Звук [ж]. Буквы Ж, ж. Урок обучения грамоте в 1 классе.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Звук [ж]. Буквы Ж, ж. Урок обучения грамоте в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_zh_na_pechat.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звук [ж]. Буквы Ж, ж.

Урок обучения грамоте в 1 классе.

Цель: познакомить с новым согласным звуком и буквами.

Задачи:

  • дать характеристику звука, показать зрительный образ-букву, создать условия для закрепления навыка слогового чтения;
  • способствовать развитию внимания, фонематического слуха;
  • способствовать воспитанию бережного отношения к насекомым.

Оборудование: карточки: «согласные»,  «гласные»; предметные картинки – солнышки для рефлексии, карточка с буквами Ж, ж; изображение жука для домашнего задания, карточки со скороговорками.

Техника: компьютер, проектор, экран.

ХОД  УРОКА

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть вас сегодня.

Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.

- Сегодня, ребята, у нас на уроке много гостей. Поздороваемся с ними и подарим им свою улыбку и хорошее настроение.

• Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новым звуком.

2. Актуализация знаний

 - Назовите буквы, которые в них спрятались ( а, ы, о, и, м, г, ч, д)

 - На какие 2 группы их можно разделить? (гласные и согласные, те, которые могут быть заглавными и строчными, и те, которые могут быть только строчными).

 - Какие звуки называются гласными?

Назовите гласные, которые спрятались в ромашках.

 - Какие звуки называются согласными? Перечислите их.

 - Какая из данных букв обозначает только мягкий согласный звук? (ч)

 - Придумайте слова с данными буквами. Молодцы.

3. Введение новой темы. Звук [ж]. Буквы Ж, ж.

- Ребята, вы любите разгадывать загадки? А я очень люблю их загадывать.

Отгадайте загадки. Если ответ будет правильный, мы увидим отгадку.

-Длинноногий, длинношеий

Длинноклювый, телом серый,

По болотам ходит-бродит,

Там лягушек ищет, ловит       (журавль)

- В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.                         (желудь)

- Чёрен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног, да без копыт.        
                                                 (Жук).

 -Произнесите все слова.

 - Чем все слова похожи? (Во всех словах есть звук [ж])

3. Постановка учебной задачи

- Как вы думаете, какая тема урока?

- Чему вы научитесь сегодня на уроке?

4. Характеристика звука [ж].

- Как узнать, какой звук? (надо произнести.) Молодцы!

- Повернитесь друг к другу и произнесите звук [ж]  (артикуляция) 

(Спойте любимую песню жука (ж-ж-ж-ж-ж))

- Какой это звук? (согласный)

- Кто согласен? (Почему этот звук согласный?)

- Как вы думаете этот звук звонкий или глухой? Почему?

 - Как вы думаете,  он твёрдый или мягкий? (произносим твердо)

 - Ребята! Я вам предлагаю поиграть в игру «Расти, лесок»

(В словах, которые я назову, замените первый звук на звук [ж] так, чтобы получилось новое слова)

Лук – жук

Пучок – жучок

Билет – жилет

Веня - Женя

Пир – жир

 

- Составьте звуковую схему к слову ПИР

 - Почему  звук [п] мягкий?

А теперь звуковую схему к слову жир

 - Что интересного заметили? (нет мягких звуков, все – согласные)

 - Какое предположение можно сделать? (этот звук всегда твёрдый)

 - Проверьте свои предположения на слове «Женя»

 - Какая орфограмма есть в этом слове? (Имя собственное пишется с большой буквы)

 - Какой вывод можем сделать? (звук ж всегда твёрдый)

Физминутка  

Лежебока рыжий кот (встать и перекатиться с пятки на носок)

               Отлежал себе живот (потянуться),

               Встал и выгнул спину в мост (прогнуться),

               Мягко лапами прошёл (изобразить кошачью походку),

                Тихо песенку завел (сесть за парты)

- Как вы думаете, где должен располагаться звук Ж на ленте звуков?

 - Почему?

 

Звук Ж обозначается буквой Ж

 5. Буквы Ж, ж. Чтение слогов с ними.

У С.Я. Маршака есть такое стихотворение:

 -  На что похожа буква?

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!                (С.Я.Маршак)

- Составьте из карандашей букву Ж

 - Молодцы!

 - Напечатаем эту букву в книжках – малышках.

Чтение слогов: ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ, ЖЕ

 - На что надо обратить внимание при чтении? (на слоги жи, же) – произносим твёрдо

 - Молодцы!

6. Закрепление

 - Расскажите, что узнали про звук [ж]?

        

7. Итог урока

- Какое открытие мы сделали на уроке?

8. Рефлексия

- если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке и всё у вас получилось, посадите жука на цветок зеленого цвета,  если не совсем довольны своими ответами – желтый цветок, если ничего не поняли и недовольны собой – красный цветок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Урок обучения грамоте 1 класс УМК "Планета знаний" Тема урока: "Звук "Ч", буквы Ч, ч "

Цели урока:Соотносить звук "Ч" и буквы Ч,Ч.Уметь характеризовать данные звуки как всегда мягкие, глухие, шипящие; слышать их в слове, ; подбирать слова с данными звуками.Расширять , активизировать сло...

Урок обучение грамоте. 1 класс ПНШ. Тема урока. Звуки [п] [п´] и буквы П п.

Цель урока:Познакомить учащихся с буквами П,п и  звуками [п] [п´], учить дифференцировать эти звуки по твёрдости – мягкости....

ЗВУК И БУКВА «Чч» - ЗАКРЕПЛЕНИЕ урок обучения грамоте

Урок направлен на закрепление звука и букваы"Ч" в коррекционной школе VIII вида.....

Конспект урока обучение грамоте 1 класс по теме: «Звуки [г] и [г’], буква Гг» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуках [г], [г’], графического облика печатных  букв Гг; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые ре...

урок обучения грамоте, 1 класс, "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.Сопоставление слогов и слов с буквами Д и Т"

Конспект урока обучение грамоте. Тема: "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.Сопоставление слогов и слов с буквами Д и Т"...