Звук [ ш ] Буквы Ш ш Урок обучения грамоте в 1 классе
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Дунаева Альбина Алексеевна

Звук [ш]   Буквы Ш ш

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Конспект урока

 

    Литературного чтения в 1 классе

       (период обучения грамоте)

 

                     Тема: «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш»

                                                                                     

                                                                                         Автор: учитель начальных классов 

                                                                                        Дунаева Альбина Алексеевна    

                                                                                                             

                                                                                           Образовательное учреждение

                                                                                                                          МОУ ООШ № 21

                                                     

          

                                                                                 2020г.

 

Тема: «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш,ш»

1-й (из 3-х) урок в теме.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: дидактическая сказка.

Дидактическая цель урока для детей: изучить звук [ ш ] и буквы Ш, ш.

Дидактическая цель  для учителя: создать условия для изучения звука [ ш ] и букв Ш, ш.

Задачи урока:

Обучающие:

  1. Помочь детям овладеть умением выделять звук [ ш ]  из потока речи.
  2. Формировать умение узнавать графический образ буквы Ш, ш.
  3. Формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
  4. Учить выделять отличительные признаки изучаемого звука, способствовать формированию умения характеризовать звук, слог.

    Развивающие:

  1. Содействовать развитию фонематического слуха, умение анализировать звучащую речь.
  2. Развитие памяти, мышления, внимания.
  3. Развитие коммуникативной культуры речи, вопросно-ответной формы речи.
  4. Развивать плавное послоговое  осознанное чтение с изученными буквами.

Воспитывающие:

  1. Создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу чтения.
  2. Воспитание познавательного интереса.

Оборудование:         предметные картинки, опорная схема, карточки с дифференцированными заданиями, для

                          индивидуальной работы, жетоны с изображением Солнышка, презентация из 27слайдов,

                              мультимедийный проектор.

Литература:        Учебник «  Азбука», Москва, «Просвещение», 2011 г.

                           

               Праздник БУКВАРЯ, учебное издание автор-составитель В.В.Волина

                                                 Тема:  Звук [ ш ]. Согласная буква ш.                

                                                 1 класс УМК «Школа России»

№ этапа урока, название,

Цель этапа

Деятельность учителя

 Методы, приемы, средства

Деятельность ученика

( форма работы)

Реальный образовательный продукт совместной деятельности

1.Организацион-ный этап

Подготовить учащихся к работе на уроке

    Приветствие, проверка готовности учащихся и кабинета к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учения. 

          j0293828sun1

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок!

Все ли у вас в порядке?

На месте ли книжки тетрадки?

Молодцы, ребятки!

-Ребята, к нам на урок заглянуло Солнышко, но какое-то оно не веселое. Как думаете почему? Надо бы нам Солнышку помочь тучку прогнать. Вы согласны со мной?

Выполняя каждое задание правильно, работая дружно вы вернете Солнышку хорошее настроение и расправите все лучики.

Проверяют готовность рабочего места к уроку.

- Тучка Солнышко собою закрывает.

-Да!

Доброжелательный настрой учителя и учащихся на работу, полная готовность учащихся и кабинета к уроку, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2.Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала

Обеспечить мотивацию изучения нового материала. Актуализация субъективного опыта учащихся

Раскрытие и определение цели урока, выбор плана урока.

1.Фонетическая разминка.

- Прочитайте задание. Лучик «Называй-ка».

- Назовите предметы, изображенные на картинках.( шар, игрушка, шапка, шуба, ландыш) Какой звук повторяется в этих словах?

Вспомните, какой звук издаёт змея?

– А теперь давайте пошипим все вместе: Ш-ш-ш.

2. Подведение к формулированию темы. Проблемный вопрос.

- Рассмотрите буквы на доске ( А, О, ш, У, И ) найдите «лишнюю» букву не менее чем по двум признакам.

- Ребята, звук [ ш ] на письме обозначается буквой ш.

– Проживает ли  буква ш в ленте букв?

– Сформулируйте тему нашего урока.

– Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?

На доске – опорная запись в виде предложений с  пропущенными словами и условными обозначениями.

  • Изучить … звук  и …букву.
  • Учиться отличать новые … и … от других звуков и букв;
  • Учиться читать □, □ и ∟,∟ с новой буквой.

Все верно назвали, один лучик показался из-за тучки(самый активный ученик в этой работе, прикрепляет луч к Солнышку на магнит) и т.д.

Фронтальная работа

Читающий ребенок озвучивает задание для класса.

- В каждом слове встречается звук [ ш].

Называют варианты ответов, правильный:

- Я думаю, что « лишняя» буква «ш». Она строчная, остальные заглавные; её мы не изучали, а с остальными уже работали. (Обращаются к ленте букв)

- Мы еще не заселяли эту букву.

Называют тему урока.

-  Звук [ ш ]. Строчная буква ш.

Дети сопоставляя тему урока и содержание данной записи, восстанавливают ее и формулируют самостоятельно цель урока.

  • Изучить новый звук и новую букву.
  • Учиться отличать новый звук и букву от других звуков и букв.
  • Учится читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Готовность учащихся к активной учебной деятельности, понимание учащимися  социальной и практической значимости изучаемого материала.

Вывели название темы урока.

Читающие дети озвучивают опорную запись.

3.Этап усвоения новых знаний и способов деятельности

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися нового звука и обозначающей его буквы. Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики  воспроизведения изучаемого материала

 Лучик «Угадай-ка»

1.Слого-звуковой анализ слов шары, карандаш.

- Назовите отгадки к загадкам.

Сегодня все ликует! Снимок

В руках у детворы

От радости танцуют воздушные …Шары

В снежном поле по дорогеpencil

Мчится конь мой одноногий. 

И намного - много лет

Оставляет чёрный след. Карандаш.

 

(определение места изучаемого звука в словах, количество звуков, букв, характеристика звука в начале слова шары и на конце слова карандаш).

Наблюдение

2.Артикуляция при произношении звука[ ш ].

- Подберите слова, в которых встречается звук

[ ш].

-Прочитайте чистоговорки на доске, четко проговаривая все звуки.

- Произнесите звук [ ш ] еще раз  и дайте ему характеристику по алгоритму (алгоритм на доске).

 Вывод повторяют все хором.

3.Физминутка с заданием Лучик «Поиграй-ка»

-  Определение места  звука [ ш ] в словах.  Познавательная игра.

-  Я буду называть слова, а вы - определять где в слове новый звук спрятался. Если звук [ ш ]  в начале слова приседают ребята 1ряда, остальные прыгают на носочках. Если в середине -2ряд выполняет прыжки, на конце слова -3 ряд.

 

Шуба    крыша    карандаш     шалаш           хорошо

Ушки    крошка   шутка           шиповник    крылышки

- Я называю слова, а вы если слышите в слове звук [ ш ] – хлопайте в ладоши. Шаль, сталь, пушок, пух, стук, шарф, шелк, лист, свист, штраф, паштет, омлет.  

4. Знакомство с буквой.

- Согласный звук [ ш ] на письме обозначается согласной буквой ш. Показ картинки с написанием статьи 044 печатного и письменного вариантов букв, сточной и заглавной.

- На что похожа буква ш?

- Прочитайте на доске стихотворения. С чем сравнили образ буквы ш поэты?

Ах, табуретка хороша!

Перевернул –

И буква Ш!     (Е. Тарлапан)

Посмотри на букву Ш-

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.   (А. Шибаев)

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.    ( Г. Виеру)

- Молодцы, ребята!

5.Печатание строчной и заглавной букв ш, Ш в блокнотах. Запись словарного слова КАРАНДАШ, с делением на слоги, постановкой ударения безударные буквы выделяют, запоминают написание.

- А чтобы прочитать букву ш, нужно просто назвать звук [ ш ].

6. Чтение слогов, слов с доски и в «Русской азбуке» с.141 Лучик «Почитай-ка»

Прочитайте слова и слоги в полголоса самостоятельно, а затем соседу.

- Почему одни слова написаны со строчной буквы, а другие, с заглавной?  Верно.

Работа в парах.

Дети называют слова с буквой ш и делают вывод:

 звук [ ш ] согласный, т.к. встречаются препятствия во рту при произнесении – щеки сжаты, язык в среднем положении, звук всегда твердый, глухой т.к. произносится без участия голоса, шипящий т.к. слышится свист и шипение.

Хлопки на словах: шаль, шелк, пушок, шарф, штраф, паштет.

Варианты ответов детей:

- На вилку, расческу, на перевернутую букву е и т.д.

Дети по желанию читают стихи на доске. Не читающие запоминают.  

Индивидуальная работа -«жужжащее» чтение.

Работа в парах - взаимопроверка.

- Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Самостоятельность учащихся в добывании знаний. Показателем выполнения дидактической задачи служит правильность, полнота и осознанность ответов учащихся.

Умение читать по слогам и целыми словами, знать правописание имен собственных,

4.Этап первичной проверки понимания учащимися изученного материала

Установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести их коррекцию

1.Работа по учебнику на с.16 Чтение пословиц и нахождение в тексте новой буквы самостоятельно.

- Сколько букв ш нашли в тексте?

- Что нужно сделать, чтобы прочитать букву ш?

Чтение и толкование смысла пословиц и поговорок по желанию.

- В каких случаях можно употребить в речи каждую из пословиц?

2.Рассматривание иллюстраций на с.16-17 в «Азбуке».

- Кто изображен на рисунках? Составление рассказа по иллюстрации, анализ одного – двух предложений. - Найдите предметы на иллюстрации, в названии которых есть согласный звук [ ш ].

 Значение каких слов вам не знакомо?

- Кто сможет объяснить? При затруднении находят в толковом словаре с помощью учителя. Молодцы и с этим заданием справились!

3. Лучик «Отдыхай – ка»

         Физминутка «Шар»

            Я с утра сегодня встал.

            С полки шар воздушный взял.

            Начал дуть я и смотреть

            Стал мой шарик вдруг толстеть.

            Я всё дую – шар всё толще,

            Дую – толще, дую – толще.

            Вдруг услышал я хлопок.

            Лопнул шарик, мой дружок.

Разминка для глаз

  • «Моргания» - моргайте на каждый вдох и выдох.
  • «Вижу палец» - указательный палец правой медленно удалить от себя, зафиксировать внимание на пальце в течение 4-5секунд, затем медленно приблизить к переносице, зафиксировать внимание на пальце в течение 2-3 секунд. Повторить упражнение  3-4 раза.
  • «Художник» - глазами нарисуйте 6 восьмрок, 6 по часовой стрелке и столько же кругов против часовой стрелки.
  • «Часики» - двигать глазами влево, вправо, как маятник. Повторить 5-6 раз. Двигать глазами вверх, вниз не спеша. Повторить 5-6 раз.

Не читающие ребята находят новую букву в строчках подчеркивают карандашом, считают сколько раз она встретилась в пословицах. Остальные ученики читают и отмечают количество букв.

(8 букв)

- Назвать звук[ ш ].

Ответы детей.

Ответы детей.

- Шамаханская царица из «Сказки о золотом петушке» А.С Пушкина, шуты, груши, кувшин, чаша, шатер и т.д.

Установлена правильность и осознанность основного содержания изученного материала у всех учащихся:

умеют выделять в потоке речи изучаемый звук, узнавать графический образ новой буквы, читать с ней слова.

Проведена коррекция неточных представлений индивидуально.

5.Этап закрепления новых знаний и способов деятельности

Обеспечить закрепление учащимися  знаний и способов деятельности, повышение уровня осмысления изученного материала. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

Работа с книгой

Работа над формированием умения читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Чтение текста с. 17 по-цепочке самостоятельное чтение.

 Лучик «Отвечай - ка»

Беседа по содержанию. Работа над развитием связной речи и активизации словарного запаса.

 Выборочное чтение.

- О каком времени года упоминается в рассказе? Прочитайте это предложение.

- Свой ответ подтвердите предложением из текста.

- Как вы понимаете слово кисти «горели»?

Что говорится о ребятах

Актуализация полученных ранее знаний.

-Вспомните, какие значения имеет слово кисти?

Распространение первого предложения.

Подбор заголовка. Пересказ.

Фронтальная работа.

Самостоятельная работа.

- Речь идет об осени.

Читают 4 предложение.

- Краснели, алели, пылали.

-Кисти ягод( синоним- грозди), кисти для рисования, кисти рук, декоративные пучки шелковых нитей.

Умения учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила, умение распознавать и воспроизводить изученные Звук и букву Ш, алгоритмы и пользоваться ими.

6.Этап применения знаний и способов действий

1.Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

2. Обеспечить формирование у школьников умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях

Лучик  « Размышляй- ка»

Работа над развитием памяти, внимания и мышления. Воспитание познавательного интереса.

Индивидуальная работа по карточкам. Метод занимательности содержания. Если вы будете внимательно выполнять упражнения, то у вас обязательно все получится!

    1.    Найди и вычеркни в строчках все буквы ш.

(Сколько из них сточных, заглавных?)

ОРШПМИКИшИБЮьШЭтМЧБЬсяАЫ

СЦЫФоПАвКЕНцШДИшлРПВШтЭЪХ

  1. Найди границы слов  и запомни, сколько их спряталось на строке. Как, одним словом назвать все эти предметы?

    ГРУШАБРИКОСЛИВАНАНАС

  1. Отгадай ребус  ША   запиши ответ.

        ТА

Индивидуальная работа  взаимопроверка

Карточки у каждого ученика.

В скобках дополнительные задания к упражнению. Дети выполняют их по выбору.

6 букв (4 заглавные, 2-строчные)

Груша, абрикос, слива, ананас – фрукты. (Составь предложе-ние с этими словами)

Наташа

Использование системы знаний, предусматривающих нарастание сложности упражнений и самостоятельности учащихся в их выполнении, умение применять  имеющиеся знания в разнообразных ситуациях.

Знать графический образ буквы, уметь выделить ее образ среди других букв, быть внимательным, уметь классифицировать по признаку

7.Этап подведения итогов урока

Совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных  учащихся

  • Ребята, наш урок подходит к концу.
  •  - Скажите, что нового узнали на уроке?
  • - Чему научились?
  • - Где вам новые знания пригодятся?
  • - Какие задания были более интересными?

               - Какими впечатлениями от урока вы      поделитесь дома?

Выучили согласный, твердый, глухой, шипящий звук

 [ ш ].Научились узнавать звук на слух в словах, писать печатную букву ш, читать с ней слоги, слова, предложения, узнавать и отличать ее среди изученных букв. Учились пересказывать текст и т.д.

Демонстрировать умение четко и кратко ответить на поставленные вопросы.

8.Этап рефлексии

Инициировать рефлексию учащихся по вопросу эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

  • Вы хорошо потрудились –  работали активно и дружно. Посмотрите, ребята, нам удалось прогнать тучку. Солнышко нам благодарно улыбается, расправив лучики. Выберите себе на память об уроке портрет Солнышка, отражающий ваше настроение.
  • - Я желаю вам успехов и хорошего настроения на весь день!

Выбирают портрет Солнышка, из трех предложенных, отражающий впечатления и настроение полученные от урока.

Реализация конгитивного алгоритма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Урок обучения грамоте 1 класс УМК "Планета знаний" Тема урока: "Звук "Ч", буквы Ч, ч "

Цели урока:Соотносить звук "Ч" и буквы Ч,Ч.Уметь характеризовать данные звуки как всегда мягкие, глухие, шипящие; слышать их в слове, ; подбирать слова с данными звуками.Расширять , активизировать сло...

Урок обучение грамоте. 1 класс ПНШ. Тема урока. Звуки [п] [п´] и буквы П п.

Цель урока:Познакомить учащихся с буквами П,п и  звуками [п] [п´], учить дифференцировать эти звуки по твёрдости – мягкости....

ЗВУК И БУКВА «Чч» - ЗАКРЕПЛЕНИЕ урок обучения грамоте

Урок направлен на закрепление звука и букваы"Ч" в коррекционной школе VIII вида.....

Звук [ж]. Буквы Ж, ж. Урок обучения грамоте в 1 классе.

Звук [ж]. Буквы Ж, ж. Урок обучения грамоте в 1 классе....

Конспект урока обучение грамоте 1 класс по теме: «Звуки [г] и [г’], буква Гг» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуках [г], [г’], графического облика печатных  букв Гг; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые ре...

урок обучения грамоте, 1 класс, "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.Сопоставление слогов и слов с буквами Д и Т"

Конспект урока обучение грамоте. Тема: "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.Сопоставление слогов и слов с буквами Д и Т"...