Урок литературного чтения 2 класс сказка В.Ф.Одоевского "Мороз- Иванович" "Школа 2100"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок литературного чтения по теме В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович" проводится используя технологию продуктивного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Тема: Авторская сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;
– формируем умение относить сказочных героев к одной из групп;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | 2 Учитель: Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится… - О каком времени года эти строчки? -Ребята, поднимите руки, кто любит зиму. - А сейчас я вам предлагаю небольшую встречу с этим временем года. Звучит «Вальс снежинок» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». (Презентация.) - Какой самый любимый праздник у детей зимой? - А кто главные герои этого праздника? (Ёлка, Дед Мороз и Снегурочка). - Сегодня на уроке познакомимся ещё с одним сказочным новогодним героем. В новогоднюю ночь происходят волшебство и чудеса, исполнение желаний и даже можно попасть в сказку. Учитель: Сказки - мудростью богаты Сказке - скажем “Приходи”! Это присказка ребята Но, а сказка впереди. Учитель: Что же такое СКАЗКА? Дети: Сказка – это жанр устного народного творчества. I. Чтение сказки В. Одоевского «Мороз Иванович». 3 1 1 3 | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. |
II. Развитие умений. | Работа с текстом до чтения. – Откройте с. 41 и прочитайте название сказки. Кого вы сразу представили? Кто такой Мороз Иванович? (Предположения детей.) – Каким вы себе представили Мороза Ивановича? – Откуда я узнала, что это сказка? (Написано после заголовка.) – У сказки есть автор. Прочитайте фамилию автора. Кто из вас читал сказки В. Одоевского? Какие? (Работа с выставкой книг) – Рассмотрите иллюстрацию на с. 41. Вы догадываетесь, о чём будет эта сказка? Почему так думаете? – Сколько частей в сказке? (5.) – Уточните свои предположения: о чём пойдёт речь в сказке? – А теперь будем внимательными, чуткими слушателями, умеющими слышать волшебное слово сказки. Работа с текстом во время чтения Чтение сказки по частям учителем и учениками вслух. (Чтение учителем) Вопросы после чтения 1-й части. – Говорят ли имена девочек об их делах? -Что они означают? -Что означает слово рукодельница? Какие в нём два корня? (рук- и дел- – т.е. всё умеет делать руками.) | 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. |
– Есть ли зачин у сказки? (Есть, но он совсем не похож на народный.) -Прочитайте зачин. – Когда мы говорим считать мух? (Когда бездельничают или ротозейничают. Автор использует выражение в прямом смысле, подчёркивая лень девочки, пустоту и ненужность её дел.) Чтение второй части по «цепочке» После чтения 2-й части. – Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца? – Кто ей встретился в волшебном колодце и о чём попросил? (Печка с пирожком, яблонька.) – Каким вы себе представили Мороза Ивановича? – Как вы думаете, выдержит ли девочка все испытания старика? Предположения детей. – Чтобы проверить наши предположения, читаем дальше. Чтение учителем. После чтения 3-й части. – Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему? – Сколько вопросов задала девочка старику? (Три. Про зелёную травку, про колодец, про стук в окошки зимой.) -Сколько дней должна была прожить рукодельница у Мороза Ивановича? (Три). – Как отблагодарил её дед? Физминутка. 4-я часть. Жжужащее чтение. После чтения 4-й части. Выборочное чтение. Прочитайте с какими словами провожала нянюшка ленивицу к Морозу Ивановичу. Что ответила она пирожку? Что ответила она яблоньке? Прочитайте как готовила обед ленивица. – Было ли вам смешно, когда читали эту часть? Что вас рассмешило? Чтение по отрывкам выбранными учениками. 5-я часть. После 1-го абзаца: – Что значит «платье не починено да и бельё не выштопано»? (Одежда не пригодна для ношения, с дырками.) – Справится ли она с этой работой? После чтения 5-й части: – Чем наградил Ленивицу старик? Почему? • Выявление первичного восприятия текста. – С кем произошла сказочная история? – Было ли что-то в сказке, что вас обрадовало? Огорчило? Работа с текстом после чтения. Обобщающая беседа. – Почему у Ленивицы ничего не получилось, ведь она так хотела получить пятачков и брильянтовую булавочку? (Она не умела ничего делать, была ленивой, грубой.) – Что же оценил Мороз Иванович? (Ум, внимание, трудолюбие.) – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, высказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Духовно-нравственное развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые. 2. Гражданско-патриотическое воспитание. 3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию. 4. Воспитание здорового образа жизни. 5. Экологическое воспитание. | |
ΙΙΙ. Итог. | -А сейчас ребята –работа в парах. 1. « Собери пословицы». Хочешь есть калачи - не сиди на печи. Хорошей хозяйкой дом стоит. Объясните смысл пословиц. – Какие пословицы подходят к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»? -А сейчас мы все вместе сделаем обложку к этой сказке. (Работа в группе) Учитель сообщает, что этот разговор будет продолжен на следующем уроке. | |
ΙV. Домашнее задание. | 1. Ответить на вопросы автора в конце сказки. 2. Выделить самый яркий для вас эпизод сказки. Объяснить, чем он привлёк ваше внимание. Подготовить пересказ этого эпизода. 3. Нарисовать дом Мороза Ивановича (по желанию – задание 3 на с. 6 тетради.) |
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы.
– Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/14/picture-125851-1413301619.jpg)
Урок литературного чтения по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"
Урок литературного чтения во 2 по сказкам А.С. Пушкина с презентацией...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-409348-1418471777.jpg)
Урок литературного чтения "По сказкам А.С.Пушкина" 4 класс по программе "Школа России"
Нетрадиционный урок - КВН с использованием регионального компонента...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/02/picture-83839-1401729312.jpg)
Конспект урока литературного чтения В. Драгунский "Друг детства" (УМК "Школа 2100)
Учить читать - такую задачу поставила я перед собой, предполагая, что чтение художественного текста - процесс медленный, потому что читает ребенок в режиме диалога с автором (думает над смыслом ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/23/picture-465662-1406114244.jpg)
Урок литературного чтения по сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Цели урока:· углубить литературное образование;· обобщить знание о жизни и творчестве А.С.Пушкина;·...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/01/picture-360416-1393654917.jpg)
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Урок литературного чтения по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Литературное чтение, 2 класс, Система Л.В.Занкова, учебник - литературное чтение – Свиридовой В.Ю., Работа над сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»Цели урока: формирование умен...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/25/picture-715352-1448400197.jpg)
Урок литературного чтения. Волшебные сказки А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Работа со сказкой А. С. Пушкина “ Сказка о рыбаке и рыбке”.Цели:обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта;формиро...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/03/picture-29401-1667442524.jpg)
Урок литературного чтения "Пересказ сказки «Заюшкина избушка» по картинкам. Чтение слогов и слов с буквой «Н»"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ»Класс: 1 «А».Предмет: обучение грамоте.Тема: Пересказ сказки «Заюшкина избушка» по картинкам. Чтение слогов и сл...