№ | Раздел программы | Тема урока | Кол-во час. | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Дом. задание | Дата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| факт |
| Осенние странички. | Картины осени в поэзии. Знакомство с учебником. А. С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…», Ф.И. Тютчев «Сентябрь холодный бушевал…». Формирование представления об эпитете. | 1 | Комб. | Обобщенное повто- рении сведении о поэзии и возможно- стях поэтического слова в изображе- нии природы и чувств человека. Анализ стихотворе- нии.
Формирование представлений уча- щихся об эпитете. Расширение словар- ного запаса.
Анализ изобрази- тельно- вырази тел ьн ых средств поэтическо- го произведения. Отработка умений находить и объяс- нять эпитеты.
Анализ изобразительно-выразительных средств: цветовая гамма, её воздействие на зрителя, свет, микротемы каротины, соотнесение переднего плана и фона и др. |
Передавать при чтении настроение автора. Читать стихотвор- ные пр-я наизусть. |
| Текущ. | Выделение языковых средств художест- венной вы- разитель- ности (зву- копись), эпитеты, сравнения | . |
|
|
|
| Картины осени в поэзии. Г.А.Ладонщиков «Верная примета» А.Толстой «Осень»,. Формирование представления об эпитете. | 1 | Комб. |
|
| Текущ. |
| Выразительное чтение стих-й об осени |
|
|
|
| Изображение осени в стихотворениях поэтов С.Есенина «Нивы сжаты…» и Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Анализ лирического текста. Выразительное чтение. | 1 | Комб. |
|
| Текущ. |
| Наизусть стих-е Есенина. |
|
|
|
| Конкурс чтецов. Чтение наизусть понравившихся стихотворений об осени. Приём сравнения в художественном тексте. | 1 | Комб. |
| Создавать неболь- шие устные тексты на заданную тему. | Текущ. |
| Выр-е чтение стих-я Тютчева |
|
|
|
| Золотая осень в живописи.Работа над картиной И.С.Остроухова «Золотая осень». Анализ изобразительно-выразительных средств. | 1 | Комб. |
|
| Текущ. |
| Закончить сочинение |
|
|
|
| Работа над картиной И.С.Остроухова «Золотая осень»(сочинение)
| 1 | сочинение |
|
| Текущ. |
|
|
|
|
|
| Анализ и редактирование творческих работ. Урок -праздник | 1 | Комб. |
|
| Текущ. |
|
|
|
|
Глава 1. Народные сказки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Народные сказки | Вхождение в мир русской волшебной сказки А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный». Особенности русской волшебной сказки, основные отличия сказки и рассказа. | 1 | Комб. | Особенности построения сюжета. Волшебные сказки. Осознанное чтение доступных по объёму и жанру произведений. Составление вопросов по прочитанному тексту. Пересказ текста. Жанры художественной литературы. Различение народных и литературных сказок. |
| Текущ. |
| Наизусть отрывок. |
|
|
|
| Волшебные сказки. Знакомство с содержанием сказки «Баба-Яга». Признаки волшебной сказки. Характеристика главного героя. | 1 | Комб. |
|
| Текущ. |
| Подобрать заглавия к частям сказки |
|
|
|
| Особенности волшебной сказки. Русская сказка «Баба Яга». Образ главной героини. Краткий пересказ.. | 1 | Комб. | Волшебные сказки. Чудо как главный признак волшебной сказ ки. Особенности построения сюжета. Способы создания образа ге роя в волшебной сказке; воплощение в характере положительного героя народных представлений о чести и благородстве, силе и кра соте, в сюжете сказки представлений о неодолимости добра, возмездии за зло. | Обучающиеся должны уметь: осознанно читать вслух (темп чтения ориентировочно 3555 слов в минуту) и про себя (темп чтения ориентировочно 4565 слов в мину ту); находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение); делить текст на смысловые части, озаглавливать их; выделять главную мысль прочитанного произведения; определять тему произведения; сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану; отвечать на вопросы по содержанию картины художника; | Текущ. |
| Подобрать новуюсказку о падчерице и сравнить её со сказкой Баба-Яга |
|
|
| Народные сказки | Выявление особенностей волшебных сказок .Русская народная сказка «Сивка-Бурка». Особенности композиции волшебной сказки. | 1 | Комб. |
|
| Текущ. |
| Подробный пересказ |
|
|
|
| Русская народная сказка «Сивка-Бурка». Составление характеристики героев сказки. | 1 | Комб. |
|
| Текущ. |
| Подобрать другую русскую-народную сказкус тем же героем, сравнить. |
|
|
|
| Анализ волшебных сказок. Особенности их построения, основные признаки. | 1 | Комб. |
|
| Текущ. |
| Прочитать «Бой на Калиновом мосту. |
|
|
|
| Сюжет русской народной сказки «Бой на калиновом мосту. Составление плана. | 1 | Комб. | Анализ произведения, составление характеристики |
| Текущ. |
| Найти в тексте характеристику братьев |
|
|
|
| Русская народная сказка «Бой на Калиновом мосту». Составление сравнительной характеристики главных героев. | 1 | Комб. |
|
| Текущ. |
| Выписать эмоционально-красочные ыражения. |
|
|
| Народные сказки | Русская народная сказка «Бой на Калиновом мосту». Идеи сказки: патриотизм, чувство долго, товарищество. Понятие о сюжете. | 1 | Комб. | Идеи русской народной сказки «Бой на калиновом мосту»:патриотизм, чувство долго, товарищество |
| Текущ. |
| Прочитать сказку «Деревянный орёл» |
|
|
|
| Жанр сказки .Внеклассное чтение. | 1 | Комб. | Особенности построения сюжета. Способы создания образа героя в волшебной сказке |
| Текущ. |
|
|
|
|
|
| Обобщение материала о волшебных сказках. Особенности построения сюжета. Способы создания образа героя в волшебной сказке. | 1 | Комб. |
| находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение); делить текст на смысловые части, озаглавливать их; выделять главную мысль прочитанного произведения; определять тему произведения; сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану; отвечать на вопросы по содержанию картины художника; | Текущ. |
|
|
|
|
|
| Бытовые сказки. Русская народная сказка «Дочь-семилетка». Знакомство с художественным своеобразием бытовых сказок. Беседа по вопросам. | 1 | Комб. | Групповая работа |
| Текущ. |
| Эпизоды характеризующие царя |
|
|
|
| Русская народная сказка «Дочь-семилетка». Характеристика персонажей. Осознание социальной направленности бытовой сказки. | 1 | Комб. | Бытовые сказки. Реальность, обыденность как основа бытовой сказки. «Простой» непростой герой, здравый смысл, смекалка, хитрость основы его непобедимости; самоирония народа как ос нова оптимизма и нравственного здоровья. Утверждение жизнен ной активности как залога удачи, счастье как награда герою. По беда «простых» и бедных над «умными» и богатыми. Сказки разных народов. |
| Текущ. |
| Характеристик девочки(найти эпизоды в сказке) |
|
|
|
| Русская народная сказка «Каша из топора». Главная мысль сказки. Характеристика главной героини. Сатирическая и воспитательная направленность бытовых сказок. | 1 | Комб. |
|
| Текущ. |
| Чтение по ролям |
|
|
|
| Театрализованная игра «В мире есть такое чудо…» Обобщение представлений о русских народных сказках. Сочинение сказки по самостоятельно разработанному плану. | 1 | Комб
|
|
| Текущ. |
| Подобрать другие бытоые сказки к пословицам, пересказ |
|
|
|
| Сказки других народов. Литовская народная сказка «Бедняк и богач», ненецкая сказка «Кукушка». Общее и различное в темах и сюжетах. Пересказ. | 1 |
|
|
| Текущ. |
|
|
|
|
|
| Сказки других народов. Узбекская сказка «Ах» и «Ох»». Народный колорит и характер сказки. Соотнесение с русскими народными сказками, сходство сюжетов. | 1 | Комб. | Сказки разных народов. Общее и различное в темах, сюжетах и образах сказок, причины различий. Характеры героев сказок, их обусловленность национальными особенностями и представления ми народов о счастье, долге, справедливости, добре и зле. |
| Текущ. |
| Сочинить свою сказку с похожим сюжетом. |
|
|
|
| Сказки других народов. Японская сказка «Земляника под снегом». Народный колорит и характер японских сказок. Соотнесение с русскими народными сказками, сходство сюжетов. | 1 | Комб. |
|
| Текущ. |
|
|
|
|
| Преданья старины глубокой. | Былина как жанр устного народного творчества. «Добрыня Никитич и Змей». Картина Васнецова «Богатыри». . Составление вопросов по прочитанному тексту. Связь литературных произведений с другими видами искусств. | 1 | Комб. | Отражение в былинах народных представлений. Язык, напев ность, ритм. Идея служения Отечеству, героический характер. Анализ картины. Сравнительная характеристика художественных средств выразительности: былины и картины | Различать ведущие жанры художественной литературы: миф, былину, сказку, сказ. Объяснять и оценивать поступки героя произведения. Овладеть терминами: миф, былина, Сюжет, пейзаж. Объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать свою личностную оценку, Читать осознанно текст.
| Текущ. | Различать ведущие жанры художественной литературы: миф, былину, сказку, сказ. Выделять языковые средства художественной выразительности. Использовать справочную литературу для толкования устаревших слов. Выбирать вид чтения в соответствии с текстом.
| Выразительное чтение. |
|
|
|
| Особенности былинного жанра. «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей», «Алёша Попович и Тугарин Змей». Определение качеств характера героя. Особенности былины: повторы, плавность, напевность. | 1 | Комб. | Знакомство с жан- ром былин, сопос- тавление поэтиче- ского и зрительного образов, объединен- ных одной темой. Подготовка к напи- санию сочинению по картине. |
| Текущ. |
|
|
|
|
|
| Сочинение по картине Васнецова «Богатыри». | 1 | Сочинение | Написание сочинения. |
| Тематич. |
|
|
|
|
|
| Сочинение по картине Васнецова «Богатыри». | 1 | Комб. |
Отражение в мифах жизни и нравственных представлений древ них людей. Мифы разных народов о взаимоотношениях людей и богов, героях и их подвигах, о самых дурных и самых лучших ка чествах человека.Работа с эпитетами и сравнениями. | Различать ведущие жанры художественной литературы: миф, былину, сказку, сказ. Объяснять и оценивать поступки героя произведения. Овладеть терминами: миф, былина, Сюжет, пейзаж. Объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать свою личностную оценку, Читать осознанно текст.
| Текущ. | Родословное древо.Составление ребусов, кроссвордов. | Перерисовать в тетрадь родословное древ греческих богов. |
|
|
|
| Мифы Древней Греции. «Лернейская гидра». Знакомство с понятием миф., содержанием и героями древней Эллады. Сведения из истории. | 1 | Комб. |
|
| Текущ. |
| Составить рассказ об одном из древнегреческих богов. |
|
|
|
| Рассказы детей о мифических героях(внеклассное чтение). | 1 | Комб. |
|
| Текущ. | Фразеологизмы. Проектная деятельность. |
|
|
|
|
| Отражение в мифах жизни и нравственных представлений древ них людей. | 1 | Комб. | Обобщение знаний по теме. Инсценировка. |
| Текущ. | Театрализованная игра «Древнегреческие боги на Олимпе» |
|
|
|
|
| Изучение славянской мифологии. Знакомство с мифологией русского народа. В.И. Калашников. | 1 | Комб. | Знакомство с мифо- логией предков рус- ского народа, их ве- рованиями и нрав ственными пред- ставлениями | Различать ведущие жанры художественной литературы: миф, былину, сказку, сказ. Выделять языковые средства художественной выразительности. Выбирать вид чтения в соответствии с текстом.
| Текущ. | Использовать справочную литературу для толкования устаревших слов. | Нарисовать родословное древо своей семьи |
|
|
|
| Родословное древо моей семьи (проектная деятельность) | 1 | Комб. | Презентация рисунков-проектов «Родословное древо моей семьи» |
| Текущ. |
| рисунок |
|
|
|
| Славянская мифология. «Святогор – древний хранитель мира», «Перун-сын Сварога». Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. | 1 | Комб. | Знакомство с мифо- логией предков рус- ского народа, их ве- рованиями и нрав ственными пред- ставлениями. |
| Текущ. | Проектная деятельность |
|
|
|
|
| Славянская мифология. «Лада-богиня любви и красоты». Построение небольшого монологического высказывания о произведении. | 1 | Комб. |
|
| Текущ. |
|
|
|
|
|
| Обожествление славя- нами природы. «Духи - хозяева». Театрализованная игра «Герои славянских мифов». Составление кроссворда. | 1 | Комб. | Сравнительная характеристика древнегреческих и славянских мифов |
| Текущ. |
| Наизусть отрывок |
|
|
|
| Музейная страничка. Защита проекта «Музей старинных вещей». | 1 | Комб. | Работа над проектом «Музей старинных вещей». Коллективная работа.(Использование средств ИКТ) | Представление о развитии цивилизации.умение работать с словарём | Текущ. |
|
|
|
|
|
| Проверочная работа №1 По главе 1 «Народные сказки» и главе 2 «Преданья старины глубокой». | 1 | Контрольная работа. | Определение жанра произведений, вы- явление в тексте средств художест- венной выразитель- ности. | Уметь определять жанр произведения | тематический |
|
|
|
|
| Зимние странички | Анализ проверочной работы. Изображение зимы в искусстве. Б. Пастернак «Снег идёт…». Анализ отрывка из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Т. Авлова «Снег по области пройдёт…». Определение художественных средств. (чтение наизусть) | 1 | Комб. | Сопоставительный анализ произведе- нии искусства на одну и ту же тему. Выразительное чте- ние, использование интонап.и и , соответ- ствующих смыслу текста. | Передавать в выра- зительном чтении свое внутреннее ви- дение картины, на- рисованной авто- ром. | Текущ. | Приемы и средства художественной выразительности в живописи и литературе.
| наизусть |
|
|
|
| Изображение зимы в искусстве. С.Я.Маршак «Как поработала зима». М.В Добужинский «Домик в Петербурге». Связь литературы с другими видами искусств. | 1 | Комб. | Изображение зимы в искусстве. Сравнение спосбов изображения. | Единство выразительного и изобразительного начал. Зритель ный образ, способы его создания и передачи читателю. Движение чувства, развитие настроения. Поэтическое слово, его многознач ность. Главная мысль стихотворения. | Текущ. | Конрастность изображения для передачи социальной контрастности Петербурга |
|
|
|
|
| Зимние картины природы в поэтических произведениях. А. Фет «Печальная берёза», С.А. Есенин «Берёза». Сравнение поэтических образов в стихотворениях. Творческое задание по выбору. | 1 | Комб. | Чтение стих-й Фет «Печальная берёза», С.А.Есенин «Берёза», |
| Текущ. | Творческое задание на стр.87 |
|
|
|
| Сказки написанные автором. | Авторские сказки. Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Знакомство с творчеством писателя. Отличие литературной сказки от народной. | 1 | Комб. | Фольклорная основа и «присутствие» автора сказки. Автор рассказчик, авторские оценки в тексте, проявление авторской во ли в сюжете сказки, финале и названии. Подробность как признак литературной сказки; возможность стихотворной формы. Способ ность авторской фантазии одухотворять, очеловечивать мир нежи вой природы, наделять вещь характером и судьбой. В придуман ном мире как в настоящем: любовь и преданность, ненависть и зависть Художественный анализ сказки. Осмысление особенности художественной формы сказки и её языка, выведение и освоение нравственных уроков произведения.ПРосмотр видеофрагмента «У лукоморья дуб зелёный»
| Иметь начальное представление о связи главной мысли и названия произведения. Познакомиться с термином «пейзаж». Уметь ориентироваться в тексте, объяснять и оценивать поступки героя произведения.
| Текущ. | Рассказы о любимых сказках Андерсена | Дочитать сказку |
|
|
|
| Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Сочетание чудесного и реального в сказке. Составление плана произведения. | 1 | Комб. |
|
| Текущ. |
| Иллюстрация к сказке |
|
|
|
| Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Позиция автора в литературной сказке. Пересказ текста по плану. Сочинение «Какой след оставила в моей душе сказка». | 1 | Комб. |
|
| Текущ. |
| Сочинение «какой след в моей душе оставила сказка. |
|
|
|
| Художественный анализ сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Выявление характера героев. | 1 | Комб. |
| высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию; выразительно читать диалоги, читать по ролям | Текущ. |
| Найти в тексте слова о молодой царевне |
|
|
|
| А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сравнение сказки Пушкина с немецкой сказкой «Белоснежка». Чтение по ролям. | 1 | Комб. |
|
| Текущ. | Подбор пословиц и поговорок | Выразительное чтение |
|
|
|
| А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Наблюдение за авторской позицией в ходе повествования. Составление сюжетного плана. (чтение наизусть отрывка) | 1 | Комб. |
|
| Текущ. | Язык сказки.Наблюдение за языковыми особенностями произведения | Наизусть отрывок |
|
|
|
| Нравственные уроки сказки К. Паустовского «Тёплый хлеб». Объяснение и оценивание поступков героя. | 1 | Комб. | К.Г.Паустовского, знакомство с особенностями его прозы. Осмысление нравственных коллизий, изображенных в произведении. Восприятие его нравст венных уроков | Уметь объяснять и оценивать поступки героя произведения. Иметь нравственное представление о героизме, отваге и смелости. Уметь пересказывать сказку кратко. передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя и свое внутреннее видение картины., нарисованной автором.
| Текущ. |
| Вопросы 2,7,8. |
|
|
|
| Художественный анализ произведения К. Паустовского «Тёплый хлеб». Элементы волшебства. | 1 | Комб. |
|
| Текущ. |
| Вопро9,10 |
|
|
|
| Значение картин природы в произведении К. Паустовского «Тёплый хлеб». | 1 | Комб. | Наблюдение за художественными средствами |
| Текущ. |
|
|
|
|
|
| Проверочная работа №2 по главе 3 «Авторские сказки» . | 1 | Контр. раб. | Анализ результатов литературного развития после изучения сказок и их художественных особенностей |
| тематическмй |
|
|
|
|
| Весенние странички | Анализ проверочной работы. Изображение весны в искусстве. А.С. Пушкин «Гонимы вешними лучами». Ф. Тютчев «Зима недаром злится…». Использование различных интонаций при чтении. | 1 | Комб. | Продолжение отработки навыков анализа лирического текста, освоение детьми художественных средств языка. Единство выразительного и изобразительного начал. Зрительный образ, способы его создания и передачи читателю. Движение чувства, развитие настроения. Поэтическое слово, его многозначность. Главная мысль стихотворения. Презентация «Весна глазами художников»
| Иметь начальное представление о роли пейзажа в произведении. Передавать в выразительном чтении свое внутреннее видение картины,рисованной автором. Срвнивать художественные тексты, учитывая не только личные впечатления. Но и мастерство авторов | Текущ. |
| наизусть |
|
|
|
| Анализ лирического текста и художественных средств изображения настроения и чувств человека. С. Есенин «Черёмуха». | 1 | Комб. |
|
| Текущ. |
| наизусть |
|
|
|
| Изображение весны с помощью разных художественных средств..И. Соколов-Микитов «Грачи», А.К. Саврасов «Грачи прилетели». | 1 | Комб. |
|
| Текущ. | Выбирать способы и виды чтения в зависимости от задач. | наизусть |
|
|
|
| А. Блок «Ворона». Изображение героини художественными средствами. Выразительное чтение. | 1 | Комб. |
|
| Текущ. | Сравнение картины Саврасова и картины Ю.И.Пименова «Новая москва» | Наизусть «Ворона»А.Блок |
|
|
| Рассказы | Рассказ как литературный жанр. В. Железников «Три ветки мимозы». Особенности жанра рассказа. Характер, поступки главного героя. | 1 | Комб. | Событие как первоэлемент рассказа; сюжет как цепь событий. Композиция как проявление авторской позиции. Автор и рас сказчик. Герой движущая сила сюжета, возможность эволюции характера героя. Поступок как способ проявления характера героя. Портрет и пейзаж в произведении. Правда жизни и вымысел | Изображение взаимоотношений людей через их поступки и чувства. Рассказ автора и рассказ героя о событиях. Предмет изображения и смысл изображения. Диалог как способ изображе ния взаимодействия людей.
Уметь читать вслух ориентировочно 60- 70 слов в минуту; Уметь ориентиро- ваться в тексте, на- ходить в нем пове- ствование, описа- ние, рассуждение. | Текущ. | Выбирать способы и виды чте- ния в зави- симости от задач. | Составить план |
|
|
|
| В. Железников «Три ветки мимозы». Сопоставление системы образов героев. Оценка поступка героя | 1 | Комб. |
|
| Текущ. |
| Придумать возможный конец повествования |
|
|
|
| Изображение внутреннего мира героя. Б.С Житков «Как я ловил человечков». | 1 | Комб. |
|
| Текущ. |
|
|
|
|
|
| . Б.С Житков «Как я ловил человечков». Способы выражения в рассказе чувств, переживаний и внутреннего мира героя. | 1 | Комб. |
|
| Текущ. |
| план |
|
|
|
| . Б.С Житков «Как я ловил человечков». Деление текста на смысловые части. Идейная направленность произведения. | 1 | Комб. |
| Работа над умением находить точное и выразительное слово. Деление текста на смысловые части, озаглавливание их и пересказ. | Текущ. | Сравнение с рассказом Паустовского | Придумать окончание рассказа |
|
|
|
| Нравственные испытания героя. Ю.Я. Яковлев «Полосатая палка» | 1 | Комб. | Эволюция развития главного героя. Знакомство с композицией художественного произведения, её роль в раскрытии идеи. Воспитание чувства самосознания. |
| Текущ. |
| пересказ |
|
|
|
| Ю.Я. Яковлев «Полосатая палка». Композиция рассказа. Пересказ. | 1 | Комб. |
|
| Текущ. |
| Вопрос 4-5 |
|
|
|
| Эволюция развития главного героя в рассказе Ю. Яковлева «Полосатая палка». | 1 | Комб. |
|
| Текущ. | Мини-сочинение «Что мешало Мишке жить» |
|
|
|
|
| Сила благородного поступка. В.К.Железников «Рыцарь». Выразительное чтение. | 1 | Комб. | Осознание главной мысли о том. что поступки человека не остаются незамеченными. А оказывают позитивное влияние на людей, заставляют задуматься, признать свою вину и даже изменится. Фомирование представлений о том, что мужчина всегда был и остаётся защитником своих близких и Родины. | Иметь начальное представление о со- отношении главной мысли и названия произведения.
| Текущ. | Презентация о рыцарях
Подготовка к проекту Музей старинных вещей. | Вопрос 5 |
|
|
|
| Способы изображения автором внутренних переживаний героя. С.Г. Георгиев «Дедушка». | 1 | Комб. | Литературное и нравственное развитие. Способы изображения автором внутренних переживаний героя. | Иметь нравствен- ное представление об отваге, смелости. талантливости и щедрости русского человека. | Текущ. | Намёки и полунамёки в произведении –особенность рассказа «дедушка» | читать |
|
|
|
| Характеристика главных героев. С.Г. Георгиев «Дедушка». | 1 | Комб. |
|
| Текущ. |
|
|
|
|
|
| Всепобеждающая сила доброты. К. Паустовский «Кот –ворюга» | 1 | Комб. | Событие как первоэлемент рассказа; сюжет как цепь событий.
| Уметь находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение); делить текст на смысловые части, озаглавливать их; выделять главную мысль прочитанного произведения; определять тему произведения | Текущ. | Сравнение пейзажей в двух произведениях «Кот-ворюга». «Тёплый хлеб» | читать |
|
|
|
| Идея произведения К. Паустовский «Кот –ворюга» Юмор в рассказе. | 1 | Комб. |
|
| Текущ. |
| Нарисовать портрет кота в разных ситуациях |
|
|
|
| К. Паустовский «Кот –ворюга» Влияние доброго поступка. | 1 | Комб. | Знакомство с композицией художественного произведения, её роль в раскрытии идеи. Воспитание чувства самосознания. |
| Текущ. |
| Вопрос 5 |
|
|
|
| Сочинение-описание кота. | 1 | Комб. | Обобщение материала о рассказе как о жанре, выбор темы , наблюдение над построением рассказа | Знать особенности рассказа | Текущ. |
|
|
|
|
|
| Написание рассказа учащимися. Проектное задание. | 1 | Сочинение | Самостоятельна работа с использованием алгоритма | Умение работать самостоятельно. Выражать свои мысли | Текущ. |
|
|
|
|
|
| Анализ работ. Представление проекта «Музей старинных вещей» | 1 | Комб. | Творческие работы (рисунки, сочинения, презентации) |
| Текущ. | Значение слова феодал |
|
|
|
| Басни | Басни. Эзоп. «Пчёлы и Зевс», «Дровосеки и дуб», «Львица и лиса». Значение понятий басня, мораль, иносказание. Композиция басни. | 1 | Комб. | Презентация о Крылове Басня как сценка из жизни, диалогическая природа басни. Мо раль сформулированная автором главная мысль. Работа в группах | Различать ведущие жанры художественной литературы: миф, былину, сказку, сказ, басню, рассказ; | Текущ. |
| Выразительное чтение |
|
|
|
| Мораль в басне. Басни И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак», «Квартет». Особенности басен И. Крылова. Выразительное чтение. (чтение наизусть) | 1 | Комб. |
|
| Текущ. |
| Инсценировка басни |
|
|
|
| Басни современных авторов. С.В. Михалков «Дальновидная сорока». Художественные особенности. Инсценировка. | 1 | Комб. |
|
| Текущ. |
| Наизусть по ролям |
|
|
|
| Проверочная работа № 3 По главе 4 «Рассказы» и главе 5 «Басни». | 1 | Комб. | Определить уровень освоения учащимися литературных жанров эпоса: рассказа, сказки, басни. |
| Текущ. |
|
|
|
|
| Поэзия | Анализ проверочной работы. Изображение чувств человека, его отношение к окружающей действительности как важная особенность поэзии. А.С. Пушкин «Зимнее утро». Определение главной мысли лирического произведения. (чтение наизусть) | 1 | Комб. | Единство выразительного и изобразительного начал. Зрительный образ, способы его создания и передачи читателю. Движение чувства, развитие настроения. Поэтическое слово, его многозначность. Главная мысль стихотворения. Эффект неожиданности. Необычное в обычном, тайны смешных стихов | уметь: читать вслух ориентировочно 60-70 слов в минуту, про себя ориентировочно на 20-30 слов больше; менять темп и способ чтения в зависимости от задач; передавать в выразительном чтении изменение эмоциональ ного состояния героя и свое внутреннее видение картины, нарисо ванной автором; | Текущ. |
| наизусть |
|
|
|
| А. Фет «Ещё светло перед окном…». А.М. Герасимов «После дождя». Язык картины, художественные приёмы. Роль поэтического слова в изображении природы, а также в выражении чувств и состояния души человека. | 1 | Комб. | Определепие глав- ной мысли., выра- женной автором , Сравнительный ана- лиз поэзии и живо- писи. |
| Текущ. |
| наизусть |
|
|
|
| Картины пробуждающей природы. И.С. Никитин «Утро». (чтение отрывка наизусть) Изменение настроения стихотворения. | 1 | Комб. |
|
| Текущ. |
|
|
|
|
|
| А. Ахматова «Цветов и неживых вещей…», В.Н. Соколов «Как я хочу, чтоб строчки эти…», Д. Самойлов «Осень». (чтение наизусть) Главная мысль произведения. Чувство как главное событие лирического текста. | 1 | Комб. | Осознание единства изобразительного и выразительного начал лирики. Определение главной мысли, выраженной автором. |
| Текущ. |
| Наизусть по выбору |
|
|
|
| Н.М. Рубцов «Хлеб», Ю.И. Коваль «Вот шагает гражданин», Р.С. Сеф «Слёзы». Размышления над жизнью. Выразительное чтение. | 1 | Комб. | Осознание серьёз ных и важных идей, нравсвенных уроков, заложенных в лирических произведениях. Поэзия как род литературы. Необычное в обычном, тайны смешных стихов | Уметь работать самостоятельно . опираясь на вопросы учебника. Читать выразительно лирическое произведение. | Текущ. | Передавать и вырази- тельном чтени свое внутреннее видение картины. | Стих-е Сефа наизусть |
|
|
|
| Чтение стихов Н.Н Матвеевой «Грустный заяц» и Г.Б. Остера «Очень страшная история». Способы создания комического эффекта. Выразительное чтение. | 1 | Комб. |
|
| Текущ. | Секреты стихотворений |
|
|
|
|
| Юмористические стихотворения устного народного поэтического творчества. Русский и английский, французский фольклор. | 1 | Комб. | Знакомство с потешками как с жанром устного народного творчества. Способы создания в поэтическом творчестве комического эффекта | уметь: читать вслух ориентировочно 60-70 слов в минуту, про себя ориентировочно на 20-30 слов больше; менять темп и способ чтения в зависимости от задач; передавать в выразительном чтении изменение эмоциональ ного состояния героя и свое внутреннее видение картины, нарисованной автором;
| Текущ. | Лимерики |
|
|
|
|
| Способы создания потешных стихотворений по К.И. Чуковскому. Э. Лир . Лимерики. Сочинение собственных потешек. | 1 | Комб. |
|
| Текущ. |
| Сочинить бессмыслицу. |
|
|
|
| Юмористические стихи современных поэтов. Ю.И Коваль «Сундук», О.Е Григорьева «Полотёр», Ф.Д. Кривин «Ночь». Способы создания комического эффекта в произведениях современных поэтов. | 1 | Комб. | Способы создания юмористических произведений. |
| Текущ. |
| Придумать конец истории Кривина «Ночь» |
|
|
|
| Секреты юмористических стихов. Ю.Д. Владимирова «Ниночкины покупки» Выразительное чтение. | 1 | Комб. |
|
| Текущ. |
| Наизусть смешное стихотворение |
|
|
|
| Секреты юмористических стихов. Э.Н. Успенский «Неудачник». Анализ стихотворения. | 1 | Комб. | Анализ произведений, развитие умения аргументировать ответ |
| Текущ. |
| Вопрос 3-4 стр.98 |
|
|
| Пьесы. | Пьесы. Е.Л. Шварц «Красная шапочка». Знакомство с понятием драма. Чтение по ролям. | 1 | Комб. | Коллективная творческая работа. Первоначальное знакомство с доамой.Отработка навыков выразительного чтения по ролям, освоение роли как пути вхождения в образ героя и способа драматического произведения. | Уметь передавать характер и настроение произведения с помощью выразительного чтения. Читать по ролям. | Текущ. | Презентация о Е.Шварце. | Прочитать 2 действие |
|
|
|
| Е.Л.Шварц «Красная Шапочка». Роль как путь вхождения в образ героя. | 1 | Комб. | Отработка навыков выразительного чтения и чтения пьесы по ролям. Объяснение и оценка поступков героев. | Уметь передавать в выразительном чтении эмоциональное состояние героев | Текущ. | Ремарки
| Ответить на вопросы |
|
|
|
| Е.Л.Шварц «Красная Шапочка». Роль - способ ана- лиза драматического про- изведения. | 1 | Комб. |
|
| Текущ. |
| Подготовить сценку из сказки |
|
|
|
| Сравнение сказки Ш.Перро и пьесы Шварца. Анализ драматического произведения. | 1 | Комб. |
| Уметь передавать в выразительном чтении эмоциональное состояние героев | Текущ. |
| Чтение по ролям |
|
|
|
| Объяснение и оценка поступков. Оценочные суждения о прочитанном произведении. Е.Л. Шварц «Красная Шапочка». | 1 | Комб. |
|
| Текущ. |
|
|
|
|
|
| Урок-концерт | 1 | Урок-концерт | Инсценировка отрывков |
| Текущ. | Показ в других классах |
|
|
|
|
| Проверочная работа № 4 по главе 6 «Поэзия» и главе 7 «Пьесы». | 1 | контрольная | Проверить знания по материалам 6 и 7 глав | Знать особенности поэтического текста, уметь объяснять и оценивать поступки героев. | Тематич. |
|
|
|
|
|
Летние странички | Анализ проверочной работы. Летние картины природы в поэзии. Г. А. Ладонщиков «Хорошо, что снова лето…». С.Есенин «С добрым утром». В.В. Маяковский «Тучкины штучки». (чтение наизусть) Самостоятельный анализ художественных текстов. Определение художественных средств. | 1 | Комб. | Обобщение умений анализировать художественные тексты, соотношение литературного образа природы с живописным, отработка навыков выразительного чтения. | Правильное, сознательное чтение вслух со скоростью ориентировочно 60-70 слов, про себя ориентировочно 80-90 слов в мину ту; изменение темпа и способа чтения в зависимости от задач; формирование углубленного и осознанного понимания текста.
Умение составлять сочинение –описание по картине художника. | Текущ. | Иметь начальное представление: о роли портрета и пейзажа в произведении
| наизусть |
|
|
|
| Р.Г. Газматов «С целым миром спорить я готов…», С.П. Щипачёв «Подсолнух». Отражение своего восприятия художественного образа. | 1 | Комб. |
|
| Текущ. |
| Наизусть по выбору |
|
|
|
| Образ лета в литературе и живописи. И.А Бунин «Детство» (чтение наизусть). | 1 | Комб. | Сопоставление литературного текста с картиной художника. Подготовка к написанию сочинения по картине . |
| Текущ. |
| Выразительное чтение |
|
|
|
| Сочинение повествовательного характера по картине И.И. Шишкина «Сосны, освещённые солнцем» | 2 | Комб. | Презентация «картины Шишкина»
Сопоставление литературного текста с картиной художника. |
| Текущ. |
|
|
|
|
|
| Анализ творческих работ. Связь литературы с другими видами искусств: музыкой, живописью. | 1 | Комб. |
|
| Текущ. |
|
|
|
|
|
| Красота вечна. Ф.И. Тютчев «В небе тают облака» | 1
| Комб. | Обобщение знаний за год. | Умение работать самостоятельно по вопросам. Читать выразительно . | Текущ. |
|
|
|
|
103 |
| С.Я.Маршак «Пожелания друзьям». Выразительное чтение. Художественные особенности. | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Урок-праздник. Составлять и отвечать на вопросы по изученным произведениям. | 1 | Комб. | Чтение любимых стихов. инсценировки |
| Текущ. |
|
|
|
|
|
| Урок-концерт. Творческая работа по разделу «летние странички». | 1 | Комб. | Чтение любимых стихов. инсценировки |
|
|
|
|
|
|