Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе по теме «Звуки [л], [л/] и буквы Л, л»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов
г. Кирс Верхнекамского района Кировской области
Интегрированный урок
обучения грамоте в 1 классе
по теме «Звуки [л], [л/] и буквы Л, л»
Работу выполнили:
учитель начальных классов высшей категории
Максимова Наталья Александровна,
учитель – логопед 1 категории
Сидорова Ольга Петровна
г.Кирс, 2012 год.
Технологическая карта урока обучения грамоте.
1. Тема урока. «Звуки [л], [л/] и буквы Л, л»
2. Класс 1
3. Учитель начальных классов Наталья Александровна Максимова.
Логопед Ольга Петровна Сидорова.
4. Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами информационных технологий.
5. Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
6. Форма урока – интегрированный.
7. Цели по содержанию:
- образовательная
Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [л], [л’], буквами Л,л и правильного произношения звуков в слогах, словах, чистоговорках.
- развивающая
Способствовать развитию фонематического слуха и дифференциации звуков [л], [л/], устной связной речи, произвольного внимания, зрительной памяти; развивать познавательный интерес к предмету; расширять кругозор.
- воспитательная
Содействовать формированию коммуникативной компетенции через диалог, индивидуальную и парную работу.
7. Методы:
- объяснительно-иллюстративный
- частично-поисковый
8. Формы организации познавательной деятельности
- фронтальная работа с учащимися.
- парная работа - форма взаимопомощи
- индивидуальное обучение - учитель работает с конкретным учеником
- индивидуальная творческая работа - ученик выполняет работу самостоятельно
9. Средства обучения
- учебник «Русская азбука» В.Г. Горецкий
- звуковые схемы
- сигналы
- использование интерактивного комплекса с целью наглядности подачи материала
Структура урока
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность логопеда | Деятельность учащихся | Вре-мя | ||
1 | Организационный момент | Приветствует учащихся стихотворением | Приветствуют присутствующих в классе | 1 мин. | |||
2 | Артикуляционная гимнастика | Проводит упражнения на развитие речевого аппарата | Выполняют показанные упражнения. | 1 мин. | |||
3 | Актуализация опорных знаний | Проводит игру «Путаница» для развития внимания, речи. | Проводит речевые игры для формирования фонематического слуха | Принимают участие в играх, отгадывают и проговаривают скороговорки. Находят гласные звуки. Составляют из слогов слова, а затем предложения. | 5 мин. | ||
Физкультминутка | Дает установку на отдых для комфортного состояния на уроке. | Играют в паре. | 1 мин. | ||||
4 | Мотивация, целеполагание. | Предлагает путешествие по лесу и загадывает загадки. | Находят первые звуки в отгадках, определяют тему и цели урока. | 2 мин. | |||
5 | Первичное усвоение новых знаний. А) знакомство со звуками [л], [л/] Б)Постановка и автоматизация звуков
Б) Знакомство с буквами Л, л. | Проводит звуковой анализ слов «лось» и «лиса». Проводит игру «эхо» на правильное произношение звуков [л], [л/] в слогах. Знакомит с буквами Л, л. | -Коллективная работа по поста- новке и дифферен- циации звуков ([л], [л/]) -Групповая работа логопеда с детьми имеющими нару -шения в произно- шении звуков -Проводит игру с сигналами на различение звуков [л], [л/] | Строят звуковые схемы в паре. Правильно произносят слоги. Поднимают синий или зеленый сигнал. Находят буквы в разрезной азбуке и помещают в домик на ленте «памяти». | 6 мин. 3 мин | ||
Физкультминутка | Разучивает стихотворение про букву «л» и просит ее изобразить. | Учат стихотворе- ние и изображают букву,рисуют её на интерактивной доске. | 2 мин. | ||||
Выполняют движения под песню «Вместе весело шагать». | |||||||
6 | Осмысление и осознание полученных знаний. | Предлагает прочитать слова на карточках и найти «лишние». | Чтение слогов в прямом и обратном порядке и с добавлением букв «т», «с». | Читают слоги. Читают слова и обосновывают свой выбор «лишних» слов. | 6 мин. | ||
Физкультминутка для глаз | Рисует лазерной указкой фигуры для расслабления мышц глаза | Следят глазами за указкой | 1 мин. | ||||
Работа с учебником «Русская Азбука» с. 62-63 | Предлагает обсудить в паре, к какой сказке иллюстрация и кто её автор. | Ведут обсуждение в паре. Заранее подготовленный ученик читает отрывок из сказки «Краденое солнце» Уточняют значения непонятных слов. | 5 мин. | ||||
7 | Подведение итогов | Благодарит всех за прогулку по лесу. Обращает внимание на поставленные цели. Подводит итог работы. | Приглашает на индивидуальные консультации. | Оценивают свою работу. | 1 мин. | ||
8 | Рефлексия. | Приглашает выбрать то настроение, которое было на уроке. | Выполняют определенные движения. | 1 мин. |
Тема: Звуки [л], [л/], буквы Л, л.
Цели:
1. Создать условия для ознакомления учащихся с согласными [л], [л/] и буквами Л, л. Формировать умение дифференцировать звуки [л], [л/] и соотносить их с буквой л.
2. Способствовать развитию фонематического слуха и восприятия звуков
[л], [л/].
3. Содействовать формированию коммуникативной компетенции.
Оборудование: учебник «Русская азбука», конверты со схемами, карточки со словами, сигналы, книга Чуковского, интерактивный комплекс, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент. Ведет учитель. (2слайд)
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем,
Урок чтения начнем.
-Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу. Пожелайте всем хорошего настроения.
(Всем, всем хорошего настроения).
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Проводить его вместе со мной будет логопед Ольга Петровна.
- Настроились с ней сотрудничать.
II. Артикуляционная гимнастика. Ведет логопед.
- Приготовили к работе язычки.
1. Часики (рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке, кончиком языка попеременно тянутся к уголкам рта)
2. Змейка (рот широко открыт, узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта).
3. Качели (рот открыт, языком тянуться к носу и подбородку).
4. Спрячь конфетку (рот закрыт, языком упереться то в одну, то в другую щеку).
III. Актуализация опорных знаний.
1. Игра «Попугайчики». Ведет логопед.
(дети вспоминают скороговорку по одному слову и произносят ее коллективно).
Дарья… (Дарья дарит Дине дыни)
Саша… (Сшила Саша Саньке шапку)
Волки… (Волки рыщут, пищу ищут).
- А сейчас игра на внимание.
2. Игра «Повторялки». Ведет логопед.
- Повторите за мной только гласные звуки.
[а т о и с н ы к у]
- По каким признакам выделили гласные звуки?
- произносятся с голосом
- воздух выходит без преград
- тянется и поется без преград
- Как называются остальные звуки? (согласные)
- Какие они имеют признаки?
- Выходящий воздух встречает преграду.
3. Игра «Путаница». Ведет учитель.(3слайд)
- Прочитайте слоги, которые перепутались.
СОС КУС НЫ ТЫ СИ О
- Чтобы не было путаницы, составим из этих слогов слова.
- Проверим.(4слайд)
СОСНЫ КУСТЫ ОСИНЫ
- Какое слово «лишнее»? (осины – 3 слога; первый звук гласный;
принимаются и другие варианты).
- Составьте предложение, используя эти слова.
Физкультминутка
1, 2, 3, 4, 5
Вместе хлопаем в ладоши,
Будет день у нас хороший.
IV. Определение темы, целеполагание, мотивация. Ведет учитель.
- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в чудесное место, которое прекрасно в любое время года. Это … (картинка леса на 5 слайде).
- Во время нашего путешествия мы узнаем много нового и интересного.
- Я предлагаю пригласить в наше путешествие лесных жителей. А кого? Отгадайте.
- Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходи смело и легко
Рога раскинув широко (лось) (6слайд)
- Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает (лиса.) (6слайд)
- Выделите первые звуки в словах и назовите тему нашего урока.
(Звуки [л], [л/] и буква, которая их обозначает)
Попробуем сформулировать цели нашего урока, пользуясь опорой.(7слайд)
… познакомимся со … и с …
… учиться различать…
… учиться читать …
V. Первичное усвоение новых знаний.
- Итак, давайте обратим внимание на наших помощников.
- Оказывается, лося называют великаном леса. Как думаете, за что?(8слайд)
- Подарим ему звуковую схему.
1. Построение звуковой схемы к слову лось. Ведет учитель.
- деление на слоги
- счет звуков и их произношение
- характеристика первого звука (согл., звон., твердый).
- нахождение звуков, которые образуют слияние.
- работа в паре со схемами (на каждой парте конверт со схемами).
Учитель и логопед оказывают индивидуальную помощь.
2. Проверка. (8слайд)
- Ребята, а знаете ли вы, что лису называют рыжей плутовкой? Почему именно так?(8слайд)
- Подарим нашей плутовке «красивые» слова. (яркая, огненная, ослепительная и др.)
3. Построение звуковой схемы к слову лиса. Ведет учитель.
(аналогичная работа)
4. Проверка.(8слайд)
5. Постановка и автоматизация звуков
А) Коллективная работа с логопедом по постановке и дифференциации звуков([л], [л/])
- Для того, чтобы правильно произносить эти звуки, надо подготовить наш язычок. Напоминаю вам, что когда мы произносим звук [л],то наш язык твёрдый и напряжён, а когда [л/] – мягкий и расслабленный.
Б) Групповая работа логопеда с детьми имеющими нарушения в произношении звуков([л], [л/])
В) Игра «Эхо». Ведет учитель.
Ла-ля
Ло-лё
Лу-лю
Лы-ли
Лэ-ле
Ла-ля-ля
Ло-лё-ло
Лы-ли-ли
Лу-лю-лу
Лэ-ле-лэ
6. Различение звуков [л], [л/]. Ведет логопед (работа с сигналами).
- Продолжаем прогулку по лесу.(9слайд) На нашем пути встречаются разные растения, в названиях которых мы можем услышать новые звуки. Какие?
- Приготовили сигналы ([л] – синий, [л/] - зеленый).
Липа, ель, ландыш, малина, клюква, голубика.
- Подведем итог и расскажем, что узнали о новых звуках (дети дают полную характеристику звуков ([л], [л/]).
У слабых учащихся схема-опора по характеристике звуков.
7. Знакомство с буквой Л, л. Ведет учитель.
- Вдруг на полянку, где мы гуляем, приземляется…(10слайд) самолет. На борту самолета надпись. Прочитайте. (ИЛ)
- Что это могло бы означать? (сконструировал ученый-конструктор Ильюшин, от фамилии взяли две первые буквы).
- В названии самолета две буквы: И и Л. Буква Л обозначает звуки [л], [л/]. (11слайд)
- Найдите эту букву в разрезной азбуке (ученик достает две буквы Л, л)
- Где будет жить буква Л? (в синем домике на втором этаже)
Физкультминутка. Ведет логопед.
1) разучивание стихотворения.
- Ребята, а на что похожа буква Л?
Алфавит продолжит наш (хлопки)
Буква Л – лесной шалаш (руки над головой)
2) Рисование буквы на интерактивной доске.
3) Движения под песню «Вместе весело шагать».
V. Осмысление и осознание полученных знаний. Ведет учитель.
- На самолете прилетели ученые – исследователи.
Они очень часто в своей работе используют шифровки.(12слайд)
- Как думаете, что надо сделать с этой шифровкой.
Ла ло лу лы ли
1. Чтение слогов в прямом и обратном порядке с логопедом.
2. Чтение слогов с добавлением букв «т», «с» с логопедом.
ла
ло
т лу с
лы
ли
3. Чтение слов с учителем.
- Прочитайте, каких лесных жителей приехали исследовать ученые (чтение слов с карточек).
Глухарь, дятел, синица, белка, волк, медведь.
- Найдите «лишнее» животное. Обоснуйте ответ.
- Не забывайте о теме урока.
Физкультминутка для глаз. Ведет учитель.
(следят глазами за лазерной указкой).
4. Работа с учебником с. 62-63. Ведет учитель.
- Ученые умеют работать в команде. Это очень важно в их работе. Мы тоже «не лыком шиты», умеем работать в паре.
- Как понимаете «не лыком шиты»? (не хуже других).
- Откройте учебники стр.62-63 и приготовьтесь работать в паре.
- Обсудите между собой: эта иллюстрация к какой сказке и кто ее автор?
(К. Чуковский «Краденое солнце»)(13слайд)
- Презентация данной книги
- Подготовленный ученик читает отрывок из сказки по учебнику.
- Все ли слова были вам понятны?
- Меня заинтересовало слово «лихо». Как понимаете?
- В толковом словаре Ожегова я узнала, что оно обозначает бойко, активно, смело.
VI. Подведение итогов. Ведет учитель.
1) Подведение итогов работы с детьми.
- Вы успешно справились со всеми заданиями, и наша прогулка в лес подошла к концу.
- Мы благодарим наших помощников за приятную прогулку, а с вами подведем итог.
- Вновь обратимся к тем целям, которые ставили.(14слайд)
… ознакомились … со и с …
… научились различать …
… научились читать…
2) Учитель подводит итог работы
3) Приглашения на индивидуальные консультации логопедом.
VI I. Рефлексия. Ведет учитель.(15слайд)
- Наш урок подошел к концу, и нам хотелось бы узнать с каким настроением вы были на уроке.
-настроение отличное
- настроение хорошее
- мне грустно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/09/picture-140971-1352483613.jpg)
Интегрированный урок обучения грамоте с презентацией по теме: Согласные звуки (ф) и (ф,),буква ф. Строчная буква ф.
Урок по развитию умений и навыков всех видов речевой деятельности: чтения, говорения , письма и слушания.На уроке использованы разные виды работы, методы и приемы....
урок обучения грамоте 1 класс по теме "Звук Ч , буква Ч"
урок разработан для детей с ограниченными возможностями здоровья с применением дистанционных технологий...
Интегрированный урок обучения грамоте и технологии по теме: "Чтение слов с изученными буквами Кк, Гг. Формы и краски зимы. Аппликация "Снеговик" 1 класс Программа "Гармония"
Данный урок - интегрированный урок - практикум по предметам "обучение грамоте", "технология" с использованием технологии развития критического мышления, применением активных, интерактивных методов обу...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/31/picture-270706-1514741361.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России» Тема «Звуки [ф\'], [ф] и буквы Ф, ф.
Одной из особенностей ФГОС НОО является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изм...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/08/picture-337769-1383907131.jpg)
Интегрированный урок обучения грамоте 1 класс "Звук (ч*). Строчная буква ч."
Учебно-методический комплект «Школа 2100» позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности. Эти задачи вполне выполнимы...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/27/picture-58698-1543341612.jpg)
Урок обучение грамоте. 1 класс ПНШ. Тема урока. Звуки [п] [п´] и буквы П п.
Цель урока:Познакомить учащихся с буквами П,п и звуками [п] [п´], учить дифференцировать эти звуки по твёрдости – мягкости....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/06/picture-391707-1391659791.jpg)
Технологическая карта интегрированного урока Обучения грамоте и Письма по теме "Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши."
Данный материал поможет вам в проведении интегрированного урока Обучения грамоте и Письма в 1 классе по теме "Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши"....