Урок обучения грамоте по теме: "Буква ы, обозначающая гласный звук звук [ы]"
план-конспект урока русского языка (1 класс) на тему
Урок обучения грамоте в первом классе по теме "Буква ы, обозначающая гласный звук звук [ ы] " .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_y.doc | 473.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок Обучения грамоте 1 класс
Тема: Буква ы, обозначающая гласный звук [ ы] (Слайд 1)
Цели:
1. Образовательные:
- Познакомить с буквой, обозначающей гласный звук [ ы], учить наблюдать за
позиционной сменой согласных звуков: твёрдые мягкие согласные; повторить понятия гласных и согласных звуков;
- Работать над развитием фонематического слуха
- Отработка техники чтения; закрепить понятия кто? что?;
- Работать над понятием множественного и единственного числа;
- Работать над лексическим значением слов; над составлением предложений; попутное повторение.
2. Развивающие:
- Пополнение словарного запаса;
- Развитие речи учащихся; связанной правильной речи, внимания;
- Развитие мышления, логики; памяти,
- Развитие мелких мышц руки;
3. Воспитательные:
- Привитие бережного отношения к учебным материалам.
- Приобщение детей к русской литературе;
- Воспитание культуры общения
- Познакомить с понятием «противоречие», прививать терпимость к чужому мнению (при работе со сказкой «Лиса и Журавль»)
Оборудование:
- учебник “Азбука” (1–4) по программе “Школа 2100”; «Мой друг Букварь» по системе О.Поповой
- тетрадь по печатанию;
- слоговая таблица;
- рисунки:
- иллюстрирование загадок;
- для выделения нового звука;
- для характеристики изученных звуков;
- головоломка.
Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация.
Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Ход урока
- Организационный момент
- Повторение изученного материала
- Прослушивание в грамзаписи сказки «Лиса и журавль»
- Пересказ сказки «Лиса и журавль», знакомство с понятием «противоречие» (Слайды 2-5)
- Анализ предложения «Так закончилась дружба лисы и журавля»
.
-Что вы можете сказать по схеме предложения?
- Почему лиса и журавль перестали ходить друг к другу в гости?
- Как им нужно было поступить, чтобы остаться друзьями?
- А может, пусть будет так: чтобы им дружить, пусть журавль научится есть из тарелки, а лиса из кувшина?
- Значит, если хочешь кому-то сделать приятное, нужно выбирать не то, что любишь сам, а то, что любит этот человек. Не нужно переделывать другого, чтобы он стал таким, как ты, а нужно принимать его таким, какой он есть.
- Актуализация опорных знаний
1. Повторение изученного материала.
- Что нам помогает общаться? (Речь.)
-Из чего состоит наша речь? (Из предложений.)
- Из чего состоят предложения? ( Из слов.)
- Из чего состоят слова? (Из звуков.)
2.Работа по таблице «Звуки речи» ( Лента букв)
- Расскажите по опорной схеме о звуках речи.
- Чем отличаются согласные от гласных?
- Чем отличаются ударные гласные от безударных?
- При помощи чего на письме обозначаются звуки? (При помощи букв)
3. Повторение по ленте букв изученных букв.(Слайд 6)
Учить читать:
ао но на
оа ан он
- Представьте, что это имена инопланетян. Как их нужно написать? (с большой буквы)
4.Развитие памяти и наблюдательности
- Продолжим урок упражнением на развитие памяти и наблюдательности. Посмотрите на экран и постарайтесь запомнить все, что увидите.
(Учитель в течение 5-7 секунд показывает детям слайд)
5. Логические упражнения (понимание значения предлогов места)
Учитель: Посмотрите на ряд иллюстраций. Как можно назвать одним словом эти предметы? (Животные)
Слайд 7.
-Знаете ли вы, что слово «животное» заимствовано из старославянского языка (языка наших предков). Животное – от слова живот, что значит жизнь. На какие группы можно разделить этих животных? (Дикие и домашние. Дикие – заяц, волк, медведь; домашние – корова, собака.)
- Кто нарисован перед волком? (Перед волком нарисован заяц.)
- А после коровы? (После коровы медведь.)
- Кто находится между зайцем и коровой? (Между зайцем и коровой находится волк.)
Игра «Внимание!»
-Запомните расположение животных, закройте глаза.
Слайд 8.
Что изменилось?(Медведь и собака поменялись местами. Нет зайца. Волк оказался первым.)
6. Звуковой анализ слов
- Отгадайте загадку.
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
- Это лиса
- По каким признакам догадались, что речь идет о лисе? (Ответы детей)
-Произнесите слово, выделяя голосом второй звук. (Ли-и-иса)
-Назовите второй звук. [и].
- Какой это звук и почему? (Гласный, потому что он поется, тянется, и во рту нет преграды)
- Какие еще гласные звуки вы уже знаете? ([о], [у], [и].)
7. Речевая разминка
1) Гимнастика для губ и языка «Жил – был язычок…»
Жил – был язычок. Однажды утром он встал и выглянул в окошко. Посмотрел: есть ли на небе солнышко, а на земле лужи. Язычок попил чай с вкусным вареньем и побежал на улицу гулять. Язычок покатался на качелях. А когда наступил вечер, он зашёл домой и лёг спать.
2) Упражнение на дыхание (вдох-выдох с задержкой дыхания)
3) Работа над скороговоркой (слайд 10)
Мама мыла Милу мылом.
- Произнести скороговорку, выделяя звуки [м],[м,].
- Произнести скороговорку тихо, а затем громко.
- Произнести скороговорку с разной интонацией:
- спокойно;
- сердито;
- весело, бодро
-Выделите Слово, которое является ответом на вопрос:
-Что делала мама?
-Кого мыла мама?
-Чем мама мыла Милу?
-Для чего мы учимся произносить скороговорки?
(Учимся чётко, внятно произносить слова при общении с другими людьми.)
4. Слого-звуковой анализ слов: «Мила» и «мыла»
- Чем отличаются схемы? Чем отличаются слова «Мила» и «мыла»?
- Какой звук указал нам на мягкость согласного звука [м ,]?
- Какой звук указал нам на твёрдость согласного звука [м ]? Произнесите его.
- Что можете сказать о звуке [ы]?(Поётся, тянется, произносится голосом без прегра
- Работа над новым материалом. Знакомство со звуком[ы] и буквой ы
1. Постановка темы урока
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной буквой и звуком, который она обозначает. Вы научитесь писать новые буквы.
2. Фонетическая зарядка
- Как пыхтит тесто? (Пых-пых)
5.Игра «Найди одинаковый звук в словах»
- Какой одинаковый звук есть в словах-отгадках на загадки?
1) Загадки(Приложение 2)
У родителей и деток (рыбы) | |
Под полом таится, (мышь) |
Что любит мышка? (сыр) |
Золотая голова (тыква) |
2) Работа над выделением звука
– Рассмотрите внимательно рисунки. Давайте их озвучим. Что объединяет их?
(Звук [ы], когда мы говорим, мы произносим звуки.)
3) Работа с рисунками
– Рассмотрите рисунок.
– Что это?
– Сколько гласных звуков?
– Сколько слогов?
– Почему?
– Обозначим этот гласный звук на схеме.
– Дайте характеристику.
– Характеристика других звуков.
– Рассмотрите рисунок.
– Что это?
– Сколько гласных звуков?
– Сколько слогов?
– Почему?
– Обозначим эти гласные звуки на схеме.
– Характеристика.
– Характеристика других звуков.
– Ударение.
4) Итог
ы – дает [ы] – он гласный, может быть ударным или безударным.
5) Показ буквы ы печатной и прописной, её анализ (Образец написания буквы)
6) Работа в парах (на партах у детей листочки со стихами)
- Найдите и обведите букву ы в словах стихотворений (3 уровня сложности: 1, 2, 3) - по выбору учащихся:
А бедняжка буква Ы Бродит с палочкой, увы (2) (А.Шибаев) | -Кто же вымоет тарелки? -Вы, конечно, вы, вы, вы. -Почему же мы, мы, мы? |
Мы услыхали от совы, Что нету слов на букву Ы. (4) (Е.Благинина) | Может лучше ты, ты, ты? -Отдохните, вы и ты: Все тарелки вы-мы-ты. Я и ты, мы и вы – Все мы знаем букву Ы! (21) |
- Физкультминутка
- Закрепление изученного материала
- Отработка техники чтения (Слайд 11)
- Прочитайте слоги.
ыа аыи ыр рыр ры тры
аы ыао ыг гыг ты пры
оы ыои ыт тыт пы рпы
ыо оаы ып пып ты пты
– Как произносятся согласные звуки перед звуком [ы]?
– А какой гласный звук дает мягкость согласного?
- Работа в тетради по печатанию
– Звук [ы] обозначается буквой ы.
– Давайте напечатаем эту букву:
ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы
– Вспомните и назовите слово с буквой ы.
- Работа в «Прописи» № 1, с. 24
1. Коллективный анализ слов «осы» и «совы», составление схем у доски и в тетради
2. Самостоятельное раскрашивание рисунков к словам
3. Самостоятельная работа в «Прописях» № 1, с. 34
- Раскрасьте рисунок, в котором есть буква ы. Сделайте модель понравившегося рисунка.
тыква груша сливы
Слайды 12-14 (Один- много) Чиж, лещ, сова, сом, щука, дятел. ?
Игра «Один-много или «Найди пару»
Лиса, карандаши, жирафы, этаж, мама, мячи,.
–
ХII. Работа в тетради по печатанию (слайд 15)
Головоломка.
Трапортортопотопорота
XIII. Итог урока:
-Чему учились на уроке? С какой буквой познакомились?
- Что обозначает буква Ы? Назовите все изученные гласные звуки. В чём отличие гласных от согласных?
– Какие гласные могут быть на конце слов во множественном числе?
– Приведите примеры.
XIV. Рефлексия:
- Покажите своё настроение с помощь солнышек и тучек.
- Наклейте на «Листы настроения» ту картинку, которая соответствует вашему настроению и работе на уроке.
Задание 9. (Для умеющих читать) Научись читать текст выразительно (Слайд 16) |
Как живёт ёжик?
Летом ёжик много ест. Пауки, жуки, мухи – вот его еда. Потом он всю зиму будет спать.
И только весной вылезет из норы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте по теме "Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]."
Урок обучения грамоте в 1 классе. Урок ознакомления с новым звуком и буквой. Урок проводится с использованием презентации к данной теме....
Презентация для урока обучения грамоте по теме "Буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с] и [с\']".
Цель данной презентации: продолжить знакомство учащихся с буквами русского алфавита, расширять словарный запас, развивать логическое мышление и внимательность....
Урок обучения грамоте по теме "Буква ё – показатель мягкости согласного звука"
Конспект составлен к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Буква Ё - показатель мягкости согласного звука". Данный урок входит в серию уроков по УМК Школа России. Урок закрепления....
Урок обучения грамоте по теме: "Буква Ю и её звуки."
Целью данного урока является: формирование умения различать гласные и согласные звуки; выделять звук в слове; различать буквы гласных как показатель мягкости согласных звуков; развитие уст...
Открытый урок по обучению грамоте/ Тема:" Буквы Э э, обозначающие гласный звук[э]"
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС для 1класса....
Урок обучения грамоте по теме "Буквы Ч,щ для обозначения звуков [ч ], [щ ] ( по системе Эльконина-Давыдова).
конспект урока...
Конспект + презентация урока обучения грамоте по теме «Буква З как знак для звуков [з] – [з’]» 1 класс.
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [з], [з,], с печатными буквами Зз; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые результаты:Предметные:&bull...