Урок литературного чтения."Рукодельница и Ленивица"В.Д.Одоевский "Мороз Иванович"
учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему
В.Д.Одоевский «Мороз Иванович», 3класс
Цель урока: Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение.
Задачи:1) расширить представление о литературной сказке вообще и особой её разновидности литературных сказок-сказок в народном духе с волшебным сюжетом, сравнение народной и литературной сказок, определять нравственный смысл сказки, составлять план сказки сравнение героев сказок, объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря; определять авторское отношение к изображаемому; читать сказку в лицах;
использовать приёмы выразительного чтения; дать первоначальное представление об иронии; подробный и выборочный пересказ.
Оборудование: плакат с сюжетной иллюстрацией, шкатулка с загадками(для украшения ёлочек), «Времена года» П.И.Чайковский, портрет В.П.Одоевского, рисунки детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rukodelnitsa_i_lenivitsa.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-сказка.
Тема : «Рукодельница и Ленивица»
В.Д.Одоевский «Мороз Иванович», 3класс
Цель урока: Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение.
Задачи:1) расширить представление о литературной сказке вообще и особой её разновидности литературных сказок-сказок в народном духе с волшебным сюжетом, сравнение народной и литературной сказок, определять нравственный смысл сказки, составлять план сказки сравнение героев сказок, объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря; определять авторское отношение к изображаемому; читать сказку в лицах;
использовать приёмы выразительного чтения; дать первоначальное представление об иронии; подробный и выборочный пересказ.
Оборудование: плакат с сюжетной иллюстрацией, шкатулка с загадками(для украшения ёлочек), «Времена года» П.И.Чайковский, портрет В.П.Одоевского, рисунки детей.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. Постановка цели урока.
1.Учитель: Мы любим сказки, верим в чудеса и волшебство. Сегодня на уроке мы попробуем создать свою сказку помогут нам в этом нам поэты, художники, композиторы ваше воображение и фантазия.
Обычно сказки состоят из нескольких частей, также будет у нас. Первую главу мы посвятим поэзии. Но сначала, посмотрите, как каждый из вас представляет себе сказку и зиму. ( Просмотр выставки рисунков)
А, теперь, прочитайте наизусть, как видят сказку наши лучшие поэты. Мне хочется, чтобы вы прочитали свои любимые стихотворения о зиме. Ведь мы с вами изучали тему «Поэтические тетради» (Дети читают стихи А.С. Пушкина, С.А. Есенина, С.Я. Маршака и других)
Сегодня к нам в гости пришел Мороз Иванович. У него в руках шкатулка, а в ней загадки, написанные на ёлочных шарах, давайте украсим ёлочки шарами, а украшать будет тот, кто разгадает загадку. Ведь приближается самый весёлый и волшебный праздник Новый год, а какой Новый год без ёлочки? (Дети разгадывают загадки, украшают ёлочки)
2.Учитель: Вторую главу нашей сказки урока, мне хотелось посвятить музыке. Ведь не только словами можно передать настроения и чувства, навеянные природой.
Давайте обратимся к сборнику Петра Ильича Чайковского «Времена года». Никакое описание впечатлений не сравнится с теми чувствами, которые вызывает в нашей душе сама волшебница-музыка! Лишь нужно слушать и слышать её! Итак, слушаем пьесу «На тройке»( Музыка передает быстрый бег коней, топот копыт, из под которых летит снег. Когда звучит музыка, мы видим бескрайние поля, покрытые снежным ковром, огромное небо и ощущаем, какие чувства испытывает человек, несущейся на тройке: это радость, восторг, восхищение, ощущение счастье.)
3. Учитель. Вот мы подошли к самому главному, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке, к самой сказке.
Владимир Фёдорович Одоевский (1803-1869)-писатель, журналист, литературный и музыкальный критик. Одоевский всю свою жизнь посвятил двум наукам – словесности и философии.
В сказках Владимир Фёдорович «стремился осуществлять свои идеи. Сказочный вымысел он сочетал с намерением укрепить умственные силы ребёнка», дать пищу для работы его ума. «Содержание его сказок- изложение нравственных идей и положительных знаний о мире». В.П. Аникин.
Одна из самых известных сказок писателя «Городок в табакерке»была опубликована в 1834 году, сказка «Мороз Иванович» появилась в 1840 году.
- Как называется раздел, в котором мы будем изучать эту сказку? ( Литературные сказки) Почему он так назван?
- Когда-то давным-давно, долгими вечерами, сказки рассказывали вслух, их никто не записывал. Самим первым творцом их был народ, который вкладывал в них мечты о справедливости, рассказывал о красоте, уме, трудолюбии людей. Это были русские народные сказки.
А какая сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»? (Литературная)
Сказка, которая обработана или пересказана автором, называется литературной.
- Сегодня на уроке мы увидим, как рождается авторская сказка из народной. Постарайтесь заметить, чем они похожи ,чем отличаются.
Любят сказки все на свете,
Любят взрослые и дети,
Сказки могут душу греть.
Чудеса в них происходят.
Люди к счастью путь находят,
И, конечно, же добро
Побеждает ложь и зло
Наша сказка приглашает
На полянку в лес густой.
Там среди высоких сосен
Стоит домик небольшой.
3. Работа над новой темой. Чтение сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»
1часть читает учитель.
2часть –«цепочкой»-ученики.
3часть- инсценирование.
4часть-«цепочкой»
5часть-чтение по ролям.
По ходу чтения идёт словарная работа:
Рукодельница (разгов.)-искусница в рукоделье
Ленивый-бездельник,не желающий трудиться
Передник- фартук,одежда,защищающая перед платья от загрязнения.
Окостенели- окоченели,замёрзли
Диковинки(разгов.)- старинная,удивительная вещь
Мешкать-медлить,не торопиться.
За пазуху- пространство между грудью и прилегающей одеждой(утешила- успокоила, дивовавалась-удивлялась,стряпню-готовить пищу,не сестре чета-не похожая,лучше)
При чтении уделяется внимание правильной постановке ударения,в устаревших и разговорных словах(воротится,не мешкая) С.И. Ожегов и Ю.Шведова.
Эпиграф- изречение (или цитата) ,предшествующее произведению и сосредотачивающие мысль на его идее.
Учитель : В книге В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» ,есть эпиграф.Что это?
Как вы его понимаете?
Нам даром,без труда ничего не даётся,-
Недаром исстари пословица ведётся.
4. Беседа по проверке восприятия. Обмен впечатлениями.
1.Учитель: Какое настроение вызвала сказка? Понравилась ли она? Поделитесь мыслями и чувствами, которые у вас возникли, за кого волновались, кому сочувствовали?
Ответы на вопросы учебника. Характеристика героев – персонажей сказки.
2.Ленивица Рукодельница.
Что говорят о девочках их имена? Докажи, что каждой девочке подходит её имя,- подбери фразы из текста.
Рукодельница Ленивица
«Рано вставала» «В постельке лежала, потягивалась»
................................... …………………………………………
Продолжи сравнение.
Выборочное чтение.
3. «Какова работа,такова и награда». Кто в сказке так говорит?
Как работала каждая девочка, и как их наградил Мороз Иванович?
(Прочитай, как об этом говорится в сказке.)
4. Когда Ленивица подала своё кушанье Морозу Ивановичу, он сказал: «Хорошо ты готовишь», -и улыбнулся. Почему улыбнулся Мороз Иванович?
Он действительно похвалил Ленивицу? Насмешка под видом похвалы называется- иронией.
5. Работа над развитием речи.
«Сказка- ложь , да в ней намёк, добру молодцу урок»
Найди в тексте слова автора с тем же смыслом.
5.Закрепление нового материала.
Учитель : Мы прочитали литературную сказку В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», а есть ли а родная сказка, похожая на эту? («Морозко»)
Чем они отличаются?
1 Давайте сравним сказки, опираясь на задания учебника.
Сравнение двух сказок.
1. Русская народная сказка В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»
«Морозко»
1) Называется по главному герою. Тоже
2) Главный герой –Мороз. Мороз Иванович
3)Героини - две девочки:одна хорошая, ………………….
другая плохая.
4) Хорошая выдерживает испытание …………………
и получает награду,плохая –наказание.
5)Есть второстепенный персонаж, …………………..
который сообщает новости.
Продолжим сравнение двух сказок.
2. Чем отличается Морозко от Мороза Ивановича?
Грозный, добрый, суровый, жестокий, справедливый, доброжелательный, добродушный,карающий,мудрый,заботливый,хозяин,образованный,подвижный,шустрый,истепенный,почтенный.
Выбери ,какими словами можно рассказать о Морозко из народной сказки и какими- о Морозе Ивановиче из сказки В.Ф.Одоевский.
Ты убедился,что писатель В.Ф.Одоевский сочинил свою сказку по образцу народной сказки «Морозко»?
3.Объяснения,какие явления есть в сказке «Мороз Иванович»? Найди их и прочитай. Есть ли подобные объяснения в народной сказке «Морозко»? А в других народных сказках?
4. Закрепление знаний о приеме противопоставления?
Противопоставление
В сказках «Морозко» и «Мороз Иванович» одна из героинь хорошая, другая -плохая, одна- трудолюбивая, другая- ленивая, одна добрая, другая - злая. Мы легко замечаем это, потому что они в одинаковых обстоятельствах ведут себя совершенно различно.
Здесь использован уже знакомый тебе прием противопоставления. Он помогает нам лучше понять героев, смысл всего произведения, понять, чему оно учит читателя.
5. Работа над пословицами.
Что посеешь такова и награда
Какова работа то и пожнёшь
Мало хотеть не жди добра
Что испёк надо уметь
Сделав худо то и кушай
Как вы понимаете смысл пословиц? Какие из них подходят к сказке «Мороз Иванович»
6.Итог урока.
Учитель: В чём мудрость этой сказки? Как вы понимаете главную мысль?
Мне кажется, что каждый в жизни выбирает в свою дорогу. Один живёт ярко, словно звёздочка, помогая другим, бывает и сам счастлив. А другой, как брёвнышко плывёт по течению медленно не давая ничего другим, бывает и несчастлив сам.
Вот и закончилась наша зимняя сказка. Но мы ещё встретимся с её героями завтра.
А с самой сказкой вы встретитесь, если побываете в зимнем парке, лесу, посмотрите на причудливые узоры на окнах, полюбуетесь лёгким полётом снежинок , серебристым инеем.
И вот тогда вам захочется написать свою сказку о красоте зимней природы, её чарах и волшебстве.
7. Домашнее задание.
- Перечитайте сказку и составьте рассказ на одну из тем: «Как хлеб на поле зимует», «Отчего вода в ведре чистая».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения в 3 классе В.Ф. Одоевский "Мороз Иванович"
Урок чтения 3 класс. Знакомство с произведением В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» - развитие навыков различать народную сказку от авто...
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе: В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович". Обобщающий урок.
Конспект урока для 3 класса. "Школа России"...
Урок литературного чтения в 3 классе "В,Ф,Одоевский "Мороз Иванович"
Урок построен с использованием технологии "Педагогическая мастерская"...
Урок литературного чтения 2 класс сказка В.Ф.Одоевского "Мороз- Иванович" "Школа 2100"
Урок литературного чтения по теме В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович" проводится используя технологию продуктивного чтения....
Литературное чтение, 3 класс. Тема: Владимир Фёдорович Одоевский «Мороз Иванович»
Познакомить с новым произведением В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» Способствовать развитию устной речи, высказывать свою точку зрения....
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Сравнение сказок "Морозко" и "Мороз Иванович" 3 класс "Перспектива".
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Сравнение сказок "Морозко" и "Мороз Иванович"...