Урок чтения в 3 классе В.Ф. Одоевский "Мороз Иванович"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Урок чтения 3 класс. Знакомство с произведением В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»
- развитие навыков различать народную сказку от авторской;
- раскрытия смысла художественного произведения;
- формирования представления об особенностях жанра;
- формирование художественно – эстетического восприятия
учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок чтения
в 3 классе
Учитель начальных классов
МКОУ «Владимиро – Ильичёвская
начальная общеобразовательная школа»
Стахнёва Галина Николаевна
ТЕМА: В. Ф. Одоевский « Мороз Иванович»
ЦЕЛИ: Создать условия для:
- знакомство с произведением В. Ф. Одоевского «Мороз
Иванович»
- развитие навыков различать народную сказку от авторской;
- раскрытия смысла художественного произведения;
- формирования представления об особенностях жанра;
- формирование художественно – эстетического восприятия
учащихся.
ХОД УРОКА
1.ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ.
1.Работа с эпиграфом.
- Вчитаемся в слова эпиграфа.
«Нам даром без труда ничего не даётся, - недаром исстари пословица ведётся».
- Кто хочет поделиться о чём эти слова?
2.Работа с портретом В.Ф. Одоевского.
- Сегодня мы будем читать произведение этого писателя.
- Посмотрите на его портрет.
- Может быть кто нибудь знает его имя?
- Прочитайте на доске, как его зовут.
- Рассмотрите внимательно портрет. Попробуйте на основе своих впечатлений описать каким вы себе представляете этого человека в жизни?
- Представьте что у вас есть возможность встретится с автором. О чём бы вам хотелось его спросить?
- Прежде чем читать давайте каждый вслушаемся в себя, определим сейчас настроение и попытаемся выразить его.
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА.
- Вы любите сказки?
- Вспомните, какие русские народные сказки мы с вами читали.
- Почему эти сказки называются народными?
- Есть ли у них автор?
- Какие сказки мы называем авторскими или литературными?
- Вспомните сказку Ершова « Конёк – горбунок»
- Из какой народной сказки взят этот сюжет?
- Сегодня на уроке мы увидим как рождается авторская сказка из народной . Постараемся увидеть чем они похожи и чем отличаются.
3.ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
1.Просмотр диафильма «Морозко».
2.Беседа после просмотра.
- Какое настроение вызвала сказка?
- Есть ли в сказке волшебный персонаж?
- Назовите положительных героев сказки? Отрицательных?
- Есть ли в сказке нейтральный персонаж?
- Какова главная мысль сказки?
3.Чтение сказки «Мороз Иванович»
- Есть ли в сказке зачин?
- отличается ли он от народной сказки?
- Как звали девочек?
- Говорят ли их имена об их делах? Что означает слово «рукодельница», «ленивица».
- Почему ленивице всегда было скучно?
- Какая беда случилась с Рукодельницей?
- Кого она встретила в колодце?
- Расскажите, как произошла встреча Рукодельницы с Морозом Ивановичем?
- Как вы думаете почему Мороз Иванович живёт в колодце?
- На каких условиях Рукодельница смогла бы получить ведро обратно?
- Как автор описывает дом Мороза Ивановича?
- Какая у него была перина?
- Легко ли Рукодельнице было её взбивать?
- Какие вопросы Рукодельница задавала старику?
- Что он ей отвечал?
- Чем занималась Рукодельница у Мороза Ивановича?
- Как он её за это отблагодарил?
- Зачем решили отправить ленивицу к Морозу?
- Хотелось ли Ленивице идти на работу к старику?
- Что она ответила печке когда оказалась в колодце? Яблоне?
- Как её встретил Мороз?
- Чем Мороз наградил Ленивицу за работу?
Молодцы!
- А было ли что то в произведении что вас восхитило?
- Чем вызваны ваши переживания?
- Прислушайтесь к себе, изменилось ли что – нибудь в вашем состоянии после чтения?
- Почему на ваш взгляд автор описывает именно эти события?
- Как бы вы поступили оказавшись в такой же ситуации как девочки?
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
1.Работа над иллюстрацией.
- какой эпизод изобразил художник? Прочитайте отрывок.
- Как он нарисовал Мороза Ивановича?
- Обратите внимание, во что он одет.
-Кого он вам напоминает?
- Как он изобразил Рукодельницу?
2.Характеристика героев персонажей сказки.
- Назовите главных героев сказки.
- Давайте охарактеризуем их по плану:
1.Где живёт герой?
2.Какие поступки совершает?
3.Какой характер у героя?
4. Ваше отношение к герою?
3.Работа с пословицами
- Собери пословицы:
Что посеешь…. …..такова и награда
Какова работа…. ….то и пожнёшь
Мало хотеть…. …не жди добра
Что испёк…. ….надо уметь
Сделав худо….. то и кушай
- Как вы понимаете значение этих пословиц?
- Какие пословицы подходят к сказке «Мороз Иванович»
- Ради чего Одоевский написал для нас эту сказку?
- Что могло послужить поводом для рождения этого произведения?
4.Иллюстрирование сказки.
- Прочитайте начало сказки. Какую иллюстрацию можно изобразить к этому отрывку?
- Какую работу делала по дому Рукодельница?
- Какую иллюстрацию можно нарисовать?
- Перечитайте эпиграф. Что его объединяет с произведением?
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.
- Кого из героев вам хотелось бы сыграть? Почему?
- Что вам помогли открыть в себе самом герои этого произведения?
- Встречались ли вам в жизни подобные ситуации?
ИТОГ.
- К какому жанру относится это произведение? Почему?
- К какому виду относится эта сказка?
- Чем отличаются герои сказок «Морозко» и «Мороз Иванович»?
- Чем отличается язык сказок?
- Как называются сказки у которых есть автор?
- Хотите ли вы ещё читать сказки?
- На следующем уроке мы продолжим изучение этого жанра.
ДОМ. ЗАДАНИЕ.
Подготовить пересказ сказки по картинному плану.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения 2 класс ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Школа 2100» Тема урока: «Карлсон - воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Часть 4. Легендарные голоса»
Урок чтения 2 класс ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Школа 2100» Тема урока: «Карлсон - воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Часть 4. Легендарные голоса»...
Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"
Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....
Интегрированный урок -путешествие "Подарки нашим мамам" , урок чтения ,2 класс.
Урок - путешествие рекомендую проводить с приглашением мам учеников. Урок -подарок для любимых мамочек в День матери или к 8 марта....
Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.
- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...
Урок чтения 1 класс "Чтение слогов, слов и предложений с буквой Ф, ф.
Урок закрепления изученной буквы. Сопровождается с флипчартом (интерактивная доска)...
Урок чтения 3 класс. Семейное чтение. Н.Носов Карасик. Смысл поступка.
Конспект урока по литературному чтению 3 класс к авторской программе Л.Ф.Климановой, Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий ...
Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Д,д"
Чтение. Урок-сказка "Чтение слов с буквой Д,д"...