Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России» Тема «Звуки [ф'], [ф] и буквы Ф, ф.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Суслина Елена Владимировна

 

Одной из особенностей ФГОС НОО является их  деятельностный  характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изменений  в:

-   конструировании образовательной деятельности младших школьников; использование в системе групповых форм работы и исследовательского подхода на уроке с целью развития их коммуникативной компетенции;

- отборе содержания учебного материала, который в первую очередь должен формировать познавательную сферу, качества и свойства личности, активную жизненную позицию;

-обеспечении планируемых результатов освоения основной образовательной программы  ( личностных, метапредметных и предметных).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_suslinoy_ev.docx33.01 КБ

Предварительный просмотр:

Краткая аннотация содержания материала.

Актуальность:

Одной из особенностей ФГОС НОО является их  деятельностный  характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изменений  в:

-   конструировании образовательной деятельности младших школьников; использование в системе групповых форм работы и исследовательского подхода на уроке с целью развития их коммуникативной компетенции;

- отборе содержания учебного материала, который в первую очередь должен формировать познавательную сферу, качества и свойства личности, активную жизненную позицию;

-обеспечении планируемых результатов освоения основной образовательной программы  ( личностных, метапредметных и предметных).

Методическая особенность  и новизна конкурсного урока.

Всякий урок должен быть ответом,

который тем легче усвоится учеником,

чем самостоятельнее он формулировал вопросы,

вызвавшие этот ответ.

Э. Клапаред.

     В эпоху, когда личность стоит на первом  месте  как  в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для её реализации. В последнее время наблюдается тенденция к потере  интереса со стороны учеников к школьному образованию. Именно поэтому поиски и достижения способствуют открытию новых идей. Не столь новой, но востребованной в обучении является исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Считаю, что целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с первого класса. Особенностью организации исследовательской деятельности  является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. В приобщении детей  к исследовательской деятельности я нацелена не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.

      Насколько важно правильно выстроить структуру урока, выявить единицу содержания, так построить проблемный диалог  с учащимися (на подготовительном этапе), чтобы они сами поставили учебную задачу и предложили способы её решения.

     Планируя свою деятельность, я исхожу из особенностей учащихся, т. е. иду  «от ученика», от его запросов. Я учу ребёнка думать, добывать знания, а не только применять их в готовом виде. На каждом уроке я ставлю конкретные цели, нахожу новые методы, средства и формы организации обучения, соответствующие современной школе. Но при этом не забываю мудрого наставления К. Д. Ушинского: «Сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребёнка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность. Вы приготавливаете ребёнка к жизни, а в жизни не все обязанности занимательны…»

                      Методической особенностью моего урока, является использование проблемно-исследовательского метода. Важно то, что проблемно-исследовательский метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися. Индивидуальное творчество ребёнка, самостоятельные эксперименты и совместные формы группового исследования становятся в таком случае необходимыми составляющими обучения. При таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя. Дети приобретают такие мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение исследовательской работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни.  

ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т. е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве.   ИКТ использовались также в процессе подготовки к уроку как средство извлечения информации и наглядного материала, для этого использовала Интернет.  Наглядный материал оформлен в виде презентации в Рower Poit.

Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте - №     ).

УМК «Школа России»

Тема «Звуки [ф'], [ф] и буквы Ф, ф.

Класс 1

Цель:

Создать условия для формирования новых знаний  о звуке  и букве «эф».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:                                                                                                                                          -  формирование устойчивых учебных мотивов ,потребности к новым знаниям, интереса к изучению литературного чтения и русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися;

-способствовать  расширению познавательной сферы школьника: внимание, восприятие, мышление, речь, способности через игровые и информационные технологии;          

  -  формировать культуру общения, навыки коллективного труда;

- познакомить с историей возникновения флота в России , воспитывать чувство гордости за свою Родину.                                                                                                    

      Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных  результатов обучения:                                                                                                                                                               Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.                                                                  

 Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.                                                                                                                                                                                        

   Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                                                                            

    Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:                                                                                                                                             познакомить учащихся со звуками ( ф) и  (ф’) и  буквами, которые их обозначают; учить читать слоги, слова, тексты с этими   буквами                                                                                                                                                                                                                                Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, история.

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование к уроку:                                       

                                        - «лента букв»,

                         -учебник «Русская азбука»,

                        - плакат с буквой Ф;  буква  р, сложенная вдвое;                          

                        - основные правила для групповой работы (на карточке);

                      -   карточки с текстом скороговорки;

                       -  книга со сказками А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

                       -  карточки с буквами слова «дружба»

                     -    толковый словарь Ожегова С. И. , М., Просвещение; 2004г.

                                 -     презентация к уроку.  

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

Структура  урока.  

Этапы:

  1. Организационный этап.  Мотивация.
  2. Этап подготовки учащихся к активной учебно-познавательной деятельности. Актуализация субъектного опыта при совместном формулировании  темы урока и  «учебных задач.
  3. Этап изучения новых знаний и способов групповой деятельности.
  4. Этап первичной проверки понимания изученного материала.
  5. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

Единица содержания: характеристика звуков [ф'] и [ф], обозначаемых на письме букой Ф.

Граница знания – незнания:

  1. учащиеся знают и умеют: читать слова с буквой Ф (дошкольная подготовка разного уровня);
  2. не знают: какие звуки обозначает буква Ф.

Использованная литература:

  1. Поурочные разработки по обучению грамоте, 4- изд., М., «ВАКО», 2010.
  2. Учебник «Русская азбука», авторы  Горецкий     М., «Просвещение», 2010г.
  3. «Учимся играя», В. Волина, М., «Просвещение», 2004г
  4. Материалы Интернет.

Информационно-технологическая карта урока.

п/п

Этапы

Информационное обеспечение (ИО) к каждому этапу урока

1

Организационный этап

Слайд №1 . Психологический настрой на урок.

2

Этап подготовки к восприятию нового материала и активной учебно-познавательной деятельности.

Слайд № 2 – 3. Работа с предметными картинками.

3

Этап изучения нового материала

Слайд № 4  - 9

4

Этап первичной проверки понимания изученного материала.

Слайд № 10 - 16

5

Подведение итогов. Рефлексия.

Слайд № 17

Технологическая карта  урока.

п/п

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Результаты:

формируемые УУД

1

       Организационный  этап . Мотивирование к учебной деятельности.

1.Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку:

-читает четверостишие

 

 - напоминает  главное правило на уроке:

внимательно слушай учителя и своих товарищей.

2.Проверяет готовность к уроку.

 

Проговаривают стихотворение и вспоминают главное правило на уроке.

Быстро включаются в деловой ритм.

Регулятивные:

Организация рабочего

 места под

руководством учителя.

Личностные:

Развитие

 самостоятельности.

2

 Этап подготовки к восприятию нового материала и активной учебно-познавательной деятельности.

1.Проводит фонетическую зарядку с изученными буквами .

2.Повторяет изученные буквы и звуки. Проводит игру «Доскажи словечко».

3. Актуализирует субъектный опыт и опорные знания детей. Предлагает отправиться в путешествие по стране букв и звуков ( использует ленту букв, слайды № 1,2).

4. На основании предыдущих заданий  и слайда №3 организует совместное формулирование темы урока и учебных задач.

Формулирует задание, в результате которого возникает проблема.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отвечают на вопросы учителя.

Активно  и заинтересованно участвуют в игре.

Договаривают предложения - вопросы учителя.

Под руководством учителя формулируют тему урока и учебные задачи.

Коммуникативные:

Постановка вопроса .

Познавательные:

Построение речевых высказываний.

Познавательные:

Формулирование темы, постановка проблемы.

Регулятивные:

Соотнесение того,

что известно и

что предстоит узнать.  

3

Этап изучения нового материала

Учитель объясняет выполнение задания в слышании звуков ; называет слова с новыми звуками.

Учитель объясняет задание

«Чистоговорки».

Учитель наблюдает за выполнением работы.

Учитель,  организуя диалог с учащимися по слайдам,

предлагает ответить на вопросы (слайды №5,6,7)

Учитель организует детей на исследовательскую работу, делит их на три группы.

Учитель предлагает детям подвести итог исследований и определить место буквы на ленте букв (слайд 9).

Учащиеся встают и выполняют нужные действия, выполняют упражнение в слышании звуков.

Повторение скороговорок  и чистоговорок за учителем.

Дети выполняют практическую работу: образуют букву ф из буквы р.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учащиеся повторяют правила работы в группах.

Каждая группа получает своё задание.

Каждая группа докладывает свой вывод.

Коммуникативные :

умения  слушать и

 понимать речь других

Коммуникативные:

Формирование умения

 слушать и слышать,

ясно и чётко

повторять за учителем.

Познавательные:

Формировать умения 

выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Познавательные.

осознавать звуки,

 соотношение звуков и

 букв, слова, речь

(устную и письменную),

 речевое поведение как

объекты специального наблюдения, выполнять применительно к ним

 операции анализа,

 синтеза, сравнения, классификации,

обобщения,

подводить факты

 языка под освоенные

 понятия;

Коммуникативные:

участвовать в диалоге,

в общей беседе,

выполняя при этом

принятые нормы

речевого поведения,

культуры речи; задавать

 вопросы, слушать

собеседников,

 стремиться сделать

свою речь понятной,

стараться понять мысль

 другого.

Личностные.

помочь учащимся

осознать

социальную,

практическую и

личностную значимость

учебного материала,

 ценность

совместной деятельности;  

4.

5.

Этап первичной проверки понимания изученного материала.

Физкульт-минутка.

Работа по иллюстрации учебника.

Чтение отрывка стихотворения

А. С. Пушкина

Работа над стихотворением – отрывком из сказки А.С.Пушкина.

Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель организует первичную проверку материала (чтение слогов, слайд№10, скороговорок ).  

Учитель предлагает  провести звуко – буквенный анализ слов и составить схему слов (слайд № 10 и схемы – опоры  для составления слов).

Учитель организует физминутку.

Организует беседу по иллюстрации.

(с. 194-195 учебника)

Вступительный рассказ учителя о создании флота в России  и о том, как А.С. Пушкин об этом написал.

(показ слайдов 13,14)

Далее – работа над другим стихотворением (с. 194) и беседа по вопросам.

Показ книги со сказками и слайда – картинки парусного судна.

(слайд №

Организует самооценку учебной деятельности.

Организует рефлексию

Дети выполняют задания в чтении,  звуко- буквенном разборе слов.

Выразительное чтение скороговорок по карточкам.

Учащиеся делают звуко – буквенный анализ слов шарф и шарфик

 

 

Учащиеся встают около своих парт,  если в слове, произносимом учителем, слышится твёрдый  [ф] –  приседают мальчики, Томы,  если мягкий звук [ ф’] – девочки, Тимы.)

Отвечают на вопросы и слушают

подготовленное выступление ученика об Андреевском флаге.

Учащиеся слушают рассказ учителя.

Затем самостоятельно читают стихотворение и объясняют значение выражения

« В  Европу прорубить окно».

Стихотворение читает ученик.  Дети отвечают на вопросы учителя.

Выразительное чтение парами.

Взаимодействуют с учителем во время беседы, формируют конечный результат своей работы.

Коммуникативные:

вступать

в учебное

сотрудничество с

учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.

Познавательные:

воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания читаемого;

Познавательные УУД:

знаково- символическое моделирование

Коммуникативные:

формирование умения

 слушать и слышать.

Регулятивные:

умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров

Коммуникативные:

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.

Познавательные:

воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания читаемого.

Коммуникативные:

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.

Коммуникативные УУД:

Контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Формировать понятия «мир доброта»,  «мир зла»; способствовать формированию умения  раскрывать и сравнивать образы героев, делать выводы, приводить примеры из жизни....

Урок литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (второй урок)

К моменту проведения урока по изучению произведения «Сказка о Жабе и Розе» ребята уже познакомились с творчеством Гаршина, читая и анализируя сказку ... -К...

Урок литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России". Тема. К.Чуковский "Радость"

Урок литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России". Тема. К.Чуковский "Радость"Цели деятельности учителяСоздать условия для ознакомления с произведением К. И. Чуковского «Радость», способствоват...

Урок литературного чтения во 2 классе ФГОС "Школа России". Тема: "А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" Урок первый из трёх по плану.

Подробная технологическая карта, презентация и файл для физминутки заявленного урока....

Открытый урок литературного чтения в 3 классе. Программа "Школа России" Тема: Рассказ Ю. Ермолаева "Проговорился"

При работе над рассказом Юрия Ермолаева "Проговорился"дети осознают значение юмора для отдыха, учатся читать вслух бегло, осознанно, выразительно, правильно, определять основную мысль произв...