Исследуем законы рассказа. Л. Толстой «Акула».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Работа над развитием читательских умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.24 КБ |
![]() | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Исследуем законы рассказа. Л. Толстой «Акула». | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Обсуждение (коллективное) главной мысли произведения | Воспринимать на слух произведение, которое читает учитель. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Определять главную мысль произведения, находить части текста, доказывающие высказанное суждение. Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях |
Слайд 1
Прием «Корзина понятий».
Чтение без рассуждения - скучное развлечение. - гласит китайская мудрость..
На уроке литературного чтения продолжим работать над развитием читательских умений, значит, будем читать, рассуждать, анализировать.
-Рассмотрите выставку книг Слайд 2.
- Что вы об этих книгах можете сказать?
Дети: На обложках не указан автор. Мы книги этого автора уже читали. Это произведения Льва Николаевича Толстого.
Слайд 3 Какие качества ценит автор и воспевает в своих произведениях?
Стадия вызова:
Знаете ли вы, ребята, у кого из живых существ зубы треугольной формы? (Это акула).
Что вы знаете об акулах? Хищные рыбы. (ответы детей)
Видеоролик 4
В водах Мирового океана насчитывается около 350 различных видов акул.
Учёные установили ,что появились они раньше динозавров.
Акулы очень прожорливы и вечно голодные. Это не удивительно - акулы вынуждены постоянно находиться в движении. А движение требует затрат энергии, которая восполняется пищей.
Может ли акула стать темой нашего урока? (Да, если она будет героем литературного произведения).
Сформулируйте тему урока . (Тема урока – рассказ Л.Н. Толстого «Акула».)
С чем мы познакомимся на уроке? (С новым рассказом «Акула», с героями рассказа.).
Чему будем учиться? (Будем учиться анализировать произведение, размышлять над поступками и действиями героев).
Я приглашаю вас в путешествие к берегам материка Африка . Представьте ,что мы плывём на этом корабле, по теплому синему морю. Светит ласковое солнышко, вам хорошо и тепло ,горячий пустынный ветер дует в паруса.
Прием «Чтение обучающимися».
Прием «Мозговой штурм».
От чьего имени идет повествование? (От лица автора).
Что вас взволновало в рассказе? (Описание купания мальчиков в открытом море).
Было ли вам страшно? ( Да, когда акула поплыла к детям).
Музыкальная физкультминутка.
Какое морское животное вызывает у людей чувство спокойствия и надежности? (Дельфин).
Я – дельфин, живу на море.
Никогда ни с кем не спорю.
Просто по волнам лечу,
И со всеми я дружу!
Анализ произведения, ответы на вопросы
Вспомните композицию литературного произведения.
Расскажите о завязке сюжета? («Мальчики купались в открытом море, и кто – то крикнул:«Акула!»).
Как дальше развивались события?( Матросы на лодке поплыли спасать мальчиков, но акула была близко около мальчиков; они ее заметили, завизжали и поплыли в разные стороны; артиллерист побежал к пушке).
Кульминация рассказа. ( Выстрел из пушки).
Какова развязка сюжета? ( Акула была убита, а мальчиков доставили на корабль).
Лексическая работа
В рассказе есть незнакомые вам слова. Найдите правильное объяснение значения слов
Артиллерист – человек, состоящий на военной службе в артиллерии.
Фитиль - горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов.
-Какие у Вас возникли чувства?
- Что произойдет дальше?
Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими
Из предложенных фразеологизмов подобрать те, которые подходят к данному рассказу. Объяснить, почему.
Душа в пятки ушла | Быть осмотрительным, осторожным, не доверять кому-либо. |
Лёгок на помине | Сильно взволнован, расстроен; потерял покой, спокойствие, |
Сам не свой | подвергать опасности, стоит рискнуть, попробовать. |
Риск – благородное дело | появление в момент разговора о нем. |
Держать ухо востро | сильно испугался чего-либо . |
Работа в парах
памятки с объяснением значения некоторых незнакомых слов. Прочитайте их самостоятельно, объясните друг другу.
сорвался с места - побежал что было сил;
понатужься - собери силы;
подле пушки - около пушки;
взял фитиль – зажёг фитиль.
пушка - длинноствольное орудие для стрельбы на дальнее расстояние
Повторное аналитическое чтение по частям, составление плана
Почему капитан устроил купальню для матросов в парусе? («Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары»).
Как случилось, что мальчики оказались в открытом море? («Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море»).
Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища сначала? («Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему:- Не выдавай! Понатужься!»).
Когда артиллериста охватил страх? («Вдруг с палубы кто-то крикнул: "Акула!" - и все мы увидали в воде спину морского чудовища. Акула плыла прямо на мальчиков»).
Какие чувства испытывал отец мальчика? ( Испуг, страх за жизнь сына и его друга, чувствовал себя беспомощным.)
Какие попытки были предприняты взрослыми, чтобы спасти детей? («Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая вёсла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были ещё далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов»).
Что вывело артиллериста из состояния оцепенения? («Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны»).
Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками?
( Он сделал все, что было в его силах, и им снова овладело чувство беспомощности, страха за жизнь мальчиков).
Какие чувства он испытал в этот момент? (Чувство страха, горя).
Какие чувства испытали мальчики? (Страх, отчаяние).
Тема смелости, отваги, выносливости близка Льву Николаевичу, т.к. он сам служил в армии и участвовал в Крымской войне, командуя батареей в осажденном Севастополе, и отличался от других именно этими качествами.
Восстановление последовательности событий рассказа и сопоставите с настроение героев рассказа
Название части | Настроение |
1.Купальня в парусе. | Спокойное |
2.Мальчики в открытом море. | Волнение |
3.Акула. | Тревога, страх |
4.Выстрел. | Ужас |
5.Дети спасены. | Радость и облегчение |
-Лев Толстой заставил пережить нас и тревогу, и беспокойство, и волнение, которое переходит в страх, а в конце рассказа – радость и облегчение.
Перекрестная дискуссия: Аргументы за Аргументы против Вопросы для дискуссии:
1.Согласны ли вы с тем, что акула – главный герой рассказа? 2. Согласны ли вы с тем, что купание в открытом море на парусе безопасно?
3. Согласны ли вы с тем, что ребята могли услышать крик артиллериста?
4. Согласны ли вы с тем, что матросы могли спасти мальчиков?
5. Согласны ли вы с тем, что артиллерист поступил правильно?
- Творческая работа
- А сейчас поработаем в группах над составлением «синквейна» (опорные слова АКУЛА, АРТИЛЛЕРИСТ)
1. Написать имя существительное по теме.
2. Два имени прилагательных
3.Три слова-действия
4. Предложение
5. Слово-смысл темы.
Рефлексия.
Почему писатель назвал рассказ «Акула»? (События происходят из-за появления акулы).
О чем хотел сказать нам писатель своим произведением?
(О том, как любят родители своих детей; что ради детей родители могут совершить поступки, которые спасут жизнь детям; о том, как важно принять правильное решение в минуту опасности).
Чему учит рассказ? (Нужно думать о том, что ты делаешь, потому что из-за баловства мальчиков получилась эта ситуация).
Какие чувства вы испытали за время слушания рассказа? (Волнение, тревогу, страх, радость, облегчение).
Домашнее задание:
Задание по выбору: Творческий пересказ от лица мальчика;
Нарисовать иллюстрацию к рассказу.
Итоговая рефлексия.
Выразите свои впечатления от работы на уроке. У вас на столе жетоны двух цветов: желтого и красного. На доске вы видите изображение двух парусников. Прикрепите жетоны желтого цвета к парусу первого парусника, если вы довольны своей работой на уроке, жетоны красного цвета на второй парусник, если своей работой на уроке вы не довольны. Оценивание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лев Николаевич Толстой
Спасибо за работу! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Изображение героев в рассказе Л. Н. Толстого "Акула"
1. Урок направлен на развитие речи, эмоциональной сферы, воображения, умения работать в группах, воспитания чувства сопереживания, умения ...
Тема: «Кульминационные моменты в рассказе Л.Н. Толстого «Акула»
На уроке продолжается знакомство с творчеством Л. Н. Толстого. Обучающиеся учатся находить опорные слова для пересказа, которые помогают описать эмоциональное состояние героя, его по...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/09/picture-266955-1376050833.jpg)
Литературно - методический анализ и конспект урока по рассказу Л.Н. Толстого «Акула» УМК «Школа России»
Работа включает в себя литературно-методический анализ и конспект урока для 3 класса. Работа будет полезна учителям начальных классов....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/17/picture-294430-1379442563.jpg)
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-333326-1389287942.jpg)
Конспект урока в 3 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Акула»
Конспект урока в 3 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Акула»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/25/picture-1490907-1700933464.jpg)
Исследуем законы рассказа. Л. Н. Толстой «Акула».
Исследуем законы рассказа. Л. Н. Толстой «Акула»....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/25/picture-1490907-1700933464.jpg)
Конспект урока "Исследуем законы рассказа. Л. Н. Толстой «Акула»"
Исследуем законы рассказа. Л. Н. Толстой «Акула»....
- Мне нравится (1)