Урок обучения грамоте в 1 классе на тему: "Буквы "С" ,"с" и звуки [с], [с']"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Материал, подобранный к уроку, значительно превышает возможности традиционного урока в 1 классе ( по продолжительности). В данной работе я предлагаю задания, которые можно применить на уроках обучения грамоте.
Учитель в зависимости от уровня подготовленности класса, может отобрать соответствующие задания. Предложенный материал можно использовать и для интегрированного урока обучения грамоте и письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvy_ss.doc | 610.5 КБ |
bukvy_ss_prezentaciya.ppt | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока обучения грамоте
1 класс, УМК «Планета Знаний»_
Тема: Буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с] [с,].
Чтение слов и предложений с изученными буквами. Путешествие в мир спорта
Цель урока: Работать над развитием универсальных учебных действий
Задачи урока:
Обучающие:
- познакомить с буквами С с, учить выделять звуки [с] [с,] в словах; давать им характеристику, познакомить с буквенным обозначением этих звуков, обозначающие твердые и мягкие согласные звуки.
- учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами.
- продолжать учить детей определять границы предложений, делить слова на слоги, определять ударный слог в слове.
Развивающие: расширять представления учащихся о мире спорта; обогащать лексический запас; развивать устную речь, внимание, память, фонематический слух, умение наблюдать, сравнивать, анализировать.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к разным видам спорта, стремление заниматься спортом, гордость за спортсменов, достигших высоких результатов нашего города. России
- воспитывать чувство дружбы, отзывчивости, взаимопонимания, внимательности.
Пояснительная записка к конспекту урока.
Материал, подобранный к уроку, значительно превышает возможности традиционного урока в 1 классе ( по продолжительности). В данной работе я предлагаю задания, которые можно применить на уроках обучения грамоте.
Учитель в зависимости от уровня подготовленности класса, может отобрать соответствующие задания. Предложенный материал можно использовать и для интегрированного урока обучения грамоте и письма.
Переход к следующему слайду осуществляется щелчком.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная
Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод, метод практического выполнения заданий, деятельностный подход,
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, музыкальное приложение, индивидуальные карточки, карточки для выполнения заданий в парах и со словами предложений, карточки для списывания с печатного текста «Спорт – наш друг», карточки с буквами, составляющими пары по звонкости – злухости, грамоты и медальки учащихся за спортивные достижения, КИМ – тест, сигнальные карточки (рефлексия), «Букварь Т.М.Андриановой», листы бумаги в косую линию, рисунки для оформления доски ( план), проектные работы детей
Урок проводится в форме путешествия в страну спорта ( по этапам уроков физкультуры)
Оформление доски:
Предварительная подготовка:
- проекты букв З,з, С,с
- проект «Книжки – малышки о спорте»
- оформление доски грамотами и медальками детей за спортивные достижения
- «Дерево здоровья» семьи Антоновой Ксюши
- Маршрут путешествия в Страну спорта (План урока)
- подготовка КИМа (тест)
- выучить стихи о видах спорта
Ход урока.
- Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок, Улыбнулись, подравнялись, | ПОСТРОЕНИЕ |
Отправляемся в мир СПОРТА СЛАЙД 1 |
2. Актуализация знаний учащихся. (Возможно, сигнальные карточки: «да» - красный цвет, «нет» - жёлтый)
- В алфавите 33 буквы. | РАЗМИНКА Разминка – «да» - «нет». |
- Сколько гласных в слове, столько и слогов | |
- Чтение – вот лучшее учение! | |
- В слове морозы 2 слога. | |
- Существует 3 времени года. | |
- За осенью идёт зима | |
- Ж и Ш – всегда твёрдые звуки (да!) | |
- В словах ударение падает на согласный звук (Нет) | |
- Мы любим спорт | |
- В слове приз 2 слога | |
- жи /ши пиши с буквой И | |
- Спорт – укрепляет здоровье |
- Формулировка темы и задач урока. СЛАЙД 2
- Кто самый внимательный? Обратите внимание на слова – отгадки.
Подготовленные учащиеся читают стихи и поговорку.
В спортзале есть и слева щит, | Определение маршрута |
Турнир идёт. Турнир в разгаре. | |
Сила сломит всё, а ум – (силу). |
- Кто самый внимательный? Что общего услышали в словах-отгадках? (Ответы учащихся)
- Да, сегодня мы продолжим изучать буквы Зз Сс и звуки, которые они обозначают. Будем читать слова с данными и изученными буквами. Продолжаем путешествие в мир спорта
- Работа по теме урока
а) Знакомство с новыми буквами и звуками.
- Звуко – буквенный анализ слов сила старт - На что похожи буквы. Защита проектов (представлены на доске). Работа по ленте букв. | Проверка домашней подготовки |
- Парные по звонкости - глухости . Найдите пару по звонкости – глухости. У учащихся карточки с буквами. СЛАЙД 3 (Взаимопроверка) |
б) Артикуляционная работа. Игра «Доскажи словечко». СЛАЙД 4
– Сели тихо и красиво.
Спинки прямые, словно свечки.
Поиграть вам предлагаю
В игру «Доскажи словечко».
В) Игра «Звуковая мозаика». СЛАЙД 5
– А ковёр наш непростой. А ковёр наш звуковой
Каждый перед собой выкладывает на парте звуковую беговую дорожку. Синий квадрат – услышав твёрдый звук [с] [з] , зелёный -– услышав мягкий звук [с’] [з’] . СЛОВА: СИЛА, ЗИМА, СТАРТ , ПРИЗ, СТАДИОН, ВЕЛОСИПЕД, СЕКУНДА (З З С С С С З З) | Беговая дорожка. |
- Самопроверка (На слайде правильный вариант коврика)
г) Валеологическая пауза СЛАЙД 6 (Приложение «Весёлая зарядка»)
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. (Выполняем упражнения под музыку) | Физминутка под музыку |
д) Работа над словами со столбиков. Букварь СЛАЙД 7
СЛАЙД 8
1 столбик: Показываю буквы: П Р С - Назовите буквы 2 столбик: - прочитайте, назовите слова, в которых буквой с обозначается твёрдый согласный звук (с) ----- спор, спорт - в каком слове буквой с обозначен мягкий согласный звук (с) ---- сила 3 столбик: прочитайте слова, в которых звук (с) слышится в конце кросс, приз, класс - какой процесс произошёл в конце слова приз? ( Назовите свои слова) 4 столбик: назовите слова, которые отв. на вопрос что? Что делали? Какой? . К данному слову подберите слова, отвечающие на вопрос кто? или что? (человек, спортсмен, пульс, удар, голос) - подберите к данным словам слова – антонимы ( строили – разрушали, ломали ) 5 столбик: праздник – произношение (непроизносимый согласный звук) Спортивный ( какой?) Измените так, чтобы отвечал на вопрос какая? ( площадка, куртка) Какое? (поле) | Шведская стенка – столбики слов |
е) Работа с текстом. Работа по учебнику. Букварь, стр. 71. СЛАЙД 9
Скажи мне название сооруженья:
В нём — чашей трибуны и поле сраженья? ( Стадион)
- По дорожке мы прибежали на стадион.
- Рассмотрите текст. - Сколько в нём частей? - Обратите внимание на два последних предложения - Первичное чтение Ответ на вопрос, прозвучавший в тексте: - О каких видах спорта идёт речь в тексте? - Озаглавливание текста (Спортивный праздник. Спорт – наш друг. Мы дружим со спортом) - Что значит «дружить» со спортом? - Какова идея произведения? - Воспитательные возможности урока. Почему нужно заниматься спортом? | На стадионе |
ж) Работа над предложением Спорт – наш друг! СЛАЙД 10
- Прочитайте предложение. - Сколько слов в данном предложении? - Прочитайте слово друг. Какой процесс произошёл в конце слова? (Оглушение). - Начертите схему предложения. - Прочитайте с вопросительной интонацией (Возможно письмо под диктовку слов приз, старт, кубок) | Оформление дневника спортсмена |
з) Связь преподаваемого с жизнью. Рубрика «А знаете ли вы?»
СЛАЙД Ы 11 - 15
| Результаты |
и) Найди «лишнее». Докажи, почему? СЛАЙД 16
Проверка: слайд - 17
к) Работа по учебнику.
* Обычные буквы – специальные знаки ( уч. стр. 71) | Спортивное ориентирование |
л) Работа в парах. Найти и сосчитать буквы З и С
СЛАЙД 18
Проверка: слайд - 19
- Подумайте, как удобней выполнить эту работу? Какая пара раньше всех закончит работу? аинвсктзлвурысировкуннсс ыоинвзстинусарлвсуивзыу рынозивктозвнтсуизывст акывзсшенввлззтнмлжыузжювм | Спортивное ориентирование |
л) Игра «Кто больше?» Итог можно провести как по рядам, так и между мальчиками и девочками. (Красные и синие кружочки) СЛАЙД 20
Какие виды спорта вы знаете? выиграет тот ряд, который назовёт больше слов. | «Перетягивание каната» |
м) Работа над словами – антонимами. СЛАЙД 21
- Подберите к данным словам слова, противоположные по смыслу (антонимы). Докажите, что СПОРТ – ЭТО здорово! Слабый – (сильный ) Больной – (здоровый) Медленный – (быстрый) Низкий – (высокий) Победа – (поражение) Старт – финиш - Продолжите вы! | Забей гол в ворота |
н) Г. Сапгир «ФУТБОЛ» с 72 «Спутник Букваря» Работа с учебником.
СЛАЙДЫ 22,23
- Ребята, а все ли вы любите ФУТБОЛ? - А теперь посмотрим, все ли так любят футбол. «Спутник Букваря» Прорекламируйте! - работа над выразительным чтением - какие жесты и мимику нужно использовать при выразительном чтении этого стихотворения? - выучить наизусть | Рекламная пауза |
o) Игра «Живое предложение». СЛАЙД 24
Много с буквами хлопот
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково,
Их поставить в четкий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
Спорт закаляет силу воли. У Рината грамота. (Каждое слово предложений написано на отдельной карточке. Дети берут по одной карточке и выстраиваются по порядку) Буква большая Совсем не пустяк, В букве большой - Уважения знак! - Дети составляют схему предложений по вариантам ( 2 ученика у доски) | Построение |
п) Тестовая проверочная работа по вариантам СЛАЙДЫ 25,26
ВЗАИМОПРОВЕРКА: СЛАЙДЫ 27,28
Зачёт
Вариант 1. Ф.И. ________________________ |
1. Сколько слогов в слове приз а) 4 б) 2 в) 1 |
2. Как разбить слово здоровый на слоги? а) здо – ро - вый б) здоро - вый в) здо – ровый |
3. Сколько слов в предложении? Спорт укрепляет здоровье. а) 3 б) 5 в) 4 |
4. На какой слог падает ударение в слове силачи? а) на первый б ) на второй в) на третий |
5. Сколько согласных звуков в слове сила? а) 3 б) 2 в) 5 |
Вариант 2. Ф.И. ________________________ |
1. Сколько слогов в слове спорт? а) 4 б) 2 в) 1 |
2. Как разбить слово стадион на слоги? а) ста-ди-он б) стади - он в) ста-дион |
3. Сколько слов в предложении? Мы дружим со спортом. а) 3 б) 5 в) 4 |
4. На какой слог падает ударение в слове здоровый? а) на первый б ) на второй в) на третий |
5. Сколько согласных звуков в слове приз? а) 3 б) 2 в) 5 |
РЕФЛЕКСИЯ. СЛАЙД 24
Поднимите карточки, соответствующие вашему настроению.
Подведение итога урока СЛАЙДЫ 25,26
Оценивание Награждение
Закончен урок, и выполнен план, СЛАЙД 27
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!
ПРОГРАММА ПУТЕШЕСТВИЯ В МИРСПОРТА (На доске на карточках.)
1. ПОСТРОЕНИЕ. Организационный момент.
2. РАЗМИНКА. Игра «да» - «нет»
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАРШРУТА. Формулировка темы и задач урока. Стихи
4. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕЙ ПОДГОТОВКИ. Проекты
5. ПРИВЕТСТВИЕ. (Артикуляционная подготовка) Игра «Доскажи словечко».
6. БЕГОВАЯ ДОРОЖКА. Игра «Звуковая мозаика». Работа в парах.
7. Валеологическая пауза. Физминутка
8. ШВЕДСКАЯ СТЕНКА. Работа со столбиками слов.
9. НА СТАДИОНЕ. Загадка. Работа с тестом.
10. ОФОРМЛЕНИЕ ДНЕВНИКА СПОРТСМЕНА. Списывание с печатного текста. Письмо под диктовку.
11. РУБРИКА «АЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?». Рассказ о спортсменах
12. СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ.
а) Обычные буквы – специальные знаки ( уч. стр. 71)
б) Задание «Найди буквы». Работа в парах.
13. ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА. Игра - соревнование: какие виды спорта вы знаете: девочки/ мальчики.
14. ЗАБЕЙ ГОЛ В ВОРОТА. Доказать, что СПОРТ – ЭТО здорово! Слова – антонимы.
15. РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА. Работа над стихотворением Г. Сапгира «ФУТБОЛ» с. 72 «Спутник Букваря».
16. ПОСТРОЕНИЕ. Игра «Живое предложение».
17. КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ (ЗАЧЁТ).
18. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ. РЕФЛЕКСИЯ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте 1 класс ПНШ "Буква Лл и звуки"
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа" с презентацией по ФГОС, проведенный для воспитателей д/с и родителей...
Урок обучения грамоте. 1 класс Тема: Согласный звонкий твердый звук [ж [, буквы Ж, ж.
· Цель: создать условия для ознакомления с новым звуком "ж" и буквой, которой он обозначается;· рас...
Урок обучения грамоте 1 класс УМК Перспектива "Буква Чч, звук (ч)
Урок обучения грамоте...
Урок обучения грамоте, 1 класс. «Школа России» Тема: Согласный звук [ щ\' ]. Буква Щ, щ.
Урок обучения грамоте, 1 класс. «Школа России»Тема: Согласный звук [ щ\' ]. Буква Щ, щ.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель урока:Образовательная: Формировать представление детей о звуке [ щ\' ], ...
Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема: Буквы Л л, звуки [л ], [л’]
Задачи урока: · образовательные:учить выполнять звукобуквенный анализ слов; плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.·...
Открытый урок обучения грамоте 1 класс школа 8 вида Тема: «Звук и буква «Чч». Чтение слов и предложений».
ОГКОУ «Фурмановская школа VIII вида» Открытый урок обучения грамотеТема: «Звук и буква «Чч». Чтение слов и предложений». Подготовила и провела...
Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема: Гласные и согласные звуки.
Цель нашего урока ????— КАКИЕ БЫВАЮТ ЗВУКИ....