Открытый урок по литературному чтению в 3 классе: В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович". Обобщающий урок.
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме
Конспект урока для 3 класса. "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i_organizacionnyy_moment.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Обобщающий урок.
Цель: анализ художественного произведения; расширить понятия: «литературная сказка» и «русская народная сказка»; научиться их сравнивать; формировать навыки чтения; выражать свое отношение к героям, давать характеристику поступкам; взять из сказки что-то нужное, важное для себя.
Задачи:
- обобщить знания и умения работы над сказкой, уметь сравнивать и анализировать (чем литературное произведение отличается от народного), учить устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нём событий, воспроизведения содержания сказки по вопросам учителя.
- развивать устную речь учащихся; развивать образное мышление; развивать артикуляционный аппарат; развивать умение анализировать, обобщать; развивать речь, память, воображение
- воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности
- следить за произношением; закреплять правильное произношение звука ц на материале слов и слогов.
Оборудование: слова-прилагательные к героям сказки (ленивая, добрая, грубая, трудолюбивая, скромная, неуважительная, умная, злая, жадная, заботливая, Рукодельница, Ленивица), тема урока, сказки (литературные, народные), учебники.
Ход урока
I Организационный момент. Проверка слуха.
[- Ребята, вы меня хорошо слышите?]
[- Какой сейчас урок?]
[- Который сейчас урок?]
[- Что мы будем делать на уроке?]
II Фонетическая зарядка.
- ица – пословица
С хорошей песней и дело спорится
быстро
Дело спорится – работа выполняется хорошо
аккуратно
III Фронтальный опрос.
- Ребята, вы любите сказки?
- Почему вы любите слушать и читать сказки?
( В сказках разные чудеса.)
- Назовите сказки, которые вы знаете.
- На какие группы делятся все сказки?
(народные и литературные)
- Назовите народные сказки.
[- Кто придумал народные сказки?]
(народ)
- Назовите литературные сказки.
[- Кто придумал литературные сказки?]
(литературные сказки придумал писатель)
- Что же такое сказка?
(Сказка - это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем- то
необыкновенном, волшебном.)
IV Работа над содержанием сказки.
а) [- Какую сказку мы читали?]
(Мороз Иванович)
- Какая это сказка: народная или литературная?
( литературная, потому что ее написал Владимир Федорович Одоевский)
[- Назовите главных героев сказки.]
(Мороз Иванович, Ленивица, Рукодельница)
- Где жил Мороз Иванович?
(В колодце)
- Почему он жил в колодце?
(Потому что Мороз Иванович любит холод, мороз, а в колодце даже летом холодно)
- Почему автор назвал девочек так: Рукодельница, Ленивица?
(В слове «Рукодельница» два корня –рук- и –дел-, т.е. все умеет делать руками. А
«Ленивица» от слова лень.)
- Как проходил день у Рукодельницы? Прочитайте.
- Как проходил день у Ленивицы? Прочитайте.
- Какая беда случилась с Рукодельницей?
(Она пошла за водой к колодцу, а веревка оборвалась, ведро упало в колодец.)
- Кто встретился ей в колодце?
(Пирожок и яблочки)
- О чем они ее попросили?
(Пирожок попросил достать его из печки. Яблочки на яблоне попросили потрясти.)
- Как Рукодельница могла вернуть ведерко?
(За него она должна была три дня прослужить)
- Легко ли было девочке взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему?
(Руки ее окостенели и пальчики побелели)
- А что нужно было Ленивице в колодце?
(Заработать горсть пятачков )
б) Ребята, в сказках происходит волшебство. Я взмахну волшебной палочкой и
появится главный герой сказки. Догадайтесь, кто это?
Ученик:
Красивый старичок, седой- седой сидит на ледяной лавочке, да снежные комочки ест.
(Мороз Иванович)
- Ребята он понравился вам в сказке?
[- Каким он был?]
(Добрым, красивым, справедливым, счастливым, мудрым, морозным, с белой
бородой)
- А вот еще один герой сказки.
Рукодельница:
Я очень умная девочка, рано встаю, сама одеваюсь. А, вставши с постельки за работу принимаюсь.
(Рукодельница)
- Идет рукодельница дальше и смотрит перед ней сидит Мороз Иванович. Послушайте, как они повстречались.
Сценка (по ролям).
Рукодельница: Здравствуй, дедушка!
Мороз Иванович:
Здравствуй, Рукодельница знаю зачем ты ко мне пожаловала, ты ведерко в мой колодец опустила. Отдам, я тебе его, только ты, мне три дня прослужи, будешь умна награжу, а ленива - тебе же хуже. А теперь мне пора спать.
- В это время рукодельница принялась за работу. Найдите в тексте и прочитайте.
(Рукодельница принялась взбивать снег.....
Рукодельница меж тем все в доме убралась, кушать сварила.
Рукодельница принялась чулки вязать да кроить…)
- Молодцы, ребята! А эту героиню узнаете?
Ученица:
Да, я лежу в постельке, потягиваюсь, с боку на бок переваливаюсь. А когда захочу встать, то заговорю:
“Нянюшка дай булочки”
“Нянечка завяжи башмачки”
- Вот по примеру Рукодельницы, Ленивица пошла к колодцу, схватилась за веревку, да бух прямо ко дну. Идет и видит Мороза Ивановича.
- Послушайте, как встретились Мороз Иванович и Ленивица.
Сценка.
Мороз Иванович. Что тебе надобно, девочка?
Ленивица. Пришла к тебе послушать, да за работу побольше получить.
Мороз Иванович. Дельно ты сказала, девочка за работу деньги следует. Только посмотрим, как ты работать будешь.
- Как же трудилась Ленивица у Мороза Ивановича? Найдите в тексте и прочитайте.
(“Стану я себя утомлять, да пальцы знобить..”
“Пришла на кухню, да не знает, что делать...”)
- Ребята, что вы можете сказать о Рукодельнице? Какая она?
- А Ленивица какая?
(На доске карточки: трудолюбивая, скромная, ленивая, неуважительная, грубая,
добрая, умная, злая, жадная, заботливая.)
На доске появляется таблица:
|
умная жадная в) Работа над пословицами. На доске пословица: С хорошей песней и дело спорится. - Как вы понимаете эту пословицу? - Когда Рукодельница трудилась она напевала рукодельную песню. Вот видите, труд приносит людям радость. - Прочитайте пословицу про лень: Лентяй и сидеть устает. - Как вы понимаете ее? - За что Мороз Иванович отблагодарил Рукодельницу? (За труд) - Что дал он ей в награду? (Ведерко, полное пятачками, да на память брильянтик) - А как он отблагодарил Ленивицу? (Большой – пребольшой серебряный слиток, а в другую руку пребольшой брильянт) - А почему он ее так наградил? (не любила трудиться) - Почему Мороз Иванович отблагодарил девочек по-разному? V Итог урока - Ребята, в жизни когда-нибудь встречали: Рукодельниц и Ленивиц? - На кого бы из героев сказки вам хотелось походить? - Почему? - Вот мы говорили, что в сказках происходит волшебство. А в нашей сказке, где волшебство? - Наша сказка подошла к концу. Во всех сказках добро побеждает, а зло наказывается. Доброта с годами не стареет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению,2 класс.
УМК "Гармония",2 класс. Автор учебника О.А.Кубасова. Тип урока: изучение нового материала. Урок по теме "Храбрый Клоун" С.А.Воронин.Цель урока : формирование познавательного чтения произведения....
Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России.
Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России. Тема: С. Есенин. Поёт зима аукает....
Открытый урок по литературному чтению 2 класс "Русские народные сказки"
На этом уроке дети повторят в игровой форме что такое сказки, их виды. Викторина по сказкам....
Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс "Братья Гримм "Звездные талеры"
Учить видеть красоту сказок и понять, почему до сих пор их сочиняют. Познакомить с притчей и ее назначением....
Открытый урок по литературному чтению 4 класс
Тема "Петушок и жерновцы"...
Открытый урок по литературному чтению 2 класс Образовательная система 2100
Данный открытый урок был показан в рамках городского семинара "Колейдоскоп открытый идей", который состоялся в апреле месяце....
Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС
Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...