Исследуем законы волшебных сказок. А. С. Пушкин "У Лукоморья дуб зелёный" 2 класс.
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

Гриценко Светлана Ивановна

Конспект  и презентация (2 части) к уроку литературного чтения по теме "Исследуем законы волшебных сказок.  А. С. Пушкин "У Лукоморья дуб зелёный" 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx395.92 КБ
Файл lukomore_1_chast.pptx1.98 МБ
Файл lukomore_2_chast.pptx1.59 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «ИССЛЕДУЕМ ЗАКОНЫ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК.

А. С. ПУШКИН «У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЁНЫЙ …» 

(СРО Л.В.Занкова, 2 класс)

Цели: 

Образовательная:

  • помочь детям обнаружить связь пушкинской сказки и русской народной;
  • учить выразительному чтению,  
  • формировать умение анализировать текст, ориентироваться в тексте;  
  • расширять словарный запас детей;

Развивающая: 

  • содействовать умению грамотно выражать свои мысли;
  • способствовать развитию мышления, памяти, внимания, воображения;
  • развивать умение передавать своё отношение к прочитанному через эмоции; способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Воспитательная: 

  • воспитывать интерес к чтению, любовь к русской поэзии,
  • обогащать читательский опыт.

Цели урока направлены на развитие у  учащихся следующих универсальных учебных действий (УУД):

 Личностные УУД:

     - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

Регулятивные УУД:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

Познавательные УУД:

    - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

    - основам смыслового восприятия художественных текстов;

    - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- контролировать действия партнёра;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Оборудование: звукозапись актерского чтения произведения А. Пушкина; портрет А. Пушкина; иллюстрация няни поэта Арины Родионовны; выставка книг поэта; аудиозапись увертюры к опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинки.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!

  1.  Артикуляционная разминка

Развитие артикуляционного аппарата.
- Вращение языком (маятник)
- Вытягиваем губки за ниточку (трубочка), растягиваем (широкий рот), в разные стороны (улыбка)

Упражнение на дыхание

Вдох – а у э и ю я е, 1, 2, 3,4,5

  1. Сообщение темы и цели урока (слайд)

  • Читайте почаще Пушкина, это – основоположник поэзии нашей и всем нам всегда учитель.

(А. М. Горький)

  • Пушкин входит в нашу жизнь с самого начала её и уже не покидает нас до конца.

(А Твардовский)

  • Наша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняют собою многие дни нашей жизни…

(А. Блок)

 - Прочитайте на слайде высказывания известных писателей и поэтов. Как вы думаете, почему они так возвышенно говорят об Александре Сергеевиче Пушкине? /Ответы детей/

- Произведения А.С. Пушкина входят в жизнь русского человека с самого раннего детства. В любой семье есть книги великого поэта. Их читают и перечитывают  и дети и взрослые. Почему?

- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

- А что вы знаете об Александре Сергеевиче Пушкине? (высказывания детей)

- 6 июня 1799 год. Этот день подарил миру гения – Александра Сергеевича Пушкина. Короткой была жизнь поэта. Талант его неисчерпаем, творчество его неоценимо.

- Какие произведения великого русского поэта вам известны? (стихи, сказки, поэмы)

- Выставка книг: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотом петушке».

- А что такое сказка? (Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных и фантастических сил).

– В его сказках все волшебно. Они звучат как музыка.

- Пушкинские сказки очень близки к народным, потому что за основу своих  произведений  поэт  брал  народные  сказки.  

- И вот это мы сегодня должны будем исследовать и  доказать.

- Значит какую цель мы сегодня поставим на урок? (доказать что произведения А. С. Пушкина, являются сказками и основаны на народных сказках)

- Сегодня познакомимся  с произведением «У лукоморья дуб зеленый…»

Это произведение является  прологом к первому крупному произведению А.С. Пушкина -  поэме   «Руслан  и Людмила». (слайд)

- Прозвучали  новые  слова,  являющееся  литературным  терминами – «поэма»  и  «пролог».  (слайд)

- Кто  из  вас  знает  значение  этих  слов? (ответы  учащихся)

- Для  того,  чтобы разобраться,  что обозначают эти слова, обратимся  к  толковому   словарю С.И. Ожегова. (слайд)

      Поэма – большое  стихотворное  произведение  на  историческую,  героическую или  возвышенную  лирическую  тему.

      Пролог – вступительная  часть  литературного,  театрального  или музыкального   произведения.

– Эта поэма повествует о том, как злой волшебник Черномор унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу, о том, как Руслан и еще три жениха отправились ее выручать, об их приключениях и счастливом конце. Эта поэма была написана в 1820 г., а вступление к ней – в 1824 г.

Работа с иллюстрацией в учебнике

– Рассмотрите иллюстрацию учебника (с. 112).

- Что вы можете о ней сказать?

П е р в и ч н о е   ч т е н и е   с т и х о т в о р е н и я (аудиозапись)

- Что вам показалось удивительным? (Пушкин соединил сказочных героев из разных русских народных сказок, напевная интонация, постоянное ожидание чуда и т. д.)

П о в т о р н о е   ч т е н и е   и   р а б о т а  по содержанию.

– Давайте прочитаем пролог, осмысливая каждую картину, нарисованную поэтом.

- Но прежде чем приступить к чтению, давайте потренируемся в чтении трудных слов:

У ЛУ-КО-МОРЬ-Я                             НЕ-ВЕ-ДО-МЫХ

НЕ-ВИ-ДАН-НЫХ                             ИЗ-БУШ-КА

ПРИ-ХЛЫ-НУТ                                  ТРИД-ЦАТЬ

ПРЕ-КРАС-НЫХ                                МИ-МО-ХО-ДОМ

Работа с текстом произведения, чтение с остановками

- Прочитайте первую строчку

«У лукоморья дуб зелёный…»

– Что такое – лукоморье? Каким вы его представляете? Обсудите в парах. (Выслушиваются предположения детей.)

 (Учитель объясняет,  рисуя схему на доске.) Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря. Получается залив.

/Лукоморье (поэт. устар.), морская лука — морской залив, бухта, изгиб морского берега. Встречались и речные лукоморья./ (слайд)

– Обратите внимание на звучание этого слова. Послушайте – «лукоморье». (Оно красивое, немного сказочное.)

Это  интересно!
Согласно славянской мифологии, Лукоморье — заповедное место, где стоит мировое древо – дуб.

- Как вы думаете почему именно дуб? (могучее дерево, долго живет, имеет прочную древесину и не поддаётся гниению)

-Считалось, что дуб – это дорога, которая соединяла все миры: верхний, нижний и средний. (слайд). Таким образом, у многих народов мира появилось представление о Мировом дереве.

В среднем мире жили люди со своими домашними животными.

Верхний мир - небесный мир, в нем находились неподвластные стихии и небесные светила. Там живут птицы.

В нижнем мире обитали подземные звери и неведомые силы. Там живут змеи, лягушки, рыбы. (На слайде мировое дерево – схема). 

- Вот так схематично можно представить описанный автором мир. Сказочный мир живёт по своим особым законам. Давайте разбираться дальше.

- Прочитайте следующие строчки.

(Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.)

- Почему цепь золотая? (предположите).  

- Оказывается, это символ Солнца, которое движется вокруг земного шара, это показывает нерушимость мира, и это символ волшебной силы, т. к. золотые предметы обладают особой силой.

(К стволу дерева на схему прикрепляется золотая цепь на слайде.)

-А почему именно кот ходит по цепи? (Предположения детей.)

- Все дело в  том, что из всех домашних животных именно кот всегда считался не просто умным, но и связанным с миром предков. Можно сказать, что кот - это животное, умное не только тем умом, которое он получает от человека, но и умом, «другого» мира. Поэтому у народов всего мира кот – излюбленный персонаж, выступающий в сказках о животных ровней лисе по уму, в волшебных сказках - в роли волшебного помощника. (Появляется кот)

- Продолжаем читать дальше.

(Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит).

- А почему кот ходит по цепи кругом: то направо, то налево? (предположения детей)

- Это не просто так: он символизирует смену для и ночи, смену правды и вымысла, а песнь - связана с правдой, с правой стороной; сказка – с левой стороной, с выдумкой.

- Как начинаются следующие строчки? (со слов «Там чудеса»?)

(Чудеса - это продолжение выдумки, сказки)

- А какие именно чудеса происходят, вы узнаете, если самостоятельно прочитаете продолжение произведения, но по ходу чтения вам могут встретиться непонятные слова. Для этого возьмём карандаши и подчеркнём их.

Самостоятельное чтение отрывка «У лукоморья дуб   зеленый

– Какие слова и выражения говорят о том, что сказочный мир таинственный и загадочный? (Чудеса, неведомые дорожки, невиданные звери и т. д.)

- Какие чудеса встретились вам?

(Леший – хозяин леса и зверей.

 Русалка - представляли полуженщиной-полурыбой,  жила в воде

неведомых дорожках, следы невиданных зверей

избушка там на курьих ножках

ступа с Бабою-Ягой идёт-бредёт сама собой

там лес и дол видений полны

тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных

королевич мимоходом пленяет грозного царя

царь Кощей над златом чахнет)

Словарная работа

- Какие малознакомые слова вам встретились при чтении? Что они обозначают?

Давайте  попробуем объяснить их значение.

Неведомые  (ведать = знать); (дорожки) – неизвестные,  незнакомые.

Невиданные   (звери) – неизвестные,  которых  никто  не  видел

Дол – долина,  равнина удлиненная впадина вдоль речного русла среди гор

видений полны - много призраков, привидений (то что возникает в воображении в виде фантастических образов)

О заре – на заре

Прихлынут - набегут на берег.

На брег песчаный – на берег из песка

Витязь – воин,  богатырь

Чредой - чередой, по очереди

Ясные воды – прозрачные

Дядька -в старину: воспитатель, старый солдат или слуга в дворянской семье. Наш дядька не простой солдат, а морской

Мимоходом - по пути, проходя мимо

Пленяет - берет в плен.

Грозного – злого

Темница - темное помещение без окон

Тужит – грустит, тяжело ей

Ступа - тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд в виде большого стакана, бочки.

Бредёт - медленно  идёт

Чахнуть - сохнуть, изводить себя, страдать.

Златом – золотом.

 - Прочитайте  последние 4 строчки?

- Что заметили? (оканчивается как сказка) 

- Как вы думаете с какой интонацией нужно читать произведение, в котором описываются чудеса?

(Читать нужно негромко, не спеша, плавно, напевно, загадочно, таинственно, выделяя голосом каждое чудо)

- Как вы понимаете выражение «Там русский дух… там Русью пахнет!»

(рисует перед нами не только образы сказочной русской мифологии и фольклора (например, образы русалки, Баба-Яги), но и рождает образ самой Руси…читатель даже может её почувствовать, прикоснуться к ней. Образ дуба вместе с учёным котом – представление мудрости Руси. Образы 33 богатырей, Черномора, царей – заостряют внимание читателя на силе и могуществе. В этом и есть  Пушкин, в этом и есть настоящая Русь….)

- Как нужно  читать эти строки?  (торжественно, гордо)

Повторное чтение, закрепление во внешней речи.

Упражнения в выразительном чтении отрывка на фоне музыки (Отрывок из увертюры М.И. Глинки к опере «Руслан и Людмила».)

  1. Работа в группах.

– Разгадайте кроссворд «Лукоморье»:

…И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними … (1) их морской;

Там … (2) мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

… (4) несет богатыря;

В темнице там … (3) тужит,

А бурый … (5) ей верно служит…

О т в е т ы: 1. Дядька. 2. Королевич. 3. Царевна. 4. Колдун. 5. Волк.

Итог урока.

http://xn--80aaoslhu6j.xn--p1ai/wp-content/uploads/2011/10/6.jpg

- Сравните эти записи, сделанные Пушкиным со слов няни, и строки пролога.

- Чего больше: сходства или различия?

- Какой вывод можно сделать? (В ы в о д: здесь действуют многие герои народных сказок, они совершают «привычные» для них подвиги и живут «привычной» для них сказочной жизнью.)

 - Как думаете, что выразил поэт в этом произведении?

- Через своё произведение А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми.

- Пушкин в поэме “Руслан и Людмила” смело ввел в стихи разговорную речь, экспериментировал, сочетая в своем творчестве фольклор и литературный стиль. В прологе поэт  утверждает, что и простонародное может быть прекрасным, в нем он  отразил самые главные  особенности народной волшебной сказки. Как будто мозаику складывал поэт, сочиняя эти строчки.

И каждый кусочек мозаики превратился в отдельную сказку.

Рефлексия

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Мы достигли поставленной цели?

- Как добивались поставленной цели? (изучали текст, работали над текстом)

- Предлагаю составить синквейн

Лукоморье

Волшебное, загадочное

Удивляет, вдохновляет, завораживает

«Там русский дух… там Русью пахнет!»

Сказка

 - У вас на партах лежат цветные карточки.

Зелёная – всё понятно, я знаю

Жёлтая – не совсем понятно, сомневаюсь

Красная – не понимаю, не знаю

Я буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия.

Я знаю, что такое сказка.

Я понимаю сказочный мир Пушкина.

Я сегодня в группе хорошо потрудился.

Я доволен своей работой на уроке.

                                 

Домашнее задание

- Выучите наизусть отрывок из поэмы «Руслан и Людмила, зарисовать чудеса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку по учебному предмету «Литературное чтение» на тему « Исследуем законы волшебных сказок . А. А Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…» 2 класс (система Л.В. Занкова ) Автор: Гриценко Светлана Ивановна Должность: учитель начальных классов Место работы: МОУ СОШ № 3 г. Железногорск - И лимский

Слайд 2

Читайте почаще Пушкина, это – основоположник поэзии нашей и всем нам всегда учитель. (А. М. Горький) Пушкин входит в нашу жизнь с самого начала её и уже не покидает нас до конца. ( А Твардовский) Наша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняют собою многие дни нашей жизни… (А. Блок)

Слайд 3

Александр Сергеевич Пушкин 6 июня 1799 год

Слайд 5

Поэма – большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему. Пролог – вступительная часть литературного, театрального или музыкального произведения .

Слайд 7

У ЛУ-КО-МОРЬ-Я НЕ-ВЕ-ДО-МЫХ НЕ-ВИ-ДАН-НЫХ ИЗ-БУШ-КА ПРИ-ХЛЫ-НУТ ТРИД-ЦАТЬ ПРЕ-КРАС-НЫХ МИ-МО-ХО-ДОМ Прочитай!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словарная работа Неведомые Невиданные Дол В идений полны Прихлынут – На брег песчаный Витязь Чредой Ясные воды Дядька Мимоходом Пленяет Грозного Темница Тужит Ступа Бредёт Чахнуть Златом

Слайд 2

Лукоморье – изгиб морского берега Лука - изгиб, кривизна

Слайд 3

Средний мир (земной) Верхний мир (небесный) Нижний мир (подземный) Мировое дерево

Слайд 4

Дол - долина, удлинённая впадина речного русла среди гор.

Слайд 5

Сравни эти записи со строками пролога «У моря – лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот; вверх идёт – сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт… Из моря выходят тридцать отроков точь – в – точь ровны и голосом, и волосом, и лицом, и ростом; а выходят они из моря только на один час. А караулит их и гонит обратно в море старик…» Какой вывод можно сделать?

Слайд 6

Синквейн Лукоморье Волшебное , загадочное Удивляет, вдохновляет, завораживает «Там русский дух… там Русью пахнет!» Сказка

Слайд 7

Рефлексия – всё понятно, я знаю - не совсем понятно, сомневаюсь - не понимаю, не знаю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебный мир сказок А.С.Пушкина.

Урок обобщения знаний по сказкам Пушкина в 4 классе....

«Исследуем законы волшебных сказок. Ю. Мориц «Песенка про сказку»

Урок  литературного чтения во 2 классе  по теме "Исследуем законы волшебных сказок. Ю. Мориц "Песека про сказку"...

Исследуем законы рассказа. Л. Толстой «Акула».

Работа над развитием читательских умений....

Открытое мероприятие «Путешествие в волшебный мир сказок А.С.Пушкина»

Интеграция областей: Познание, Здоровье, Художественное творчество, Чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6-12 лет.Цель: продолжать знакомить детей с творчест...

Исследуем законы рассказа. Л. Н. Толстой «Акула».

Исследуем законы рассказа. Л. Н. Толстой «Акула»....

Конспект урока "Исследуем законы рассказа. Л. Н. Толстой «Акула»"

Исследуем законы рассказа. Л. Н. Толстой «Акула»....