока: Повторение и обобщение знаний, полученных при изучении раздела «Природа и мы».Задачи урока: Совершенствовать навык выразительного чтения; развивать самостоятельность в вып...