Исследуем законы волшебных сказок. А. С. Пушкин "У Лукоморья дуб зелёный" 2 класс.
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему
Конспект и презентация (2 части) к уроку литературного чтения по теме "Исследуем законы волшебных сказок. А. С. Пушкин "У Лукоморья дуб зелёный" 2 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 395.92 КБ |
lukomore_1_chast.pptx | 1.98 МБ |
lukomore_2_chast.pptx | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «ИССЛЕДУЕМ ЗАКОНЫ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК.
А. С. ПУШКИН «У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЁНЫЙ …»
(СРО Л.В.Занкова, 2 класс)
Цели:
Образовательная:
- помочь детям обнаружить связь пушкинской сказки и русской народной;
- учить выразительному чтению,
- формировать умение анализировать текст, ориентироваться в тексте;
- расширять словарный запас детей;
Развивающая:
- содействовать умению грамотно выражать свои мысли;
- способствовать развитию мышления, памяти, внимания, воображения;
- развивать умение передавать своё отношение к прочитанному через эмоции; способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Воспитательная:
- воспитывать интерес к чтению, любовь к русской поэзии,
- обогащать читательский опыт.
Цели урока направлены на развитие у учащихся следующих универсальных учебных действий (УУД):
Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.
Регулятивные УУД:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового восприятия художественных текстов;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Оборудование: звукозапись актерского чтения произведения А. Пушкина; портрет А. Пушкина; иллюстрация няни поэта Арины Родионовны; выставка книг поэта; аудиозапись увертюры к опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинки.
Ход урока
- Организационный момент.
Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!
- Артикуляционная разминка
Развитие артикуляционного аппарата.
- Вращение языком (маятник)
- Вытягиваем губки за ниточку (трубочка), растягиваем (широкий рот), в разные стороны (улыбка)
Упражнение на дыхание
Вдох – а у э и ю я е, 1, 2, 3,4,5
- Сообщение темы и цели урока (слайд)
- Читайте почаще Пушкина, это – основоположник поэзии нашей и всем нам всегда учитель.
(А. М. Горький)
- Пушкин входит в нашу жизнь с самого начала её и уже не покидает нас до конца.
(А Твардовский)
- Наша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняют собою многие дни нашей жизни…
(А. Блок)
- Прочитайте на слайде высказывания известных писателей и поэтов. Как вы думаете, почему они так возвышенно говорят об Александре Сергеевиче Пушкине? /Ответы детей/
- Произведения А.С. Пушкина входят в жизнь русского человека с самого раннего детства. В любой семье есть книги великого поэта. Их читают и перечитывают и дети и взрослые. Почему?
- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
- А что вы знаете об Александре Сергеевиче Пушкине? (высказывания детей)
- 6 июня 1799 год. Этот день подарил миру гения – Александра Сергеевича Пушкина. Короткой была жизнь поэта. Талант его неисчерпаем, творчество его неоценимо.
- Какие произведения великого русского поэта вам известны? (стихи, сказки, поэмы)
- Выставка книг: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотом петушке».
- А что такое сказка? (Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных и фантастических сил).
– В его сказках все волшебно. Они звучат как музыка.
- Пушкинские сказки очень близки к народным, потому что за основу своих произведений поэт брал народные сказки.
- И вот это мы сегодня должны будем исследовать и доказать.
- Значит какую цель мы сегодня поставим на урок? (доказать что произведения А. С. Пушкина, являются сказками и основаны на народных сказках)
- Сегодня познакомимся с произведением «У лукоморья дуб зеленый…»
Это произведение является прологом к первому крупному произведению А.С. Пушкина - поэме «Руслан и Людмила». (слайд)
- Прозвучали новые слова, являющееся литературным терминами – «поэма» и «пролог». (слайд)
- Кто из вас знает значение этих слов? (ответы учащихся)
- Для того, чтобы разобраться, что обозначают эти слова, обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова. (слайд)
Поэма – большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.
Пролог – вступительная часть литературного, театрального или музыкального произведения.
– Эта поэма повествует о том, как злой волшебник Черномор унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу, о том, как Руслан и еще три жениха отправились ее выручать, об их приключениях и счастливом конце. Эта поэма была написана в 1820 г., а вступление к ней – в 1824 г.
Работа с иллюстрацией в учебнике
– Рассмотрите иллюстрацию учебника (с. 112).
- Что вы можете о ней сказать?
П е р в и ч н о е ч т е н и е с т и х о т в о р е н и я (аудиозапись)
- Что вам показалось удивительным? (Пушкин соединил сказочных героев из разных русских народных сказок, напевная интонация, постоянное ожидание чуда и т. д.)
П о в т о р н о е ч т е н и е и р а б о т а по содержанию.
– Давайте прочитаем пролог, осмысливая каждую картину, нарисованную поэтом.
- Но прежде чем приступить к чтению, давайте потренируемся в чтении трудных слов:
У ЛУ-КО-МОРЬ-Я НЕ-ВЕ-ДО-МЫХ
НЕ-ВИ-ДАН-НЫХ ИЗ-БУШ-КА
ПРИ-ХЛЫ-НУТ ТРИД-ЦАТЬ
ПРЕ-КРАС-НЫХ МИ-МО-ХО-ДОМ
Работа с текстом произведения, чтение с остановками
- Прочитайте первую строчку
«У лукоморья дуб зелёный…»
– Что такое – лукоморье? Каким вы его представляете? Обсудите в парах. (Выслушиваются предположения детей.)
(Учитель объясняет, рисуя схему на доске.) Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря. Получается залив.
/Лукоморье (поэт. устар.), морская лука — морской залив, бухта, изгиб морского берега. Встречались и речные лукоморья./ (слайд)
– Обратите внимание на звучание этого слова. Послушайте – «лукоморье». (Оно красивое, немного сказочное.)
Это интересно!
Согласно славянской мифологии, Лукоморье — заповедное место, где стоит мировое древо – дуб.
- Как вы думаете почему именно дуб? (могучее дерево, долго живет, имеет прочную древесину и не поддаётся гниению)
-Считалось, что дуб – это дорога, которая соединяла все миры: верхний, нижний и средний. (слайд). Таким образом, у многих народов мира появилось представление о Мировом дереве.
В среднем мире жили люди со своими домашними животными.
Верхний мир - небесный мир, в нем находились неподвластные стихии и небесные светила. Там живут птицы.
В нижнем мире обитали подземные звери и неведомые силы. Там живут змеи, лягушки, рыбы. (На слайде мировое дерево – схема).
- Вот так схематично можно представить описанный автором мир. Сказочный мир живёт по своим особым законам. Давайте разбираться дальше.
- Прочитайте следующие строчки.
(Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.)
- Почему цепь золотая? (предположите).
- Оказывается, это символ Солнца, которое движется вокруг земного шара, это показывает нерушимость мира, и это символ волшебной силы, т. к. золотые предметы обладают особой силой.
(К стволу дерева на схему прикрепляется золотая цепь на слайде.)
-А почему именно кот ходит по цепи? (Предположения детей.)
- Все дело в том, что из всех домашних животных именно кот всегда считался не просто умным, но и связанным с миром предков. Можно сказать, что кот - это животное, умное не только тем умом, которое он получает от человека, но и умом, «другого» мира. Поэтому у народов всего мира кот – излюбленный персонаж, выступающий в сказках о животных ровней лисе по уму, в волшебных сказках - в роли волшебного помощника. (Появляется кот)
- Продолжаем читать дальше.
(Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит).
- А почему кот ходит по цепи кругом: то направо, то налево? (предположения детей)
- Это не просто так: он символизирует смену для и ночи, смену правды и вымысла, а песнь - связана с правдой, с правой стороной; сказка – с левой стороной, с выдумкой.
- Как начинаются следующие строчки? (со слов «Там чудеса»?)
(Чудеса - это продолжение выдумки, сказки)
- А какие именно чудеса происходят, вы узнаете, если самостоятельно прочитаете продолжение произведения, но по ходу чтения вам могут встретиться непонятные слова. Для этого возьмём карандаши и подчеркнём их.
Самостоятельное чтение отрывка «У лукоморья дуб зеленый
– Какие слова и выражения говорят о том, что сказочный мир таинственный и загадочный? (Чудеса, неведомые дорожки, невиданные звери и т. д.)
- Какие чудеса встретились вам?
(Леший – хозяин леса и зверей.
Русалка - представляли полуженщиной-полурыбой, жила в воде
неведомых дорожках, следы невиданных зверей
избушка там на курьих ножках
ступа с Бабою-Ягой идёт-бредёт сама собой
там лес и дол видений полны
тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных
королевич мимоходом пленяет грозного царя
царь Кощей над златом чахнет)
Словарная работа
- Какие малознакомые слова вам встретились при чтении? Что они обозначают?
- Давайте попробуем объяснить их значение.
Неведомые (ведать = знать); (дорожки) – неизвестные, незнакомые.
Невиданные (звери) – неизвестные, которых никто не видел
Дол – долина, равнина удлиненная впадина вдоль речного русла среди гор
видений полны - много призраков, привидений (то что возникает в воображении в виде фантастических образов)
О заре – на заре
Прихлынут - набегут на берег.
На брег песчаный – на берег из песка
Витязь – воин, богатырь
Чредой - чередой, по очереди
Ясные воды – прозрачные
Дядька -в старину: воспитатель, старый солдат или слуга в дворянской семье. Наш дядька не простой солдат, а морской
Мимоходом - по пути, проходя мимо
Пленяет - берет в плен.
Грозного – злого
Темница - темное помещение без окон
Тужит – грустит, тяжело ей
Ступа - тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд в виде большого стакана, бочки.
Бредёт - медленно идёт
Чахнуть - сохнуть, изводить себя, страдать.
Златом – золотом.
- Прочитайте последние 4 строчки?
- Что заметили? (оканчивается как сказка)
- Как вы думаете с какой интонацией нужно читать произведение, в котором описываются чудеса?
(Читать нужно негромко, не спеша, плавно, напевно, загадочно, таинственно, выделяя голосом каждое чудо)
- Как вы понимаете выражение «Там русский дух… там Русью пахнет!»
(рисует перед нами не только образы сказочной русской мифологии и фольклора (например, образы русалки, Баба-Яги), но и рождает образ самой Руси…читатель даже может её почувствовать, прикоснуться к ней. Образ дуба вместе с учёным котом – представление мудрости Руси. Образы 33 богатырей, Черномора, царей – заостряют внимание читателя на силе и могуществе. В этом и есть Пушкин, в этом и есть настоящая Русь….)
- Как нужно читать эти строки? (торжественно, гордо)
Повторное чтение, закрепление во внешней речи.
Упражнения в выразительном чтении отрывка на фоне музыки (Отрывок из увертюры М.И. Глинки к опере «Руслан и Людмила».)
- Работа в группах.
– Разгадайте кроссворд «Лукоморье»:
…И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними … (1) их морской;
Там … (2) мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
… (4) несет богатыря;
В темнице там … (3) тужит,
А бурый … (5) ей верно служит…
О т в е т ы: 1. Дядька. 2. Королевич. 3. Царевна. 4. Колдун. 5. Волк.
Итог урока.
- Сравните эти записи, сделанные Пушкиным со слов няни, и строки пролога.
- Чего больше: сходства или различия?
- Какой вывод можно сделать? (В ы в о д: здесь действуют многие герои народных сказок, они совершают «привычные» для них подвиги и живут «привычной» для них сказочной жизнью.)
- Как думаете, что выразил поэт в этом произведении?
- Через своё произведение А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми.
- Пушкин в поэме “Руслан и Людмила” смело ввел в стихи разговорную речь, экспериментировал, сочетая в своем творчестве фольклор и литературный стиль. В прологе поэт утверждает, что и простонародное может быть прекрасным, в нем он отразил самые главные особенности народной волшебной сказки. Как будто мозаику складывал поэт, сочиняя эти строчки.
И каждый кусочек мозаики превратился в отдельную сказку.
Рефлексия
- Какую цель мы ставили на уроке?
- Мы достигли поставленной цели?
- Как добивались поставленной цели? (изучали текст, работали над текстом)
- Предлагаю составить синквейн
Лукоморье
Волшебное, загадочное
Удивляет, вдохновляет, завораживает
«Там русский дух… там Русью пахнет!»
Сказка
- У вас на партах лежат цветные карточки.
Зелёная – всё понятно, я знаю
Жёлтая – не совсем понятно, сомневаюсь
Красная – не понимаю, не знаю
Я буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия.
Я знаю, что такое сказка.
Я понимаю сказочный мир Пушкина.
Я сегодня в группе хорошо потрудился.
Я доволен своей работой на уроке.
Домашнее задание
- Выучите наизусть отрывок из поэмы «Руслан и Людмила, зарисовать чудеса.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Читайте почаще Пушкина, это – основоположник поэзии нашей и всем нам всегда учитель. (А. М. Горький) Пушкин входит в нашу жизнь с самого начала её и уже не покидает нас до конца. ( А Твардовский) Наша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняют собою многие дни нашей жизни… (А. Блок)
Александр Сергеевич Пушкин 6 июня 1799 год
Поэма – большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему. Пролог – вступительная часть литературного, театрального или музыкального произведения .
У ЛУ-КО-МОРЬ-Я НЕ-ВЕ-ДО-МЫХ НЕ-ВИ-ДАН-НЫХ ИЗ-БУШ-КА ПРИ-ХЛЫ-НУТ ТРИД-ЦАТЬ ПРЕ-КРАС-НЫХ МИ-МО-ХО-ДОМ Прочитай!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лукоморье – изгиб морского берега Лука - изгиб, кривизна
Средний мир (земной) Верхний мир (небесный) Нижний мир (подземный) Мировое дерево
Дол - долина, удлинённая впадина речного русла среди гор.
Сравни эти записи со строками пролога «У моря – лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот; вверх идёт – сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт… Из моря выходят тридцать отроков точь – в – точь ровны и голосом, и волосом, и лицом, и ростом; а выходят они из моря только на один час. А караулит их и гонит обратно в море старик…» Какой вывод можно сделать?
Синквейн Лукоморье Волшебное , загадочное Удивляет, вдохновляет, завораживает «Там русский дух… там Русью пахнет!» Сказка
Рефлексия – всё понятно, я знаю - не совсем понятно, сомневаюсь - не понимаю, не знаю
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волшебный мир сказок А.С.Пушкина.
Урок обобщения знаний по сказкам Пушкина в 4 классе....
«Исследуем законы волшебных сказок. Ю. Мориц «Песенка про сказку»
Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Исследуем законы волшебных сказок. Ю. Мориц "Песека про сказку"...
Исследуем законы рассказа. Л. Толстой «Акула».
Работа над развитием читательских умений....
Методическая разработка урока литературного чтения. 2 класс. Исследуем законы волшебных сказок. А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» Урок- путешествие.
Урок- путешествие....
Открытое мероприятие «Путешествие в волшебный мир сказок А.С.Пушкина»
Интеграция областей: Познание, Здоровье, Художественное творчество, Чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6-12 лет.Цель: продолжать знакомить детей с творчест...
Исследуем законы рассказа. Л. Н. Толстой «Акула».
Исследуем законы рассказа. Л. Н. Толстой «Акула»....
Конспект урока "Исследуем законы рассказа. Л. Н. Толстой «Акула»"
Исследуем законы рассказа. Л. Н. Толстой «Акула»....