Урок. Тема: Буквы М, м и звуки[ м], [ м’].
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему

Гордеева Людмила Александровна

Урок по образовательной программе «Школа России» организован в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта.

Новые буквы изучаются не изолированно, а в сопоставлении с уже освоенными, входящими в каждую пару. Такая группировка, с одной стороны, позволяет вводить на уроке по одной букве, что облегчает начинающим читателям процесс их освоения, а с другой – помогает учащимся постепенно осмысливать понятие парные по глухости-звонкости согласные и запоминать соответствующие пары, что очень важно для будущего обучения орфографии. Первоклассники расширяют знания об «опасных при письме местах» и формируют орфографическую зоркость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_gordeevoy_a.a._word.docx228.24 КБ

Предварительный просмотр:

 Людмила Александровна Гордеева, C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Башкы\DSC00874.JPG

учитель начальных классов высшей категории 

МБОУ СОШ № 2 им.Т.Б.Куулар пгт Каа-Хем.                    

             

Тема: Буквы М, м и звуки[ м], [ м’].

   Цели урока:

- познакомить с буквой М, м; учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами;

- познакомить с понятием «дружба»;

- развивать фонематический слух, совершенствовать культуру речи детей, обогащать словарный запас, память, внимание; умение работать с текстом, грамотно отвечать на поставленные вопросы;

  -воспитывать чувство сопереживания, любви и уважения; усидчивость; положительную мотивацию к обучению.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают букву М, м; умеют читать прямые слоги, слова, предложения; выполнять звуковой анализ слов.

Метапредметные  - УУД (универсальные учебные действия):

Познавательные:   общеучебные – чтение прямых слогов, составление словосочетаний с местоимениями, выполнение звукового анализа слов; структурирование знаний; воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.

Коммуникативные:  воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

Регулятивные:  принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие, понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.

Методы обучения:

деятельностный метод обучения;

- создание проблемной ситуации;

- поисковый;

- наглядно-иллюстративный;

- словесный.

Формы организации деятельности:

- парная;

-индивидуальная.

Средства обучения:

- учебник, ч.1

- мультимедиапроектор

 - наглядные пособия

Ход урока:

1. Самоопределение к деятельности:

(Психологический настрой позволяет активизировать внимание, мотивировать детей на деятельность.)

Учитель:

 Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

-Ребята, проверьте, все ли необходимые принадлежности у вас на партах. Все готовы, значит можно начинать урок.

2. Актуализация знаний:

(Цель: наблюдение за буквами и  звуками, будет установлено различие в произношении гласных и согласных звуков.

 Регулятивные действия: выделение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить.)

- Ребята, сегодня  к нам в гости пришли Мальвина и Буратино.  Принесли конверт, в котором находится наша новая буква. Чтобы познакомиться с новой буквой, наши гости хотят проверить ваши знания. На столе стоит коробка, в которой и находятся задания: это ромашки необычные с загадками. Я буду читать загадки про буквы, а вы будете печатать в тетрадках отгадки.

1. Обруч катится легко, он похож на букву….(О)

2. В слове Мне, в слове Дне на конце напишем…(Е)

3. Вот два столбика наискосок, а между ними поясок.

    Ты эту букву узнаешь? (Н)

4. Надела буква поясок, не просто так- наискосок.

   Один совет ребятам всем

Не путать эту букву с Н (И)

5. Кусок от бублика я съел

- И получилась буква (С)

Проверка (слайд 1)

- Ребята, посмотрите на эти буквы, что вы о них знаете?  (Гласные и согласные)

- Чем гласные отличаются от согласных? (слайд 2)

- Почему после синего квадрата расположены буквы а,о,у,э,и?

- Выложите буквы, которые пишутся после мягких согласных звуков (один ученик у доски работает, остальные самостоятельно на партах)

- Почему после зеленого квадрата расположены буквы и,е,ю,я? (смягчают согласный)

Вывод:  Гласные и.е,ю,я смягчают согласные буквы, а - а,о,у,э  указывают на их твердость.

3. Постановка учебной задачи. Цель: нахождение цели детьми.

 (Личностные действия: формируется интерес к новому материалу, способность к самооценке.Формирование общеучебных универсальных действий: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели).

- И вот мы в сказочном лесу (слайд 3 – сказочный лес)

Нашим проводником будет друг Мальвины Артемон. Вот какую историю поведал наш друг.  Произошла она с лесными жителями однажды.

Жил в лесу гриб-лисичка со своими детками -грибками. Один грибок был очень непослушный и ушел без разрешения гулять. Навстречу ему попался зверек с большим пушистым хвостом.

- Ты кто?- спросил у грибка зверек.

- Я лисичка,- ответил грибок.

-Вот здорово,- обрадовался зверек,- я тоже лисичка. - А ты не боишься, что тебя застрелит охотник?

- Ты все перепутал, - ответил грибок, - охотники в нас не стреляют.Опаснее люди с корзинками, которые могут поджарить на сковородке…

- Что за «Лисички» встретились?

-Кто из них прав?

-Почему же лисички не поняли друг друга?

- Ребята, грибы называют детьми леса. А почему?

-Кто из вас ходил в лес за грибами?

-Как надо собирать грибы?

-А какие грибы вы знаете?

(слайд 4 - разные грибы)

Посмотрите ребята, грибок вывел нас на полянку, но на ней кто-то есть. Кто это?

Это Маша и Медведь. О чем они говорят?

(слайд 5. Маша и Медведь)

-Маша и Мишка поссорились. Из-за чего?

Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Мишка считает, что с разных. Сегодня на уроке мы узнаем: кто из них прав и почему?

Вывод: Введение в тему, нахождение цели детьми.

4. Звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Мишка» с помощью цветных карточек.

( Цель: Умение вычленять звуки, выполнение звукобуквенного анализа - актуализация. Коммуникативные действия: умения слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы.)

– Произнесите 1-й звук в слове «Маша».

– Он гласный или согласный?

– Какой это согласный: твердый или мягкий?

– Какую фишку возьмем для обозначения звука?

Аналогично проводится работа с другими звуками.

– Произнесите 1-й звук в слове «Мишка».

– Он гласный или согласный?

– Какой это согласный: твердый или мягкий?

– Какую фишку возьмем для обозначения звука?

Аналогично проводится работа с другими звуками.

А какой буквой обозначаются звуки [м], [м’]? (Буквой М.)

Палочка и палочка,
Между ними – галочка.
И понятно сразу всем -
Получилась буква М.

(слайд 6 - печатная буква М)

– Из каких элементов состоит буква М?

– На что похожа буква М?

– Вот Маша и Мишка помирились. Их имена начинаются с одной буквы М.

А теперь в тетрадях напечатаем букву Мм.

Вывод: Правильное вычленение звуков из слова, произведение звукобуквенного анализа слова.

5.Физминутка

( Восстановление физических и духовных сил —› Средство достижения цели: физминутки —› Конечный результат: восстановление физических и духовных сил ученика.)

Мишка толстый, косолапый.
В зоопарке машет лапой.
То он сядет, то привстанет,
Головой всем покивает.
Целый день гостей смешит.
Ну, а ночью сладко спит.

6.Чтение слогов. Работа по учебнику.

Цель: Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели.

Коммуникативные действия:

Умения слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы. Личностные: работа в парах (взаимопроверка), осуществляя в паре роли учителя и ученика, ребенок начинает чувствовать себя более компетентным и значимым, повышается самооценка, растет познавательная активность и мотивация.

А) Вышел ёжик погулять, грибов-ягодок собрать,

А за ним ежатки, малые ребятки.

«Все сюда скорей, я шел и вам буковку нашёл».

– Какую букву нашёл ёжик?

ма – мо – мя – мы – ми

му – мё – мю – мэ – ме

Составление слов:

ЛА____ МУ____ НО_____ РЫ____

ЛИ____ МИ_____ НИ_____ РИ_____

Результат: После выполнения дети обмениваются тетрадками. Взаимопроверка.

Б) Игра «Веселый мяч»

- Для того, чтобы ваши пальцы стали сильнее, мы с вами сделаем специальную зарядку.

Кому я бросаю мяч, тот называет мне слова, которые начинаются на [м] [м’].

Вывод: Звук «М» звонкий.

7. Цель: развивать способность точно выражать свои мысли и понимать сообщение собеседника, договариваться относительно способов действий, разрешать разногласия с помощью аргументов, быть справедливыми и толерантными.

Познавательные УУД: за счет интенсификации общения как мыследеятельности в диалоге возрастает глубина понимания материала, происходит рефлексия способов познания, отбор наиболее адекватных задаче умственных действий.

Работа в тетради:

Маша придумала стихотворение.

Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо:

Нет на свете никого

Лучше нашей …. (мамы)

Звуковой анализ слова «мама». Составьте предложение со словом мама. Записываем одно из предложений.

А Мишка тоже загадку знает.

Кто ломает бурелом,

Подкрепляется медком?

Очень просто мне ответь –

Кто зимою спит? … (Медведь)

Звуковой анализ слова «медведь». Составьте предложение со словом медведь.

Записываем одно из предложений.

(слайд 7)

Назовите изображенные предметы. (Велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики.)

– Покажите и назовите все предметы одежды. (Брюки, рубашка, платье.)

– Прочитайте слова, написанные под картинками. (Моя, моё, мой, мои.)

Вывод: Звук «М» бывает твердый и мягкий.

Работа со звуками. – Соедините стрелками предметы, к которым подходит слово «моя» («моё», «мой», «мои»). (Моя – рубашка; моё – ведро; платье, мой – велосипед; мои – брюки, кубики.)

– Назовите другие предметы, к которым подходят слова: «моя» («мое», «мой», «мои»).

– Прочитайте слова, написанные в самом низу. Скажите, что общего у всех этих слов. (Во всех словах есть буква м.)

– Прочитайте слова, в которых по одному гласному звуку. (Ум, мы.)

– Прочитайте слова, в которых по два гласных звука. (Мама, яма, умы, мимо.)

– Прочитайте слово, в котором звуков больше, чем букв. (Яма.)

– Назовите букву, которая в этом слове обозначает два звука. (Буква я.)

Вывод: Самопроверка полученных знаний о букве М.

Дифференцированная работа по учебнику.

Чтение рассказа Мурка.

- О ком идет речь?

- Что сделала девочка?

- Что делала Мурка?- Какие имена собственные есть в тексте?

Вывод: Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

8. Рефлексия. Цель: Сопоставление своей деятельности, ее анализ и оценка.

- Ребята, кто сегодня на уроке нам помогал познакомиться с новой буквой?

– Что нового узнали на уроке? С какой буквой познакомились?

– Какие звуки обозначает буква М?

– Всегда ли буква М обозначает мягкие согласные звуки? Какой еще звук обозначает буква М? (Твердый согласный.)

–Какой карточкой обозначим твердый согласный звук? (Синей.)

– Перед какими гласными буква М обозначает твердый согласный звук? (мягкий согласный)

– Какой карточкой обозначим мягкий согласный звук? (Зеленой).

Вывод: Познакомились с буквой М, узнали, что буква М имеет твердый звук (м) и мягкий звук (мь).

Использованная литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения в1классе по теме"Буквы З,з, обозначающие звуки [з] , [з,]"

Конспект урока обучения  чтению в 1 классе. УМК "Школа России"...

Урок обучения грамоте по теме: "Буква ы, обозначающая гласный звук звук [ы]"

Урок обучения грамоте  в первом классе по теме "Буква ы, обозначающая гласный звук  звук [ ы] " ....

Урок обучения грамоте в 1 классе на тему: "Буквы "С" ,"с" и звуки [с], [с\']"

Материал, подобранный к уроку, значительно превышает возможности традиционного урока в 1 классе ( по продолжительности). В данной работе я предлагаю задания, которые можно применить на уроках об...

Открытый урок. Тема: Буква М м, звуки [м].

Открытый урок обучение грамоте (чтение). Тема урока: "Буквы М,м. Звуки [м], [м\']." 1 класс. Разработан в соответствии с содержанием и учебным планом, по обучению грамоте в 1 классе (УМК «Школа России»...

Конспект и презентация к уроку русского языка в 1классе по теме "Буква "Ю" и её звуки.Строчная буква "ю".(УМК "Школа 2100")

Конспект урока и презентация по обучению грамоте в 1 классе.Тема "Буква "Ю" и её звуки. Строчная буква "ю". ("Школа 2100")...

Урок. Тема: Буквы М, м и звуки[ м], [ м’].

Урок по образовательной программе «Школа России» организован в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта.Новые буквы изучаются не изолированно, а в соп...

Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе на тему: "Буква Я, я, обозначающие звуки [йа], [а]. Письмо букв Я, я".

В материале представлена разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму для учащихся 1го класса....