Литературное чтение 2 класс Школа России "Добро и зло в русской народной сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка""
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Изучая русскую народную сказку "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" перед читателем возникает проблема борьбы добра и зла. Рассматривая черты характера героев и давая оценку их поступкам, учащиеся развивают умения отличать добро от зла, сопереживать, делать выводы. На уроке создаются условия для повторения литературоведческих понятий - темы, идеи, особенности волшебной сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit._chtenie.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Цель: создать условия для повторения литературоведческих понятий – о главной теме, идее (основной мысли) сказки; ознакомления учащихся с особенностями волшебной сказки; объяснения, как определять особенности волшебных сказок; обучения соотношению заглавия с содержанием текста сказки (его темой, главной мыслью), отличию героя волшебной сказки от героев других сказок, формулировке темы урока на основе ключевых слов
Планируемые результаты (УУД):
Личностные результаты
осмысливают нравственные понятия и ценности, принятые в обществе; приобретают эстетические ценности и этические чувства на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений устного народного творчества, а также собственного сочинения фольклорных произведений; проявляют интерес, отзывчивость к культурному наследию других народов
Метапредметные результаты
познавательные: выделяют особенности волшебной сказки, дают характеристику герою волшебной сказки; выделяют эпизоды для ролевого чтения, пользуются информацией о правилах выразительного чтения русских народных сказок в ходе работы над чтением по ролям; находят необходимую информацию в книге; ориентируются в учебной и художественной литературе; воспроизводят выводы по сказке, сделанные на предыдущем уроке;
регулятивные: стремятся организовать свою работу (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий), распределяют роли для чтения в малой группе, планируют работу в группе, организовывают в своей группе прослушивание чтения по ролям от начала до конца; оценивают результаты своей работы;
коммуникативные: выбирают для себя соответствующую роль при чтении в лицах сказки и объясняют свой выбор товарищам; договариваются в процессе распределения ролей; уступают партнеру по ролевому участию в случае необходимости, не конфликтуют.
Предметные результаты
познакомятся с сюжетом и содержанием сказки;
научатся определять особенности волшебных сказок; классифицировать сказки (бытовые, волшебные,
о животных), отличать сказки друг от друга; называть с опорой на схему элементы волшебной сказки, героев произведения; ориентироваться в тексте; читать выразительно текст, передавать правильно с помощью интонации характер, чувства и настроение героев сказки; сравнивать героев сказок, их внешность, поступки; быстро просматривать текст с установкой на выполнение конкретного задания;
Материальное обеспечение: книга «Литературное чтение» 2 класса.
Сценарий урока
- Мобилизующая часть
- Приветствие.
Школьный звонок звенит, заливается! Урок литературного чтения для нас начинается!
- Разминка речевого аппарата. Работа со скороговоркой
-Ребята, сейчас мы с вами проведем речевую разминку. Посмотрите на доску.
Все бобры добры для своих бобрят.
- Прочитайте, определите жанр?
- Как нужно читать скороговорки? (быстро и четко)
- Но для того чтобы быстро и четко ее прочитать, мы с вами потренируемся.
1. Прочитайте внимательно про себя.
2. Затем медленно шепотом.
3. Теперь в полголоса чуть быстрее.
4. И наконец, громко и быстро.
3. Скороговорки перевёртыши.
- Прочитайте и узнайте скороговорки.
- Произнесите их быстро.
Екрог ан илиротарат икротарат икорос ирт.
Моружаба дан тижжуж куж.
II. Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания.
-Что было задано на дом?
-Кто желает ответить?
-Прочитайте вслух.
2. Постановка темы и цели урока
– Какие виды устного народного творчества вы знаете?
– Какие виды сказок вам известны?
Звучит музыка «Сказка гуляет по свету».
– Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?
– Что такое сказка?
– Сказки называют народной мудростью. Их сочинил народ. Сказки передавались из уста в уста. Автора народной сказки нельзя определить. Есть научное толкование слова сказка. Из предложенных мной вариантов выберите верный.
Сказка – это…
• научно-фантастическое произведение;
• произведение о вымышленных событиях, чаще с участием волшебных сил, в котором добро всегда побеждает зло.
1. Викторина
-Ребята скажите о какой сказке идёт речь?
-Что за сказка, вот вопрос?
Он в корзине Машу нёс.
И садился на пенёк
Хотел съесть пирожок. (Маша и Медведь)
-В гости друг другу они все ходили,
Но гостя своего они так и не накормили. (Лиса и журавль)
-Домик в поле появился,
Он в жилище превратился
Всех зверюшек спрятать смог
Что за сказка? (Теремок)
-Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. (Волк и семеро козлят)
- Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
-Сформулируйте цели урока: познакомиться…
учиться читать…
III. Работа до чтения текста.
1.Беседа
– Сказки вы помните хорошо. Сегодня на уроке мы познакомимся с новой сказкой. – Прочитайте название сказки.
– По названию определите главных героев.
– Что заметили в названии?
– Почему автор назвал главных героев ласково: сестрица Аленушка и братец Иванушка?
– Какие отношения между героями?
2. Словарная работа
Обратите внимание на доске слова, которые нам встретятся в рассказе.
Донимать – досаждать, докучать, преследовать.
Хлебнуть – выпить, попить.
Жеребёнок – детёныш коня и кобылы.
Стожок – большая высокая и округлая или с прямыми сторонами куча плотно уложенного сена.
Купец – человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи.
Хоромы – в старину на Руси большой жилой деревянный дом богатого владельца.
Ведомо – с согласия, с разрешения, с предварительным уведомлением или без этого.
4. Прогнозирование
-Как вы думаете, каким будет это рассказ? Веселым или грустным? Почему вы так решили?
5. Первичное восприятие текста.
Выразительное чтение рассказа. Дети читают цепочкой по одному абзацу.
IV. Работа после чтения текста.
1. Беседа.
– Понравилась ли вам сказка?
– Послушался ли Иванушка свою сестру?
– К чему это привело?
– Как отнеслась Аленушка к брату, ставшему козленочком?
– Кто помог Аленушке освободиться от колдовства и как?
– Стал ли козленочек снова мальчиком? Как?
– Как поступили с ведьмой?
– Почему ведьму никто не распознал, только Иванушке всё было ведомо?
– Ведьму, представителя волшебного мира, может видеть тот, кто сам находится в волшебном мире. Если бы Иванушка оставался мальчиком, он бы тоже ведьму не распознал. Но как только он обернулся козленочком, произошло его превращение из земного существа в представителя волшебного мира. Теперь он обладает как бы двойным зрением: видит то, что в земном мире, и другую, волшебную сторону событий.
– Повлияли ли превращения на отношения между братом и сестрой?
Вывод: отношения близких людей одинаковы и в радости, и в горе.
2. Физкультминутка
Утром встал гусак на лапки, Повернулся влево, вправо,
Приготовился к зарядке. Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух Поскорей за парту плюх!
3. Закрепление нового материала.
– Мы прочитали сказку и узнали, что происходит с Аленушкой. Но в сказке нет описания, какая она, главная героиня. Какой Аленушка вам представляется? (Добрая, ласковая, спокойная, нежная, заботливая, внимательная.)
- Рассмотрите картину, написанную Иваном Билибиным, подмечая все детали. с 23
- Что роднит сказку и картину?
– Художник Иван Билибин вот такими увидел Аленушку и Иванушку.
– Какой здесь изображена Аленушка?
Эту иллюстрацию к сказке нарисовал Иван Билибин еще в 1901 году, ей сейчас более 100 лет. Как видите, и 100 лет назад эту сказку любили не только дети, но и взрослые. Билибин – художник-график, известный главным образом своими иллюстрациями к русским народным сказкам, былинам и сказкам А. С. Пушкина.
– Какой эпизод изобразил иллюстратор?
– Когда и в какой момент вы особенно переживали за Аленушку?
– А как вы представляете себе облик Аленушки в тот момент, когда случилась беда?
– Художник В. М. Васнецов поможет нам сегодня увидеть Аленушку в момент ее горя. Рассмотрите внимательно картину. Отличается ли ваше представление от представления художника?
– Можно ли эту работу назвать иллюстрацией к сказке? Почему?
– Правильно. Это не иллюстрация, это картина, на которой В. М. Васнецов показывает нам как бы обобщенный образ русской девушки, выражает свое отношение к ней.
– Посмотрите, какое настроение у Аленушки? (Лицо у нее хотя и печальное, но красивое и доброе.)
– Как вы думаете, почему она грустит?
– Почему В. Васнецов изобразил Аленушку у воды? (Все грустные события связаны с водой. Иванушка обернулся козленочком как раз потому, что очень хотел воды испить. Именно в воду бросила ведьма Аленушку.)
– При помощи каких средств художник показал, что девочка сирота? (На ней старая одежда, девочка босая.)
– Как он отразил свое отношение к ней?
– Чем отличается изображение Аленушки на картине Васнецова от изображения
на рисунке Билибина?
– Сидя у воды, о чем она думает? О своем одиночестве? Корит брата или сетует, что недоглядела за ним?
3. Выборочное чтение.
– Найдите в тексте и прочитайте, как Аленушка уговаривала братца не пить из лужи.
– Как ведьма утопила Аленушку?
– Как козленок звал свою сестру?
– Что отвечала ему сестра?
– Прочитайте отрывок, где ведьма просит купца избавиться от козленка.
– Прочитайте, как спасли Аленушку.
– Зачитайте слова Иванушки, которые он произносит как плач-заклинание.
– Прочитайте ответные слова Алёнушки. С какой интонацией нужно читать эти отрывки? (Мелодично, жалобно.)
– Какую бы музыку вы подобрали к этим отрывкам?
– Сказки неразрывно связаны с фольклором, русскими напевами, где раскрываются нравы и быт русского народа. Если рассмотреть сказку по авторству и содержанию, то какой вывод можно сделать: какая это сказка? (Волшебная.)
4. Чтение отрывка рассказа по ролям
- По ролям прочитаем вторую часть рассказа стр.24-25.
- Сколько персонажей в рассказе? (Автор, купец, Иванушка, Алёнушка, Ведьма)
- Подумайте, с какой интонацией будем читать слова Иванушки, Алёнушки…?
V. Творческое задание
- Словесное рисование картин.
Опиши героя (внешность, лицо, одежда, манеры поведения) Перечисли основные черты характера героя.
VI. Итог урока.
– С какой сказкой познакомились сегодня?
– К какому виду сказок относится эта сказка?
– Чему учит эта сказка?
VII. Домашняя работа. Подготовить выразительное чтение сказки. С. 22-26, с.27 №9
VIII. Рефлексия
-Что вам больше всего запомнилось?
-Было ли вам трудно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытй урок литературного чтения по произведениям В.Даля "Снегурочка" и русской народной сказки "Снегурочка"
Автор: Черентаева Людмила Ивановна...
Урок литературного чтения по теме: "Образ Бабы Яги в русских народных сказках"
УМК "Гармония", 3 класс, р.н.с. «Баба Яга» и «Падчерица и мачехина дочка»...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.
Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....
Урок литературного чтения. Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" 2 класс
Разработка урока литературного чтения "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Русская народная сказка". во 2 классе...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Урок литературного чтения(слушание),Ефросинина Л.А. "Мир сказок. Русская народная сказка "Кот,петух и лиса"
Урок литературного чтения(слушание),Ефросинина Л.А. "Мир сказок. Русская народная сказка "Кот,петух и лиса"...
Конспект урока литературного чтения "Особенности сказок о животных. На примере русской народной сказки "Петушок и бобовое зёрнышко"
Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме: Особенности сказок о животных. На примере русской народной сказки "Петушок и бобовое зёрнышко". Начало урока и конец урока - в...