Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе. Программа "Школа 2100", авторы -Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению составлено в соответствии с ФГОС. Программа "Школа 2100", учебник "Капельки солнца", авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 45.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение в 1-м классе
авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева (32 часа, из расчета 4ч в неделю)
Планирование составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы «ШКОЛА 2100» и обеспечено УМК: учебниками «Капельки солнца» для 1-4 классов, рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя (авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова и др.)
Пояснительная записка
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
- Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно – этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
- Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой;
- развитие творческих способностей детей;
- Приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, -через введение элементов анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
- Овладение функциональной грамотностью;
- Овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
- Овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи
Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
- Определение и объяснение своего эмоционально – оценочного отношения к прочитанному;
- Приобщение к литературе как искусству слова;
- Приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах и писателях
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач подготовлена серия учебников по литературному чтению, а также методические рекомендации для учителя и рабочие тетради для учащихся.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
Ι этап. Работа с текстом до чтения.
- Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
- Постановка целей урока с учетом общей(учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
ΙΙ этап. Работа с текстом во время чтения.
- Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия( с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
- Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое»повторное чтение всего текста или отдельных его фрагментов. Анализ текста(приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтении, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов).Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
- Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
ΙΙΙ этап. Работа с текстом после чтения.
- Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
- Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
- Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
- Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся(эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета в 1 классе.
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение»являются следующие умения:
- Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
- Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- Проговаривать последовательность действий на уроке;
- Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
- Учиться работать по предложенному учителем планую
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в учебнике;
- Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую; подробно пересказывать небольшие тексты;
Коммуникативные УУД:
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- Слушать и понимать речь других;
- Выразительно читать и пересказывать текст;
- Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли;
- Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
- Воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя, учащихся;
- Осмысленно правильно читать целыми словами;
- Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- Подробно пересказывать текст;
- Составлять устный рассказ по картинке;
- Заучивать наизусть небольшие стихотворения;
- Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
- Различать рассказ и стихотворение
Тематическое планирование уроков литературного чтения в 1-м классе
№ | Тема урока | Планируемые результаты | Кол-во часов | Виды деятельности | № задания | Дата проведения | |
предметные | Метапредметные, личностные | ||||||
1. | Знакомство с новым учебником по литературному чтению «Капельки солнца». Первый урок вежливости. | Знать приемы ориентирования в учебнике; Уметь различать элементы книги: обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация | Личностные: проявление интереса к изучаемому предмету, к родному слову; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку; регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно искать средства ее осуществления; способность ориентироваться на учебной задаче, на основе того, что уже известно и усвоено, того, что еще неизвестно; определение промежуточных целей с учетом конечного результата; коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке и в жизни; сотрудничество с учителем и одноклассниками; познавательные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осмысленное чтение и пересказ прочитанного; составление рассказов по опорным картинкам; | 1 | Беседа; работа по серии картинок; работа с учебником; | с.3-7 | |
Раздел 1. «Попрыгать, поиграть»(8ч) | |||||||
2. | Любимые игрушки. А. Л. Барто «Я выросла», Я. Аким «Мой конь», Саша Черный «Про девочку, которая нашла своего Мишку». | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; Уметь: читать осознанно и выразительно стихи, заучивать наизусть, определять тему и главную мысль произведения; | 1 | Выразительное чтение; беседа; работа с учебником; чтение по ролям; | с.8-15 | ||
3. | Настоящие друзья детства. В. Драгунский «Друг детства». | Знать название, основное содержание литературного произведения; Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить на части; | 1 | Комментированное чтение; работа с учебником; диалог с автором; | с.16-20 | ||
Д. | В. Берестов «Про машину», А. Барто «Кукла», «С утра на лужайку», С. Маршак «Цирк Шапито», Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», Г. Остер «Вредные советы», А. Барто «Малыши», И. Демьянова «Скакалочка». Второй урок вежливости. | с. 21-40 | |||||
4. | Играть – это увлекательно. Е. Чарушин «Никита - охотник». | Знать содержание произведения; Уметь строить рассказ по опорным картинкам, уметь находить в тексте логически законченные части; озаглавливать части; | 1 | Работа с учебником; составление рассказа по опорным картинкам; озаглавливание частей; | с.41-43 | ||
5. | Игры в слова. Г. Остер «Вредные советы», Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть», А. Барто «Игра в слова», И. Токмакова «Плим», «Динь-дон», С. Маршак «Вот маленький плюшевый слон…» | Уметь работать со стихотворным текстом, выразительно читать, находить ответы на вопросы в тексте; | 1 | Работа с серией картинок и текстами Г. Остера; игры в слова; заучивание стихов; | с.44-52 | ||
Д | Э. Успенский «Удивительное дело», Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок). Как нужно играть. Третий урок вежливости. | ||||||
6. | Почему Незнайка не стал поэтом? Н. Носов «Приключения Незнайки» | Знать содержание произведения; Уметь работать с иллюстрациями, читать с комментированием, отвечать на вопросы; | 1 | Работа с учебником; чтение с комментированием; ответы на вопросы; парно-групповая работа; | с.53-58 | ||
7. | Как найти настоящих друзей? Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» Проверочная работа №1 | Знать содержание литературного произведения; Уметь читать и комментировать прочитанное, пересказывать, читать по ролям, выполнять лексическую работу; | 1 | Творческая работа; игры в рифмы; сочинение стихов; чтение по ролям; работа с учебником; групповая работа; проверочная работа; | с.59-63 | ||
8. | Обобщение по разделу: «Попрыгать, поиграть». Внеклассное чтение по разделу 1. | Уметь участвовать в диалоге; слушать, высказывать свое мнение, доказывать его | 1 | Выставка рисунков; устные рассказы детей; контроль техники чтения; | с.64 | ||
Раздел 2. «Наш дом»(6ч) | Личностные: проявление любознательности, интереса к литературному чтению; развитие умения высказывать свое отношение к прочитанному с аргументацией; оценивать простые жизненные ситуации с позиции общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к родным; регулятивные: учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе; планировать учебное сотрудничество; познавательные: знать о творчестве поэтов и писателей; литературоведческие понятия; выделять главную мысль произведения; бегло и выразительно читать; пересказывать прочитанное; учить наизусть; | ||||||
9. | Что можно увидеть в обычном дворе? Г. Цыферов «Что у нас во дворе?» | Уметь формулировать и высказывать свое мнение о прочитанном по плану | 1 | Беседа; Работа с серией картинок; Коллективный пересказ текста; | с.66-73 | ||
10. | О младших сестренках и братишках. В. Драгунский «Сестра моя Ксения», А. Барто «Две сестры глядят на братца», Я. Аким «Мой брат Миша» | Уметь составлять план, анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту; Уметь читать стихи, формулировать свое отношение к прочитанному; | 1 | Работа с учебником; Выполнение индивидуальных рассказов; Составление плана; Характеристика героя; | с.74-85 | ||
11. | О детях и их родителях. А. Барто «Разлука», «Одиночество», Г. Граубин «Окно», Э. Мошковская «Трудный путь» | Знать содержание прочитанного; Уметь читать выразительно стихи, формулировать свое отношение к прочитанному; | 1 | Выразительное чтение стихов; Работа с серией картинок; Работа с учебником; | с.87-94 | ||
12. | Конкурс на лучшее чтение стихотворения Г. Остер «Вредные советы», стихи И. Демьянова. Четвертый урок вежливости. | Уметь выразительно читать стихотворный текст; | 1 | Беседа; Конкурс стихов; Работа с серией рисунков; Выразительное чтение; | с.94-96 | ||
Д | Дружат взрослые и дети. М. Коршунов «Дом в Черемушках», Б. Заходер «Два и три», М. Зощенко «Глупая история» | Знать содержание произведений; Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы, составлять устный рассказ по картинкам; | 1 | Чтение наизусть; Составление устного рассказа по картинкам; Комментированное чтение; «диалог с автором»; | с.97-109. | ||
13. | Стихи В. Бирюкова, О. Григорьева. Обобщение по разделу. Проверочная работа№2 | Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном; | 1 | Выразительное чтение стихотворений; Работа с учебником; Проверочная работа; | с.110-112. | ||
14. | Р/р Подробный пересказ с опорой на план и ключевые слова. Внеклассное чтение по разделу 2. | Знать содержание прочитанного материала по внеклассному чтению; Уметь пересказывать с опорой на план и ключевые слова; | 1 | Беседа; Подробный пересказ с опорой на план и ключевые слова; Устные рассказы детей; | |||
Раздел 3. «Ребятам о зверятах»(9ч)_ | |||||||
15-16. | Очень разные животные. Б. Заходер «Мохнатая азбука» | Знать о творчестве и произведениях Б. Заходера; Уметь выразительно читать (отработка тона, интонации), анализировать чтение; | Личностные: проявление интереса к содержанию произведений по литературному чтению; Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; уметь передавать свои мысли и чувства через характеры и поступки героев; регулятивные: учиться работать по предложенному плану; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; проявлять мобилизацию сил и энергии, способности к волевому усилию, преодолению препятствий; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; учить наизусть стихотворение; познавательные: знать о творчестве писателей и поэтов; формулировать ответы на вопросы по содержанию текста; подробно пересказывать текст по вопросам и картинкам; составлять устные рассказы по серии картинок; выразительно читать стихи; | 1 | Ролевая игра; Чтение в лицах; Работа с серией картинок; Выразительное чтение; | с.113-125 | |
Д | М. Пришвин «Медведь» | с.126-130 | |||||
17. | Веселые и грустные стихи о животных. Г. Граубин «У ручья», «Беспокойные мыши», Саша Черный «Слоник, слоник…». Пятый урок вежливости. | Знать содержание произведений; Уметь выразительно наизусть читать и вести беседу о прочитанном; | 1 | Выразительное чтение; Чтение наизусть; Работа с комиксами; беседа | с.131-135 | ||
18. | Какие сны снятся щенкам? Е. Чарушин «Томкины сны» | Знать о творчестве Е. Чарушина; Уметь читать по ролям, озаглавливать части текста, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию, делать выводы из прочитанного | 1 | Творческая работа Беседа Выставка плакатов Озаглавливание частей Инсценирование рассказа | с.136-137. | ||
Д | С. Михалков «Щенок» | с.138-141 | |||||
19. | Отношение человека и собаки. Ю. Коваль «Дик и черника», А. Шибаев «Без ужина» | Знать содержание изучаемых произведений; Уметь делить текст на части, уметь определять тему текста, пересказывать; | 1 | Выставка рисунков; Озаглавливание частей; Выразительное чтение; пересказ | с.142-145 | ||
20. | «Любитель» живой природы. М. Коршунов «Рисунок с натуры». | Знать о творчестве М. Коршунова; Уметь анализировать рассказ, находить его тему; уметь читать по строфам; | 1 | Анализ рассказа; Выразительное чтение; словесное рисование; | с.146-148 | ||
Д | М. Коршунов «Дом в Черемушках» | с.149-151 | |||||
21. | Стихи о кошках и котятах. Д. Хармс «Удивительная кошка», И. Токмакова «Котята» | Знать о жанре «рассказ»; Уметь различать жанры произведений; анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту; | 1 | Выставка рисунков «Наши любимцы»; Работа с иллюстрацией; Выразительное чтение; Составление диафильма из 12 кадров; | с.152-156 | ||
22. | Выдуманные и невыдуманные истории о животных и людях. Ю. Мориц «Ворона», В. Вересаев «Братишка». Шестой урок вежливости. | Знать значение понятий «выдуманный» и «невыдуманный» рассказ; Уметь анализировать прочитанное, уметь соотносить текст и иллюстрации к нему; | 1 | Выразительное чтение; диалог беседа ответы на вопросы | с.157-162 | ||
23. | Р / р Выразительное чтение любимых стихотворений. Обобщение по разделу 3. Проверочная работа №3. | Знать произведения раздела; Уметь ответить на вопросы по содержанию раздела; Уметь соотносить иллюстрацию и название рассказа; | 1 | Выразительное чтение; Чтение наизусть; Беседа; Проверочная работа; Работа с книгой | |||
Раздел 4. «Маленькие открытия»(9ч) | |||||||
24. | Маленькие открытия поэтов в стихах об осени. Г. Граубин «Сон», «Шишкопад», В. Бирюков «Сентябрь», Т. Золотухина «Лужи-зеваки». | Знать о творчестве авторов и содержание произведений; Уметь создавать словесную картину, читать стихотворение по строфам, выбирать и обосновывать нужную информацию; Уметь формулировать и высказывать свое отношение к прочитанному; | Личностные: проявление интереса к литературному чтению; к особенностям авторского употребления слов, выражений; понимать и чувствовать красоту, яркость, точность слова в художественном тексте; регулятивные: составлять план действий по решению проблемы (задачи); работать по предложенному плану; соотносить результат своей деятельности с целью урока оценивать его; коммуникативные: выражать свои мысли и действия в речи; допускать возможность существования разных точек зрения в процессе решения поставленных задач; сотрудничество с учителем и одноклассниками; познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; подробно пересказывать тексты, называть их тему; составлять устный рассказ по иллюстрациям; находить главную мысль, определять тему произведения; | 1 | Творческая работа; Выразительное чтение; Беседа; Словесное рисование; Работа с книгой; | с.165-169 | |
25. | Волшебная осень. В. Песков «Листья падают с кленов», И. Токмакова «Туман», «Осень». | 1 | Работа с комиксами; Выразительное чтение; Работа с книгой; Выставка рисунков; | с.170-172 | |||
26. | Каким увидел ноябрь писатель Н. Сладков. Н. Сладков «Почему ноябрь пегий?» | Знать о творчестве Н. Сладкова и его произведения; Уметь соотносить содержание с иллюстрацией и заглавием; озаглавливать части текста, выразительно читать; | 1 | Беседа; Работа с иллюстрацией; Выразительное чтение; Словесное рисование; | с.173-175 | ||
27. | Звуки и краски зимы. Е. Благинина «Улетают, улетели…», Т. Золотухина «Метель», И. Токмакова «Медведь» | Знать понятия «жанр», «декламация»; Уметь определять темп, тон, громкость речи, читать текст по частям и высказывать мнение о прочитанном, отвечать на вопросы; | 1 | Выразительное чтение стихов; Рисование иллюстрации; Диалог; | с.176-177 | ||
Д | Н. Сладков «Песенки подо льдом», И. Токмакова «Куда в машинах снег везут» | с.178-181 | |||||
28. | Как нарисовать словами весну. Н. Сладков «Шапки долой!», И. Токмакова «Весна» | Знать содержание данных произведений; Уметь воспринимать на слух и понимать художественное произведение; Уметь по иллюстрации и названию предполагать, о чем рассказ; | 1 | Работа с иллюстрацией; Выборочное чтение; Озаглавливание частей; Пересказ; | с.182-184 | ||
Д | Н. Сладков «Бегство цветов», Г. Новицкая «Зонтик», С Маршак «Дождь», А. Чутковская «Ночью дождь…» | с.185-190 | |||||
29. | Удивительные цветы. К. Паустовский «Приточная трава». | Знать о творчестве К. Паустовского; произведения отечественной литературы; Уметь составлять устный рассказ по иллюстрациям, читать рассказ про себя с целью выбора необходимого тона, темпа, интонации; | 1 1 | диалог; Устный рассказ; Работа с иллюстрацией; Выставка иллюстраций «Разные дожди»; Выборочное чтение; Пересказ; Творческая работа; Работа с иллюстрациями; | с.191-193 с.194-195 | ||
30. | Маленькие открытия писателя М. Пришвина «Берестяная трубочка» | Знать о творчестве М. Пришвина и его произведениях; Уметь пересказывать рассказ с использованием иллюстраций; соотносить заголовки с частями рассказа; | |||||
Д | А. Александров «Лесные шорохи», г. Скребицкий «Лесной голосок» | с.196-199 | |||||
31. | «Эту чудную картину я увидел у окна…» Ю. Мориц «Что над чем». Проверочная работа №4. | Знать о творчестве Ю. Мориц; Уметь выразительно читать, находить главную мысль, определять тему; строить монологические высказывания, находить в тексте ответы на вопросы; | 1 | Монолог; Выразительное чтение; Составление плана; Пересказ; | с.200-203 | ||
32. | Заключительный урок по учебнику «Капельки солнца». Обобщение | Знать пройденный материал 1 класса; Уметь выполнять проверочную работу, обобщать материал; | 1 | Обобщающая беседа; Проверочная работа; | с.204 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения 1 класс УМК «Школа России»
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения 1 класс УМК «Школа России» ( 5 ч в неделю) 36 часов всего. Составлен по учебнику Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. голованов...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс школа 2100
В материал входит пояснительная записка., учебно-тематическое планирование, календарон-тематическое планирование....
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс "Школа 2100"
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс "Школа 2100" авторы Р. Н. Бунеев , Е. В. Бунеева с видами деятельности учащихся....
Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения 3 класс
Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения 3 классУМК "Начальная школа XXI века"....
календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс программа 2100
календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс программа 2100...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс Школа 2100
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс Школа 2100...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс "школа 2100"
Приложение 1к рабочей программе по литературному чтению...