Урок чтения в 3 классе В.Ф. Одоевский "Мороз Иванович"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Стахнёва Галина Николаевна

Урок чтения 3 класс. Знакомство с произведением В. Ф. Одоевского «Мороз  Иванович»

           - развитие навыков различать народную сказку от авторской;

           - раскрытия смысла художественного произведения;

           - формирования представления об особенностях жанра;

           - формирование художественно – эстетического восприятия 

              учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

                Урок чтения

                   в 3 классе

             

            Учитель начальных классов

             МКОУ «Владимиро – Ильичёвская

          начальная общеобразовательная школа»

                 Стахнёва Галина Николаевна

                                 

ТЕМА: В. Ф. Одоевский  « Мороз Иванович»

ЦЕЛИ: Создать условия для:

           - знакомство с произведением В. Ф. Одоевского «Мороз

           Иванович»

           - развитие навыков различать народную сказку от авторской;

           - раскрытия смысла художественного произведения;

           - формирования представления об особенностях жанра;

           - формирование художественно – эстетического восприятия  

              учащихся.

                                        ХОД     УРОКА

   

1.ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ.

  1.Работа с эпиграфом.

- Вчитаемся в слова эпиграфа.

«Нам даром без труда ничего не даётся, - недаром исстари пословица ведётся».

- Кто хочет поделиться о чём эти слова?

 2.Работа с портретом В.Ф. Одоевского.

- Сегодня мы будем читать произведение этого писателя.

- Посмотрите на его портрет.

- Может быть кто нибудь знает его имя?

- Прочитайте на доске, как его зовут.

- Рассмотрите внимательно портрет. Попробуйте на основе своих впечатлений описать каким вы себе представляете этого человека в жизни?

- Представьте что у вас есть возможность встретится с автором. О чём бы вам хотелось его спросить?

- Прежде чем читать давайте каждый вслушаемся в себя, определим сейчас настроение и попытаемся выразить его.

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА.

- Вы любите сказки?

- Вспомните, какие русские народные сказки мы с вами читали.

- Почему эти сказки называются народными?

- Есть ли у них автор?

- Какие сказки мы называем авторскими или литературными?

- Вспомните сказку Ершова « Конёк – горбунок»

- Из какой народной сказки взят этот сюжет?

- Сегодня на уроке мы увидим как рождается авторская сказка из народной . Постараемся увидеть чем они похожи и чем отличаются.

3.ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

  1.Просмотр диафильма «Морозко».

 

 2.Беседа после просмотра.

- Какое настроение вызвала сказка?

- Есть ли в сказке волшебный персонаж?

- Назовите положительных героев сказки? Отрицательных?

- Есть ли в сказке нейтральный персонаж?

- Какова главная мысль сказки?

 

3.Чтение сказки «Мороз Иванович»

- Есть ли в сказке зачин?

- отличается ли он от народной сказки?

- Как звали девочек?

- Говорят ли их имена об их делах? Что означает слово «рукодельница», «ленивица».

- Почему ленивице всегда было скучно?

- Какая беда случилась с Рукодельницей?

- Кого она встретила в колодце?

- Расскажите, как произошла встреча Рукодельницы с Морозом Ивановичем?

- Как вы думаете почему Мороз Иванович живёт в колодце?

- На каких условиях Рукодельница смогла бы получить ведро обратно?

- Как автор описывает дом Мороза Ивановича?

- Какая у него была перина?

- Легко ли Рукодельнице было её взбивать?

- Какие вопросы Рукодельница задавала старику?

- Что он ей отвечал?

- Чем занималась Рукодельница у Мороза Ивановича?

- Как он её за это отблагодарил?

- Зачем решили отправить ленивицу к Морозу?

- Хотелось ли Ленивице идти на работу к старику?

- Что она ответила печке когда оказалась в колодце? Яблоне?

- Как её встретил Мороз?

- Чем Мороз наградил Ленивицу за работу?

Молодцы!

- А было ли что то в произведении что вас восхитило?

- Чем вызваны ваши переживания?

- Прислушайтесь к себе, изменилось ли что – нибудь в вашем состоянии после чтения?

- Почему на ваш взгляд автор описывает именно эти события?

- Как бы вы поступили оказавшись в такой же ситуации как девочки?

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

1.Работа над иллюстрацией.

- какой эпизод изобразил художник? Прочитайте отрывок.

- Как он нарисовал Мороза Ивановича?

- Обратите внимание, во что он одет.

-Кого он вам напоминает?

- Как он изобразил Рукодельницу?

2.Характеристика героев персонажей сказки.

- Назовите главных героев сказки.

- Давайте охарактеризуем их по плану:

     1.Где живёт герой?

     2.Какие поступки совершает?

     3.Какой характер у героя?

     4. Ваше отношение к герою?

3.Работа с пословицами

- Собери пословицы:

Что посеешь….                                   …..такова и награда

Какова работа….                                 ….то и пожнёшь

Мало хотеть….                                     …не жди добра

Что испёк….                                        ….надо уметь

Сделав худо…..                                    то и кушай

- Как вы понимаете значение этих пословиц?

-  Какие пословицы подходят к сказке «Мороз Иванович»

- Ради чего Одоевский написал для нас эту сказку?

- Что могло послужить поводом для рождения этого произведения?

4.Иллюстрирование сказки.

- Прочитайте начало сказки. Какую иллюстрацию можно изобразить к этому отрывку?

- Какую работу делала по дому Рукодельница?

- Какую иллюстрацию можно нарисовать?

- Перечитайте эпиграф. Что его объединяет с произведением?

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.

- Кого из героев вам хотелось бы сыграть? Почему?

- Что вам помогли открыть в себе самом герои этого произведения?

- Встречались ли вам в жизни подобные ситуации?

ИТОГ.

- К какому жанру относится это произведение? Почему?

- К какому виду относится эта сказка?

- Чем отличаются герои сказок «Морозко» и «Мороз Иванович»?

- Чем отличается язык сказок?

- Как называются сказки у которых есть автор?

- Хотите ли вы ещё читать сказки?

- На следующем уроке мы продолжим изучение этого жанра.

ДОМ. ЗАДАНИЕ.

Подготовить пересказ сказки по картинному плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения 2 класс ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Школа 2100» Тема урока: «Карлсон - воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Часть 4. Легендарные голоса»

Урок чтения 2 класс ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Школа 2100»  Тема урока: «Карлсон - воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Часть 4. Легендарные голоса»...

Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"

Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....

Интегрированный урок -путешествие "Подарки нашим мамам" , урок чтения ,2 класс.

Урок - путешествие рекомендую проводить с приглашением мам учеников. Урок -подарок для любимых мамочек в День матери или  к 8 марта....

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.

- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...

Урок чтения 1 класс "Чтение слогов, слов и предложений с буквой Ф, ф.

Урок закрепления изученной буквы. Сопровождается с флипчартом (интерактивная доска)...

Урок чтения 3 класс. Семейное чтение. Н.Носов Карасик. Смысл поступка.

Конспект урока по литературному чтению 3 класс к авторской программе Л.Ф.Климановой, Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий ...

Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Д,д"

Чтение. Урок-сказка "Чтение слов с буквой Д,д"...