Конспект урока "Исследуем законы рассказа. Л. Н. Толстой «Акула»"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Исследуем законы рассказа. Л. Н. Толстой «Акула».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya.docx | 50.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
Учитель: Черепанова Ю.В.
Тема урока: Исследуем законы рассказа. Л. Н. Толстой «Акула».
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: Формирование умения работать с текстом.
Задачи урока:
-Создать условия для знакомства с сюжетом произведения (формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте), обучение вдумчивому прочтению произведения.
- Формировать умение понимать авторский замысел.
- Совершенствовать умение анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки пересказа.
Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.
Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание к ним.
Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.
Основные понятия: поведение и переживания главного героя, поступки которого определяются его чувствами.
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор (презентация, видеофайл)
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Ход урока
I. Организационный момент. (слайд № 1 )
-Добрый день ребята, уважаемые гости!
Я очень рада видеть вас на уроке.
Ребята, подравняйтесь, настройтесь на урок!
Давайте поприветствуем гостей.
Улыбнитесь друг другу, присаживайтесь.
Я приглашаю вас отправиться в одно очень увлекательное путешествие по морям – по волнам. (слайд № 2 )
А для того, чтобы нам отправиться в путь, нам нужно взять с собой карту и хорошее настроение.
Итак, начинаем! Ребята, обратите внимание на экран, вам нужно составить из букв слова и прочитать их. Эти буквы находятся у вас в конверте на парте. Начинается работа в паре, кто готов поднимите руку.
ЬТАТИЧ (слайд № 3 )
ЬТАМУД
ЬТАДЮЛБНА
- Давайте проверим. Верно, ребята, сегодня на уроке мы с вами будем узнавать новое, читать, наблюдать, вспоминать, думать, радоваться успехам, а с неудачами будем бороться все вместе. (слайд № 4)
II. Речевая разминка. (слайд № 5-6 )
-Ребята, смотрите, а вот и первое задание . Вам нужно прочитать слова по слогам. Не все хором, а по рядам.
Первое слово читает вслух - первый ряд, второе слово - второй ряд, третье слово - третий ряд и т.д.
- Сколько слогов в каждом слове?
-Сколько всего слов с двумя слогами? (6)
- Прочитаем хором все слова целиком. (Кривых А., Слубских Ю.)
-Ребята, кто из вас может сказать, из какого произведения эти слова? (Прыжок) (слайд № 7 )
-Кто автор этого произведения? (Л.Н. Толстой) (слайд № 8 )
- Какие произведения Льва Николаевича вы читали?Вам знакомы? (Басни «Отец и сын», «Лгун», рассказ «Филиппок»).
III. Актуализация знаний.
-Сегодня мы с вами продолжим разговор о творчестве русского- писателя Л.Н.Толстого, а начнет беседу Кулакова Юлия.
Сообщение: (слайд № 7-11 )
Своё детство и большую часть жизни Лев Николаевич провел в имении Ясная Поляна под Тулой. Ему было полтора года, когда умерла его мама, но теплота большой и дружной семьи – отца, бабушки, тётки, трёх братьев и сестры – не давали возможности остро ощущать отсутствие матери.
Лев Николаевич прожил долгую жизнь и написал разные произведения. Много работал. Свои сочинения он по нескольку раз перерабатывал, по 10-12 раз переписывал, чтоб сделать их хорошими. Толстой любил труд, он занимался и крестьянской работой: пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова, строил избы, клал печи, шил сапоги. Он считал, что всякий труд полезен и нужен; уважать можно только такого человека, который всю жизнь трудиться. Очень долго Толстой жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди со всего мира. В соседней деревне Лев Николаевич устроил школу и стал учить крестьянских детей. «Азбуку», по которой учились ребята, он написал сам, придумав много занимательных рассказов для неё.
- Спасибо, Юлия!
Пока мы с вами будем плыть дальше, я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физминутка(слайд № 12-17 )
1.Взмахи руками.
2.Поворот с приседанием.
3.Наклоны в стороны.
4.Приседание.
5.Взмахи руками.
IV. Определение темы урока учащимися.
1. Загадка.
- Ребята, я очень люблю произведения Л.Н. Толстого. Но больше всего мне запомнился один из его рассказов, с которым я хочу вас сегодня познакомить. А как он называется, вы назовете сами, когда отгадаете загадку, будьте внимательны загадку слушаем до конца:
В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу,
Знают все прекрасно,
С ней играть опасно!
Зубы острые, как нож,
Лучше ты её не трожь!
– Это… Акула! (Слайд № 18 )
- Молодцы ребята!
- Что вам известно об этой грозной обитательнице многих морей и океанов?
Сообщение:
Акулы.
Это слово с ненавистью произносят рыбаки и моряки: акулы распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, нападают на людей. Тело акулы веретеновидное. Пасть в нижней части головы, похожая на поперечную узкую щель, усажана несколькими рядами зубов. Кожа многих акул покрыта чешуёй с острыми шипами. Поэтому даже лёгкое прикосновение акулы может оставить серьёзные раны. У всех акул скелет не костный, а из хрящей. Плавательного пузыря нет. Обитают акулы в нашей стране в Баренцевом, Балтийском, Чёрном, и дальневосточных морях.
- Как называется такой текст? (научно-популярный) Почему?
- Спасибо, Полина!
- Ребята, кто из вас уже догадался, о чём будет идти речь на уроке?
( На уроке мы будем знакомиться с произведением Л.Н. Толстого «Акула».)
- А цель нашего урока: будем учиться воспринимать произведение на слух и продолжать работать по учебнику.
2. Словарная работа. (слайд № 19-24 )
-Чтобы лучше понять рассказ, я предлагаю вам познакомимся с новыми словами, поучимся использовать их в речи. Для этого мы проведем словарную работу. Дело в том, что эти слова встретятся в тексте, и мы должны их понимать и правильно читать.
Артиллерист - это военнослужащий человек, стреляющий из пушки. (слайд № 19
Пустыня - большое песчаное незаселенное пространство. (слайд № 20 )
Африка – второй по величине после Евразии материк. (слайд № 21 )
В Африке есть самая большая пустыня – Сахара. Африка это тёплый материк, температура там летом +25 градусов, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (+16 градусов).
В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц в том числе и страусы, фламинго. (слайд № 22 )
Ропот - неясные, негромкие голоса. (слайд № 23 )
Застлал - закрыл туманом.
Хобот - упирающаяся в землю задняя часть пушки.
Фитиль - шнур для поджигания пороха. (1-2 человека читают все слова) (слайд № 24 )
- У кого мы можем узнать толкование неизвестных нам слов?
- А где мы можем прочитать об этих словах?( Любое толкование слов мы можем посмотреть с словаре С.И.Ожигова).
3. Первичное знакомство с произведением
а. Работа с иллюстрацией в учебнике к рассказу - с.42.
- Откройте учебник на странице 42. Обратите внимание на иллюстрацию. Что мы видим? (Корабли)
Верно, на ней изображены большие парусные корабли, которые в давние времена служили основным средством дальних морских плаваний.
Корабль, изображённый на переднем плане рисунка, стоит на якоре, который на очень длинной цепи опущен на дно. Это военный корабль. У него на вооружении много орудий - корабельных пушек. Чтобы выстрелить из такой пушки, надо было поднести фитиль с огнём к стволу (хоботу) и у специального отверстия поджечь порох. Пушки обслуживали матросы – артиллеристы. Ими командовал офицер.
Об истории, случившейся однажды на таком корабле и рассказал Л.Н. Толстой.
б. Просмотр видеофайла до слов «Акула плыла прямо на мальчика…»
-Отодвиньте учебник в сторону, но не закрывайте, так как текст сначала мы будем не читать ,а слушать.
-А так же подумайте и скажите, где происходят события в произведении? Постарайтесь прочувствовать всё, что услышите.
Первая остановка.
-Ребята, как вы считаете, что будет дальше?
-Чем закончится рассказ?
в. Слушание рассказа до конца.
Беседа по первым впечатлениям.
Где разворачиваются события в произведении Л.Н.Толстого «Акула»?
( показ Африки на карте)
- Какая угроза нависла над мальчиками?
- Как можно было избежать её с самого начала?
- Ребята, какие вы испытали чувства при прослушивании этого рассказа?
(Чувство радости…
Чувство тревоги, когда заметили акулу с палубы.
Чувство опасности, волнения, когда мальчики старались уплыть от акулы.
Чувство страха, когда артиллерист выстрелил)
-Ребята, перечислите героев данного произведения?
V. Вторичное знакомство с произведением с последующим анализом.
1.Работа по учебнику стр.42-43
-Подготовьтесь прочитать текст и постарайтесь ответить на вопрос, кто был главным героем произведения?(чтение текста)
-Вот мы и прочитали текст Л.Н.Толстого «Акула». Кто главный герой рассказа?
(выборочное чтение)
- Анализ прочитанного.
-Кто был главным героем данного произведения?
-Подумайте, кто из героев участвует почти во всех эпизодах? (артиллерист)
- Как артиллерист отнесся к забавам своего сына?
- Как он ведет себя в момент опасности? (стр. 43 прочитайте)
-Что он крикнул?
- Почему, когда все пытались спасти мальчиков, отец одного из них стоял на палубе и ничего не предпринимал, хотя отдал приказ вернуться? (его сковал страх и отчаяние за детей, мальчики были на волоске от смерти).
- Какие же чувства он переживает на протяжении всего рассказа?
(сначала радость, потом тревогу, страх, потом облегчение)
- Какие качества, черты характера старого артиллериста проявились в данном рассказе (решительность, смекалка, мастерство, храбрость, любовь к сыну).
-Так кто же на самом деле главный герой рассказа? (артиллерист)
- Зачем нужны остальные действующие лица в рассказе? (они помогают раскрыть черты характера артиллериста)
- Каковы могли быть последствия выстрела?
- Как вы думаете, легко ли было отцу принять такое решение? (нет, но когда он понял, что дети находятся на волоске от смерти, то сильные отцовские чувства, смелость, ответственность придали ему уверенности и решительности)
- Ребята, мы с вами очень часто говорим об ответственности. Как порой бывает трудно выбрать правильное решение, от которого может быть зависит и жизнь человека.
- Для чего он написал свое произведение? Что автор хотел донести до читателя?
(Чтобы показать самоотверженную любовь родителей к детям;
Чтобы показать, как переживают родители за детей;
Как любовь отца помогла ему правильно действовать в решительный момент;
Как безответственность мальчиков чуть не привела к трагедии.)
VI. Итог урока. (слайд № )
1.Беседа.
Вот и подходит к концу наш урок. С каким произведением познакомились?
-Кто автор данного произведения?
- Что нового вы узнали о жизни великого русского писателя?
(Очень любил детей; открыл школу для крестьянских детей и сам там преподавал; написал «Азбуку» ; жил в Ясной Поляне, где сейчас находится музей).
2.Сопоставление рассказов «Прыжок» и «Акула» (слайд №25 )
-Что объединяет рассказы «Прыжок» и «Акула»? (события происходят на корабле, несчастный случай с мальчиками)
-Кто находит выход из опасной сложившейся ситуации? («Прыжок»- капитан, «Акула» старый артиллерист)
-Какие чувства испытывал капитан и старый артиллерист , когда их дети оказались в сложной ситуации?
- Какие черты характера, помогают главным героям выйти из сложившейся ситуации. (смелость , решительность, мужество, мастерство)
3. Пример из личной жизни ребенка.
Вы когда-нибудь попадали в сложную ситуацию? Кто вам приходил на помощь?
-Оба рассказа учат нас с вами быть более предусмотрительными и быть ответственными за свое поведение.
VII. Домашнее задание по выбору.
-Понравилось ли оно вам? Чем?
- Вот и подошло к концу наше путешествие на корабле. Я предлагаю вам вернуться с корабля в класс и записать домашнее задание. (слайд № 26 )
- Ребята, обратите внимание на слайд (слайд № 27 )
Я вам сейчас оглашу три варианта домашнего задания, вы выберите один из вариантов и отметьте его.
(читает учитель)
- Найти в тексте завязку, кульминацию и развязку событий.
- Прочитать текст и нарисовать в тетради ту картину (рисунок), которая возникла в твоём воображении при чтении.
- Прочитать рассказ «Акула».
-Приведите порядок на рабочем месте.
-Спасибо за работу на уроке! (слайд № 28 ).
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Изображение героев в рассказе Л. Н. Толстого "Акула"
1. Урок направлен на развитие речи, эмоциональной сферы, воображения, умения работать в группах, воспитания чувства сопереживания, умения ...
Литературно - методический анализ и конспект урока по рассказу Л.Н. Толстого «Акула» УМК «Школа России»
Работа включает в себя литературно-методический анализ и конспект урока для 3 класса. Работа будет полезна учителям начальных классов....
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...
Конспект урока в 3 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Акула»
Конспект урока в 3 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Акула»...
Конспект урока литературного чтения "Рассказ Л.Н.Толстого "Акула"
Конспект урока литературного чтения в 4 классе УМК "!Навчальная школа 21 векка"...
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по рассказу Л.Н. Толстого "Акула"
1. Познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого «Акула»; пробудить познавательную активность; формировать умение подтверждать свои ответы текстом произведения.2. Развивать речь, наб...
Исследуем законы рассказа. Л. Н. Толстой «Акула».
Исследуем законы рассказа. Л. Н. Толстой «Акула»....