Урок обучения грамоте 1 класс УМК "Планета знаний" Тема урока: "Звук "Ч", буквы Ч, ч "
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Цели урока:
Соотносить звук "Ч" и буквы Ч,Ч.
Уметь характеризовать данные звуки как всегда мягкие, глухие, шипящие; слышать их в слове, ; подбирать слова с данными звуками.
Расширять , активизировать словарь: понимать контекстное значение многозначных слов.
Воспитывать внимание к слову, умение раскрывать смысл русских пословиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок обучения грамоте | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте.
1 класс.
УМК «Планета знаний»
Тема урока: « Звук [ч]. Буквы Ч,ч.»
Цели урока:
- Познакомить детей с новым звуком и новой буквой.
- Учить выделять на слух в словах звук [ч].
- Продолжить развитие навыка чтения.
- Работать над выразительностью речи.
- Развивать речь и мыслительные процессы младших школьников: сравнение, анализ, обобщение.
- Воспитывать внимание к слову, прививать любовь к русским пословицам.
Учитель начальных классов
МОУ СОШ №3 имени К.А.Москаленко
г.Липецка
Немтиновой Юлии Владимировны.
2013 год.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Формулирование темы и цели урока.
- Подберите к каждому названному мной слову противоположное по смыслу, найдите в них общее и попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Белый ( Черный)
Грязный ( Чистый)
Редко ( Часто)
Целое ( Часть)
- Что общего было во всех названных вами словах?
- Догадайтесь, с каким звуком мы сегодня встретимся? Что будем делать?
3. Знакомство с новым звуком.
( звучит фонограмма « Чебурашка»)
- Сегодня в нашем уроке хочет принять участие один сказочный герой, имя его спряталось в этой схеме:
- Кто это?
-Почему вы считаете, что это именно Чебурашка?
- Сколько слогов в слове? Какой слог ударный? Сколько звуков?
- Из какой сказки пришел к нам Чебурашка?
( учитель показывает книгу Э. Успенского)
- Произнесите слово Чебурашка, выделяя в нем первый звук. Назовите выделенный звук. Произнесите его , подставив ладонь ко рту.
- Что можете сказать об этом звуке? Докажите , что он согласный.
- Что слышим при произношении этого звука? ( Шум)
- Сделайте вывод : звонкий или глухой звук.
- Я сейчас произнесу слова. Определите, какой звук идет за [ч] и каким является [ч] – твердым или мягким?
-ЧТО, ГРАЧ ( Ничто не дает [ч] мягкую команду, а он звучит мягко)
-Вспомните слова, в которых [ч] звучал бы твердо.
- Сделайте вывод: [ч] всегда мягкий.
- Покажите мне квадратик, с помощью которого мы будем обозначать этот звук.
- Отгадайте загадку:
Был белый дом,
Чудесный дом,
Но что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало ЧУДО,-
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое.
- Какое слово с нашим звуком встретилось?
-Составьте схему этого слова , поработайте в парах.
-Проверьте себя , найдите на стр.96 схему этого слова.
- Сколько слогов? На какой слог падает ударение? Назовите первый слог? Нет ли в нем ошибке, ведь буква у дает твердую команду?
-Давайте вернемся к нашим героям. Они тоже строили дом. Вспомните его, попробуйте нарисовать словесную картину. При описании попробуйте использовать слова с новым звуком. Кто услышит звук [ч], поднимайте зеленый светофорчик.
-Молодцы. В гости к ним пришла друзья, угадайте, кто? Гостей угощали чаем, молоком или какао? Чай пили из чашек или из стаканов? Догадайтесь, чем Чебурашка мог угостить своих гостей? Что подарили друзья: настенные часы или посуду?
-Какой звук мы все время слышим? Охарактеризуйте его.
4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-После застолья гости решили украсить палисадник, посадив туда самые разные деревья. Давайте им поможем. Я буду перечислять названия деревьев.
Если в названии есть [ч], то покажите , как гости копали ямки, если звука нет, то выполняйте наклоны в стороны.
Вишня, слива, черемуха, яблоня, чинара, тополь, черешня, осина, береза.
5. Знакомство с новой буквой.
- На письме [ч] обозначается буквой «че». Она похожа на цифру 4. Давайте в воздухе напечатаем эту букву. В каком по цвету домике она будет жить?
6.Чтение слогов и слов с новой буквой.
- Гости ушли. Они подарили нашим героям необычные часы, которые помогут нам прочитать слоги с новой буквой. А самые внимательные сумеют прочитать и слова.
-Прочитайте слоги с мягким ( твердым) согласным звуком.
( Чтение слогов- слияний, а потом и слов с буквой ч)
-Кто заметил, что среди прочитанных слов было название одного известного российского города? Как оно написано?
(часы,чучело,мячи,дача,учу,хочу,Сочи,холода)
- Работа над текстом.
7.1Подготовка к чтению.
- Ребята, раньше подаренные настенные часы, были в квартире других сказочных героев. Кто они, догадайтесь, послушав небольшой фрагмент из сказки. ( Звучит запись.)
- Кто же это? ( Герои истории Н.Носова.)
- Этот отрывок нам предстоит сейчас прочитать. Давайте подготовимся к чтению, прочитаем слова на доске. Прочитайте клички собак.
-Как они написаны?
-Прочитайте слова, состоящие из 4 слогов.
(Бобик, Барбос,ходят, говорится, начинают бить, дерутся)
7.2 Самостоятельное чтение текста.
( Индивидуальная работа с Титовым Артемом.)
7.3 Беседа по содержанию.
- Какой предмет привлек внимание друзей?
- Сумел ли Барбос объяснить Бобику, что такое часы? А почему?
- Какие слова удивили и напугали Бобика?
- Когда так говорят?
- Собаки не знали, что в русском языке слова могут употребляться и в прямом, и в переносном значениях.
7.3 Выразительное чтение текста по ролям.
- Что представляет из себя этот текст?
-Какие герои потребуются нам, чтобы прочитать его по ролям?
- Выборочное чтение.
- Прочитайте слова автора.
-Найдите вопросительные предложения. Как их надо прочитать?
- Кто заметил восклицательное предложение?
- Найдите предложение, в котором встретились 3 точки.
Здесь герой задумался, поэтому голосом надо сделать паузу.
- Чтение текста по ролям.
- Работа над многозначностью слов.
-Послушайте стихотворение и назовите слова, использованные в переносном значении.
Говорят: « Часы стоят».
Говорят: « Часы спешат».
Говорят: « Часы идут,
Но немного отстают».
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но часы стоят на месте.
- Рассмотрите рисунки. О каких предметах можно сказать, что они идут?
- О каких предметах можно сказать, что они ползут?
-О каких предметах можно сказать, что они плывут?
- когда эти слова используются в прямом смысле? А когда в переносном?
9.Работа с пословицей.
- Чебурашка очень доволен работой с вами. На прощание он обращает ваше внимание на русскую пословицу.
- Прочитайте ее. О чем она? Чему она нас учит?
10. Итог урока.
- Что понравилось на сегодняшнем уроке?
- Что нового запомнили?
-Дома, пожалуйста, прочитав наш текст еще раз, подготовьтесь разыграть сценку в классе, но без книги.
(Учитель отмечает отличившихся ребят.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"
Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму
Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....
Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс
Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...
Урок обучения грамоте (обучению письму) в 1 классе. Сочетания Ча и Чу.
Освоение и закрепление написания сочетаний " ча" и "чу" у учеников 1 класса.Разработка конспекта урока по обучению грамоте....
Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе "Развитие умения выделять корень слова" (ОС "Школа 2100") с использованием технологии продуктивного обучения
Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Развитие умения выделять корень слова, наблюдение над написанием однокоренных слов" с использованием технологии продукт...