Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. Программа Занкова 4 класс.
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему

Рагунович Ольга Михайловна

Рабочая программа составлена к учебнику В. Ю. Свиридовой (4 часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_lit_cht._4_kl.docx48.43 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

 4 класс

№ урока

Тема урока

Стр.уч.

Домашнее

задание

примечание

Дата план

Дата факт

Глава 1. Волшебная старина (28 часов)

1

Условные обозначения в учебнике.

Обращение автора .«Крутим барабан времени». Путешествие во времени с помощью произведений искусства:

С.Я. Маршак «И поступь, и голос у времени тише…», картина М. Шагала

«Часы с синим крылом».

(Картинная галерея)

С.3-6

С.177

Выучить стихотворение наизусть (с. 6);

задание 1

из рубрики«Проверь

себя» на с. 7(задание

носит долгосрочный

характер)

  2

Древнее восприятие человеком хода времени через жизнь природы.

Пословицы и поговорки о времени и природе.

Портрет В.И.Даля кисти В. Перова.

 (Картинная галерея)

С..7-10

С.178

творческое задание

на с. 10

3

Знакомство с народной сказкой «Иван-царевич и серый волк».  Признаки

Волшебной сказки.

С.11-13

Вопрос 3 на с. 13

(пересказ первой

Части сказки

без использования

прямой речи

4

Законы волшебной народной сказки в сказке «Иван-царевич и серый волк».

С. 13-19

Вопрос 1 на с. 19

(пересказ  второй

части текста

5

6

Художественные особенности волшебной народной сказки в сказке «Иван-царевич и серый волк».

В. Васнецов «Иван царевич на Сером волке».

Сочинение по картине. С. 178 (Картинная

галерея)

С.20-22

Задание на с. 22

Оформить

сочинение

7

Анализ сочинений. Проникновение элементов конкретного исторического времени в сказку. Русская народная сказка «Летучий корабль».

С.22-24

Вопрос 6 на с. 24;

пересказывать близко  к тексту

первую часть

сказки

8

Волшебные помощники в русской народной сказке «Летучий корабль».

С. 24-27

Вопрос 1 на с. 27,

в схеме расставить

условные значки

опоры для удобства рассказывания,

пересказывать часть

близко к тексту

9

Русская народная сказка «Летучий корабль».

Испытания сказочного героя.

С. 28-32

Принести книги

по заданию на с. 32

10

Язык сказки. Русская народная сказка «Летучий корабль».

Пословицы и поговорки о качествах человека: ум, смекалка, доброта, трудолюбие, честность.

С. 32

Выяснить происхождение слова «сказка»;

Задание на с. 33

«Поиск информации»

11

Мифы о подвигах Геракла. Скульптурное изображение Геракла.

(Картинная галерея)

C/33-38

C180

Перечитать текст мифа, ответить на вопрос 1 и 3 на с. 39

12

 Подвиги Геракла, героя, который постепенно освобождается от власти богов и власти Природы (по древнегреческим мифам о Геракле в учебнике). Образ Кербера.

C//39-44

Задание «Поиск информации» на с. 44; перечитать текст и ответить на один из вопросов на с. 44 (на усмотрение учителя

13

 Мотивы мифов, позднее отразившиеся в волшебных сказках.

. (Хрестоматия)

C//180

Написать отзыв на самостоятельно найденную книгу

14

Подвиги русских богатырей. Знакомство с жанром  былины. «Как Илья из Мурома богатырем стал». Картина В. Васнецова «Гусляры».

(Картинная галерея(.

С.45-48

С181

Читать выразительно.

15

 «Как Илья из Мурома богатырем стал».

Композиция и особенности языка, красота и своеобразие русской былины.

С.45-48

Пересказать былину, используя особенности ее языка. Задание 1 или 3 из рубрики «Проверь себя» на с. 76 (носит долгосрочный характер)

16-18

 «Илья Муромец и Соловей-разбой- ник»,другие русские былины (в Хрестоматии или по выбору учителя). Особенности былинного повествования.

Черты древней сказки и исторические подробности в былине.

Сравнительный анализ картин художников М. Врубеля «Богатырь» и В.Васнецова «Богатыри».

(Картинная галерея).

С.49-54

С.182-183

Задания на с. 54 по выбору

19

Мотивы былины в художественном произведении А.К. Толстого

Выразительное чтение стихотворения, по желанию

выучить наизусть

20

Приметы исторического времени в былине «Никита Кожемяка».

С.56-58

Найти информацию о богатырях или книги с народными сказаниями

21

 Богатыри разных народов (по текстам Хрестоматии или библиотечный урок: Зигфрид,  Алпамыш, нарты)

Ответить на вопросы после текста или написать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение; подготовить промежуточный результат работы над заданием 3 из рубрики «Проверь себя» на с. 76

22

 Жанр бытовой сказки: время возникновения, проблематика. Отличие бытовых сказок от волшебных на примере русских народных сказок «Что дальше слышно», «Как Иван- дурак дверь стерег».

С.59-62

Задание на инсценирование на с. 64 или выразительное чтение стихотворения С.Я. Маршака на с. 65

23

23 (23). Мотивы бытовой сказки в художественном произведении. С.Я. Маршак «Сказка про короля и солдата». Сравнение со сказкой «Кашица из топора». С.63-65

С. 63-65

Прочитать сказку «Как Иван- дурак дверь стерег

24-25

Особенности авторской сказки. Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

С.66-75

Вопросы и задания на с. 75 (по выбору учителя

26-27

Образ стойкого солдатика в произведениях современных писателей

Сочинение-рассуждение «Кто может совершить подвиг».

Подготовит сочинение по теме

28

Проверь себя - итоговый урок темы.

С.76

Глава 2 Пленительные напевы (30 часов).

29

Особенности художественного мира, созданного в стихотворении  В.А. Жуковского  «Там небеса и воды ясны!».

(Картинная галерея)

С.78-79

С. 184

Выразительное чтение

30

Разные образы родины. А.С. Пушкин «Москва... Как много в этом звуке.». Картина А. Лентулова «Василий Блаженный».

(Картинная галерея)

С.80-81

С.185

Выучить стихотворение наизусть; задание для групповой работы на с. 81

31

 Отечественная война 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

С.82-86

Выразительное чтение стихотворения

32

 Образ рассказчика в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». Художественные особенности стихотворения.

С.82-86

Выучить отрывок наизусть

33

Позиция автора, «спрятанная» за иносказанием. Басня

И.А. Крылова «Слон и Моська».

С.87-88

Выразительно читать басню

34-35

 Особенности жанра басни (на материале классических басен или басен современных авторов). Библиотечный урок или обобщающий урок на выбор учителя

Выучить басню наизусть, инсценировать

36

Выразительность поэтического образа, созданного Н.А. Некрасовым. Отрывок из поэмы «Крестьянские дети».

С.89-90

Вопросы и задания на с. 98-99 (по выбору учителя

37-38

 Судьба твоего ровесника, жившего в XIX веке. Два мира Ваньки Жукова (по рассказу А.П. Чехова «Ванька»).

С.91-99

Выучить стихотворение наизусть, с. 89

39

Эмоциональный тон и характер воспоминаний о детстве лирического героя стихотворения И.А. Бунина «Детство».

С.100

Выучить стихотворение наизусть

40

Сравнительный анализ картин А. Венецианова «Жнецы» и В.Маковского «Свидание».

(Картинная галерея).

С.101

Записать впечатления от одной из картин (мини- сочинение

41

Художественный мир рассказа Л.Н. Андреева «Петька на даче». Композиция, система героев.

С.101-106

Читать с. 101-105, вопрос 4 на с. 105

42

Два мира в рассказе Л.Н. Андреева «Петька на даче».

С.106-111

Читать с. 105-111, отметить в тексте эпизоды к вопросу 3 на с. 111

43

Главный герой рассказа Л.Н. Андреева «Петька на даче»: его возрождение и возвращение.

С.111-115

Вопрос 2 на с. 115, отметить в тексте

44

Главный герой рассказа Л.Н. Андреева «Петька на даче»: предположительное будущее героя.

Сравнительный анализ картин М. Добужинского  «Окно парикмахерской» и М. Шагала «Окно». (Картинная галерея)

С. 115-116

С.188-189

Устно составить описание одной из картин

45

Особое восприятие реального времени в стихотворении

Ф.И. Тютчева «Смотри, как роща зеленеет...».

С. 116-117

Читать сказку по частям, нарисовать иллюстрацию: героиню или персонажей

46

 Образ реального мира в волшебной сказке

Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» (по материалам Хрестоматии или книги из библиотеки).

С.117

Выучить стихотворение наизусть

47

Реальное и чудесное в волшебной сказке

Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

С.118-125

48

 Особенности волшебного мира

в авторской сказке.

С. 126-130

Вопрос 2 нас. 130

49-50

Наедине с книгой. Вставная «Сказка о твердом орехе» Э.Т.А. Гофмана (по материалам Хрестоматии или книги)

Вопрос 6 нас. 142 (сделать пометки в тексте

51

М.Я. Боро- дицкая «В школу». Мир драмы. Общее представление о пьесе (на примере «Двенадцати месяцев» С.Я. Маршака).

С.131-142

Творческое задание нас.130

52-54

Характеры  героев и персонажей пьесы.  Один из этих уроков можно целиком посвятить постановке одной из картин пьесы или пьесы целиком.)

С.143-156

Творческое задание на с. 156

55

 Сложное чувство единения со всем миром, понимание, приятие, любовь по стихотворению

Саши Чёрного «Рождественское».

С.157-158

Выразительно читать стихотворение; по желанию выучить наизусть

56-57

Фантастические существа с человеческими характерами в сказке Т. Янссон «Ель».

С.159-170

Вопрос 7 на с. 170; вопрос 1 на с. 171

58

 «Проверь себя». С. 172

Глава 3 Огонь волшебного рассказа (38 часов)

59

Д.Б. Кедрина «Я не знаю, что на свете проще?..». Необычный взгляд на мир. Наблюдательность художника и поэта: картина К. Петрова- Водкина «Утренний натюрморт».

(Картинная галерея)

C/4-6

C/163

Вопросы .  с. 10

60

Особенности авторской сказки по сравнению с народной (по произведению

П.П. Бажова «Огневушка- Поскакушка»). Основные мотивы и главная мысль.

C/7-10

Вопросы 3 и 4 на с. 10

61

Особенности авторской сказки (по произведению

П.П. Бажова «Огневушка- Поскакушка»). Нравственные проблемы, поднятые в произведении.

C/10-13

Вопрос 4 на с. 19 (делать пометки в текст

62

 Общее представление о жанре сказа (по сказу П.П. Бажова «Огневушка- Поскакушка»). Особенности авторского повествования.

C/14-19

Вопрос 5 на с. 13: найти доказательство в тексте, сделать пометки

63

Особенности композиции авторских сказок в отличие от народных (по сказу П.П. Бажова «Огневушка- Поскакушка»).

C/ 19-23

Вопрос 4 на с. 23

64

Деталь как средство выражения авторского отношения (по сказу П.П. Бажова

«Огневушка-Поскакушка»).

С.23-25

Найти книги со сказами Бажова или других авторов

69-70

 Мир «детей» и мир

«взрослых». Комическое и драматическое в рассказе А.П. Чехов «Белолобый».

С  29-38

Творческое задание на с. 38

71

Красота и выразительность пушкинского стиха (по стихотворению А.С. Пушкина «Зимнее утро»).

С.39-40

Вопрос 2 на с. 47:

72

 72 (14). Необычное восприятие мира

в рассказе А.И. Куприна «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях». С.

С.41-47

Выучить стихотворение наизусть

 73  

Нравственные уроки рассказа А.И. Куприна «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях». Картина Б. Кустодиева «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой».

С. 41-47

С.164

Задание на выбор: мини-сочинение по картине или творческое задание на с. 48

74

Бережное отношение к миру в шуточной интерпретации Саши Чёрного «Что ты тискаешь утенка?..».

С. 48

Выразительное чтение стихотворения

75

 Саша Чёрный «Дневник фокса Микки». Художественные особенности повествования. Главный герой. Его характер.

С. 49-53

Творческое задание или задание для инсценирования на с. 53

76

 Саша Чёрный «Дневник фокса Микки». Художественные особенности повествования. Событийный план повести.

С.49-54

Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка

77

 Саша Чёрный и его интерпретация нравственной проблематики. Юмор в разговоре о серьезных проблемах. Работа с Хрестоматией или библиотечный урок.

С.53-54

Вопрос 3 на с. 54

78

 Исцеляющая сила мечты и любви (по рассказу А.И. Куприна «Слон»).

С.55-67

Перечитать текст (с. 55-67)

79

Мир глазами ребенка. Взаимопонимание взрослых и детей (по рассказу А.И. Куприна «Слон»).

С. 55-67

Вопрос 2 на с. 68

80-81

 Обобщающий урок по произведениям А.И. Куприна (работа с Хрестоматией или по материалам книг)

Написать отзыв на прочитанное произведение

82

Образы родной природы в картине А. Саврасова «Грачи прилетели». Сочинение по картине.

(Картинная галерея)

С.68

С. 165

Оформить сочинение (перенести с черновика

83

 Анализ сочинений. Необычный взгляд на мир. Стихотворение

Н.Н. Асеева «Февраль».

С. 69

Выразительное чтение стихотворения (по желанию выучить наизусть

84

 Эмоциональное состояние героя. Чудесное весеннее преображение. А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие.».

С. 70

Одно из стихотворений (с. 69 или 70) выучить наизусть

85

Эмоциональное отношение к пробуждающемуся миру, готовность к открытию: рассказ М.М. Пришвина «Земля показалась».

С. 71-72

Вопрос 5 на с. 72

86

 Мир семьи, истоки душевной открытости в рассказе Ю.Я. Яковлева «Мама».

С. 72-74

Создание открытки для мамы

87

Сочинение-рассуждение «Родина начинается с семьи».

С. 74

88

 Искусство – мир сокровенных чувств, впечатлений, переживаний .Картины П. Филонова «Семья крестьянина», А. Матисса «Семейный портрет», стихотворение  А. Д. Берестова «Семейная фотография».

 (Картинная галерея)

С. 74-75

С. 166-167

Выразительное чтение стихотворения

89

Урок по материалам Хрестоматии или библиотечный урок. Рассказы о настоящих друзьях: Л.А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания», а. . П.Гайдар «Тимур и его команда», Л. Пантелеев «Честное слово»,

Гюго «Гаврош»

Написать отзыв на выбранную книгу (задание носит долгосрочный характер); задание 3 из рубрики «Проверь себя» на с. 86

90

Лирический герой В. Д. Берестова в стихотворении «Разлука».

С. 76

Творческое задание на с. 76

91

Разнообразие интонации в рассказе        В.Ю.Драгунского «Сверху вниз, наискосок».

С. 77-81

Подготовить в группе чтение отрывка по ролям: выбрать отрывок, распределить роли, научиться выразительно читать свою роль

92

Твои сверстники, читатель. Мир дружбы, взаимопомощи, совместных приключений. Знакомство с произведением М. Твена «Приключения Тома Сойера»

Написать отзыв на выбранную книгу (задание носит долгосрочный характер); задание 3 из рубрики «Проверь себя» на с. 86

93

.Юмористический рассказ Н.Н. Носова «Федина задача».

C/82-85

Задание 1 на с. 85

94-95

 Мальчишки и девчонки. Юмористические рассказы Н.Н. Носова, И.М. Пивоваровой, В.В. Голявкина.

Работа с аннотацией на примере юмористических рассказов (по материалам Хрестоматии)

Написать отзыв на выбранную книгу (задание носит долгосрочный характер); задание 3 из рубрики «Проверь себя» на с. 86

96

Написать отзыв на выбранную книгу (задание носит долгосрочный характер); задание 3 из рубрики «Проверь себя»

С.86

Работа над ошибками

Глава 4. Все, что сердцу мило (40 часов)

97

Тайны поэзии. А.А. Фет «Это утро, радость эта...».

С.88

Выразительно читать стихотворение, по желанию подготовить иллюстрации

98

Образ весны и ручья в стихотворении  Н.Н. Матвеевой «В лощинах снег...».

С.89-90

Выразительно читать стихотворение Н.Н. Матвеевой. Одно из стихотворений (с. 88-89) выучить наизусть

99

Мир авторской сказки С.Г. Козлова «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды».

С.90-92

Перечитать сказку. Творческое задание

на с. 92 («Как еще можно

назвать сказку?»)

100

Сосредоточенность на эмоциональном состоянии героя. С.Г. Козлов «Лисичка».

С.93-95

Выразительно читать отрывок, задание на с. 95

101

Правда чувств в поэтических сказках С.Г. Козлова (по материалам Хрестоматии или библиотечный урок)

Написать отзыв на одну из сказок С.Г. Козлова

102

Секреты творчества. По стихотворению К.Д. Бальмонта

«Как я пишу стихи» и картине М. Шагала «Над городом».

(Картинная галерея)

С.96

С.168

Выразительно читать стихотворение

103

Выражение подлинных чувств, жизненных переживаний и ярких впечатлений, которыми поэт делится с читателем (по стихотворению

М.И. Цветаевой «Красною кистью.», хокку японских поэтов).

С.97-98

Творческое задание на с. 98

104

Урок - праздник поэзии: читаем хокку

Создать иллюстрацию, написать читательский отзыв, написать стихотворение (на выбор)

105

Необычный герой и необычный мир в художественном произведении: Ю.И Коваль «Писатель- путешественник».

С.99-102

Творческое задание нас. 102 (задание на два урока

106

Портрет творческого человека. Ю.И. Коваль «Писатель- путешественник» (по материалам Хрестоматии или по выбору учителя).

С.99-102

Творческое задание нас. 102

107

Сложное чувство одиночества, душевного непокоя, творческого порыва в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус».

С.103

Выучить стихотворение наизусть, по желанию создать иллюстрацию

108

Система образов в рассказе В.П.Крапивина «Старый дом». Рождение творческого взгляда на мир.

С. 104-106

Перечитать первую часть текста.

109

Романтический мир современного подростка. В. П.Крапивин «Старый дом».

С.106-111

Найти в тексте все отрывки, которые помогают понять значение дружбы для Капитана, для Вовки. Творческая работа «Мой друг» или «Что такое друг»

110

Фантастический мир в рассказе В. П.        Крапивина «Старый дом». Говорящие детали.

С.111-115

Фантастический мир в рассказе  П.Крапивина «Старый дом».

Говорящие детали.

111-115

111-112

Библиотечный урок. Художественный мир В.П. Крапивина.

Знакомство с циклами повестей «Мальчик со шпагой», «Всадники со станции Роса».

Творческое задание нас. 119 (пересказ). Написать отзыв или аннотацию на книгу

113

Строим воздушные замки (по стихотворениям Е.А. Баратынского «Чудный град... » и А.А. Фета «Воздушный город»).

С.120

Выразительно читать стихотворения, по желанию создать иллюстрации

114

Строим воздушные замки (по стихотворению Б.В. Заходера «Воздушные замки» и картине М. Чюрлёниса «Корабли»).

(Картинная галерея

С, 121-122

С. 169

Задание нас. 122

115

Авторская сказка- повесть С.Л. Прокофьевой «Лоскутик и Облако». Проблематика и основное содержание.

С. 122-125

Вопрос 1 на с. 125

116

Композиция и система образов в авторской сказке- повести С.Л. Прокофьевой «Лоскутик и Облако».

С.125-131

Вопрос 3 на с. 136

117

Изобразительно-выразительные средства в авторской сказке- повести С.Л. Прокофьевой «Лоскутик и Облако».

С. 131-136

Вопрос 2 или 3 нас. 131

118

Авторская сказка- повесть С.Л. Прокофьевой «Лоскутик и Облако». Домысливание сюжета, развитие характеров героев.

С.136-144

Отрывок читать по ролям, по желанию сделать иллюстрацию к понравившемуся отрывку сказочной повести

119-120

Мир сказок С.Л. Прокофьевой. Знакомство с отрывками из сказок «Желтый чемоданчик», «Волшебник Алеша». Библиотечный урок

Прочитать выбранную книгу, написать читательский отзыв

121

Жизненное кредо: Н.Н. Матвеева «Я мечтала о морях и кораллах...», картина А. Матисса «Красные рыбы».

(Картинная галерея)

С. 144

С. 170

Выразительное чтение стихотворения (по желанию выучить наизусть; принести другие понравившиеся стихи современных авторов)

122

Поэтическое кредо: В  Хлебников «Мне мало надо!..», Т.М. Белозе- ров «Кладовая ветра».

С. 145

Выразительное чтение стихотворения (по желанию выучить наизусть; принести другие понравившиеся стихи современных авторов)

123-124

Сочинение по картине В. Поленова «Московский дворик».

(Картинная галерея

С. 146

С. 171

Дорабатывать, редактировать сочинение

125

Шутя говорим о серьезном (на материале рассказа В. Ю.Драгунского «Куриный бульон»).

С. 146-153

Вопросы 7 и 8 на с. 153

126-127

Гуляем по просторам Интернета: знакомство с интернет- ресурсами: литературным журналом «Кукумбер», электронными библиотеками

Подобрать ссылки на электронные книги, предложить их одноклассникам

128-132

Твое место в мире школы, города, страны (на материале фантастических произведений Е.С. Велтистова, А.И. Мошковского).

С. 153-157

Домашнее задание - на усмотрение учителя, в зависимости от формы проведения уроков

133-134

Сочинение «Город будущего

Отредактировать сочинение

135

Размышления об истории, о времени и о себе (на материале притчи Ф.Д. Кривина «Часы, минуты, секунды Образ времени в скульптурах С. Дали.  (Картинная галерея)

С. 157

С 172-173

Работа с картиной

136

Нельзя терять высоту. Духовно-нравственный урок притчи

 В. А.Солоухина. Стихотворение  «Мерцают созвездья...».

С. 158-159

Литература на лето


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе. Программа "Школа 2100", авторы -Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению составлено в соответствии с ФГОС. Программа "Школа 2100", учебник "Капельки солнца", авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса по программе "Школа России" для 4 класса (3 часа).

Календарно-тематическое планирование по литературноу чтению для 4 класса по программе "Школа России" для 4 класса (3 часа в неделю)....

Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе по программе Горецкого.

Литературное чтение Календарно – тематическое планирование   № Тема урокаКол-во часовДата проведенияТребования к знаниямМетоды и технологииФорма контроляПримечанияПланфакт Был...

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению во 2 классе к УМК Л.Ф.Климановой по программе «Школа России»

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению к УМК  Л.Ф.Климановой   по программе «Школа России»...