Урок. Тема: Буквы М, м и звуки[ м], [ м’].
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Урок по образовательной программе «Школа России» организован в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Новые буквы изучаются не изолированно, а в сопоставлении с уже освоенными, входящими в каждую пару. Такая группировка, с одной стороны, позволяет вводить на уроке по одной букве, что облегчает начинающим читателям процесс их освоения, а с другой – помогает учащимся постепенно осмысливать понятие парные по глухости-звонкости согласные и запоминать соответствующие пары, что очень важно для будущего обучения орфографии. Первоклассники расширяют знания об «опасных при письме местах» и формируют орфографическую зоркость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_gordeevoy_a.a._word.docx | 228.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Людмила Александровна Гордеева,
учитель начальных классов высшей категории
МБОУ СОШ № 2 им.Т.Б.Куулар пгт Каа-Хем.
Тема: Буквы М, м и звуки[ м], [ м’].
Цели урока:
- познакомить с буквой М, м; учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами;
- познакомить с понятием «дружба»;
- развивать фонематический слух, совершенствовать культуру речи детей, обогащать словарный запас, память, внимание; умение работать с текстом, грамотно отвечать на поставленные вопросы;
-воспитывать чувство сопереживания, любви и уважения; усидчивость; положительную мотивацию к обучению.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают букву М, м; умеют читать прямые слоги, слова, предложения; выполнять звуковой анализ слов.
Метапредметные - УУД (универсальные учебные действия):
Познавательные: общеучебные – чтение прямых слогов, составление словосочетаний с местоимениями, выполнение звукового анализа слов; структурирование знаний; воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.
Коммуникативные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие, понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.
Методы обучения:
деятельностный метод обучения;
- создание проблемной ситуации;
- поисковый;
- наглядно-иллюстративный;
- словесный.
Формы организации деятельности:
- парная;
-индивидуальная.
Средства обучения:
- учебник, ч.1
- мультимедиапроектор
- наглядные пособия
Ход урока:
1. Самоопределение к деятельности:
(Психологический настрой позволяет активизировать внимание, мотивировать детей на деятельность.)
Учитель:
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
-Ребята, проверьте, все ли необходимые принадлежности у вас на партах. Все готовы, значит можно начинать урок.
2. Актуализация знаний:
(Цель: наблюдение за буквами и звуками, будет установлено различие в произношении гласных и согласных звуков.
Регулятивные действия: выделение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить.)
- Ребята, сегодня к нам в гости пришли Мальвина и Буратино. Принесли конверт, в котором находится наша новая буква. Чтобы познакомиться с новой буквой, наши гости хотят проверить ваши знания. На столе стоит коробка, в которой и находятся задания: это ромашки необычные с загадками. Я буду читать загадки про буквы, а вы будете печатать в тетрадках отгадки.
1. Обруч катится легко, он похож на букву….(О)
2. В слове Мне, в слове Дне на конце напишем…(Е)
3. Вот два столбика наискосок, а между ними поясок.
Ты эту букву узнаешь? (Н)
4. Надела буква поясок, не просто так- наискосок.
Один совет ребятам всем
Не путать эту букву с Н (И)
5. Кусок от бублика я съел
- И получилась буква (С)
Проверка (слайд 1)
- Ребята, посмотрите на эти буквы, что вы о них знаете? (Гласные и согласные)
- Чем гласные отличаются от согласных? (слайд 2)
- Почему после синего квадрата расположены буквы а,о,у,э,и?
- Выложите буквы, которые пишутся после мягких согласных звуков (один ученик у доски работает, остальные самостоятельно на партах)
- Почему после зеленого квадрата расположены буквы и,е,ю,я? (смягчают согласный)
Вывод: Гласные и.е,ю,я смягчают согласные буквы, а - а,о,у,э указывают на их твердость.
3. Постановка учебной задачи. Цель: нахождение цели детьми.
(Личностные действия: формируется интерес к новому материалу, способность к самооценке.Формирование общеучебных универсальных действий: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели).
- И вот мы в сказочном лесу (слайд 3 – сказочный лес)
Нашим проводником будет друг Мальвины Артемон. Вот какую историю поведал наш друг. Произошла она с лесными жителями однажды.
Жил в лесу гриб-лисичка со своими детками -грибками. Один грибок был очень непослушный и ушел без разрешения гулять. Навстречу ему попался зверек с большим пушистым хвостом.
- Ты кто?- спросил у грибка зверек.
- Я лисичка,- ответил грибок.
-Вот здорово,- обрадовался зверек,- я тоже лисичка. - А ты не боишься, что тебя застрелит охотник?
- Ты все перепутал, - ответил грибок, - охотники в нас не стреляют.Опаснее люди с корзинками, которые могут поджарить на сковородке…
- Что за «Лисички» встретились?
-Кто из них прав?
-Почему же лисички не поняли друг друга?
- Ребята, грибы называют детьми леса. А почему?
-Кто из вас ходил в лес за грибами?
-Как надо собирать грибы?
-А какие грибы вы знаете?
(слайд 4 - разные грибы)
Посмотрите ребята, грибок вывел нас на полянку, но на ней кто-то есть. Кто это?
Это Маша и Медведь. О чем они говорят?
(слайд 5. Маша и Медведь)
-Маша и Мишка поссорились. Из-за чего?
Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Мишка считает, что с разных. Сегодня на уроке мы узнаем: кто из них прав и почему?
Вывод: Введение в тему, нахождение цели детьми.
4. Звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Мишка» с помощью цветных карточек.
( Цель: Умение вычленять звуки, выполнение звукобуквенного анализа - актуализация. Коммуникативные действия: умения слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы.)
– Произнесите 1-й звук в слове «Маша».
– Он гласный или согласный?
– Какой это согласный: твердый или мягкий?
– Какую фишку возьмем для обозначения звука?
Аналогично проводится работа с другими звуками.
– Произнесите 1-й звук в слове «Мишка».
– Он гласный или согласный?
– Какой это согласный: твердый или мягкий?
– Какую фишку возьмем для обозначения звука?
Аналогично проводится работа с другими звуками.
А какой буквой обозначаются звуки [м], [м’]? (Буквой М.)
Палочка и палочка,
Между ними – галочка.
И понятно сразу всем -
Получилась буква М.
(слайд 6 - печатная буква М)
– Из каких элементов состоит буква М?
– На что похожа буква М?
– Вот Маша и Мишка помирились. Их имена начинаются с одной буквы М.
А теперь в тетрадях напечатаем букву Мм.
Вывод: Правильное вычленение звуков из слова, произведение звукобуквенного анализа слова.
5.Физминутка
( Восстановление физических и духовных сил —› Средство достижения цели: физминутки —› Конечный результат: восстановление физических и духовных сил ученика.)
Мишка толстый, косолапый.
В зоопарке машет лапой.
То он сядет, то привстанет,
Головой всем покивает.
Целый день гостей смешит.
Ну, а ночью сладко спит.
6.Чтение слогов. Работа по учебнику.
Цель: Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели.
Коммуникативные действия:
Умения слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы. Личностные: работа в парах (взаимопроверка), осуществляя в паре роли учителя и ученика, ребенок начинает чувствовать себя более компетентным и значимым, повышается самооценка, растет познавательная активность и мотивация.
А) Вышел ёжик погулять, грибов-ягодок собрать,
А за ним ежатки, малые ребятки.
«Все сюда скорей, я шел и вам буковку нашёл».
– Какую букву нашёл ёжик?
ма – мо – мя – мы – ми
му – мё – мю – мэ – ме
Составление слов:
ЛА____ МУ____ НО_____ РЫ____
ЛИ____ МИ_____ НИ_____ РИ_____
Результат: После выполнения дети обмениваются тетрадками. Взаимопроверка.
Б) Игра «Веселый мяч»
- Для того, чтобы ваши пальцы стали сильнее, мы с вами сделаем специальную зарядку.
Кому я бросаю мяч, тот называет мне слова, которые начинаются на [м] [м’].
Вывод: Звук «М» звонкий.
7. Цель: развивать способность точно выражать свои мысли и понимать сообщение собеседника, договариваться относительно способов действий, разрешать разногласия с помощью аргументов, быть справедливыми и толерантными.
Познавательные УУД: за счет интенсификации общения как мыследеятельности в диалоге возрастает глубина понимания материала, происходит рефлексия способов познания, отбор наиболее адекватных задаче умственных действий.
Работа в тетради:
Маша придумала стихотворение.
Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо:
Нет на свете никого
Лучше нашей …. (мамы)
Звуковой анализ слова «мама». Составьте предложение со словом мама. Записываем одно из предложений.
А Мишка тоже загадку знает.
Кто ломает бурелом,
Подкрепляется медком?
Очень просто мне ответь –
Кто зимою спит? … (Медведь)
Звуковой анализ слова «медведь». Составьте предложение со словом медведь.
Записываем одно из предложений.
(слайд 7)
Назовите изображенные предметы. (Велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики.)
– Покажите и назовите все предметы одежды. (Брюки, рубашка, платье.)
– Прочитайте слова, написанные под картинками. (Моя, моё, мой, мои.)
Вывод: Звук «М» бывает твердый и мягкий.
Работа со звуками. – Соедините стрелками предметы, к которым подходит слово «моя» («моё», «мой», «мои»). (Моя – рубашка; моё – ведро; платье, мой – велосипед; мои – брюки, кубики.)
– Назовите другие предметы, к которым подходят слова: «моя» («мое», «мой», «мои»).
– Прочитайте слова, написанные в самом низу. Скажите, что общего у всех этих слов. (Во всех словах есть буква м.)
– Прочитайте слова, в которых по одному гласному звуку. (Ум, мы.)
– Прочитайте слова, в которых по два гласных звука. (Мама, яма, умы, мимо.)
– Прочитайте слово, в котором звуков больше, чем букв. (Яма.)
– Назовите букву, которая в этом слове обозначает два звука. (Буква я.)
Вывод: Самопроверка полученных знаний о букве М.
Дифференцированная работа по учебнику.
Чтение рассказа Мурка.
- О ком идет речь?
- Что сделала девочка?
- Что делала Мурка?- Какие имена собственные есть в тексте?
Вывод: Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
8. Рефлексия. Цель: Сопоставление своей деятельности, ее анализ и оценка.
- Ребята, кто сегодня на уроке нам помогал познакомиться с новой буквой?
– Что нового узнали на уроке? С какой буквой познакомились?
– Какие звуки обозначает буква М?
– Всегда ли буква М обозначает мягкие согласные звуки? Какой еще звук обозначает буква М? (Твердый согласный.)
–Какой карточкой обозначим твердый согласный звук? (Синей.)
– Перед какими гласными буква М обозначает твердый согласный звук? (мягкий согласный)
– Какой карточкой обозначим мягкий согласный звук? (Зеленой).
Вывод: Познакомились с буквой М, узнали, что буква М имеет твердый звук (м) и мягкий звук (мь).
Использованная литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения в1классе по теме"Буквы З,з, обозначающие звуки [з] , [з,]"
Конспект урока обучения чтению в 1 классе. УМК "Школа России"...
Урок обучения грамоте по теме: "Буква ы, обозначающая гласный звук звук [ы]"
Урок обучения грамоте в первом классе по теме "Буква ы, обозначающая гласный звук звук [ ы] " ....
Урок обучения грамоте в 1 классе на тему: "Буквы "С" ,"с" и звуки [с], [с\']"
Материал, подобранный к уроку, значительно превышает возможности традиционного урока в 1 классе ( по продолжительности). В данной работе я предлагаю задания, которые можно применить на уроках об...
Открытый урок. Тема: Буква М м, звуки [м].
Открытый урок обучение грамоте (чтение). Тема урока: "Буквы М,м. Звуки [м], [м\']." 1 класс. Разработан в соответствии с содержанием и учебным планом, по обучению грамоте в 1 классе (УМК «Школа России»...
Конспект и презентация к уроку русского языка в 1классе по теме "Буква "Ю" и её звуки.Строчная буква "ю".(УМК "Школа 2100")
Конспект урока и презентация по обучению грамоте в 1 классе.Тема "Буква "Ю" и её звуки. Строчная буква "ю". ("Школа 2100")...
Урок. Тема: Буквы М, м и звуки[ м], [ м’].
Урок по образовательной программе «Школа России» организован в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.Новые буквы изучаются не изолированно, а в соп...
Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе на тему: "Буква Я, я, обозначающие звуки [йа], [а]. Письмо букв Я, я".
В материале представлена разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму для учащихся 1го класса....