Урок литературного чтения в 3 классе по теме «Значение и поучительность басен И.А. Крылова»
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Соболевская Ольга Петровна

Урок обобщения по творчеству И.А. Крылова‚ построенный по технологии модерации с использованием АМО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya.rar2 МБ

Предварительный просмотр:

  1. Подробный конспект образовательного мероприятия

Организационная информация

Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО)

Соболевская Ольга Петровна

Должность

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МБОУ ООШ д. Хийденсельга

Республика/край

Республика Карелия, Питкярантский район

Город/поселение

д. Хийденсельга

Предмет

Литературное чтение

Класс,  профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек

3 класс общеобразовательной школы

Продолжительность урока/мероприятия

45 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия

Значение и поучительность басен И.А. Крылова

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, Л.Ф. Климанова «Родная речь»

Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

Урок обобщения и систематизации знаний

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива,  наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать;  объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

В классе 19 человек, из них 11 учатся на «4» и «5». Обучающиеся со смешанным типом восприятия. Есть группа активных, самостоятельных, творческих, артистичных ребят. Но есть и ребята, требующие особого внимания. Эти дети очень медлительные, неорганизованные, имеют низкий уровень концентрации внимания, быстро утомляются. Большинству обучающихся нравятся уроки литературного чтения. Они умеют анализировать прочитанное, высказывать и отстаивать свою точку зрения. Дети в классе отзывчивые, доброжелательные, дружны между собой, умеют работать в парах и группах. В процессе урока обучающиеся продолжат учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, вступать в диалог. Применение на данном уроке технологии модерации и активных методов обучения позволит создать условия, способствующие поддержанию природного любопытства обучающихся, их интереса и стремления к самостоятельной работе в поиске ответов на проблемные вопросы.

Цели урока/ занятия/ мероприятия

Создание условий для систематизации, обобщения и переосмысления обучающимися знаний по теме урока.

Задачи урока/ занятия/ мероприятия

Обучающая: помочь вспомнить раннее изученные басни И.А.Крылова; продолжить формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам; расширить знания обучающихся о биографии и творчестве баснописца.

Развивающая: развивать воображение обучающихся и творческие индивидуальные способности.

Воспитательная: способствовать воспитанию положительных человеческих качеств.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия

Расширят знания о биографии и творчестве И.А.Крылова. Закрепят умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам.

-умение ставить цель, составлять план действий, сопоставлять, обобщать, делать выводы, умение слушать и слышать

- навык работать в паре и группе,

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

- басня как жанр литературы, характерные признаки басни;

- содержание раннее изученных басен И.А.Крылова («Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей», «Чиж и Голубь», «Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и Очки», «Ворона и Лисица»).

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока

  1. Мультимедийный проектор, компьютер.
  2. Карточки с заданиями для работы в парах и группах.
  3. Тексты басен
  4. Презентация

Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия

Этап урока

/занятия/мероприятия

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО  (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Инициация

2 мин

«Удивляй»

авторский

Цель: возбудить интерес к уроку, создать эмоциональный настрой, мотивацию к включению в урок.

Предварительная подготовка: подобрать информацию, пример или предмет, которые можно связать с темой урока и в то же время это вызовет удивление у ребят, внесет некий момент неожиданности

Технология проведения: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Я вхожу в класс с зеркалом в руках и говорю:

Свет, мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее...

  • Да нет, Ольга Петровна, и причёска чуть растрепалась, и морщинка новая появилась...
  • Зеркало, зеркало всё в тебе видно.
  • А есть ли зеркало, в котором мы могли бы увидеть свой характер, свои поступки и дела?

Личностные (мотивация к учению)

Коммуникативная (установление сотрудничества с учителем)

Вхождение или погружение в тему

3 мин

«Догадайся»

авторский

Цель: активизировать мыслительную деятельность обучающихся, сформулировать тему урока.

Предварительная подготовка: отобрать нужный материал, можно создать слайд презентации

Материалы: доска или слайд презентации

Технология проведения: на слайде (доске) записан текст с пропущенным ключевым словом. Прочитать текст и догадаться, какое слово пропущено. Привести доказательства своего решения.

(Слайд 2) А вот что писал Г.Х.Андерсен (прочитать самой)

Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, всё же сказать ему правду в глаза. Они давали людям заглянуть в чудесное зеркало, в котором отражались всякие звери и диковинные вещи, являвшие собой зрелище сколь занимательное, столь и поучительное. Мудрецы называли это зеркало басней, и что бы ни делали звери, всё, разумное и глупое, люди поневоле относили к себе и при этом думали: эта басня сложена про меня. Поэтому и рассердиться на басню никто не мог.

  • Что же это за чудесное зеркало? (басня)

Почему вы так решили? (зрелище сколь занимательное, столь и поучительное)

- Назовите тему урока.

Коммуникативные (использование речи для доказательства своего решения)

Образовательная(способность применить полученные знания в новой ситуации)

Коммуникативная (аргументировать своё мнение)

Формирование ожиданий обучающихся

3 мин

«Чудесные зеркала»

авторский

Цель: сформулировать цели урока; оживить внимание; выявить эмоциональный настрой на урок.

Материалы: листочки в форме зеркальца, на доске изображения лиц с разным выражением: веселое, равнодушное, хмурое и грустное, скотч.

Технология проведения: на доске прикреплены изображения лиц с разным выражением: веселое, равнодушное, хмурое и грустное. Учитель сообщает детям, что они могут написать в своих «зеркальцах» то, что хотят повторить или узнать по теме урока. Затем это «чудесное зеркальце» прикрепляется под тем изображением лица, которое соответствует эмоциональному состоянию обучающегося на данном этапе урока.

Цели озвучиваются, корректируются, одновременно учитель получает возможность подкорректировать эмоциональный настой на урок, если в этом есть необходимость.

- У вас на партах  лежат «чудесные зеркала», в которых вы можете написать то, что хотели бы повторить или узнать по теме урока, чему научиться.  Прикрепите свое «чудесное зеркальце» под тем изображением лица, которое соответствует вашему настроению.

(Слайд 3) Сегодня на уроке вам предоставляется возможность ещё раз заглянуть в чудесные зеркала, созданные Иваном Андреевичем Крыловым, вспомнить басни, с которыми знакомились на уроках и ещё раз переосмыслить их значение и поучительность.

Личностные (ставить цели)

Социальные

Фаза 2 «Работа над темой»

Интерактивна я лекция

5 мин

Метод «Презентации»

Заимствованный, но измененный

Цель: расширение знаний обучающихся о биографии и творчестве и.А. Крылова.

Предварительная подготовка: Учитель отбирает интересные, но неизвестные обучающимся факты.

Технология проведения: учитель сообщает интересные факты из биографии И.А.Крылова и подводит к проблемному вопросу, ответ на который обучающиеся должны найти в результате дальнейшей работы.

  • Каким вы представляете себе И.А.Крылова?

Действительно, с ранних лет у нас создаётся образ мудрого, проницательного, доброго, как мы любовно называем «дедушки Крылова». Но свою первую басню Иван Андреевич сочинил в 11 лет, хотя поэтом - баснописцем он стал намного позже, в 37 лет. Басни Крылова сразу всем понравились. О них много говорили.

(Слайд 4) Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк» (подсказка прочтите это имя справа налево, в «зеркальном отражении»).

Басни написаны более 200 лет назад. Их заучивали наизусть и пересказывали, смеясь, друг другу. К ним обращаемся и мы. Нужны ли басни Крылова в наш XXI век? В чём же успех басен И.А. Крылова?

Давайте, вспоминая басни, раскроем этот секрет.

Познавательные (получить новые сведения о биографии и творчестве И.А. Крылова)

Коммуникативная

Учебно-познавательная.

Проработка содержания темы

3 мин

3 мин

2 мин

5 мин

«Собери фразу»

«Деление на группы»

Правила работы в группе

«Ульи»

Заимствованный, но измененный

Заимствованный, но измененный

Авторский

Заимствованный

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие с цель выполнения задания.

Материалы: конверт, в котором на карточках записаны части крылатых выражений из басен Крылова.

Технология проведения: Детям предлагается соединить части крылатых выражений, вспомнить, из какой они басни. Работа в парах постоянного состава.

Цель: создание групп для дальнейшей работы; снять умственное напряжение.

Материалы: кружки разного цвета (цвета по количеству групп)

Технология проведения: Детям предлагается выбрать себе кружки, так по цвету образовываются группы.

Цель: повторить правила работы в группе

Материалы: изображения героев басни «Лебедь, Щука и Рак»

Технология проведения: на основе анализа действий героев этой басни делается вывод об условиях успешной работы в группе.

Цель: развитие умений планировать свою работу в группе и творческого подхода к выполнению предложенных заданий.

Материалы: карточки с заданиями (приложение 1)

Технология проведения: обучающиеся работают в группах, обсуждают задание, готовят выступление.

(Слайд 5)  Вспомни басню по иллюстрации (фронтальная работа).

Это иллюстрации из прочитанных вами басен. Вот они у нас на выставке. Иван Андреевич Крылов создал около 200 басен. Надеюсь, что и в дальнейшем вы продолжите знакомство с остальными баснями Крылова и почерпнете из них много мудрого и полезного.

Я думаю, что вы знакомы с  яркими остроумными крылатыми выражениями, которыми обогатил русскую речь И.А.Крылов. Они навеки остаются в памяти людей. Соедините части крылатых выражений и скажите, из какой они басни.

Проверка (Слайд 6)

С давних времён люди, всматриваясь в лица друг друга, пытаются угадать настроение, намерения, характер человека. И я вам предлагаю, слушая басню «Стрекоза и Муравей» выбрать то выражение лица, которое соответствует состоянию, характеру главных героев этой басни. Слайд 7 (прослушивание басни)

- От каких недостатков помогает людям избавиться эта басня? (лень)
Чему учит? (Трудолюбию)

Деление на группы.

- А теперь мы попробуем сами оживить басни, работая по группам. Выйдите, пожалуйста, по одному человеку от группы.

В этом волшебном сундучке лежит задание для вашей группы. Достаньте его и приготовьтесь зачитать всему классу.

Класс отгадывает по реплике героя и говорит, из какой он басни.

Ребята, вы пойдёте сейчас к своим группам, будете работать, а я хочу вам помочь.

Герои, какой басни перед вами?

Что главного они не сделали: не спели вместе; не договорились, как будут действовать; не пригласили на помощь кого-то более сильного.

А как бы вы повезли этот воз, чтобы он тронулся с места. Покажите. «И вместе трое все в него впряглись...»

Какой урок преподносит эта басня?

Помните: Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт...

Коммуникативные (умение работать в паре)

Коммуникативная

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Разминка

3 мин.

«Пожалуйста»

авторский

Цель: повысить уровень энергии в классе.

Технология проведения: Учитель даёт инструкцию: выполняем движение, если вместе с командой я произношу слово «пожалуйста», если я не сказала «пожалуйста», остаемся в исходном положении.

Учитель выполняет движения на все свои команды, а дети должны не повторять движения за учителем, а внимательно слушать команду.

Подведение итогов

15 мин

1 мин

«Составление кластера»

«Поделись настроением

Заимствованный, но измененный

Заимствованный, но измененный

Цель: концентрация внимания, структурирование информации

Материалы: карточки, фломастеры, скотч или магниты.

Технология проведения: учитель записывает на доске проблемный вопрос. Каждая группа представляет результат своей работы, делает выводы. Учитель фиксирует ключевые слова рядом с вопросом. Затем по опорным словам обучающиеся делают вывод по теме урока.

Цель: выявить эмоциональное состояние обучающихся

Материалы: изображения лиц с разным выражением: веселое, равнодушное, хмурое и грустное.

 Технология проведения: Учитель просит выбрать изображение лица с тем выражением, которое соответствует вашему настроению на уроке.

 

- 1, 2, 3 - работу отложи!

Давайте посмотрим, как вы поработали в группах. Внимательно послушайте выступление группы, если вам понравилось, поаплодируйте.

1.  «Мартышка и Очки». Почему героиня басни так говорит? Встречались ли вы с такими случаями в жизни? Приведите пример.

2. «Зеркало и Обезьяна» Чтение по ролям. Почему не узнала Обезьяна себя в зеркале?

Подумайте, в ком легче найти недостатки, в себе или других?

Правильно, в чужом глазу и соринка видна, а в своём и бревна не замечаешь.

Почему же не узнала Обезьяна себя в зеркале? (себе человек всегда кажется хорошим)

3. Чтение наизусть «Ворона и Лисица».

Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (приятно, когда говорят о тебе правду) А что такое лесть? (неправдивые хвалебные слова)

4. Инсценирование басни «Стрекоза и Муравей»

(Ребята, кто желает ещё попробовать себя в роли этих героев?)

Сделайте вывод по нашим записям на доске. ( И. А. Крылов в своих баснях высмеивал лень, необразованность, себялюбие, лесть, а одобрял трудолюбие, дружбу)

Обратите внимание, что басни Крылова высмеивают не людей, а их поступки и недостатки.

Так в чём же успех басен Крылова?

Крылов очень любил и уважал людей, хотел, чтобы они стали лучше. В баснях Крылова всем есть уроки, все видят себя как в зеркале и стараются изменить себя. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их образами скрываются люди со своими характерами и делами.

Я хочу увидеть ваши глаза, спасибо. А сейчас хочу увидеть ваше настроение, выберите изображение лица с тем выражением, которое соответствует вашему настроению на уроке.

У меня тоже хорошее настроение, благодаря вашей замечательной работе.

Спасибо за урок.

Домашнее задание

 (если  имеется)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1 класс по теме "Знакомство с разделительной фукцией мягкого знака" программа "Начальная школа XXI века"

В папке содержится разработка урока обучения грамоте по теме " Знакомство с разделительной функцией мягкого знака" ( программа " Начальная школа XXI века") по ФГОС, презентация  к уроку, поясните...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....

Урок литературного чтения 3 класс, по теме «Обобщающий урок по разделу «Люби живое».

Урок литературного чтения 3 класс,  по теме «Обобщающий урок по разделу «Люби живое».  По учебнику Л.Ф. Климановой УМК «Школа России»учитель начальных классов Л...