Технологические карты по литературному чтению УМК "Планета знаний"
материал по чтению (2 класс) на тему

Стерлягова Ирина Сергеевна

Предварительный просмотр:

Раздел: «Осень пришла». Подраздел: «Здравствуй, осень». Урок 11. Тема: «Картинная галерея. И. И. Машков «Натюрморт. Камелия»            

Цель: Формирование эстетической оценки произведения изобразительного искусства. Развитие внимания к деталям изображенных на картине предметов.

Технологии и методы: проверка «техники чтения»; рассматривание и анализ картины.

Ресурсы: Учебник: Кац Э.Э. Литературное чтение: учебник для  2 класса 1 часть стр.20-21  — М.: АСТ, Астрель, 2012

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Уметь анализировать детали, изображенные на картине

Р.: умение выполнять учебные действия в устной форме

П.: умение выделять существенную информацию  из текста

К.: сотрудничают с одноклассниками,

участвуя в совместной деятельности;

получают нужную информацию, задавая

вопросы старшим; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней.

Межпредметные связи: Русский язык. Окружающий мир.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к деятельности. Актуализация знаний

Посмотрите на меня!

Ваш экскурсовод сегодня я.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

-Представляет учащимся «Мир картинной галереи»

-Проверяет домашнее задание

-Представляют домашнее задание

-Проводит проверку «техники чтения»

-Читают на время

-Проводит физкультминутку

Организация познавательной деятельности

-Знакомит учащихся с биографией художника

-Предлагает учащимся рассмотреть репродукцию, назвать все предметы, изображенные на ней(учебник стр. 20)

-Прослушивают биографию

-Рассматривают репродукцию и называют предметы

-Предлагает учащимся игру «Да, нет»(называет предметы, а учащиеся оворят, присутствует этот предмет на картине или нет)

-Играют в «Да, нет»

-Проводит словарную работу.(слово «натюрморт»)

-Знакомит учащихся с растением «камелия»

-Обращает внимание учащихся на расположение предметов на картине

-Слушают рассказ учителя

Закрепление и включение в систему знаний

-Организует работу с вопросами на стр. 21 в учебнике

-Отвечают на вопросы

-Предлагает учащимся пофантазировать о написании своего натюрморта

-Высказывают мнения и представления

Рефлексия учебной деятельности

-Предлагает учащимся задать друг другу вопросы по картине

-Задают вопросы



Предварительный просмотр:

Раздел: «Народные песни, сказки, пословицы ». Подраздел: «Народные песни». Урок 13. Тема: ««Как на тоненький ледок…(русская народная песенка)»

Цель: Сообщение сведений о песне как виде народного творчества. Развитие внимания к настроению песни, позиции её создателей, форме слова как способу выражения этой позиции. Формирование умения передавать эмоциональную окрашенность произведения при чтении. Развитие творческого воображения. Творчество по образцу.

Технологии и методы: чтение вслух, беседа, выразительное чтение, напев мотива песни.

Ресурсы: Учебник: Кац Э.Э. Литературное чтение: учебник для  2 класса 1 часть стр.26-27  — М.: АСТ, Астрель, 2012

Рабочая тетрадь: Кац Э.Э. Литературное чтение: рабочая тетрадь № 1, ,  стр.— М.: АСТ, Астрель, 2015

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся читать произведения разных жанров с листа и по памяти с соблюдением норм литературного  произношения; объясняют переносное значение отдельных слов, фразеологизмов.

Р.: учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать своё предположение (версию)

на основе работы с текстом произведения.

П.: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

ориентируются в учебнике, в словаре; находят ответы

на вопросы в тексте; осознанно и произвольно

строят высказывания в устной форме; устанавливают

причинно – следственные связи.

К.: воспринимают текст с учётом поставленной

задачи, находят в тексте информацию, необходимую

для её решения

Чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности.

Межпредметные связи: Русский язык. Музыка

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к деятельности. Актуализация знаний

-Предлагает учащимся выявить правила успешной работы на уроке:

Запись на доске.

Нам важно:

1. Доказать свою точку зрения.

2. Перебивать товарищей.

3. Видеть глубину и красоту авторского слова.

4. Выкрикивать свое мнение.

5. Внимательно выслушивать мнение товарищей.

6. Молчать, когда спрашивают.

7. Быть готовым протянуть руку помощи.

8. Бояться высказывать сое мнение.

9. Использовать знания и умения, полученные на других уроках.

10. Обижаться и обижать товарищей.

11. Быстро и дружно работать в паре и группе.

12. Быть бесполезным для товарищей.

- Почему вы решили, что некоторые правила нам не подходят?

-Работают с перечнем правил

-Предлагает работу со стихотворением на карточках:

Коляда, коляда,

Приходи из далёка,

Один раз в годок,

Полюбуемся часок.

С морозом трескучим,

Со стужей колючей,

Со снегами белыми,

С вьюгой, с метелями.

Самокаты — сани

Покатили сами -

От села до села,

Коляда весела.

-Раскрывает значение слова «коляда», тем самым, выводя учащихся на понятие «устное народное творчество»

Коляда́— традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), торжественные колядные песни в честь хозяев дома, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания.

-Читают медленно «жужжащим» чтением

-Читают вместе с учителем плавно и певуче

-Читают с ускорением

-Ставит учебную задачу, при помощи вопроса: Что такое устное народное творчество?

Устное - уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.

Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор

безымянен.

Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.  

Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы.

-Перечисляет то , что относится к устному народному творчеству.

-Высказывают предположения

-Знакомит учащихся с историей появления народных песен с помощью учебника стр. 26

-Читают и анализируют информацию в учебнике

-Проводит физкультминутку

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

А потом прыг-скок

И ещё разок.

А потом вприсядку,

А потом вприсядку,

А потом вприсядку,

И снова - по порядку.

Побежим мы по дорожке

Раз, два, три!

И похлопаем в ладошки

Раз, два, три!

И покрутим головами

Раз, два, три!

Все танцуйте вместе с нами

Раз, два, три!

Организация познавательной деятельности

-Проводит словарную работу:  «вороной, равнодушно»(учебник стр. 26)

-Предлагает учащимся объяснить значения слов:

Машет-помахивает, трясет-потряхивает, глядит-поглядывает

-Находят значение слов в словаре

-Объясняют значения слов

-Предлагает учащимся прослушать аудиозапись песенки «Как на тоненький ледок»

-Прослушивают аудиозапись

Закрепление и включение в систему знаний

-Организует работу с учебником стр. 27

-Организует работу с заданиями 1 и 2 в учебнике стр. 27

-Совместно с учащимися поет народную песенку «как на тоненький ледок»

-Читают песенку «Как на тоненький ледок»

-Выполняют задание

-Организует работу с заданием  №1  № 2  в Рабочей тетради

-Организует самопроверку.

-Читают задание.

-Анализируют задание.

-Объясняют задание.

-Фиксируют ответы в тетради.

-Выполняют самопроверку

Рефлексия учебной деятельности

-Предлагает учащимся оценить значимость знаний, полученных на уроке:

«Мы знакомились с жанром устного народного творчества – песнями, читали и слушали русские народные песни. Нужны и полезны ли вам эти знания? Подумайте и выберите кружок со цветовым обозначением, прикрепите его на плакате. Да – зелёный. Не знаю – жёлтый. Нет – синий.

- Объясните свой выбор.»



Предварительный просмотр:

Раздел: «Осень пришла». Подраздел: «Вспомним лето». Урок 12. Тема: «Внеклассное чтение:

Осень в произведениях русских писателей и поэтов»

Цель: Развитие воображения, речи, обогащение словаря. Формирование читательского интереса. Соотнесение жизненных и читательских впечатлений. Развитие умения выразительно читать художественный текст.

Технологии и методы: чтение вслух, беседа, представление, прочитанного произведения.

Ресурсы: Учебник: Кац Э.Э. Литературное чтение: учебник для  2 класса 1 часть стр. 22-25 — М.: АСТ, Астрель, 2012

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Выразительно читать художественный текст. Самостоятельно работать с книгой: различать тип книги, пользоваться исходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Р – умение выполнять учебные действия в устной форме

П – умение выделять существенную информацию  из текста

К- сотрудничают с одноклассниками, участвуя в совместной деятельности; получают нужную информацию, задавая вопросы старшим; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Выразительно читать художественный текст. Самостоятельно работать с книгой: различать тип книги, пользоваться исходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Межпредметные связи: Русский язык. Окружающий мир.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к деятельности. Актуализация знаний

- Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.

- Умную речь хорошо и слушать.

-Раскрывают и анализируют смысл пословиц.

-Проверяет домашнее задание

-Рассказывает учащимся отличие классного и внеклассного чтения

-Представляют домашнее задание

-Демонстрирует портрет К. Д. Ушинского, А.Л. Барто, узнает у учащихся, знакомы ли им писатели, демонстрирует книги писателя и поэтессы.

-Рассматривают портреты, делятся информацией.

Организация познавательной деятельности

-Рассказывает биографию К. Д. Ушинского: Родился Ушинский, биография которого рассматривается, 19.02.1823 в городе Тула. Его отец был офицером в отставке, участником войны с французами 1812 года. Его семья относилась к мелкопоместным дворянам. Мать Константина умерла очень рано, в 1835 году. Ушинский, биография которого была связана с воспитанием детей, оставил свой след в жизни. По его сочинениям до сих пор готовят педагогов, а его детские рассказы полезны в системе воспитания, как для учителей, так и для родителей. Умер Ушинский Константин Дмитриевич, краткая биография которого приведена в статье, 22.12.1870. Накануне он простудился, направляясь на лечение в Крым, из-за чего заехал в Одессу. Именно здесь его жизнь прервалась. Похоронен он был в Киеве в пределах Выдубицкого монастыря.

-Знакомит учащихся с произведением «Пчелы и муха» в учебнике стр. 22-23.

-Проводит анализ произведения:

«О чем этот текст?

Назовите действующих лиц произведения?»

-Слушают биографию

-Знакомит учащихся с биографией А,Л. Барто:

Барто Агния Львовна (1906-1981) родилась 17 февраля в Москве в семье ветеринарного врача. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где и начала писать стихи. Одновременно занималась в хореографическом училище, куда на выпускные зачеты приехал А. Луначарский и, прослушав стихи Барто, посоветовал ей продолжать писать.

В 1937 Барто была делегатом Международного конгресса в защиту культуры, который проходил в Испании. Там она воочию увидела, что такое фашизм (заседания конгресса шли в осажденном пылающем Мадриде). Во время Отечественной войны Барто часто выступала по радио в Москве и Свердловске, писала военные стихи, статьи, очерки. В 1942 была корреспондентом "Комсомольской правды" на Западном фронте.

В послевоенные годы бывала в Болгарии, Исландии, Японии, Англии и других странах.

Умерла А. Барто в 1981 в Москве.

-Предлагает учащимся самостоятельное прочтение стихотворения: «Вам не нужна сорока?»

-Проводит анализ стихотворения

-Прослушивают биографию

-Самостоятельно читают стихотворения.

Закрепление и включение в систему знаний

-Прослушивает и оценивает, подготовленное учащимися задание к внеклассному чтению.

-Выразительно читают произведение или фрагмент из него и объясняют свои выбор

или

-Представляют рисунки и устно комментируют рисунки к понравившемуся произведению

или

-Рассказывают наизусть стихотворение или фрагмент понравившегося произведения(которое не изучалось в классе)

Рефлексия учебной деятельности

«ДЕРЕВО ЧУВСТВ»

Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного  цвета, если нет,  зелёного.

красный - восторженное;

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый - тревожное, напряженное;

черный - упадок, уныние.



Предварительный просмотр:

Раздел: «Осень пришла». Подраздел: «Вспомним лето». Урок 10. Тема: «К. Г. Паустовский

«Прощание с летом» (отрывок)»

Цель: Развитие внимания к собственным чувствам, вызванным литературным произведением, к точности слова, использованного писателем.

Формирование умений сравнивать переживания писателей, выраженные в разных произведениях; рассказывать об иллюстрациях к прочитанному произведению.

Технологии и методы: чтение вслух, беседа, чтение «по цепочке».

Ресурсы: Учебник: Кац Э.Э. Литературное чтение: учебник для  2 класса 1 часть стр.18-19  — М.: АСТ, Астрель, 2012

Рабочая тетрадь: Кац Э.Э. Литературное чтение: рабочая тетрадь № 1, ,  стр.13-14 — М.: АСТ, Астрель, 2015

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Определяют смысловую связь заглавия

с содержанием произведения, выделяют

в тексте ключевые слова, раскрывают их значение; воспринимают на слух художественное произведение, определяют

произведённое им  впечатление; пересказывают произведение кратко, выборочно, используя соответствующую

лексику

Р.: умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста

П.: умение находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике; выделять существенную информацию из текста

К.: умение учитывать мнения партнёров, отличные от собств.

Эстетические чувства на основе знакомства с художественной литературой

Межпредметные связи: Русский язык. Окружающий мир.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к деятельности. Актуализация знаний

-Проводит дыхательную гимнастику (дыхание под счет) и артикуляционную гимнастику (четко проговариваем звуки).

-Подготавливаются к чтению

-Проверяет домашнее задание

-Предлагает учащимся работу со стихотворением, написанным на доске(тем самым выводит детей на тему урока):

«Осенью листья желтеть начинают,

С шумом на землю ложатся они

Ветер их снова наверх поднимает

И кружит, как вьюгу в ненастные дни»

-Попробуем дирижировать, читая это стихотворение.. У него особая мелодичность, напевность…Заметили?

-А как вы думаете, кому принадлежат эти строки? Кто автор?

-Стихотворение принадлежит 7-летнему поэту Давиду Кауфману. Это его первое стихотворение. Но, в последствии,  этот мальчик развил свой талант и превратился  в большого поэта Давида Самойлова.

-За каким временем года, следует осень?

- Читают про себя

-Пробуют дирижировать

-Отвечают на вопросы

-Демонстрирует портрет К. Г. Паустовского, узнает у учащихся, знаком ли им писатель, демонстрирует книги писателя.

-Знакомит учащихся с биографией автора:

Константин Георгиевич Паустовский родился 19(31).5.1892 года в Москве. Кроме него, в семье было ещё трое детей два брата и сестра. Отец писателя был железнодорожным служащим, и семья часто переезжала с места на место: после Москвы они жили в Пскове, Вильно, Киеве. В 1911, в последнем классе гимназии, Костя Паустовский написал свой первый рассказ, и он был напечатан в киевском литературном журнале «Огни». Книги Паустовского переведены на многие иностранные языки.  Награжден орденом Ленина, двумя другими орденами и медалью.

Умер писатель — 14.7.1968 г.; похоронен в г. Таруса Калужской области.

-Прослушивают биографию

-Проводит словарную работу.

-Предлагает учащимся правильное прочтение слов: стучавший, свернувшиеся, раскрывающиеся, подкрадывавшиеся, распространяющийся, вздрагивающий.

- Предлагает объяснить  значение слов «уютное, стреха, хлестать».

- Предлагает найти эти слова в толковом словаре учебника.

-Прочитывают правильно

 -Высказывают предположения

-Находят значение слов в словаре

-Проводит работу по нахождению связей между иллюстрацией и текстом:

- Как вы думаете, о чём это произведение?

-Высказывают предположения

-Проводит физкультминутку

Организация познавательной деятельности

-Организует чтение вслух(в учебнике стр.18-19)

-Слушают чтение учителем

-Проводит анализ произведения.

- Понравилось ли?

- Какие картины осени представили при слушании?

- Какое чувство, настроение возникло, когда вы его слушали?

- Захотелось ли перечитать?

-Организует чтение по цепочке(в учебнике стр.18-19)

-Анализируют произведение

-Предлагает выборочное чтение(задание 2 в учебнике страница 19)

-Предлагает работу в паре(задание 3 в учебнике страница 19)

-Выборочно читают

-Работа в паре

Закрепление и включение в систему знаний

-Организует работу с учебником стр. 19 заданиями 4

- Организует работу с учебником стр. 19 заданиями 5

-Проводят сравнительный анализ с предыдущим произведением

-Пересказывают часть произведения

-Организует работу с заданием  №1  № 2 стр.13-14  в Рабочей тетради

-Организует самопроверку.

-Читают задание.

-Анализируют задание.

-Объясняют задание.

-Фиксируют ответы в тетради.

-Выполняют самопроверку

-Предлагает учащимся придумать иллюстрацию к произведению

-Придумывают иллюстрацию

Рефлексия учебной деятельности

-Предлагает учащимся составить кластер

-Составляют кластер совместно с учителем



Предварительный просмотр:

Раздел: «Осень пришла». Подраздел: «Вспомним лето». Урок 9. Тема: « А. С. Пушкин «…Уж небо осенью дышало (отрывок) »

Цель: Формирование умения рассказывать о жизненных впечатлениях. Развитие к настроению автора, выраженному в произведении. Обогащение словаря,  определяющего внутреннее состояние человека.

Технологии и методы: чтение вслух, беседа, выразительное чтение.

Ресурсы: Учебник: Кац Э.Э. Литературное чтение: учебник для  2 класса 1 часть стр.16-17  — М.: АСТ, Астрель, 2012

Рабочая тетрадь: Кац Э.Э. Литературное чтение: рабочая тетрадь № 1, ,  стр.11-12   — М.: АСТ, Астрель, 2015

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Воспринимают на слух художественное

произведение, определяют произведённое

им впечатление; выделяют рифмы в тексте

стихотворения. Научатся приёмам заучивания наизусть.

Р.: умение планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью

П.: умение находить нужную информацию, используя текст, словари, помещённые

в учебнике

К.: работа в паре, высказывают собственное мнение, выслушивают мнение партнёра;

получают нужную информацию, задавая вопросы старшим; воспринимают

текст с учётом поставленной

задачи, находят в тексте информацию,

необходимую для ее решения.

Чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней.

Межпредметные связи: Русский язык. Окружающий мир.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к деятельности. Актуализация знаний

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно

-Настраиваются эмоционально

-Предлагает учащимся прослушать аудиозапись П.И. Чайковского «Октябрь» (Осенняя песня) из цикла «Времена года». Задает вопросы после прослушивания:

- Какие чувства возникли при прослушивании?

- Что услышали?

- Какую картину увидели?

- К какому  времени года подходит эта музыка?

-Прослушивают и отвечают на вопросы

-Предлагает «окунуться» во времена жизни А.С Пушкина(демонстрирует портрет писателя, его книги)

-Рассматривают портрет и книги писателя

-Знакомит учащихся с биографией автора

В 1799г. 6 июня на одной из окраинных улочках Москвы родился А.С.Пушкин. Его отец, Сергей Львович, был страстным любителем поэзии. Мать, Надежда Осиповна, характер имела самый неровный с резкими сменами настроений. Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал её. Раздражало всё: упрямство мальчика, его детская некрасивость, его непохожесть на других детей. Но были в доме две женщины – это няня Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна. Это они спешили утешить и приласкать мальчика. Они рассказывали ему сказки, познакомили с Бовой – королевичем, Кощеем, добрыми волшебниками и злыми колдунами – с прекрасным миром ПОЭТИЧЕСКОГО НАРОДНОГО ВЫМЫСЛА. О няне А.С.Пушкин писал:

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелён оставила свирель,

Которую сама заворожила.

А.С.Пушкин рос, взрослел. Он видел, что Москва пестрела великолепными дворцами богатых людей, а рядом в покосившихся лачугах жил простой народ. Пушкин стал писать свободолюбивые стихи, в которых высмеивал ложь, лицемерие. И, конечно, молодой поэт почти три года писавший такие стихи, не мог остаться безнаказанным. И Александр Сергеевич был сослан в имени своей матери с. Михайловское.

-Прослушивают биографию

-Проводит словарную работу.

- Предлагает объяснить  значение слов «караван, сень» и выражение «зима стояла у двора»

- Предлагает найти эти слова в толковом словаре учебника.

-Высказывают предположения

-Находят значение слов в словаре

-Проводит работу по нахождению связей между иллюстрацией и текстом:

- Как вы думаете, о чём это произведение?

-Высказывают предположения

-Проводит физкультминутку

Физкультминутка.

Белки прыгают по веткам.

Прыг да скок, прыг да скок!

Забираются нередко

Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)

Будем в классики играть

Будем в классики играть,

На одной ноге скакать.

А теперь ещё немножко

На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)

Организация познавательной деятельности

-Организует чтение вслух(в учебнике стр. 16)

-Слушают чтение учителем

-Проводит анализ произведения.

- Понравилось ли?

- Какие картины осени представили при слушании?

- Какое чувство, настроение возникло, когда вы его слушали?

- Захотелось ли перечитать?

-Организует чтение по цепочке(в учебнике стр. 16)

-Предлагает учащимся прочитать стихотворение с помощью «жужжащего» чтения с расстановкой логических пауз и ударений

-Анализируют произведение

-«Жужжащее чтение»

-Предлагает вторичный анализ произведения:

 - О ком обычно говорят: дышит, дышал, дышало? ( о человеке)

- Чему приписывает поэт это действие? (небу)

- Как называется это изобразительное средство языка? (метафора)

- Объясните, как это небо дышало осенью?

- Какие признаки неживой природы описываются в этих строчках?

-Отвечают на вопросы

Закрепление и включение в систему знаний

-Организует работу с учебником стр. 17 заданиями № 3,4,5

-Читают стихотворение

-Организует работу с заданием  №1  № 2 стр.11-12  в Рабочей тетради

-Организует самопроверку.

-Читают задание.

-Анализируют задание.

-Объясняют задание.

-Фиксируют ответы в тетради.

-Выполняют самопроверку

-Предлагает учащимся придумать иллюстрацию к произведению(задание в рабочей тетради стр. 12 №3)

-Придумывают иллюстрацию

Рефлексия учебной деятельности

-Предлагает учащимся составить синквейн

Правила составления:

Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).

 Вторая строка - характерные признаки предмета (два имени прилагательных).

 Третья строка - характерные действия или состояния предмета (три глагола).

 Четвёртая строка - что автор думает? (Фраза из четырёх слов).

 Пятая строка - новое звучание темы (синоним) или ассоциация. (Составление синквейна  вместе с учителем).

Пример синквейна:

Осень.

Таинственная, печальная.

Опадают, темнеет, холодеет

Очень холодное время года.

Скучная пора

-Предлагает учащимся провести самооценку:

«Прикрепляем осенний листочек зеленого цвета-если все получилось на отлично, красный- если были трудности»

-Составляют синквейн

-Проводят самооценку



Предварительный просмотр:

Раздел: «Осень пришла». Подраздел: «Вспомним лето».. Тема: « О. О. Дриз «Кончилось лето»

Цель: формировать умение замечать похожие черты в предметах и явлениях.

Технологии и методы: чтение вслух, беседа, выразительное чтение.

Ресурсы: Учебник: Кац Э.Э. Литературное чтение: учебник для  2 класса 1 часть стр.10-11— М.: АСТ, Астрель, 2012

Рабочая тетрадь: Кац Э.Э. Литературное чтение: рабочая тетрадь № 1, ,  стр.7-8   — М.: АСТ, Астрель, 2015

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Уметь рассказывать о собственных впечатлениях; замечать похожие черты в предметах и явлениях; читать вслух и «про себя»

Р.: умение планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью

П.: умение выделять существенную информацию из текста; находить нужную информацию по словарю

К.: умение точно и

последовательно передавать

необходимую информации партнёру.

Чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней, эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой

Межпредметные связи: Русский язык. Окружающий мир.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к деятельности. Актуализация знаний

-Читает стихотворение об окончании лета, тем самым настраивает детей на совместное целеполагание.

-Прослушивают стихотворение, высказывают мнение

-Проверяет домашнее задание, оценивает его

-Пересказывают часть произведения И.С Соколова-Микитова «Вертушинка»

-Предлагает учащимся сыграть в игру «Ассоциации» :

-Задает вопрос: «Какие у вас возникают ассоциации, когда вы смотрите на солнце»?

-Высказывают предположения, играя.

-Предлагает учащимся ряд вопросов для размышления

-Прочитайте название  стихотворения

- Кто автор?

- Знаком ли вам автор стихотворения?

-Знакомит учащихся с биографией автора

Овсей Овсеевич Дриз - поэт. Учился в Киевском художественном училище. Служил в пограничных войсках. Автор многих поэтических сборников. Овсей Дриз много писал для детей. Стихи его переведены на многие языки.

-Предлагает учащимся познакомиться с портретом  О. О. Дриза Демонстрирует книги с произведениями писателя

-Отвечают на вопросы

-Прослушивают биографию

-Рассматривают портрет

-Проводит словарную работу.

- Предлагает объяснить  значение слов берестяной и затон. Составить с этими словами предложения. Учебник страница 10.

- Предлагает найти эти слова в толковом словаре учебника.

-Высказывают предположения

-Находят значение слов в словаре

-Проводит работу по нахождению связей между иллюстрацией и текстом:

- Как вы думаете, о чём это произведение?

-Высказывают предположения

-Проводит физкультминутку

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

Организация познавательной деятельности

-Предлагает учащимся прочитать стихотворение самостоятельно, «про себя»

-Организует чтение по цепочке(учебник стр.10)

-Читают «про себя»

-Читают по цепочке

-Проводит анализ произведения. Выборочное чтение:

-Организует работу по формулировке вопросов, которые помогут лучше понять стихотворение (запись вопросов, предложенных детьми,  на доске)

- Что такое «топ-топ» и «прыг-скок»?

- Что за предметы «трам-там-там» и «ду - ду»?

- Что общего у всех этих предметов?

- Какое настроение создаётся, прочитав это стихотворение?

- Давайте попытаемся ответить на эти вопросы, которые вы сами сформулировали.

- Всё ли расшифровали в этом стихотворении?

(Маша говорит, что «топ-топ» и «прыг-скок»-это мальчик и девочка, а Миша говорит, что это большой пёс и котёнок».

- А вы как думаете? (Расшифровать созданные поэтом образы можно по-разному)

-А что за предметы «дзинь-дзинь» и «тик-так»?

- Маша и Миша поняли одинаково?

- А вы как поняли?

- Маша говорит, что «трам-трам-там» и «ду-ду» - это барабан и дудочка, а Миша считает, что это оловянные солдатики и поезд ( показ. игрушки)

- А у вас какое мнение?

- Давайте проверим это (игра на дудочке, на барабане) - несколько учащихся пробуют играть.

- Какие это предметы? (живые и неживые)

- Что общего у всех этих зашифрованных живых и неживых предметов?

-Составляют вопросы

-Анализируют произведение

Закрепление и включение в систему знаний

-Организует работу с учебником стр. 10 задание № 2 и 3

-Отвечают на вопрос

-Организует работу с заданием  №1  стр. 7 в Рабочей тетради

-Организует самопроверку.

-Читают задание.

-Анализируют задание.

-Объясняют задание.

-Фиксируют ответы в тетради.

-Выполняют самопроверку

-Предлагает учащимся придумать иллюстрацию к произведению

-Придумывают иллюстрацию

Рефлексия учебной деятельности

-Предлагает учащимся ответить на ряд вопросов:

- Я довольна вашей работой на уроке. Но мне хотелось бы знать, с каким настроением вы уходите с урока?

- Какое «открытие» сделали для себя сегодня?

- Чем бы вы хотели заняться на следующем уроке литературного чтения?

-Высказывают мнения и предложения

-Проводят самооценку



Предварительный просмотр:

Раздел: «Осень пришла». Подраздел: «Здравствуй, осень». Урок 7. Тема: «М. М. Пришвин «Полянка в лесу»»

Цель: Формирование умений объяснять действия персонажей, аргументировать сделанные выводы. Формирование умения создавать

рассказы на основании впечатлений от прочитанного произведения

Технологии и методы: чтение вслух, беседа, чтение по цепочке

Ресурсы: Учебник: Кац Э.Э. Литературное чтение: учебник для  2 класса 1 часть стр.12-13— М.: АСТ, Астрель, 2012

Рабочая тетрадь: Кац Э.Э. Литературное чтение: рабочая тетрадь № 1, ,  стр.9   — М.: АСТ, Астрель, 2015

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Овладевают основами смыслового чтения

художественных текстов; объясняют действия персонажей, определяют отношение автора

к героям.

Р.: умение планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью

П.: умение выделять существенную информацию из текста; находить нужную информацию по словарю

К.: умение точно и

последовательно передавать

необходимую информацию  партнёру

Бережное отношение к природе, эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой

Межпредметные связи: Русский язык. Окружающий мир.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к деятельности. Актуализация знаний

-Эмоционально настраивает детей(читает стихотворение, задает вопросы)

Птицам – время улетать,

Листьям – время опадать,

Тучам – плыть, дождям – пролиться,

Ну, а нам пора …        ( учиться!)

О каком времени года эти стихи?

-Прослушивают стихотворение, отвечают на вопросы

-Проверяет домашнее задание, оценивает его

-Рассказывают о доме в котором жили летом, в какие игры и с кем играли

-Предлагает учащимся отгадать автора, изучаемого на уроке:

Прочитай пословицы и приметы. Собери имя и фамилию автора из пропущенных букв.

Если лист на зе…лю лож…тся ввер… изн…нкою – к урожаю.

Упал с дерева од…н …ист – жди осени.

Поздний листо…ад – к су…овой з…ме.

Если листья берёзы осенью начинают желтеть с верху…ки, то …есна будет ранняя, а если сн…зу, то позд…яя.

-Предлагает учащимся отгадать название произведения, изучаемого на уроке:

Прочитай стихотворение, подбери слова в рифму. Из подобранных слов составь название произведения.

«Как хорошо, что есть в (лесу)

Чудесная(полянка)

И я грибы домой несу», -

Сказала мне Татьянка.

-Собирают имя и фамилию автора

-Угадывают название произведения

-Предлагает учащимся ряд вопросов для размышления

- Знаком ли вам автор произведения?

-Как думаете, о чем пойдет речь в произведении?

-Знакомит учащихся с биографией автора

-Предлагает учащимся познакомиться с портретом  М. М. Пришвина -Демонстрирует книги с произведениями писателя

-Отвечают на вопросы

-Прослушивают биографию

-Рассматривают портрет

-Проводит словарную работу.

- Предлагает объяснить  значение слова «остров» и выражения «сделать что-то под шумок»

- Предлагает найти это слово в толковом словаре учебника.

-Высказывают предположения

-Находят значение слова в словаре

-Проводит работу по нахождению связей между иллюстрацией и текстом

-Высказывают предположения

-Проводит физкультминутку

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше.

Дружно, весело шагали,

Не споткнулись, не упали.     (Шагаем, высоко поднимая колени.)

На лужайке красота!

Ах, берёзка высока.

Чтобы веточки достать,

Не носочки надо встать.     (Руки в стороны, вверх, поднимаемся на  

                                                носочки.)

Ствол берёзы обнимаем,

Крепко глазки закрываем.

Поморгали раз-два-три,

Вправо-влево посмотри.        (Упражнения для глаз.)

Организация познавательной деятельности

-Читает произведение «Полянка в лесу» в учебнике стр. 12-13

-Предлагает учащимся прочитать текст «по цепочке» в учебнике стр. 12-13

-Задает вопросы после прочтения:

Что слышит писатель в осеннем лесу?

Что он видит?

-Прослушивают произведение

-Читают по цепочке

-Отвечают на вопросы

-Проводит анализ произведения. Проверяет усвоение учащимися содержания текста (работа по карточкам):

Прочитай отрывки из текста. Определи их порядок.

      «Слушает заяц, встал на задние лапки, огляделся: везде шелест, куда идти?

      «…оглянется храбрый заяц на шелест, а тут тебя под шумок и схватит рыжая кумушка»

      «Слушает заяц, …будто кто-то шепчется сзади и крадётся»

      « …они встают и уходят куда-то из леса»

       «… а пошёл вокруг всей поляны, от берёзки к берёзке»

Прочитай фразы.  Определи,  какой художественный приём использует автор? Соедини стрелочками.

«… полянка в лесу – как остров…»                               сравнение

«… как шепчутся, падая, осенние листики»

«   осенний лес мне становится как море»                    олицетворение

-Составляют вопросы

-Анализируют произведение

Закрепление и включение в систему знаний

-Организует работу в парах по вопросам учебника стр. 13 (вопрос №3,4,5)

Почему зайцы осенью куда-то уходят из леса? Обсуди этот вопрос с товарищем.

Что, по-твоему,  писатель чувствовал в осеннем лесу: радость, грусть, удовольствие, страх? Объясни своё мнение.

Лес напоминает Пришвину море, а полянку он сравнивает с островом. Объясни, почему?

-Отвечают на вопросы в парах

-Организует работу с заданием  №1 и №2  стр. 9 в Рабочей тетради

-Организует самопроверку.

-Читают задание.

-Анализируют задание.

-Объясняют задание.

-Фиксируют ответы в тетради.

-Выполняют самопроверку

-Предлагает учащимся придумать иллюстрацию к произведению

-Придумывают иллюстрацию

Рефлексия учебной деятельности

-Организует самооценку учащихся:

Возьмите берёзовый листочек, если вы довольны своей работой на уроке.

Возьмите кленовый листочек, если вы неудовлетворены своей работой.

Посмотрите, какой у нас получился пейзаж.

-Оценивают себя

-Проводят самооценку



Предварительный просмотр:

Раздел: «Осень пришла». Подраздел: «Здравствуй, осень». Урок 8. Тема: «А. Н. Майков

«Осень» (отрывок)»

Цель: Формирование умения рассказывать о собственном опыте общения с природой; анализировать позицию автора; находить в тексте стихотворные ритмы.

Технологии и методы: чтение вслух, беседа, выразительное чтение

Ресурсы: Учебник: Кац Э.Э. Литературное чтение: учебник для  2 класса 1 часть стр.14-15 — М.: АСТ, Астрель, 2012

Рабочая тетрадь: Кац Э.Э. Литературное чтение: рабочая тетрадь № 1, ,  стр.10   — М.: АСТ, Астрель, 2015

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Находить в тексте стихотворные слова и словосочетания, позволяющие ответить на поставленный вопрос; передавать при чтении настроение, выраженное в произведении.

Р.: умение планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью

П.: умение выделять существенную информацию из текста; находить нужную информацию по словарю

К.: умение точно и

последовательно передавать

необходимую информацию партнёру

Эстетические чувства на основе знакомства с художественной литературой

Межпредметные связи: Русский язык. Окружающий мир.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к деятельности. Актуализация знаний

-Эмоционально настраивает детей(читает стихотворение, выполняет движения):

- Из глубокого колодца (руки «О»)

- Солнце медленно встает (руки над головой),

- Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой, ладошками вверх.)

- Луч его нам улыбнется ( руки параллельно вытянуты)

- Новый день она начнет (руки вниз широко).

-Прослушивают стихотворение, повторяют движения

-Проверяет домашнее задание, оценивает его

-Описывают продолжения предложений(страница 13 задание 6(а))

-Задает учащимся вопрос для размышления:

«Как вы понимаете выражение «выразительно читать»? (выделять голосом главные слова, выбрать правильный темп чтения, делать паузы).

-Проводит дыхательную гимнастику:

«Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох чрез рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью. Приготовились, начали. Повторяем 3 раза.»

-Размышляют, высказывают предположения

-Угадывают название произведения

-Проводит вступительную беседу перед работой над новым произведением:

«В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

Осень прекрасное время года, она волновала и волнует души людей. О красоте этого времени года хочется писать стихи, петь песни, сочинять прозу»

-Предлагает учащимся совместно сочинить 4 строки об осени!

-Знакомит учащихся с биографией автора:

«А.Н.Майков русский поэт, родился 23 мая 1821 года, а умер 8 марта 1897 года. Воспитывался в интеллигентной семье, отец дворянин, живописец, мать – писательница. У Майкова было 3 брата, и все они занимались творчеством. А.Н Майков очень любил природу, часто гулял в парке, восхищался красотой русской природы, сочинял свои замечательные произведения. Поэт увлекался живописью, но посвятил свою жизнь поэзии.»

-Предлагает учащимся познакомиться с портретом  А.Н. Майкова Демонстрирует книги с произведениями писателя

-Прослушивают стихотворение

-Совместно сочиняют четверостишие об осени

-Слушают биографию автора

-Проводит словарную работу.

- Предлагает объяснить  значение слова «любезный», «любо»  и выражения «лицо горит»

- Предлагает найти эти слова в толковом словаре учебника.

-Высказывают предположения

-Находят значение слов в словаре

-Проводит работу по нахождению связей между иллюстрацией и текстом

-Высказывают предположения

-Проводит физкультминутку

Мы листочки осенние

На веточках сидели,

Дунул ветер, полетели,

Полетели, полетели и…

На землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Повертел их. Покружил

И на место посадил

Организация познавательной деятельности

-Читает стихотворение «Осень» в учебнике стр. 14

-Предлагает учащимся прочитать текст:

1 ряд – чтение хором вслух.

2 ряд – чтение парами по 2 строчки.

3 ряд – чтение цепочкой по две строчки

-Задает вопросы после прочтения:

«-Что описывает поэт? (Уголок природы.)

-Каким настроением проникнуто стихотворение? (Грусти.)

-Какие чувства овладели поэтом?( Печальные, грустные.)

-Найди признаки осени, описанные в стихотворении: золотой лист, сучья трещат, листья ногой загребать, свянул последний цветок, и др.

-Каково отношение автора к осени? Любит ли он осень? Докажи строчкой из произведения. (Любо в лесу мне бежать.)

-Какие чувства испытывает поэт осенью? Изменяется ли его настроение? Почему? В каких строках? Сначала картина грустная, а потом автор весел и «как безумный поет»

-Почему автор весел? За осенью придет зима, а потом весна, в природе не бывает плохого времени года.

- Каково главное ощущение, которое возникает при прочтении?»

-Прослушивают произведение

-Читают по предложенному варианту

-Отвечают на вопросы

-Проводит анализ произведения. Предлагает учащимся задать вопросы друг другу.

-Составляют вопросы, отвечают на них

Закрепление и включение в систему знаний

-Организует работу в группах по вопросам учебника стр. 15 (вопросы1-5)

-Отвечают на вопросы в группах

-Организует работу с заданием  №1-3 стр. 10 в Рабочей тетради

-Организует самопроверку.

-Читают задание.

-Анализируют задание.

-Объясняют задание.

-Фиксируют ответы в тетради.

-Выполняют самопроверку

-Предлагает учащимся придумать иллюстрацию к произведению

-Придумывают иллюстрацию

Рефлексия учебной деятельности

-Организует самооценку учащихся:

«У вас на партах лежат листочки двух цветов: желтые и коричневые, если вам урок понравился и у вас хорошее настроение в конце урока в, возьмите желтый листок, если что-то не получилось и есть над, чем поработать – коричневый листок. Предлагаю украсить осеннее дерево листьями.»

-Оценивают себя



Предварительный просмотр:

Раздел: «Осень пришла». Подраздел: «Вспомним лето». Урок 3. Тема: « «И. С. Соколов-Микитов. «Вертушинка»».

Цель: Формирование умений работать с текстом: пересказывать отдельные части рассказа, выделять в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос. Развитие внимания к позиции автора и способу её выражения. Формирование умения рассказывать по предложенному плану.

Технологии и методы: чтение вслух, беседа, выразительное чтение.

Ресурсы: Учебник: Кац Э.Э. Литературное чтение: учебник для  2 класса 1 часть стр.8-9 — М.: АСТ, Астрель, 2012

Рабочая тетрадь: Кац Э.Э. Литературное чтение: рабочая тетрадь № 1, ,  стр.6-7   — М.: АСТ, Астрель, 2015

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям; находить ключевые слова,

определять основную мысль прочитанного,

выражать её своими словами.

Р.:  умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме

П.: умение находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике

К.: умение аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения.

Чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней, эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой

Межпредметные связи: Русский язык. Окружающий мир.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к деятельности. Актуализация знаний

– Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки.  Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

- Как вы понимаете последние строки?

-Высказывают мнение.

-Предлагает учащимся рассмотреть иллюстрации с растениями, которые можно встретить летом и составить устно рассказ об этом растении.

-Составляют рассказ о растении

-Предлагает учащимся отгадать название произведения, изучаемого на уроке.

Определите название произведения, исключив повторяющиеся буквы.

ДДВККЕССРББТИИУММШИФФНРРКППА

-Высказывают предположения

-Знакомит учащихся с биографией автора

-Предлагает учащимся познакомиться с портретом И. С.   Соколова-Микитова

-Демонстрирует книги с произведениями писателя

-Прослушивают биографию

-Рассматривают портрет

-Проводит словарную работу.

- Предлагает объяснить  значение слов ключ, затон.

- Предлагает найти эти слова в толковом словаре учебника.

-Высказывают предположения

-Находят значение слов в словаре

-Проводит работу по нахождению связей между иллюстрацией и текстом:

- Как вы думаете, о чём это произведение?

-Высказывают предположения

-Проводит физкультминутку

Физкультминутка.

Уч. А сейчас и мы отправимся к речке.

К речке быстрой мы спустились,

 Наклонились и умылись.                

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все как один –

Плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Организация познавательной деятельности

-Организует чтение по цепочке(учебник стр. 8-9)

-Читают по цепочке

-Проводит анализ произведения. Выборочное чтение:

- Прочитайте, где река берёт своё начало.

- Как вы думаете, почему речушку назвали Вертушинкой?

- Что можно увидеть на берегу реки летом? Зимой?

- Какие звуки можно услышать?

- Что делал писатель возле речки?

- Какой художественный приём использовал автор при описании реки летом?

-Анализируют произведение

Закрепление и включение в систему знаний

-Организует работу с учебником стр. 9 задание № 6

-Составляют рассказ

-Организует работу с заданием  №1  № 2 стр.6-7 в Рабочей тетради

-Организует самопроверку.

-Читают задание.

-Анализируют задание.

-Объясняют задание.

-Фиксируют ответы в тетради.

-Выполняют самопроверку

-Предлагает учащимся придумать иллюстрацию к произведению

-Придумывают иллюстрацию

Рефлексия учебной деятельности

-Предлагает учащимся составить синквейн

Правила составления:

Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).

 Вторая строка - характерные признаки предмета (два имени прилагательных).

 Третья строка - характерные действия или состояния предмета (три глагола).

 Четвёртая строка - что автор думает? (Фраза из четырёх слов).

 Пятая строка - новое звучание темы (синоним) или ассоциация. (Составление синквейна  вместе с учителем).

Пример синквейна:

Вертушинка.

Маленькая, быстрая.

Бежит, журчит, радует.

Дом для растений и животных.

Жизнь

-Предлагает учащимся провести самооценку:

а)«Мне на уроке было трудно, потому что…»

б)«У меня всё получилось, потому что…»

в)«За что ты бы себя похвалил?»

г)«За что ты бы похвалил партнёра?»

-Составляют синквейн

-Проводят самооценку



Предварительный просмотр:

Раздел: «Осень пришла». Подраздел: «Вспомним лето». Урок 3. Тема: «И. З. Суриков «Степь»».

Цель: Формирование умения рассказывать о зрительных и звуковых впечатлениях, переданных поэтом. Формирование умений выразительно читать лирическое произведение, определять место паузы, способ выделения слов. Развитие внимания к  ритму стихотворения.

Технологии и методы: чтение вслух, беседа, выразительное чтение.

Ресурсы: Учебник: Кац Э.Э. Литературное чтение: учебник для  2 класса 1 часть стр. 6-7  — М.: АСТ, Астрель, 2012

Рабочая тетрадь: Кац Э.Э. Литературное чтение: рабочая тетрадь № 1, ,  стр. 4-6 — М.: АСТ, Астрель, 2015

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Формирование чтения произведения с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием,  использованием логических ударений и темпа речи.

Р.: умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста.

П.: умение находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике.

К.: умение аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнера.

Чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней, эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой

Межпредметные связи: Русский язык. Окружающий мир.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к деятельности. Актуализация знаний

 -Читает учащимся стихотворение:

1.     Четверостишия:

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

- Давайте улыбнёмся друг другу!

Организует работу по актуализации знаний учащихся по стихотворению Щипаева «Подсолнух»:

-Со стихотворением какого автора мы вчера познакомились?

-От чего не скрыться подсолнуху?

-Отвечают  на вопросы

- Спрашивает, слышали ли  слово «Степь»? Предлагает объяснить, что оно обозначает.

-Высказывают предположения

-Предлагает учащимся познакомиться с портретом И. З. Сурикова

-Демонстрирует книги с произведениями писателя

-Знакомятся с автором

-Помогает определить тему урока.

-Участвуют в определении темы урока

-Знакомит учащихся с биографией автора:

-Иван Захарович Суриков родился 25 марта 1841 года в небольшой деревушке Новоселово, расположенной в Ярославской губернии.

Отец имел небольшую лавку в Москве.

-Прослушивают информацию об авторе

Организация познавательной деятельности

-Организует работу по рис. учебника стр.6-7. Проводит беседу.

-Организует работу со словосочетанием «воздух пышет жарою»

-Анализируют иллюстрации

-Высказывают мнения и предположения

-Организует работу с заданием  №1 стр.7 учебника

-Организует работу со стихотворением «Степь» на стр.6

-Читают задание. Высказывают предположения.

-Читают стихотворение

Закрепление и включение в систему знаний

-Организует работу с заданиями   №2-3 стр.7 учебника

-Читают задания

-Рассматривают иллюстрацию и отвечают на вопросы.

-Организует работу с заданием  №1  № 2 стр.4-5 в Рабочей тетради

-Организует самопроверку.

-Читают задание.

-Анализируют задание.

-Объясняют задание.

-Фиксируют ответы в тетради.

-Выполняют самопроверку

-Организует работу с заданиями  № 4-6 стр.7 учебника

-Читают задание.

-Анализируют задание.

-Объясняют задание.

Рефлексия учебной деятельности

-Предлагает оценить достижение учебной задачи урока

-Предлагает провести самооценку

На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был

-Оценивают степень достижения  задачи урока

-Определяют причины допущенных ошибок

Самооценка.



Предварительный просмотр:

Раздел 1: «Осень пришла». Подраздел: «Вспомним лето». Тема 1: «Знакомство с учебником».

Цель: Формирование умения пользоваться толковым словарем. Актуализация летних впечатлений. Формирование умений воспроизводить их в устной речи, демонстрировать результаты творческой деятельности. 

Ресурсы: Кац Э.Э. Литературное чтение: учебник для  2 класса 1 часть— М.: АСТ, Астрель, 2012 стр. 3-4; Кац Э.Э. Литературное чтение: рабочая тетрадь № 1, стр. 3 — М.: АСТ, Астрель, 2015

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся: ориентироваться в структуре и содержании книги по титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию.

Регулятивные. умение выполнять учебные действия в устной форме; умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста.

Познавательные- умение находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике; умение строить логически рассуждения;

Коммуникативные.- умение владеть диалогической формой речи; умение аргументировать собственную позицию и

координировать её с позицией партнера.

Чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности.

Межпредметные связи: Литературное чтение.    Иностранный язык. ИЗО

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к деятельности. Актуализация знаний

- Приятно общаться с человеком весёлым, доброжелательным. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

-Дети, покажите ваше настроение.

-Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение стало радостным.

- Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание и находчивость.

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

Определяют своё настроение с помощью карточек.

Организует работу по обложке  учебника  по литературному чтению , предлагает рассмотреть обложку учебника, объяснить, что изобразил художник, почему?

Организует знакомство с Рабочей тетрадью по литературному чтению: предлагает сравнить обложку учебника и рабочей тетради и сделать выводы; предлагает сравнить название разделов  учебника и тетради и сделать вывод;

– Почему эту книгу называют учебником?

Показывает для сравнения  художественную книгу.

Знакомит с условными обозначениями. Рассказывает о правилах работы с учебником

 Рассматривают обложку учебника.

Знакомятся с предметом, учебником, учатся ориентироваться
в учебнике, бережно к нему относиться.
Высказывают свои предположения, мнения, прислушиваются к мнению других. Осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них. Овладевают умениями работать со знаково-символическими средствами

Сравнивают учебник и рабочую тетрадь: определяют, что в рабочей тетради представлены те же самые разделы, что и в учебнике.

Рассматривают учебник, знакомятся с условными обозначениями, узнают, как надо раскрывать учебник, переворачивать страницы,
бережно относиться
к книге.

Организует работу с титульным листом: предлагает рассмотреть содержание титульного листа, назвать авторов учебника; объяснить, знакомы ли авторы; назвать условные обозначения; объяснить, что они обозначают; найти в содержании учебника условные обозначения; определить, какие действия необходимо будет выполнить.

Предлагает рассмотреть содержание учебника части I  (маршрутный лист на форзаце учебника) и перечислить разделы учебника; назвать, с какими разделами учебника знакомились в 1классе.

Предлагает рассмотреть маршрутный лист на с. 4-5 учебника и познакомиться с темами раздела.

Называют авторов учебника:. вспоминают, что по учебнику этих авторов учились в 1 классе, называют систему условных обозначений:

Читают содержание учебника и называют разделы.

Рассматривают маршрутный лист и называют темы разделов.

Речевая разминка. 

1. Вариативное чтение

Предлагает детям самостоятельно прочитать стихотворение.

Снова осень пришла, а за нею надежда,

 Лишь удача и счастье всех в будущем ждет.

В сентябре в нашей школе опять, как и прежде,

Начинается новый учебный год.

Собирается вместе каждый класс,

Повзрослели друзья, изменились мы сами.

Все, что летом случилось с тобою у нас,

Пересказывать будем друг другу часами. С. Жuгулева

 Предлагает учащимся прочитать стихотворение с интонацией удивления, с утвердительной интонацией, интонацией раздражения, прочитайте с интонацией восхищения,  с веселой интонацией.

Самостоятельно читают стихотворение. Делятся чувствами после прочтения.

Читают стихотворение с  разной интонацией.

-Помогает определить тему урока.

-Участвуют в определении темы урока

Предлагает прочитать на доске стихотворение Алексина:

У тебя друзе немало

И живут они вокруг.

Но из всех друзей хороших

Книга - самый лучший друг!

-Выразительно читают, высказывают свое мнение о книгах.

Организация познавательной деятельности

Предлагает работу с учебником на странице 3-4.

Организует работу с содержанием учебника.

Предлагает проверку ориентирования по учебнику:

-откройте страницу со стихотворением Майкова «Осень»

-откройте «Картинная галерея»

-откройте английскую народную песенку «дом, который построил Джек»

Чтение названий разделов, предположения о темах и смысле произведений.

Показывают как научились ориентироваться в учебнике

Закрепление и включение в систему знаний

Организует работу в тетради на странице 3.

Играет с детьми в игру «Наборщик»

- Перед вами слово «катер». Соберите из него как можно больше слов

-Читает стихотворение:

Из букв собрал я слово катер.

 Нам покататься можно, кстати:

Ведь в слове катер есть река.

Я отправляюсь в путь:

«Пока!» Куда поедем?

Добрый катер

Мне подсказал, что к тете Кате,

Но разве слов других в нем нет?

 Мчит катер мой быстрей ракет.

И подсказал опять мне катер

Избрать себе маршрут по карте.

Выходим в море. Хватит рек:

Ура! Причалили. «Артек». В. Волина

-Читают задание. Высказывают предположения.

-Составляют слова.

-Прослушивают стихотворение, сопоставляют со словами, написанными на доске.

-Организует работу с заданиями на стр.3 в Рабочей тетради.

-Читают задание. Анализируют задание.

-Объясняют задание.

-Выполняют самопроверку

Рефлексия учебной деятельности

-Предлагает оценить достижение учебной задачи урока

- Как называется учебник, который мы будем изучать на уроках чтения?

- Каковы ваши впечатления от работы на уроке?

- Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал ...

• На этом уроке я похвалил бы себя за ...

• После урока мне захотелось ...

• Сегодня я сумел ...

-Оценивают степень достижения  задачи урока

-Определяют причины допущенных ошибок

Самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературное чтение по УМК "Планета знаний"

Тема: «Хаврошечка» (русская народная сказка) стр. 46 – 51Цель: способствовать формированию умений пересказывать фрагменты текста, объяснять причины поступков персонажей; содействовать формированию уме...