Волшебный мир сказок А.С.Пушкина.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок обобщения знаний по сказкам Пушкина в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pushkin.docx | 20.18 КБ |
pushkin.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Волшебный мир сказок
А.С. Пушкина.
Цель – обобщение знаний по сказкам А.С.Пушкина.
Оборудование:
- портрет А.С. Пушкина;
- карточки с вопросами;
- рисунки детей к сказкам;
- чёрный ящик;
- яблоко, верёвка, игрушка-рыбка.
Ведущий. Велик и разнообразен сказочный мир Пушкина. Царь Салтан и царь Дадон, царевна Лебедь и золотая рыбка, отважный царевич Елисей и хитрый работник Балда… А чьё сердце не вздрагивает от этих манящих слов: «Негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был…» Кто из вас не опускался во сне на дно морское к золотой рыбке7 кому из вас хотя бы на минутку не хотелось превратиться в комара или золотого петушка? Кто не представлял себя царевичем или царевной? Продолжить этот прекрасный сон нам поможет викторина, посвящённая творчеству великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Дети делятся на команды (две или три), придумывают названия, выбирают капитанов. Ведущий представляет жюри, знакомит с правилами викторины.
Правила.
1.Ведущий читает вопрос. Командам отводится 20 секунд на размышления.
2.Отвечает команда, капитан которой первым поднимет руку. Если ответ команды неверен, то право ответа переходит к соперникам.
3.За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. В конце игры подводятся итоги. Побеждает команда, которая наберёт больше баллов.
Вопросы и задания викторины.
1.Как называются сказки, из которых взяты слова?
а) Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывёт.
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
б) «Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали».
(«Сказка о попе и работнике его Балде».)
2.Из какого произведения взят этот отрывок?
У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
(Из поэмы «Руслан и Людмила».)
3. Продолжите стихотворение «Вот север, тучи нагоняя…».
(Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов…)
4. «Чёрный ящик». В чёрном ящике находится представитель животного мира (игрушка), в одной из сказок А. С. Пушкина помогал осуществлять желания. Кто это? Назовите сказку.
(Золотая рыбка. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
5. Звучит песня «Во саду ли, в огороде». Чья это песенка? Из какой сказки?
(Песенка белки из «Сказки о царе Салтане».)
6. Какими словами начинаются следующие сказки?
а) «Сказка о попе и работнике его Балде».
(Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.)
б) «Сказка о золотом петушке».
(Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.)
7. Сколько раз старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» закидывал невод в море? (Три раза.) С чем пришёл невод в первый раз? (С одною тиной.) С чем пришёл невод во второй раз? (С травой морскою.) С чем пришёл невод в третий раз? (С золотой рыбкой.)
8. Что случилось с попом с первого щелчка? («Прыгнул поп до потолка».) Со второго? («Лишился поп языка».) С третьего щелчка? («Вышибло ум у старика».)
9. «Чёрный ящик». В чёрном ящике находится предмет, который погубил молодую царевну. Что это за предмет? (Яблоко.)
10. О каких чудесах говорится в «Сказке о царе Салтане? (О чудном острове с городом, о ручной белке, о богатырях, о царевне Лебеди.)
11. Продолжите стихотворение «Зимний вечер».
(Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко постучит.)
12. Кто подарил царю Дадону золотого петушка?
(Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка).
13. Почему золотой петушок заклевал до смерти царя Дадона? (Петушок отомстил за своего хозяина-мудреца.)
14. Какими словами бранила старика старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Дурачина ты, простофиля!»)
15. Какими словами обращается царица к волшебному зеркальцу? («Свет мой, зеркальце, скажи…»)
16. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря?
(Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.)
17. За какую плату согласился работать Балда у попа?
(«Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно.
В год за три щелка тебе по лбу…»)
18. Продолжите стихотворение «Уж небо осенью дышало…»
(Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.)
19. Какими словами обращается старик к золотой рыбке? («Смилуйся, государыня-рыбка!»)
20. «Чёрный ящик». В чёрном ящике находится предмет, которым Балда «морщил море». Что это? (Верёвка).
21. Какими словами утешала старика золотая рыбка? («Не печалься, ступай себе с богом!»)
22. Как золотой петушок давал знать Дадону, что всё кругом царства спокойно?
(Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно…)
23. Какие волшебные превращения происходят в «Сказке о царе Салтане»? (Царевна превращается в лебедя, чародей – в коршуна, князь Гвидон – в комара, в шмеля, в муху.
24. К кому обращался королевич Елисей за помощью, когда искал царевну-невесту? (К солнцу, к месяцу, к ветру.) Кто ему подсказал, где искать царевну? (Ветер.)
25. В каких сказках Пушкина встречаются числа? («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Три щелка в «Сказке о попе и работнике его Балде». Тридцать три богатыря, три девицы в «Сказке о царе Салтане». Тридцать три года жил старик со своею старухой у синего моря, трижды закидывал невод старик в «Сказке о рыбаке и рыбке». И т.д.)
26. Чем занимались старик и старуха до того, как старик поймал золотую рыбку?
(Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.)
Подведение итогов викторины. Вручение медалей победившей команде. Всем участникам игры ведущий дарит книги – сказки А. С. Пушкина.
Ведущий.
Это Пушкин. Это чудо.
Это прелесть без конца.
В нащей жизни вечно будут
Этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта?
Их не много и не мало,
Но все Пушкинские – это
Наше вечное начало.
Использованная литература:
Пушкин А. С. Сочинения. В 3-х т. – М.: Художественная литература, 1985.
Предварительный просмотр:
Волшебный мир сказок
А.С. Пушкина.
Цель – обобщение знаний по сказкам А.С.Пушкина.
Оборудование:
- портрет А.С. Пушкина;
- карточки с вопросами;
- рисунки детей к сказкам;
- чёрный ящик;
- яблоко, верёвка, игрушка-рыбка.
Ведущий. Велик и разнообразен сказочный мир Пушкина. Царь Салтан и царь Дадон, царевна Лебедь и золотая рыбка, отважный царевич Елисей и хитрый работник Балда… А чьё сердце не вздрагивает от этих манящих слов: «Негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был…» Кто из вас не опускался во сне на дно морское к золотой рыбке7 кому из вас хотя бы на минутку не хотелось превратиться в комара или золотого петушка? Кто не представлял себя царевичем или царевной? Продолжить этот прекрасный сон нам поможет викторина, посвящённая творчеству великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Дети делятся на команды (две или три), придумывают названия, выбирают капитанов. Ведущий представляет жюри, знакомит с правилами викторины.
Правила.
1.Ведущий читает вопрос. Командам отводится 20 секунд на размышления.
2.Отвечает команда, капитан которой первым поднимет руку. Если ответ команды неверен, то право ответа переходит к соперникам.
3.За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. В конце игры подводятся итоги. Побеждает команда, которая наберёт больше баллов.
Вопросы и задания викторины.
1.Как называются сказки, из которых взяты слова?
а) Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывёт.
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
б) «Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали».
(«Сказка о попе и работнике его Балде».)
2.Из какого произведения взят этот отрывок?
У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
(Из поэмы «Руслан и Людмила».)
3. Продолжите стихотворение «Вот север, тучи нагоняя…».
(Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов…)
4. «Чёрный ящик». В чёрном ящике находится представитель животного мира (игрушка), в одной из сказок А. С. Пушкина помогал осуществлять желания. Кто это? Назовите сказку.
(Золотая рыбка. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
5. Звучит песня «Во саду ли, в огороде». Чья это песенка? Из какой сказки?
(Песенка белки из «Сказки о царе Салтане».)
6. Какими словами начинаются следующие сказки?
а) «Сказка о попе и работнике его Балде».
(Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.)
б) «Сказка о золотом петушке».
(Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.)
7. Сколько раз старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» закидывал невод в море? (Три раза.) С чем пришёл невод в первый раз? (С одною тиной.) С чем пришёл невод во второй раз? (С травой морскою.) С чем пришёл невод в третий раз? (С золотой рыбкой.)
8. Что случилось с попом с первого щелчка? («Прыгнул поп до потолка».) Со второго? («Лишился поп языка».) С третьего щелчка? («Вышибло ум у старика».)
9. «Чёрный ящик». В чёрном ящике находится предмет, который погубил молодую царевну. Что это за предмет? (Яблоко.)
10. О каких чудесах говорится в «Сказке о царе Салтане? (О чудном острове с городом, о ручной белке, о богатырях, о царевне Лебеди.)
11. Продолжите стихотворение «Зимний вечер».
(Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко постучит.)
12. Кто подарил царю Дадону золотого петушка?
(Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка).
13. Почему золотой петушок заклевал до смерти царя Дадона? (Петушок отомстил за своего хозяина-мудреца.)
14. Какими словами бранила старика старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Дурачина ты, простофиля!»)
15. Какими словами обращается царица к волшебному зеркальцу? («Свет мой, зеркальце, скажи…»)
16. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря?
(Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.)
17. За какую плату согласился работать Балда у попа?
(«Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно.
В год за три щелка тебе по лбу…»)
18. Продолжите стихотворение «Уж небо осенью дышало…»
(Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.)
19. Какими словами обращается старик к золотой рыбке? («Смилуйся, государыня-рыбка!»)
20. «Чёрный ящик». В чёрном ящике находится предмет, которым Балда «морщил море». Что это? (Верёвка).
21. Какими словами утешала старика золотая рыбка? («Не печалься, ступай себе с богом!»)
22. Как золотой петушок давал знать Дадону, что всё кругом царства спокойно?
(Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно…)
23. Какие волшебные превращения происходят в «Сказке о царе Салтане»? (Царевна превращается в лебедя, чародей – в коршуна, князь Гвидон – в комара, в шмеля, в муху.
24. К кому обращался королевич Елисей за помощью, когда искал царевну-невесту? (К солнцу, к месяцу, к ветру.) Кто ему подсказал, где искать царевну? (Ветер.)
25. В каких сказках Пушкина встречаются числа? («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Три щелка в «Сказке о попе и работнике его Балде». Тридцать три богатыря, три девицы в «Сказке о царе Салтане». Тридцать три года жил старик со своею старухой у синего моря, трижды закидывал невод старик в «Сказке о рыбаке и рыбке». И т.д.)
26. Чем занимались старик и старуха до того, как старик поймал золотую рыбку?
(Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.)
Подведение итогов викторины. Вручение медалей победившей команде. Всем участникам игры ведущий дарит книги – сказки А. С. Пушкина.
Ведущий.
Это Пушкин. Это чудо.
Это прелесть без конца.
В нащей жизни вечно будут
Этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта?
Их не много и не мало,
Но все Пушкинские – это
Наше вечное начало.
Использованная литература:
Пушкин А. С. Сочинения. В 3-х т. – М.: Художественная литература, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения в 4 классе "В чем прелесть сказок А.С.Пушкина?"
На уроке дети доказывают в чем прелесть сказок А.С.Пушкина. Их легко читать, иллюстрировать, пересказывать, инсценир...
Волшебный мир сказок
Игра на повторение и закрепление классификаций сказок по авторской принадлежности и жанру. Развлекательный материал в виде конкурсов....
Мир сказок А.С.Пушкина
Данный урок литературного чтения можно проводить по любой программе....
Я творю волшебный мир сказок
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Я творю волшебный мир сказок"...
Исследуем законы волшебных сказок. А. С. Пушкин "У Лукоморья дуб зелёный" 2 класс.
Конспект и презентация (2 части) к уроку литературного чтения по теме "Исследуем законы волшебных сказок. А. С. Пушкин "У Лукоморья дуб зелёный" 2 класс....
Методическая разработка урока литературного чтения. 2 класс. Исследуем законы волшебных сказок. А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» Урок- путешествие.
Урок- путешествие....
Открытое мероприятие «Путешествие в волшебный мир сказок А.С.Пушкина»
Интеграция областей: Познание, Здоровье, Художественное творчество, Чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6-12 лет.Цель: продолжать знакомить детей с творчест...