Урок литературного чтения, 4 класс (Школа России) по теме: Обобщение по теме: «Природа и мы»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цель урока: Повторение и обобщение знаний, полученных при изучении раздела «Природа и мы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_4_klass._obobshchenie_po_teme_priroda_i_my.docx | 30.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО учителя | Зиновьева Татьяна Федоровна |
Школа | №7 |
Предмет: | Литературное чтение |
Тема: | Обобщение по теме: «Природа и мы» |
Программа | Школа России |
Учебник | Литературное чтение. 4 класс. В 2 частях. Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. |
Место урока в изучаемой теме | Обобщающий урок по теме: «Природа и мы» |
Тип урока по целеполаганию: | Урок обобщения и систематизации знаний |
Цель урока: | Повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела «Природа и мы» |
Задачи урока: | Совершенствовать навык выразительного чтения; развивать самостоятельность в выполнении заданий; формировать умение внимательно и доброжелательно слушать товарищей; формировать экологическую культуру и убеждение о необходимости охранять природу. |
Основные термины и понятия темы: | Словарь: яр, сталактит, сайма, марал, фестон. |
Личностные УУД: | Проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию; принимать роль ученика на уровне положительного отношения к школе. |
Метапредметные УУД: | Составлять план и последовательность действий; поиск информации на странице учебника. |
Предметные УУД: | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов, читать текст; определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст. |
Межпредметные связи: | Русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство. |
Формы работы: | Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
Средства обучения: | Учебник, иллюстрации, тесты для индивидуальной работы, конверты с заданиями в группах. |
Этапы урока | Цель этапа | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1. Организационный момент. Создание эмоционального настроения. | Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Личностные УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность. | Чтение стихотворения В.Чижова «В природе столько красоты» В природе столько красоты – | Читают по одной строке наизусть | Метод: стимулирование и мотивация учащихся. |
2. Актуализация знаний (Определение темы и цели урока.) | Разгадаем кроссворд, который вы видите на доске. - Имя стрижонка. - Лохматая собака из рассказа Куприна. - Река, с берегов которой приехала Вьюшка. - Кем была Выскочка? - Озеро, где жил Приёмыш. - Каким животным был Приёмыш? (Лебедь). Кто учил стрижонка летать? (Вожак). Учитель: Какое же слово у вас появилось в выделенных клетках. Верно, это слово – природа. Кто же из вас догадался, по теме какого раздела мы проведём урок-обобщение? - Верно, ребята, по теме: «Природа и мы». - А с какой целью мы проводим этот урок? | Разгадывают кроссворд (отвечают на вопросы учителя) (Скрип) (Барбос) (Бия) (Сорока) (Светлое) (природа) (Природа и мы.) (Повторить и обобщить изученный материал, вспомнить авторов и произведения, которые вошли в этот раздел.) | |||
3. Закрепление с проговариванием во внешней речи. | Создание условий выявления учащимися места и причины затруднения . | Познавательные УУД: умение соотносить свои действия с используемым способом; умение зафиксировать в речи причину затруднения. | 1). Задание «Найди пару». -Соедините фамилию автора с названием его произведения. (Запись на доске). Д.Н. Мамин-Сибиряк «Выскочка» А.И.Куприн «Кабан» В.П.Астафьев «Приёмыш» Е.И. Чарушин «Стрижонок Скрип» М.М.Пришвин «Барбос и Жулька» 2).Задание «Трудные слова» (жёлтый конверт). Сталактит - имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост. Марал- Яр-крутой берег, обрыв. Сайма –рыбацкая стоянка Фестон- 3).Задание «Бюро находок» (розовый конверт) -Узнайте, из каких произведений эти предметы? (Рисунки предметов). Норка (« Стрижонок Скрип»). Рога («Кабан»). Хвост («Выскочка»). Миска («Барбос и Жулька»). Лодка («Приёмыш»). Метла («Кабан»). 4). Задание «Угадай-ка» (сиреневый конверт) -Угадайте героев произведений. (Дети зачитывают описания героев). В общей птичьей загородке танцуют журавли – красавки, подпрыгивают, вертятся . А наш серый журавль их унимает. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка, - он, не торопясь, пришагает и ткнёт кого надо клювом. Начальник – птица! За это его и на птичьих дворах часто держат начальником. Она была маленькая, тонконогая с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди. Основной чертой её характера была деликатная, почти застенчивая вежливость. -Гордая, настоящая царская птица, - объяснил он. –Помани его кормом, да не дай, другой раз и не пойдет. Свой характер тоже имеет, даром что птица… -Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит. Ей было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать. С рассвета и до вечера носилась она над берегом и водой, схватывала на лету мошек, комариков, дождевые капли. Приносила их детям. А мальчишки, сидевшие с удочками на берегу, думали, что она и все они играют над рекой. Наша охотничья собака, лайка, приехала к нам с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки так и назвали мы её Бией. Но скоро эта Бия почему – то у нас превратилась в Бьюшку, Бьюшку все стали звать Вьюшкой. Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. -Что помогло вам быстро догадаться, о каком герое идёт речь? Приведите примеры. | Работают в группах 1). Соединяют фамилию автора с названием его произведения. 2). Объясняют словарные слова 3). Узнают по рисункам, из каких произведений предметы? 4). Угадывают героев произведений. (Дети из других групп зачитывают описания героев). | |
4.Физкультминутка. | Создание условий для снятия утомляемости у учащихся, улучшение мозгового кровообращения | Физкультминутка: «Земля, вода, воздух, огонь» | По команде учителя «земля» дети опускают руки вниз, «воздух» - дети поднимают руки вверх, «вода» - разводят руки в стороны, «огонь» - крутятся вокруг себя. Во время проведения физминутки ведущий старается запутать игроков. Дети, которые запутались при выполнении действий, садятся на место, остаются играть самые внимательные. | ||
5. Включение в систему знаний и повторение | Уточнение существенных особенностей нового знания, его роли и места в системе уже изученных знаний. | Коммуникативные УУД: проявлять интерес к общению и групповой работе; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Личностные УУД: развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения. Познавательные УУД: устанавливать причинно - следственные связи и на основе этого строить рассуждения. | 5).Задание «Найди лишнее» (зелёный конверт) Кабаны, ягуар, марал Серёжка, слон, медведь – губач, кот Василий. Тарас , Приёмыш, Соболько, Выскочка Выскочка, Вьюшка, стриж, кабан, сороки. Барбос, лайка, Жулька, Соболько Стрижонок Скрип, мама – стрижиха, вожак, папа – воробей, Белое брюшко. 6).Домашнее задание «Инценирование» Учитель: Каждая команда подготовила для вас небольшой отрывок из прочитанных произведений. Вам необходимо отгадать из какого произведения этот отрывок и кто его автор. 1 группа «Не скучно тебе, дедушка? Жутко одному-то в лесу?» «Одному? Тоже скажет… Я тут князь князем живу. Всё у меня есть… И птица всякая, и рыба, и трава. Конечно, говорить они не умеют, да я-то понимаю всё. Сердце радуется в другой раз посмотреть на божью тварь». 2 группа. «Скачи назад». «Скачи как надо». «Как всему сорочьему обществу надо!» «Скачите, как надо, а я – как мне самой хочется». 3 группа «Сашка, Машка, Яшка, Прошка, Акулька! Обратно! Я вас!» «Повернулись кабаны. Простыми свиньями побежали в свой хлев – в свою клетку. А парнишка их подгоняет прутиком. Похрюкивают кабаны, бегут, хвостиками вертят. Загнал в клетку и запер». 4 группа Между ним и Жулькой Царствовало редкое согласие и самая нежная любовь. Может быть, втайне Жулька осуждала своего друга за буйный нрав и дурные манеры. Но, во всяком случае. явно она никогда этого не высказывала. 5 группа Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку. Какая это была вкусная капля! Стрижонок Скрип проглотил её и пожалел, что капля такая маленькая. - Скрип! – сказал он. Ещё, мол, хочу. - Скрип- скрип! –радостно ответила мама-стрижа. Сейчас . дескать, сейчас. | 5). Находят лишних героев. Каждая команда показывает домашнее задание | |
6. Самостоятельная работа и проверка по эталону. | Подготовка учащихся к фиксированию индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Познавательные УУД: овладеть логическим действием обобщения. Регулятивные УУД: взаимоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. | Учитель раздаёт карточки с тестами | Выполнения теста, самопроверка по эталону | Метод письменного контроля |
7. Внеурочное творческое задание | Создание условий для активизации познавательной деятельности через внеурочное творческое задание | Создание условий для активизации познавательной деятельности через внеурочное творческое задание. | 1. Внекл. чтение. Рассказы М. Пришвина. 2.Составить кроссворд по теме. | Записывают домашнее задание в дневник | |
8. Итог урока. | Обобщение и закрепление полученных знаний посредством метода словесной передачи и слухового восприятия информации | Предметные УУД: отвечать на итоговые вопросы. | - Назовите тему раздела. - Какие задачи мы ставили перед изучением этой темы? | (Работа по учебнику с.75) | |
9. Рефлексия. | Оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося. | Регулятивные УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. | «Рефлексивный экран» Сегодня я узнал … Было интересно … Я выполнял задания … Я понял, что … Меня удивило … Урок дал мне для жизни … Мне захотелось … | Дети продолжают фразы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе на тему: "Обобщение по теме "Басни И.А.Крылова "
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе на тему: "Обобщение по теме "Басни И.А.Крылова "...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Урок литературного чтения в 1 классе по теме «Обобщение по теме «Сказки. Загадки. Небылицы.»» (УМК «Школа России»)
Тема: «Обобщение по теме «Сказки. Загадки. Небылицы.»»Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Сказки. Загадки. Небылицы».Тип ур...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему "Обобщение по теме «Русские писатели»"
Конспект разработан так. чтобы можно было:-обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Русские писатели”;-совершенствовать умения соотносить произведения с их автором,-разв...
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе на тему "Обобщение по разделу "Природа и мы"
Презентация к обобщающему уроку литературного чтения в 4 классе по разделу "Природа и мы".Цели урока: систематизация, обобщение знаний по разделу "Природа и мы"; развитие...
Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Обобщение по теме: «Русские писатели" по программе "Школа России"
Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Обобщение по теме: «Русские писатели" по программе "Школа России"...
Конспект по литературному чтению. УМК "Школа России".Тема: Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна», 2 класс
Цели деятельности учителя: обобщение знаний обучающихся по разделу «Люблю природу русскую. Весна», совершенствование навыков выразительного чтения, развитие речи, внимания.Планируемые...