Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме "Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Цели урока:
- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;
- учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;
- учить устанавливать связь между иллюстрациями и текстом;
- учить выражать свои впечатления и суждения в словесной форме;
- корригировать нарушения в развитии эмоционально-личностной сфере; создавать условия для психологического комфорта;
- развивать навыки самоконтроля; коммуникативные функции речи;
- формировать положительную мотивацию к урокам чтения;
- осуществлять на учебном материале этическое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_2_klass_lisa_i_zhuravl_hve.docx | 17.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе
Тема урока. Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям.
Цели урока:
- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;
- учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;
- учить устанавливать связь между иллюстрациями и текстом;
- учить выражать свои впечатления и суждения в словесной форме;
- корригировать нарушения в развитии эмоционально-личностной сфере; создавать условия для психологического комфорта;
- развивать навыки самоконтроля; коммуникативные функции речи;
- формировать положительную мотивацию к урокам чтения;
- осуществлять на учебном материале этическое воспитание.
Оборудование: высокий кувшин с горлышком, тарелка, предметные картинки с изображением лисы и журавля, иллюстрации к сказке (презентация), атрибуты для драматизации.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Какое сегодня число?
II. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
- Беседа по вопросам.
- Как называется этот предмет? (кувшин)
- Какой он? (высокий, круглый, с узким горлышком)
- Выполним дыхательное упражнение «Кувшинчик» ( учащиеся имитируют кувшин и дуют в него)
- Это тарелка. Какая она? (мелкая, плоская)
- Выполним упражнение «Тарелочка». (Учащиеся имитируют тарелку, дуют на неё)
2. Чередование упражнений «Кувшинчик» и «Тарелочка».
3. Чистоговорка.
Курлы, курлы, курлы,
Летят, летят журавли.
Кули-си, курли-си
По Руси, по Руси.
III. Проверка домашнего задания.
- Что было задано на дом? (Прочитать отрывки из сказок и назвать сказку).
(4 ученика читают отрывки)
IV. Работа над новым материалом.
Чтение и анализ русской народной сказки «Лиса и Журавль».
1. Вступительная беседа.
- Давным-давно сказки только рассказывали, не читали. Один человек рассказывал другому: отец сыну, бабушка – внучке и т.д. А так как текст не записывали, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в текст, потому что мы обычно рассказываем так, как запомнили, то есть своими словами. Мы не знаем кто первым рассказал сказу «Колобок», поэтому считаем, она – народная сказка.
Существуют разные национальности и народы (русские, татары, белорусы, эстонцы и т.д.). У каждого народа есть свои сказки, которые знакомят нас со своей жизнью. Сказки разных народов часто похожи на русские сказки, так как в произведениях любых народов воспитывают дружелюбие, справедливость, доброту, честность, осуждают лень, злость, жадность.
2. Сообщение темы и целей урока.
- Итак, мы начинаем изучать новый раздел учебника чтения «Народные сказки», в котором собраны сказки разных народов.
- Сегодня будем читать русскую народную сказку, но сначала отгадайте две загадки:
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.
(Дети отгадывают загадку. Учитель выставляет картинку с изображением лисы)
Большая плотная птица
С длинными ногами, клювом, шеей.
(Дети отвечают, а учитель выставляет картинку с изображением журавля)
- Кто догадался, как называется сказка, которую будем читать на уроке.
- Сегодня мы будем читать сказку «Лиса и Журавль».(Слайд 1)
3. Первичное знакомство со сказкой.
А) Целевая установка.
- Вы сейчас послушаете сказку, а потом ответите на вопрос: почему услышанный текст называется сказкой?
Б) Беседа по вопросам.
- Понравилась сказка?
- Докажите, что прочитанный текст – это сказка.
4. Чтение текста учителем.
- Откройте учебники на стр.101. Я буду читать, а вы следите за моим чтением и обращайте внимание на интонацию моего голоса. Постарайтесь запомнить новые слова.
5. Словарная работа.
- Какие новые слова есть в сказке? (Слайд 2)
ПИР – большой званный обед, обильное угощение.
СТРЯПАТЬ – готовить.
ПОТЧЕВАТЬ – угощать.
ДОСАДА – обида.
НЕ ОБЕССУДЬ – не суди.
НЕ СОЛОНО ХЛЕБАВШИ – остался ни с чем.
6. Гимнастика для глаз.
А) быстро поморгать глазами и посмотреть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Б) Крепко зажмурить глаза (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
В) Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
Г) Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счёт 1-4, потом перевести взор вдоль вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
Д) В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 1-2 раза.
7. Чтение сказки по смысловым отрывкам и анализ их содержания.
А) Чтение первого смыслового отрывка.
- Что обещала Лиса, когда звала Журавля в гости?
- Что приготовила Лиса для угощения?
- Почему она размазала кашу по тарелке?
- Что подумала Лиса, когда приглашала к себе Журавля? (Думала об одном, говорила другое)
Б) Чтение второго смыслового отрывка.
- Что Журавль приготовил для угощения?
- Как он угощал Лису?
- Для чего он это сделал?
- Могли ли они после таких угощений дружить? Почему?
V. Драматизация сказки.
1. Подготовительная работа.
А) Характеристика героев.
- Каким показан Журавль? А Лиса?
Б) Соотнесение слов текста с иллюстрацией.
- Найдите и прочитайте слова Лисы, которые относятся к первой иллюстрации. (Слайд 3)
- Прочитайте эти слова и передайте голосом, что Лиса говорит одно, а думает о другом.
- Прочитайте слова Лисы, которые относятся ко второй иллюстрации. (Слайд 4)
- Прочитайте слова Журавля.
- Если то, за что можно поблагодарить Лису?
- Почему он говорит: «Спасибо!»?
- Как надо читать эти слова?
(После каждого чтения отрывка учащимися учитель перечитывает слова персонажей с правильной интонацией)
2. Превращение в сказку.
- Сейчас мы отправимся в сказку.
(Учащиеся под музыку выполняют динамические упражнения с закрытыми глазами. В это время два ученика надевают костюмы Лисы и Журавля, учитель выставляет атрибуты к сказке.)
3. Чтение сказки по ролям.
4. Возвращение из сказки.
Учащиеся под музыку выполняют динамические упражнения.
VI. Обобщающая беседа.
- Прочитайте слова, в которых заключается главная мысль сказки.
- Как понимаете слова: «Как аукнется, так и откликнется»?
VII. Переделывание сказки.
- Что нужно сделать Лисе, чтобы Журавль не обиделся?
- Расскажите сказку, где Лиса будет гостеприимной и нежадной.
VIII. Итог урока.
- Как называется сказка, которую читали на уроке?
- Как жизненный совет получили?
- Расскажите, как Вы приглашаете гостей?
IX. Дидактическая игра «Помнишь ли ты сказки?» (презентация)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по чтению и развитию речи 2 класс
Конспект урока по чтению и развитию речи.2 класс специальной (коррекционной) школы. Тема: Звук и буква Шш.с приложением презентации....
Конспект урока чтения и развития речи 2 класс 8 вид. К.Чуковский «Черепаха»
Конспект урока чтения и развития речи для дистанционного обучения детей инвалидов, 2 класс 8 вид. К.Чуковский «Черепаха»Учебник « Чтение» 2 класс, автор С.Ю. Ильина, А. К. Аксёнова и др.Раз...
Конспект урока письма и развития речи 3 класс по теме "Письмо другу"
Этот конспект урока по письму будет интересен учителям, работающим в специальной коррекционной школе VIII вида....
Конспект урока письма и развития речи, 2 класс. Тема "Гласные у-ю после твердых и мягких согласных"
Конспект урока письма и развития речи, 2 класс коррекционной школы VIII вида. Тема урока "Гласные у-ю после твердых и мягких согласных"...
Конспект урока письма и развития речи. 3 класс коррекционной школы VIII вида. Тема "Звонкие и глухие согласные на конце слов"
Конспект урока письма и развития речи в 3 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слов"...
Конспект урока русского языка. Развитие речи. 3 класс
Тема: сочинение-описание «Мой класс»Цель: учить детей построению сочинения по наблюдениям.Задачи: формирование УУДЛичностные: ценить свой класс, видеть его уютные уголки, посмотреть на него глаз...
Конспект урока письма и развития речи 4 класс (учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющие умственную отсталость)
Тема урока: Обобщающий урок по темам «Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного, разделительный ь»Цели: Обобщить знания о ь – как показателе мягкости согласных на письме, раздел...