Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

  Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и достижения планируемых результатов. Задачи, решаемые в ходе мероприятия следующие: знакомство с видами работы на уроках по введению нового звука, буквы; формирование представлений о реализации личностно - ориентированного и деятельностного подхода на уроках обучения грамоте; демонстрация различных форм организации работы на уроках; Знакомство с формируемыми УУД на различных этапах урока. 

    Материал мастер - класса отчётливо покажет, что возможности учебника "Азбука", отбор и структурирование материалов урока позволяют в полной мере реализовать требования нового образовательного стандарта в части использования системно - деятельностного подхода, в части развития универсальных учебных действий для достижения главной цели - развития ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_2012.docx39.99 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

подготовила и провела                                                                                             учитель начальных классов                                                                                      МБОУ СОШ №22 с углубленным изучением отдельных предметов                                                                                   Садовнич Ольга Александровна

Тема:

Виды работы  над звуком, буквой, словом, предложением на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС.

Цель: сформировать представление  по организации работы на уроках обучения грамоте в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом универсальных учебных действий и достижения планируемых результатов.

Задачи:

  1. Познакомить с видами работы на уроке по введению нового звука, буквы;
  2. Сформировать представление о реализации личностно – ориентированного и деятельностного подхода на уроках обучения грамоте;
  3. Продемонстрировать различные форм организации работы на уроке;
  4. Познакомить с формируемыми УУД на различных этапах урока.

Оборудование:

  1.  Учебник Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец. Азбука. – Самара:  Учебная    литература: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
  2. презентация к уроку;
  3. карточки с деформированным текстом;
  4. лента букв для фронтальной и индивидуальной работы;
  5. карточки для самооценки работы на уроке;
  6. элемент букв для групповой работы.

Информационные ресурсы:

  1. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В.Занкова /А.Г.Ванцян, Н.В.Нечаева, Е.Н. Петрова, А.Ю.Плотникова, С.Г.Яковлева. – Самара: Учебная литература: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
  2. http://festival.1september.ru/ 

Вам есть чему научить,                                                                                                   Вам есть чему учиться!

Образование как социальное явление полностью зависит от требований общества в тот или иной исторический период. В истории человечества сменились две культурно – исторические эпохи: аграрная и индустриальная. Сейчас мир переходит в третью, информационную, культуру, которая предъявляет другие требования к выпускнику школы. Любая трудовая деятельность современного человека сводится к умению всесторонне работать с информацией. Это, в свою очередь, требует от человека гибкости и подвижности мышления, умения быстро и ответственно принимать оптимальное решение, а также высоких коммуникативных навыков, диалогичности, толерантности по отношению к чужой парадигме мышления.

  Поэтому, сегодня государственная политика во главу угла ставит развитие личности обучаемых, что абсолютно совпадает с целью обучения, сформулированной Л.В.Занковым: достижение оптимального общего развития каждого ребёнка при сохранении его психического и физического здоровья.

   В Стандарте принципиально новыми являются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования  (к личностным,  метапредметным результатам образовательной деятельности), включающих освоение обучающимися универсальных учебных действий.

  Исходя из основной цели обучения, при организации учебного процесса в системе Л.В.Занкова у ребёнка одновременно формируются и совершенствуются все группы УУД. Это мы и рассмотрим в ходе проведения мастер – класса.  Мы пронаблюдаем, что на уроке используются:

  1. индивидуальные, групповые, фронтальные способы решения поставленной учебной задачи;
  2. диалог – как основная форма проведения урока, что является  и средством воспитания школьников, развития их речи, их коммуникативных способностей;
  3. учебник, как важнейшее средство, организующее процесс обучения и воспитания учащихся. Для ученика он является  источником информации, средством её усвоения и самоконтроля. Для учителя это, прежде всего ориентир в руководстве учебным познанием школьников.

Эти положения вошли в основу моего мастер – класса.

Содержание работы.

Тема: Звуки [c], [c’], [т], [т'] и буквы С, с ,Т, т. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое?

Цель: сформировать представление о новых звуках и словах – признаках предметов.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с новыми звуками;
  2. учить выделять новые звуки в речи, находить их в словах, читать слова и предложения с новыми буквами;
  3. способствовать формированию навыков правильного чтения и письма;
  4. развивать речь устную и письменную, фонематический слух;
  5. формировать представление о словах, обозначающих признаки предметов, о согласовании слов по смыслу.

Оборудование:

  1. Учебник Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец. Азбука. – Самара:  Учебная    литература: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
  2. презентация к уроку;
  3. карточки с деформированным текстом;
  4. лента букв для фронтальной и индивидуальной работы;
  5. карточки для самооценки работы на уроке;
  6. элемент букв для групповой работы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Содержит эмоциональный настрой на урок.

- Улыбнитесь друг другу. Ваша улыбка располагает к приятному общению, настроит на радостную работу – вокруг нас так много интересного, стоит только оглядеться вокруг. Но в любом деле необходимо соблюдать определённые правила:

  1. Не выкрикиваем.
  2. Учимся работать сообща.
  3. Мы слышим друг друга.

II. Актуализация опорных знаний.

  1. Фонетическая разминка.

Раз, да, три, четыре, пять

Вышли буквы погулять.

Много их посмотри: одна, две, три:

Как их нам различать?

Каждой надо имя знать.

А ещё, конечно, надо

Научиться их читать.

- Какое задание надо выполнить с этими буквами?

а   К  П   у   о   Ы    и   Ф   ш

- Что можно сказать об этих буквах?

  1. Обозначают гласные – согласные звуки ( а о у ы и/ к п ш ф)
  2. Заглавные – строчные (а у о и ш)
  3. Буква Ы написана неправильно, т.к. нет заглавной ы.
  4. Буква и – лишняя, т.к. она письменная, а остальные печатные.
  1. Классификация букв по заданному признаку.

-  Разделите все буквы на 2 группы.

к п ф ш                                          

а у о  и  ы

  1. Создание проблемной ситуации.

- Составьте слова из букв первой строчки (слушаются высказывания детей: нельзя составит слова из одних согласных)

- Как можно выполнить это задание? (взять буквы второй группы)

- Приведите пример: как, кок, шок, шик, пушка, фишка.

  4. Фонетический анализ слов.

-Какое слово подходит к схеме?

III. Определение темы и задач урока.

1.Словарная работа.

- Продолжаем работу со словами. Надо прочитать слова, записанные на доске. Прочитайте первый столбик, догадайтесь, какие буквы спрятались.

Санки   месяц                           Труба   телефон

Дети читают слова и говорят, какие буквы спрятались. Учитель вставляет буквы.

2.Динамическая пауза.

- Найди нужную букву в классе и поставь на место.

3. Формулировка темы и задач урока.        

 - Вы уже догадались, о каких буквах пойдёт речь на уроке.

IV. Работа по теме урока.

  1. Фонетический анализ.

  - Произнесите звук. Что можете сказать о звуке? (обозначают звук квадратом нужного цвета)

     2.   Рефлексия.

Игра « Угадай звук» (можно использовать в качестве динамической паузы)

 -  Я буду называть слова, если новые звуки будут твёрдые – встают мальчики, а если мягкие – то девочки.

Ананас, сено, снежинки, сундук, сирень, север, свет, сюрпризы, турист, тюльпан, матрос, Смешарики,   ситро, туристический.

 - Почему хлопали и мальчики и девочки? Какое слово показалось вам особенным? (имя собственное – Смешарики)

- У нас сегодня в гостях Смешарики. Как вы думаете, почему эти герои пришли к нам сегодня в гости? (в их имени есть [С])

 3. Анализ буквы.

- Посмотрите на доску. Восстановите в памяти образ буквы с, т.

- Создайте живые картины (дети руками, наклонами создают новые буквы)

4. Работа с «Азбукой»

- Откройте сами последний разворот учебника и найдите эти буквы. Прочитайте правильно название этих букв, которые на письме обозначаются звуками [c], [c’], [т], [т’].

- Какая буква стоит перед С, после Т?

5. Создание проблемной ситуации. Работа в паре.

- У вас на парте лежит лента букв. Куда мы поместим наши буквы? (дети высказывают предположения)

Учитель ошибочно устанавливает место под Л, Р, Й.

- Где их место? Как определить? (при затруднении учитель предлагает задание)

6. Организация исследования: наблюдение за слабой позицией парного согласного.

- Смешарики помогут нам разгадать эту загадку. Они приготовили предложение. Прочитайте его. А теперь произнесите его , не глядя на доску. - - Что вы услышали?

Пароход вёз груз.

( на конце пишем д – слышим [т], пишем з – слышим [с])

- Как мы называем такие звуки? Какие пары нам встретились? Куда можно поселить новые буквы?

а

о

у

ы

э

й

л

м

н

р

б

в

г

д

ж

з

я

ё

ю

и

е

п

ф

к

т

ш

с

7.Рефлексия.

- Что можете рассказать о звуках? Что у  них общего? Отличного?

-  Назовите слова с [c], [c’], [т], [т’] (при затруднении можно обратиться к «Азбуке» с. 62)

V. Закрепление нового материала.

1. Работа с учебником (с.64)

а) Чтение слов.

- Что заметили? Какое слово лишнее в первом (втором, третьем) столбике? (ус, т.к. остальные названия букв, во втором и третьем – два однокоренных слова, в четвёртом – добавляется по одной букве, и получаются новые слова)

б) Совершенствование навыка чтения.

  - Прочитайте слова, где есть С.

- Прочитайте слова, где есть Т.

- Прочитайте односложные слова, двухсложные слова.

VI. Динамическая пауза.

Рыбки плавают в воде в чистой, тёпленькой воде.

То сойдутся, разойдутся, то зароются в  песке.

В песке, где тихо и темно

Лежит усатое бревно.

- О ком говорится  загадке? Где в учебнике изображён сом? Какой он?

VII. Работа по теме урока.

  1. Чтение двустишия Е. Благининой.

-  Прочитайте строки о соме (дети могут перечитать все задания, чтобы найти ответ на вопрос)

Дети читают сначала шёпотом, затем с разным логическим ударением

      2.Беседа по содержанию прочитанного.

– Что делает сом?

- Как поняли «сотый сон»? Как обозначить цифрами 100?

      3. Задание на развитие внимания.

- Во всех словах подчеркните все с. Сколько раз встретилась эта буква?        (8 раз)

      4.Работа в парах.

- Подчеркните слова, которые отличаются одной буквой  отый – сытый, сом – сон)

      5.Самопроверка по слайдам презентации.

      6.Работа над правильным произношением.

      - Что нам напоминает стихотворение? (скороговорку, т.к. часто встречается одна и та же буква)

      - Как читать скороговорку? (быстро и чётко)

Дети читают скороговорку.

VIII. Пропедевтическая работа по изучению грамматических тем.

  1. Наблюдение за словами, обозначающими признаки предметов.

- Смешарики подготовили вам задание, пригласили сказочных персонажей. Вы их найдёте на с. 64. Назовите их.  В чьих именах есть новые звуки? (Солнышко, Лиса)

- Составьте пары слов, используя предметы и их признаки.

2. Работа  в  группах (детям раздаются конверты с заданиями)

 Солнышко     Лиса     Колобок    какая?     какое?     какой?

 Яркое    доброе   хитрая   румяный   рыжая   круглый   весёлое

  1. Самопроверка с использованием записей на доске.

Вызываются от каждой группы 2 ученика и составляют правильные словосочетания.

Слова, которые обозначают признаки предметов, называются прилагательными, они «прилагаются» к предметам и с ними согласуются.

- Какие вопросы мы задаём к словам, обозначающим признаки предметов?

IX. Рефлексия. 

1.Разгадывание загадок.

- Где мы можем встретить такие слова? (в загадках, в описании предмета)

Серенький, беленький                             Зверька узнаем мы с тобой

По лесочку прыг, прыг,                          По двум таким приметам:  

По снежочку тык, тык.  (заяц)                 Он в шубе серенькой зимой

                                                                   И  рыжей шубке летом.  (белка)

Маленький рост, длинный хвост,             Чёрненький, рогатенький

Серенькая шубка, остренькие зубки.        Летит - воет, упадёт –землю роет.

                                             (мышь)                                       (жук)

2.Творческое задание. Работа в группах.

 -Каждая группа получает рисунок предмета и задание – придумать описание предмета, чтобы дети отгадали, о чём или о ком идёт речь.

Х. Итог урока.

- Наш урок подходит к концу. Какие открытия мы сделали?

- Что вас заинтересовало?

- Чему вы удивились?

- В чём затруднились?

Детям поможет памятка:

  1. На уроке я узнал;
  2. Мне понравилось;
  3. Было трудно.

      ХI. Оценка работы.

- Вы сегодня хорошо потрудились. А  вы сами довольны своей работой?

- Кто доволен своей работой, можете взять весёлого человечка и подарить нашим добрым Смешарикам.

- Кто не совсем хорошо работал, оставьте его себе, в следующий раз у вас всё получится.

  Итак, анализируя виды работы и приёмы, использованные на уроке обучения грамоте, мы отчётливо видим, что возможности учебника, структура материалов урока позволяет  в полной мере реализовать требования нового образовательного стандарта в применении системно – деятельностного подхода и формировании универсальных учебных действий для достижения главной цели – развития ребёнка.

 

Приложение.

Обозначения: Л – личностные, К – коммуникативные, П – познавательные, Р – регулятивные.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Демонстрируя свою реакцию детям, учитель создаёт атмосферу доброжелательности (Л)

  1. Актуализация опорных знаний.
  1. Фонетическая разминка.

Формулировка вопроса побудила детей к деятельности: набор букв подвергается всестороннему анализу с самых разных точек зрения (П). При этом все найденные детьми закономерности и все подмеченные особенности верные – так активизируется самостоятельность, создаётся ситуация успеха (Л), готовность допускать существование разных точек зрения (К). Кроме того дети работают с информацией, представленной в неявном виде, довольно долгое время удерживают и сохраняют учебную задачу, они также в уме выполняют учебные действия, осуществляют контроль (Р), формулируют выводы по результатам наблюдений (П).

  1. Классификация букв по заданному признаку.

Лёгкое задание: такую работу дети выполняли и умеют делать без ошибок. Они проводят классификацию по заданному признаку, группируют объекты (П); мотивированы на достижение цели познания (Л); контролируют действия одноклассников: внимательно слушают ответы, в вежливой и корректной форме высказывают несогласие (К); осуществляют итоговый контроль (Р).

  1. Создание проблемной ситуации.

Создана проблемная ситуация. Дети анализируют объекты, строят высказывания в устной форме, подвергают сомнению возможность решения задачи (П); долго сохраняют учебную задачу (Р); готовы допустить существование других точек зрения, формулируют собственное мнение (К); они мотивированы на процесс познания (Л).

  1. Фонетический анализ слов.

Дети осуществляют поиск нужной информации, строят устное высказывание, устанавливают причинно - следственные связи (П), учитывают данные ориентиры, сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль (Р); приходят к общему решению, используют речь (К); у них формируется способность к самооценке, мотивация достижения, интерес к учебному материалу (Л).

III. Определение темы и задач урока.

1.Словарная работа.

2.Динамическая пауза.

3. Формулировка темы и задач урока.

Проблемная ситуация: нужно догадаться, какой буквы не хватает  в слове. В процессе выполнения задания дети анализируют материал, выделяют главное, осуществляют синтез, поиск нужной информации (П); учитывают выделенный ориентир, осуществляют контроль, выполняют учебное действие в уме (Р); допускают существование разных точек зрения, формулируют собственное мнение и озвучивают его, используют речь для регуляции своего действия (К); в результате выполнения задания формируется способность к самооценке, мотивация к познанию (Л).        

IV. Работа по теме урока.

  1. Фонетический анализ.
  2.  Рефлексия.
  3.  Анализ буквы.

Дети анализируют объекты, высказываются в устной форме, выделяют главное, проводят классификацию, понимают информацию, представленную в неявном виде, формулируют вывод по результатам наблюдений, определяют последовательность действий (П); учитывают данные ориентиры, осуществляют пошаговый и итоговый контроль, выполняют учебные действия в уме (Р); формулируют собственное мнение, контролируют действия партнёра (К); ориентируются на понимание причин успеха в учении, формируют способность к самооценке (Л);

  1.  Работа с «Азбукой»

Работая с учебником «Азбука», дети осуществляют поиск информации, используют знаки и символы, учатся смысловому чтению, анализируют объекты, строят рассуждения (П); планируют свои действия, осуществляют пошаговый контроль, вносят коррективы в действия (Р);  контролируют действия партнёра, учатся владению речью (К);  ориентируются на понимание причин успеха в учении, проявляют интерес к новому материалу (Л).

  1.  Создание проблемной ситуации. Работа в паре.
  2.  Организация исследования: наблюдение за слабой позицией парного согласного.

Создана проблемная ситуация: дети должны обнаружить место нахождения новых букв на ленте. Дети анализируют объекты, строят высказывания в устной форме, подвергают сомнению возможность решения задачи (П); долго сохраняют учебную задачу (Р); готовы допустить существование других точек зрения, формулируют собственное мнение (К); они мотивированы на процесс познания (Л).

    7. Рефлексия.

Организуется применение только что полученных знаний в самых разных ситуациях, опираясь на знания детей, приобретённые в процессе изучения нового материала. Дети осуществляют поиск информации, строят рассуждения, находят пути использования полученных знаний (П); осуществляют контроль, выполняют учебные действия в уме, речи (Р); формулируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью (К).

V. Закрепление нового материала.

1. Работа с учебником

а) Чтение слов.

б) Совершенствование навыка чтения.

 Дети осуществляют поиск нужной информации, строят высказывания,  рассуждение об объекте, анализируют объекты, выделяют главное, воспринимают информацию на слух, используют разные формы информации (П); осуществляют контроль, вносят коррективы в свои действия, выполняют учебные действия в уме, речи (Р); ориентируются на понимание причин успеха в учении, проявляют интерес к новому материалу (Л); формируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью, контролируют действия партнёра (К).

VI. Динамическая пауза.

VII. Работа по теме урока.

  1. Чтение двустишия Е. Благининой.

      2.Беседа по содержанию прочитанного.

      3. Задание на развитие внимания.

      4.Работа в парах.

      5.Самопроверка по слайдам презентации.

      6.Работа над правильным произношением.

   Дети осуществляют поиск нужной информации, проводят сравнение, строят высказывание, учатся владеть основами смыслового чтения, воспринимают информацию на слух, используют разные виды чтения (П);  осуществляют контроль, вносят коррективы в свои действия, выполняют учебные действия в уме, речи (Р); ориентируются на понимание причин успеха в учении, проявляют интерес к материалу (Л); формируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью, контролируют действия партнёра (К).

VIII. Пропедевтическая работа по изучению грамматических тем.

  1. Наблюдение за словами, обозначающими признаки предметов.
  2. Работа  в  группах. 
  3. Самопроверка с использованием записей на доске.

Дети самостоятельно выполняют задание, а затем у них появляется возможность проверить себя и проверить правильность выполнения задания одноклассниками, выполняя это задание, они строят высказывание в устной форме, строят рассуждение об объекте, анализируют объекты, используют знаки и схемы, используют разные формы информации, находят и упорядочивают, принимают информацию, подвергают сомнению полученную информацию (П); принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают данные ориентиры, осуществляют контроль и самоконтроль, вносят коррективы в свои действия, выполняют учебные действия в уме, в речи (Р); ориентируются на понимание причин успеха в учении, проявляют интерес к материалу (Л); формулируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью, контролируют действия партнёра (К).

IX. Рефлексия. 

1.Разгадывание загадок.

2.Творческое задание. Работа в группах.

Организуется применение только что полученных знаний в самых разных ситуациях, опираясь на знания детей, приобретённые в процессе изучения нового материала. Дети осуществляют поиск информации, строят рассуждения, находят пути использования полученных знаний (П); осуществляют контроль, выполняют учебные действия в уме, речи (Р); формулируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью (К); ориентируются на понимание причин успеха в учении, проявляют интерес к материалу (Л).

Х. Итог урока.

      ХI. Оценка работы.

     При подведении итогов урока и оценки работы, акцентируется внимание детей не на предметном содержании, не на умениях, которые осваивали. Обращается внимание на коммуникативные навыки в частности, и на универсальные действия в целом, что, в свою очередь, способствует осознанию процесса учения ребёнком. Направляется аналитическая деятельность учащихся  на метапредметный уровень – наиболее сложный, глубокий. Таким образом, на уроке решаются не только частные задачи урока (предметный уровень), но и общие задачи начального обучения (метапредметный уровень).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

План-конспект урока окружающего мира по системе развивающего обучения Л.В. Занкова ФГОС с нововведениями сингапурской системы

Комбинированный урок, где формируется понятие "одомашнивание животных", "земледелие". Устанавливаются причинно-следственные связи между прошлым  и настоящим развитием  человечества. Внедрени...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения Л. В. Занкова

В статье раскрыты особенности формирования регулятивных УУД на уроках литературного чтения в системе Л. В. средствами учебника. Данная статья опубликована в сборнике: Система Л. В. Занкова: опере...

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (из опыта работы)

Материал содержит формы и методы обучения младших школьников на уроках русского языка. Дается разработка модели способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка с целью и...

Проверочная работа по теме "Буквы и звуки" 2 кл.(1-4). Система развивающего обучения Л.В.Занкова

Данная работа предполагает проверку знаний по теме "Буквы и звуки" во втором классе по системе Л.В.Занкова, может быть использована учителями, работающими по другим УМК. Работа составлена согласно при...

Особенности работы по системе развивающего обучения Л.В.Занкова с позиций ФГОС нового поколения (из опыта работы)

Презентация даёт ответы на следующие вопросы:1.Цель обучения2.Основные идеи системы развивающего обучения Л.В.Занкова3.Дидактические принципы системы развивающего обучения Л.В.Занкова4.Методические св...

Особенности работы по системе развивающего обучения Л.В.Занкова с позиций ФГОС нового поколения (из опыта работы)

Презентация даёт ответы на следующие вопросы:1.Цель обучения2.Основные идеи системы развивающего обучения Л.В.Занкова3.Дидактические принципы системы развивающего обучения Л.В.Занкова4.Методические св...